способ стимулирования развития голосовой активности ребенка
Классы МПК: | G09B19/04 риторике |
Патентообладатель(и): | Лазарев Михаил Львович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-08-01 публикация патента:
10.05.2013 |
Изобретение относится к педиатрии и касается приемов и средств развития голосовой активности детей грудного возраста. Во время занятий выполняют аудиозапись произносимых ребенком звуков и составляют фонотеку звуков. Для каждого записанного звука формируют информационную карту, имеющую, по меньшей мере, три информационных поля. Первое информационное поле служит для записи и сохранения информации о звуковых характеристиках записанного звука. Второе информационное поле предназначено для записи черно-белого или цветного изображения, ассоциирующегося с этим звуком, а третье информационное поле - для записи текстовой или символьной информации, соответствующей записанному звуку. На последующих занятиях воспроизводят записанные звуки и звукосочетания, произнесенные ребенком на предыдущих занятиях. Воспроизводят ребенку звуки, которые вызывают реакцию ребенка, с одновременным воспроизведением правильного произношения этих звуков. Записывают звуки, произнесенные ребенком после воспроизведения правильного произношения звуков. Уточняют записи в информационных полях информационной карты. Занятия повторяют до тех пор, пока ребенок не научится правильно произносить звуки и/или звукосочетания. Техническим результатом изобретения является ускорение речевого развития детей грудного возраста и формирования у ребенка основ для речевого общения с другими детьми и взрослыми. 10 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.
Формула изобретения
1. Способ стимулирования развития голосовой активности ребенка, включающий периодические индивидуальные занятия обучающего с ребенком в состоянии бодрствования с вербальным общением с ребенком на каждом занятии, при этом во время занятий выполняют аудиозапись первого произнесенного ребенком звука и/или звукосочетания и каждого нового голосового проявления вербальной активности ребенка и составляют фонотеку звуков и звукосочетаний, произнесенных ребенком; для каждого записанного звука и/или звукосочетания формируют информационную карту, имеющую, по меньшей мере, три информационных поля: первое информационное поле - для записи и сохранения информации о звуковых характеристиках записанного звука и/или звукосочетания, при этом для заполнения первого информационного поля прослушивают записанный звук и/или звукосочетание, генерируют транскрипцию записанного звука и/или звукосочетания и записывают эту транскрипцию в качестве звуковой характеристики в первом информационном поле; второе информационное поле - для записи черно-белого или цветного изображения, ассоциирующегося с ситуацией, в которой был произнесен этот звук и/или звукосочетание; и третье информационное поле для записи текстовой или символьной информации, соответствующей записанному звуку, и/или звукосочетания; и записывают в фонотеку правильное произношение звуков и/или звукосочетаний, относящееся к данному произнесенному ребенком звуку и/или звукосочетанию; далее для последующих занятий отбирают соответствующие информационные карты и на занятии для ребенка в состоянии бодрствования, по меньшей мере, один раз воспроизводят записанные звуки и звукосочетания, произнесенные ребенком на предыдущих занятиях, отбирают звуки и звукосочетания, которые вызывают реакцию ребенка и повторное произношение ребенком этих ранее произнесенных им звуков и/или звукосочетаний, и далее, воспроизводят ребенку эти звуки и/или звукосочетания с одновременным воспроизведением правильного произношения этих звуков и/или звукосочетаний, записывают звуки и/или звукосочетания, произнесенные ребенком после воспроизведения правильного произношения звуков и/или звукосочетаний, и уточняют записи в информационных полях информационной карты, при этом занятия повторяют до тех пор, пока ребенок не научится правильно произносить звуки и/или звукосочетания.
2. Способ по п.1, в котором при записи в фонотеку правильного произношения звуков и/или звукосочетаний используют голос матери и/или отца ребенка.
3. Способ по п.1, в котором для произносимых ребенком звуков подбирают близкую по звучанию ноту и записывают в третьем информационном поле информационной карты нотный стан и эту ноту, а в фонотеку записывают правильное звучание этой ноты.
4. Способ по п.3, в котором количество информационных карт равно количеству нот нотной грамоты.
