шариковый упорно-радиальный подшипник

Классы МПК:F16C19/18 многорядные 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Рефмашпром" (RU),
Королев Альберт Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-12-20
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в верхней опоре передней подвески легковых автомобилей. Номинальный угол контакта в шариковом упорно-радиальном подшипнике соответствует соотношению радиальной и осевой составляющих внешней нагрузки и равен шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 0=arctg((m·Рr)1/3/Ро1/3 ), а разница диаметров окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец пропорциональна размерам профилей дорожек и тел качения:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 ,

где шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 D - разница диаметров окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец; Ро и Рr - действующие на подшипник соответственно осевая и радиальная нагрузки; шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 0 - номинальный угол контакта в подшипнике; ds - диаметр шариков; rg0 - средний радиус профиля дорожек качения противоположно расположенных колец; m - коэффициент, зависящий от количества шариков в подшипнике (при z=8 m=2,82, при z=20 m=3,59, при z=46 m=3,99, а при zшариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 m=4,32). Технический результат: обеспечение рациональной геометрии контакта в подшипнике, за счет этого снижение нагрузок на шарики и повышение работоспособности подшипника. 1 ил.

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

Формула изобретения

Шариковый упорно-радиальный подшипник, в котором диаметры окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец имеют разную величину, точки контакта шариков с кольцами расположены на боковой поверхности дорожек качения, а угол контакта отличен от нуля, отличающийся тем, что номинальный угол контакта в подшипнике соответствует соотношению радиальной и осевой составляющих внешней нагрузки и равен шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 о=arctg((m·Рr)1/3/Ро1/3 ), а разница диаметров окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец пропорциональна размерам профилей дорожек и тел качения:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

где шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 D - разница диаметров окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец;

Ро и Рr - действующие на подшипник соответственно осевая и радиальная нагрузки;

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 о - номинальный угол контакта в подшипнике;

ds - диаметр шариков;

rgо - средний радиус профиля дорожек качения противоположно расположенных колец;

m - коэффициент, зависящий от количества шариков в подшипнике (при z=8 m=2,82, при z=20 m=3,59, при z=46 m=3,99, а при zшариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 m=4,32).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в верхней опоре стойки передней подвески легковых автомобилей.

Известны конструкции упорных подшипников, имеющих одну пару колец и расположенные между ними шарики [1, 2]. Недостатком этих подшипников является то, что они не способны воспринимать помимо осевых значительные радиальные нагрузки.

Известны конструкции упорно-радиальных роликовых подшипников, имеющих одну пару колец и расположенные между ними конические ролики [3]. Эти подшипники могут воспринимать радиальные нагрузки, но они сложны в конструкции, очень чувствительны к перекосам колец и имеют повышенный момент трения.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является конструкция шарикового упорно-радиального подшипника, в котором диаметры окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец имеют разную величину, точки контакта шариков с кольцами расположены на боковой поверхности дорожек качения, а угол контакта отличен от нуля (RU Патент № 2271482, МПК F16C 19/18) [4]. Подшипник включает в себя не менее 2-х рядов тел качения одинакового диаметра и столько же пар противоположно расположенных колец, а сумма расстояний контактных точек дорожек качения каждой пары колец от своих базовых торцов равны между собой.

Недостатком данной конструкции является пониженная работоспособность, так как положение контактных точек, а следовательно, и угла контакта в подшипнике не связаны с действующими внешними нагрузками, что вызывает повышенные нагрузки на шарики.

Задачей изобретения является устранение указанного недостатка, а именно обеспечения рациональной геометрии контакта в подшипнике, за счет этого снижение нагрузок на шарики и повышение работоспособности подшипника.

Техническим результатом изобретения является снижение нагрузки на шарики, обеспечивающего повышение работоспособности подшипника.

Поставленная задача решается тем, что в известной конструкции шарикового упорно-радиального подшипника, в котором диаметры окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец имеют разную величину, точки контакта шариков с кольцами расположены на боковой поверхности дорожек качения, а угол контакта отличен от нуля, номинальный угол контакта в подшипнике соответствует соотношению радиальной и осевой составляющих внешней нагрузки и равен шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 0=arctg((m·Pr)1/3/Ро1/3 ), а разница диаметров окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец пропорциональна размерам профилей дорожек и тел качения:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

где шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 D - разница диаметров окружностей дорожек качения пары противоположно расположенных колец;

Po и Pr - действующие на подшипник соответственно осевая и радиальная нагрузки;

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 0 - номинальный угол контакта в подшипнике;

ds - диаметр шариков;

rg0 - средний радиус профиля дорожек качения противоположно расположенных колец;

m - коэффициент, зависящий от количества шариков в подшипнике (при z=8 m=2,82, при z=20 m=3,59, при z=46 m=3,99, а при zшариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 m=4,32). Поставленная задача решается тем, что указанный угол контакта обеспечивает минимальную нагрузку на шарики, возникающую под действием внешней нагрузки, а указанная разница диаметров окружностей дорожек качения обеспечивает минимальное колебание нагрузки на шарики при возникновении погрешностей изготовления подшипника, что обеспечивает повышение его работоспособности.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена конструкция упорно-радиального подшипника качения.

Из фиг.1 видно, что упорно-радиальный подшипник состоит из пары противоположно расположенных колец 1 и 2, имеющих дисковую форму, и расположенных между ними шариков 3. Дорожки качения имеют круговую форму профиля с радиусами rg1 и r g2. Диаметры дорожек качения D1 и D2 проходят через центры радиусов профиля и имеют у кольца 1 и кольца 2 разную величину: D1шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 D2. Поэтому точки контакта шариков с профилями дорожек качения кольца 1 и кольца 2 располагаются на боковой поверхности дорожек качения с разной стороны от оси симметрии шариков. В результате этого линия контакта, соединяющая две противоположные точки контакта каждого шарика с дорожками качения, располагается под углом контакта шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 относительно оси шарика, параллельной оси вращения подшипника.

Упорно-радиальные подшипники используют в тех случаях, когда на подшипник действуют произвольно направленные нагрузки. Эти нагрузки обычно раскладывают на 2 составляющие: осевую Po, действующую вдоль оси вращения подшипника (фиг. 1), и радиальную Pr, действующую в радиальном направлении подшипника. Нагрузки Po и Pr передаются на шарики, которые взаимодействуют с дорожками качения.

Осевая нагрузка распределяется между шариками равномерно. Радиальная нагрузка на шарики действует не равномерно. Наибольшая нагрузка действует на шарик, находящийся вблизи направления действия радиальной нагрузки. На шарики, находящиеся с противоположной стороны, радиальная нагрузка действие не оказывает.

Несложно показать, что под действием внешней нагрузки на наиболее нагруженном шарике возникает следующая результирующая сила, направленная по нормали к поверхности его контакта с дорожками качения:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

где z - количество шариков в подшипнике;

Po и Pr - действующие на подшипник соответственно осевая и радиальная составляющие внешней нагрузки;

m - коэффициент, учитывающий неравномерное распределение радиальной нагрузки между шариками (при z=8 m=2,82, при z=20 m=3,59, а при zшариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 m=4,32);

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 - угол контакта в шарикоподшипнике.

С увеличением значения угла контакта в подшипнике шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 нагрузка на шарик сначала уменьшается, затем стабилизируется, а при дальнейшем увеличении угла шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 возрастает. На основе методов дифференциальной геометрии из равенства (1) определяется номинальный угол контакта шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 o, обеспечивающий минимальную нагрузку на шарики:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

Как видно из (2), номинальный угол контакта зависит только от соотношения радиальной и нормальной нагрузок и числа шариков в подшипнике.

В случае, если подшипник работает при разных внешних нагрузках, то номинальное значение угла контакта шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 o должно соответствовать наиболее неблагоприятным и наиболее нагруженным условиям работы подшипника.

Фактический угол контакта в упорно-радиальном подшипнике зависит от геометрических параметров дорожек и тел качения:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

где D1 и D2 - диаметры дорожек качения 1-го и 2-го колец;

rg1 и rg2 - радиусы профилей дорожек качения;

ds - диаметр шарика.

При колебании значений указанных параметров изменяется угол контакта в подшипнике. Поэтому пределы допустимых колебаний значений геометрических параметров подшипника, а именно радиусов профиля дорожек качения, диаметров шариков и диаметров окружностей дорожек качения, ограничивают допустимыми колебаниями угла контакта и допустимой нагрузкой на шарики.

Для того, чтобы обеспечить в подшипнике рациональный диапазон угла контакта, разница между диаметрами дорожек качения пары противоположных колец должна быть равна:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

где rgo - среднее между допустимыми значениями радиуса желоба в подшипнике: rgo =0,5·(rgmin+rgmax);

fgmin и rgmax - соответственно минимальный и максимальный размеры радиуса профиля дорожек качения.

Пример: Требуется определить конструкцию упорно-радиального подшипника, устанавливаемого в верхнюю опору передней стойки автомобилей ВАЗ марки «Калина» и «Приора». Условия работы подшипника: номинальная осевая нагрузка Pon=3760 Н, номинальная радиальная нагрузка Prn=446 Н. С учетом действия динамических нагрузок максимальная осевая нагрузка составляет Pom=9950 Н, максимальная радиальная нагрузка Pr m=1254 H. Допустимая максимальная нагрузка на шарики ps max=800 H.

Из конструктивных соображений выбираем номинальный диаметр дорожки качения D=76,7 мм, а диаметр шарика равным ds=5 мм. Радиусы желобов колец подшипника обычно назначают в соответствии с диаметром шариков: rg=(0,52-0,53)·ds. Тогда радиусы желобов: rgmin=0,52·ds=2,6 мм; rgmax=0,53·ds=2,65 мм. Следовательно, rg o=0,525·ds=2,625 мм. Количество шариков z равно 46 (m=3,99).