5. Способ по п.4, в котором, по крайней мере, одна сторона информационной карты выполнена окрашенной, при этом каждой ноте соответствует свой цвет.
6. Способ по п.5, в котором ребенку на занятии при воспроизведении отдельной ноты, записанной в фонотеке, демонстрируют информационную карту соответствующего цвета.
7. Способ по п.5, в котором ребенку на занятии при воспроизведении отдельной ноты, записанной в фонотеке, демонстрируют несколько цветных информационных карт и предоставляют ребенку возможность выбрать информационную карту соответствующего цвета.
8. Способ по п.7, в котором при выборе ребенком информационной карты соответствующего цвета повторно воспроизводят ноту, соответствующую этой информационной карте.
9. Способ по п.5, в котором ребенку на занятии последовательно воспроизводят несколько нот и одновременно демонстрируют в той же последовательности информационные карты, соответствующие этим нотам.
10 Способ по п.1, в котором во втором информационном поле помещают рисунок, соответствующий объекту, на который обращено внимание ребенка при произнесении звука и/или звукосочетания, и при воспроизведении на занятии этого звука и/или звукосочетания и его правильного произношения демонстрируют ребенку эту информационную карту с рисунком.
11. Способ по любому из пп.1-10, в котором занятия с ребенком проводят в форме игры.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к педиатрии и касается приемов и средств развития детей грудного возраста, преимущественно для развития голосовой активности ребенка, чтобы стимулировать ускоренное развитие голосовой активности ребенка для общения с окружающими.
Технический уровень
Обучение правильному произношению слов и звуков является актуальной проблемой при работе с детьми дошкольного возраста и, особенно, при работе с детьми раннего дошкольного возраста.
Известен способ обучения чтению и связной устной речи с использованием демонстрационных средств, в соответствии с которым демонстрационные средства состоят из образцов иллюстративного и текстового материала и представляют собой две информационные карты, при этом на первой информационной карте записывают визуальное изображение объекта, а на второй информационной карте записывают текстовую информацию об этом объекте. Обучающий демонстрирует последовательно комплект информационных карт и вслух произносит значение каждой иллюстрации - текстовой материал второй информационной карты (см. патент РФ № 2225040 по кл. G09B 1/00 от 27.02.2004). Известный способ успешно используется при обучении детей дошкольного возраста, начиная с 2,5-4 лет, когда ребенок уже овладел речью и навыками вербального общения.
Известен способ обучения чтению и связной устной речи с использованием демонстрационных средств, в соответствии с которым при обучении правильному произношению подготавливают информационные карты, каждая из которых содержит как минимум два информационных поля, при этом на первом информационном поле записывают текстовую информацию, например, одну гласную букву или слог, включающий в себя одну гласную букву, а на втором информационном поле записывают транскрипцию этой гласной буквы. Обучающий демонстрирует информационные карты с записанной в первом информационном поле гласной буквой, произносит ее, записывает транскрипцию данной буквы во второе информационное поле и несколько раз правильно произносит данную гласную букву или сочетание гласной и согласной букв. Обучаемый повторяет действия обучающего для закрепления правильного произношения (см. патент РФ № 2168770 по кл. G09B 1/00 от 10.06.2001). Данное изобретение может быть использовано только при обучении детей, уже овладевших речью и навыками вербального общения.
Известные способы предназначены для развития речи детей дошкольного возраста, начиная с 2,5 лет, когда ребенок уже овладел навыками вербального общения с другими детьми и взрослыми. Однако для активного развития у ребенка навыков вербального общения требуется стимулировать голосовую активность ребенка с самого раннего грудного возраста, как только он сам начинает проявлять голосовую активность.
Раскрытие изобретения
Задачей настоящего изобретения является разработка способа стимулирования развития голосовой активности ребенка, который даст возможность активно воздействовать на процесс развития речи у ребенка грудного возраста, начиная с периода формирования речи у ребенка, стимулируя активное участие ребенка, чтобы способствовать раннему речевому развитию ребенка и исключить или значительно уменьшить задержки речевого развития ребенка.
Для решения поставленной задачи предлагается способ стимулирования развития голосовой активности ребенка, включающий: периодические индивидуальные занятия обучающего с ребенком в состоянии бодрствования с вербальным общением с ребенком на каждом занятии, при этом во время занятий выполняют аудиозапись первого произнесенного ребенком звука и/или звукосочетания и каждого нового голосового проявления вербальной активности ребенка и составляют фонотеку звуков и звукосочетаний, произнесенных ребенком; для каждого записанного звука и/или звукосочетания формируют информационную карту, имеющую, по меньшей мере, три информационных поля: первое информационное поле - для записи и сохранения информации о звуковых характеристиках записанного звука и/или звукосочетания, при этом для заполнения первого информационного поля прослушивают записанный звук и/или звукосочетание, генерируют транскрипцию записанного звука и/или звукосочетания и записывают эту транскрипцию в качестве звуковой характеристики в первом информационном поле; второе информационное поле - для записи черно-белого или цветного изображения, ассоциирующегося с ситуацией, в которой был произнесен этот звук и/или звукосочетание; и третье информационное поле для записи текстовой или символьной информации, соответствующей записанному звуку и/или звукосочетанию; и записывают в фонотеку правильное произношение звуков и/или звукосочетаний, относящееся к данному произнесенному ребенком звуку и/или звукосочетанию; далее на последующих занятиях для ребенка в состоянии бодрствования, по меньшей мере, один раз воспроизводят записанные звуки и звукосочетания, произнесенные ребенком на предыдущих занятиях, отбирают звуки и звукосочетания, которые вызывают реакцию ребенка и повторное произношение ребенком этих ранее произнесенных им звуков и/или звукосочетаний, и далее воспроизводят ребенку эти звуки и/или звукосочетания с одновременным воспроизведением правильного произношения этих звуков и/или звукосочетаний, и записывают звуки и/или звукосочетания, произнесенные ребенком после воспроизведения правильного произношения звуков и/или звукосочетаний, и уточняют записи в информационных полях информационной карты, при этом занятия повторяют до тех пор, пока ребенок не научится правильно произносить звуки и/или звукосочетания.
Предпочтительно при записи в фонотеку правильного произношения звуков и/или звукосочетаний используют голос матери и/или отца ребенка.
Кроме того, для произносимых ребенком звуков подбирают близкую по звучанию ноту и записывают в третьем информационном поле информационной карты нотный стан и эту ноту, а в фонотеку записывают правильное звучание этой ноты.
При этом количество информационных карт равно количеству нот нотной грамоты.
Предпочтительно, по крайней мере, одна сторона информационной карты выполнена окрашенной, при этом каждой ноте соответствует свой цвет.
Предпочтительно на занятии при воспроизведении отдельной ноты, записанной в фонотеке, демонстрируют информационную карту соответствующего цвета.
Предпочтительно ребенку на занятии при воспроизведении отдельной ноты, записанной в фонотеке, демонстрируют несколько цветных информационных карт и предоставляют ребенку возможность выбрать информационную карту соответствующего цвета.
Кроме того, при выборе ребенком информационной карты соответствующего цвета повторно воспроизводят ноту, соответствующую этой информационной карте.
Предпочтительно, ребенку на занятии последовательно воспроизводят несколько нот и одновременно демонстрируют в той же последовательности информационные карты, соответствующие этим нотам.
Предпочтительно, в третьем информационном поле помещают рисунок, соответствующий объекту, на который обращено внимание ребенка при произнесении звука и/или звукосочетания, и при воспроизведении на занятии этого звука и/или звукосочетания и его правильного произношения демонстрируют ребенку эту информационную карту с рисунком.
Предпочтительно, занятия с ребенком проводят в форме игры.
Запись первых произносимых ребенком звуков и/или звукосочетаний дает возможность сформировать индивидуальную базу данных из характерных для этого ребенка звуков и/или звукосочетаний, которые наиболее естественным образом соответствуют индивидуальным особенностям его голосовых данных, при этом автор обнаружил, что в период формирования речи в грудном возрасте ребенок чаще всего реагирует на звуки собственного голоса и пытается повторить эти звуки после воспроизведения их записи.
Формирование фонотеки звуков и звукосочетаний, произносимых ребенком, дает возможность отслеживать развитие голосовой активности ребенка и проанализировать голосовую активность ребенка.