Оптимизацию геометрических параметров подшипника осуществляем для условий максимального нагружения - в условиях действия динамических нагрузок. Номинальный угол контакта в подшипнике, при котором на шарики будет действовать минимальная нагрузка, определяем из соотношения (2).

При действии на подшипник динамической внешней нагрузки:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

Номинальный угол контакта при номинальной внешней нагрузки:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

Принимаем номинальный угол контакта в подшипнике равным шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 o=38,49°, так как он соответствует номинальному углу контакта при максимальной внешней нагрузки.

По формуле (4) определяем разницу диаметров дорожек качения первого и второго колец:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 D=2·5·(2·0,525-1)·sin36,42°=0,311 мм.

При номинальном диаметре дорожки качения, равном D=76,7 мм, определяем номинальный диметр дорожки качения первого и второго колец:

D1=D-0,5·шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 D=76,544 мм; D2=D+0,5·шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 D=76,856 мм.

Допуск на размеры диаметров дорожек качения назначают в сторону уменьшения у большего из размеров и в сторону увеличения у меньшего из размеров диаметров дорожек качения. Окончательно принимаем D1=76,54+0,02 ; D2=76,86-0,02.

Осуществляем проверку степени нагруженности шариков, которая возникает из-за возможной погрешности радиусов профилей дорожек качения. Сначала по формуле (3) находим предельно возможные колебания угла контакта в подшипнике:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

Тогда по формуле (1)

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

Таким образом, максимальная нагрузка на шарики во всем диапазоне возможных изменений в подшипнике почти в 2 раза меньше допустимой psmax, что обеспечивает высокий запас работоспособности подшипника. Отклонения возможных нагрузок psn и psv на шарики, возникающие в результате погрешности размеров деталей подшипника, отличаются от минимально возможной нагрузки pso незначительно, что обеспечивает высокую стабильность работы подшипника.

Для сравнения, если в качестве данного подшипника использовать упорно-радиальный подшипник с произвольно взятым углом контакта, например, шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 =6°, то

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501 D=2·5·(2·0,525-1)·sin6°=0,052 мм.

Тогда D1=76,67+0,02; D2=76,73 -0,02.

Несложно определить, что фактическое значение угла контакта при той же точности изготовления деталей подшипника будет находиться в пределах:

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

а нагрузка на шарики будет составлять

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

шариковый упорно-радиальный подшипник, патент № 2481501

Таким образом, при угле контакта, не соответствующем предлагаемому в изобретении, фактическая нагрузка на шарики может возрастать до 7 раз и более от минимально возможной, получаемой при номинальном угле контакта, что приводит к резкому снижению работоспособности подшипника. Так как во всем возможном колебании угла контакта в подшипнике нагрузка на шарики превосходит максимально допустимую psmax, то подшипник оказывается не работоспособным.

Предлагаемая конструкция может использоваться не только для упорно-радиальных, но и для радиально-упорных подшипников.

Технико-экономическая эффективность предлагаемой конструкции подшипника заключается в следующем:

1. Снижается нагрузка на шарики и повышается работоспособность подшипника.

2. Снижается трудоемкость и стоимость проектных работ.

3. Упрощается производство подшипников.

Источники информации

1. ГОСТ 7872-89 Подшипники упорные шариковые одинарные и двойные. Технические условия.

2. ISO 104:2002 Подшипники качения - Упорные подшипники - Основные размеры, генеральный план.

3. ГОСТ 9942-90 Подшипники упорно-радиальные роликовые сферические одинарные. Технические условия.

4. RU Патент № 2271482, МПК F16C 19/18. Упорно-радиальный многорядный подшипник качения.

Класс F16C19/18 многорядные 

шариковый бессепараторный подшипник качения -  патент 2523872 (27.07.2014)
шариковый бессепараторный подшипник качения -  патент 2523871 (27.07.2014)
шариковый бессепараторный подшипник качения -  патент 2523357 (20.07.2014)
валик в сборе, подшипниковый узел и поддерживающие ролики конвейера, содержащий их -  патент 2520990 (27.06.2014)
двухрядный шариковый подшипник качения -  патент 2488721 (27.07.2013)
двухрядный шариковый подшипник качения -  патент 2479763 (20.04.2013)
подшипник староверова -  патент 2479762 (20.04.2013)
многорядный подшипник качения и узел подшипника ступицы колеса с упомянутым подшипником качения -  патент 2442036 (10.02.2012)

асимметричный трехрядный подшипник качения и подшипниковый узел ступицы колеса с указанным подшипником качения -  патент 2429392 (20.09.2011)
многорядный симметричный подшипник качения и подшипниковый узел ступицы колеса с упомянутым подшипником качения -  патент 2428596 (10.09.2011)
Наверх