Использование для анализа голосовой активности ребенка информационных карт дает возможность анализировать развитие речи ребенка и выявлять появление в его звуковом запасе новых звуков и звукосочетаний.
Формирование информационной карты с указанными тремя информационными полями дает возможность, используя транскрипцию записанного звука, записать в первом информационном поле характеристику произнесенного звука или звукосочетания для использования ее в последующих занятиях. Запись во втором информационном поле информации о ситуации, при которой был произнесен записанный звук, дает возможность отследить повторяемость произнесения конкретного звука в определенной ситуации и использовать эту запись для стимулирования произнесения ребенком этого звука на последующих занятиях, воспроизводя эту ситуацию. Запись в третьем информационном поле текстовой информации или символьной информации, соответствующей записанному звуку и/или звукосочетанию, дает возможность определить правильное произношение звука или звукосочетания для последующих занятий и записать его в фонотеку для воспроизведения правильного произношения на последующих занятиях.
Использование заполненной информационной карты на последующих занятиях дает возможность наиболее эффективно организовать последующие занятия, так как можно заблаговременно сформировать программу занятия, включив в нее необходимые для этого занятия звуки и звукосочетания, и отобрать для занятия соответствующие информационные карты.
Непосредственно на занятии многократно воспроизводят звуки и звукосочетания, которые вызывают реакцию ребенка и повторное произношение ребенком этих звуков, максимально стимулируя голосовую активность ребенка. Одновременно воспроизводят правильное произношение звука или звукосочетания, стимулируя правильное произношение звуков или звукосочетаний.
Использование для стимулирования голосовой активности ребенка близких по звучанию нот стимулирует развитие правильного произношения ребенком гласных звуков и прививает ребенку навыки пения, как элемента голосовой культуры. Использование в этом случае информационных карт с нотной записью дает возможность наиболее эффективно проводить занятия со стимулированием повышенной голосовой активности ребенка.
Использование цветных информационных карт дает возможность организовать интерактивное взаимодействие обучающего с ребенком, что способствует более быстрому развитию у ребенка навыков пения и стимулирует быстрое развитие голосовой активности ребенка в целом.
Аналогичный результат достигается при использовании информационных карт с рисунками.
Результатом применения предлагаемого изобретения является ускоренное речевое развитие детей раннего дошкольного возраста ребенка и ускоренное формирование у ребенка основ для речевого общения с другими детьми и взрослыми.
Краткое описание чертежей
Представленные чертежи предназначены для лучшего понимания изобретения специалистами, иллюстрируют примеры осуществления изобретения и не ограничивают объема изобретения.
На фиг.1 показана общая компоновка информационной карты, а на фиг.2 показано сечение А-А на фиг.1 (на фиг.2 толщина элементов информационной карты показана в увеличенном масштабе).
Примеры осуществления изобретения
Для осуществления способа стимулирования развития голосовой активности ребенка используют информационную карту на твердом носителе, показанную на фигуре 1.
Информационная карта представляет собой носитель информации в виде карточки 1, например, из плотной бумаги типа ватман или картон, на которой имеются три зоны 2, 3 и 4. Размеры зон устанавливаются применительно к конкретной ситуации. Каждая зона носителя информации снабжена легкосъемным накладным элементом, соответственно элементы 5, 6 и 7 на фиг.1, и средством фиксации накладного элемента на лицевой поверхности 8 карточки 1 носителя информации. Средство фиксации каждого накладного элемента представляет собой «липучку», состоящую из двух элементов 9 и 10. Один элемент 9 «липучки», например, ворсистая часть, приклеен к лицевой поверхности 8 карточки 1. Второй элемент 10 «липучки», например, часть, содержащая крючки, приклеен к тыльной поверхности 11 накладного элемента 5. Данное размещение ворсистой и крючковой частей липучки не является обязательным, и возможно крепление ворсистой части липучки на тыльной поверхности накладного элемента 5, а крючковой части липучки - на лицевой поверхности карточки 1 носителя информации. Для фиксации накладного элемента 5 на лицевой поверхности карточки 1 носителя информации можно использовать по одному элементу 9 и 10 фиксации, как это показано на фиг.1, но можно использовать любое количество элементов 9 и 10 для фиксации накладного элемента 5 (6, 7) и размещать эти элементы не только в верхней части соответствующей зоны, но и в любой другой части соответствующей зоны (нижней, средней, правой или левой).
Носитель информации может быть выполнен в виде прямоугольника, как показано на фиг.1, или в виде иной геометрической фигуры, трапеции, ромба, квадрата, треугольника, овала, и т.п.
Также носитель информации может быть выполнен из плотной ткани или из пластика, например из полиэтилена высокого давления или из любого другого пластика, разрешенного для производства товаров для детей грудного возраста.
В каждой зоне 2, 3 и 4 имеется соответствующее информационное поле 12, 13 и 14, на котором размещен дидактический материал для отдельного занятия по стимулированию развития голосовой активности ребенка. Информационные поля 12, 13 и 14 располагаются на соответствующем накладном элементе 5, 6 или 7, принадлежащем этой зоне.
Дидактический материал, размещенный на информационных полях 12-14, соответствует теме предполагаемого занятия и размещается на информационных полях в порядке использования его на занятии.
На фиг.1 в качестве примера показана информационная карта для развития произношения ребенком гласных звуков. В этом случае при обработке аудиозаписи произнесенного ребенком звука в первом информационном поле (поле 12) записывают транскрипцию произнесенного звука (в рассматриваемом примере произнесенному ребенком звуку соответствует транскрипция «И»), во втором информационном поле (поле 13) записывается изображение физического объекта, ассоциирующегося с транскрипцией в первом информационном поле 12 (в рассматриваемом примере «дудочка»), в третьем информационном поле (поле 14) записывается нотный стан и соответствующая этому звуку нота (в рассматриваемом примере нота «ми»). Количество информационных карт с нотами может быть любым, но предпочтительно, чтобы они включали все семь нот. Обратная сторона такой информационной карты может быть окрашена в определенный цвет, индивидуальный для каждой ноты. Окрашивать можно лицевую сторону или обе стороны информационной карты с записанными на них нотами.
Порядковый номер информационного поля (первое, второй или третье информационное поле) соответствует последовательности использования данного информационного поля при реализации предлагаемого способа. Размещение конкретного информационного поля в той или зоне информационной карты определяется обучающим и не обязательно, чтобы первое информационное поле находилось в первой зоне. Размеры зон устанавливаются применительно к конкретной ситуации.
Информационная карта может содержать рисунки с изображением животных, птиц, растений, предметов и т.п. в зависимости от произнесенного ребенком звука и конкретной ситуации. Например, при виде домашней собачки ребенок сказал «АВ», подражая собачке. В первом информационном поле записывается транскрипция произнесенного ребенком звукосочетания «АВ», во втором информационном поле записывается (рисуется) стилизованное изображение собачки, и в третьем записывается текстовая информация «АВ» (в рассматриваемом случае для ребенка грудного возраста текстовая информация совпадает с транскрипцией, чтобы использовать интерактивный режим при занятиях с ребенком). В этом поле можно также записать «АВ СОБАКА».
Данные примеры реализации приведены только в качестве условных примеров, и может быть огромное количество ситуаций, которые будут отражены в конкретных информационных картах.
Совершенно очевидно, что размещение информационных полей на карте и их размер может быть произвольным.
При использовании компьютера информационную карту можно формировать на экране монитора.
Способ стимулирования развития голосовой активности ребенка реализуется следующим образом.
Каждое голосовое проявление вербальной активности ребенка фиксируется, например, мамой, на диктофон или подобное устройство. Записанный звук прослушивается, и для каждого звука или звукосочетания формируется информационная карта по описанному типу. Транскрипция произнесенного ребенком звука или звукосочетания записывается в первом информационном поле. Во втором информационном поле мама записывает ситуацию, например, рисунок, с которой у мамы ассоциируется звук, произнесенный ребенком. В третьем информационном поле мама записывает текстовую информацию, относящуюся к записанному звуку (к записанной транскрипции звука). Постепенно составляется фонотека звуков и звукосочетаний и формируется комплект информационных карт для этой фонотеки.
На последующих занятиях ребенку в состоянии бодрствования воспроизводят записанные звуки и отслеживают реакцию ребенка на эти звуки. В данном случае важно, что ребенок воспринял воспроизведенный звук как знакомый и близкий ему. Из воспроизведенных звуков отбирают звуки и звукосочетания, которые вызывают реакцию ребенка. Отобранные звуки воспроизводят повторно и одновременно воспроизводят правильное произношение этих звуков, например правильное звучание ноты, в том числе мама озвучивает ноты сама. Как правило, ребенок пытается повторить воспроизведенный звук, если этот звук ему знаком и близок. Таким образом, у ребенка стимулируется желание еще раз произнести этот звук, что способствует развитию его голосовой активности. Поскольку правильное произношение звука или звукосочетания оказывается близким по произношению к звукам, произносимым самим ребенком, ребенок стремится произнести этот новый для него звук, что способствует закреплению правильного произношения звука (ноты). Таким же образом можно стимулировать произношение ребенком новых звуков и сочетаний звуков, подбирая новые звукосочетания, близкие к звучанию ранее произнесенных ребенком звуков и звукосочетаний. При стимулировании развития правильного произношения гласных звуков одновременно с воспроизведением звука мама показывает ребенку разноцветные информационные карты, индивидуальные для каждой из семи нот. Использование информационных карт, окрашенных в разные цвета, способствует повышению интереса ребенка к занятиям.
Для стимулирования голосовой активности ребенка для произношения звукосочетаний мама показывает ребенку информационные карты с рисунками объекта, соответствующими звукосочетанию, произнесенному ребенком при виде этого объекта, например, звукосочетание АВ соответствует информационной карте с собачкой, а звукосочетание МУ соответствует информационной карте с рисунком коровы, что способствует повышению интереса ребенка к произношению этих звуков и повторению этих звуков ребенком, если они воспроизведены из фонотеки при показе информационной карты.
Если в процессе применения способа у ребенка возникали двигательные (мимические, пантомимические) реакции, связанные со звуковым образом (например, имитация движения крыльев при проигрывании образа вороны), эти реакции обязательно поощрялись (словесно, тактильно и т.д.).
Предлагаемый способ стимулирования голосовой активности ребенка был проверен на группе детей раннего дошкольного возраста, с которой занимались по развитию их голосовой активности, используя предлагаемый способ, начиная с 1,5 месяцев, с циклом занятий длительностью от пяти до шести месяцев.
По окончании цикла систематических занятий длительность 5-6 месяцев голосовая активность детей в возрасте 6,5-7,5 месяцев оценивалась по количеству зарегистрированных реакций у ребенка на воспроизведение звуков, записанных в фонотеке (по количеству звуков, произносимых ребенком, в пересчете на 10 воспроизведенных звуков) и по суммарному количеству слогов, произносимых ребенком.
Результаты оценки голосовой и речевой активности детей, с которыми проводились занятия в соответствии с предлагаемым способом стимулирования голосовой и речевой активности ребенка, и детей из контрольной группы приведены в таблице 1.
Таблица 1. | ||||
Задание | Количество зарегистрированных реакций | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Глеб | Даша | Денис | Вика | |
1 (слоги) | 7 | 6 | 2 | 3 |
2 (слоги) | 6 | 7 | 3 | 2 |
3 (ноты) | 5 | 6 | 0 | 1 |
4 (слоги) | 7 | 7 | 4 | 3 |
5 (слоги) | 8 | 7 | 2 | 3 |
Среднее количество зарегистрированных реакций | 6,6 | 2,3 | ||
Количество произносимых звуков (звукосочетаний, слогов) | 32 | 35 | 16 | 18 |
Среднее число | 33,5 | 17 |
Характерно, что в экспериментальной группе произносимые каждым ребенком звуки отличаются большим разнообразием, что, по-видимому, связано с индивидуальными особенностями родителей ребенка.
Это видно из сопоставления фонетического запаса Глеба
АВ, Б, БЕ, БА, БАБА, ВЯ, ВА, Г, ГИ, ГЫ, ГА, Д, ДУ, ДУДИ, ДЯ, КЫ, КУ, КА, М, МА, МЯ, НИ, НЕ, НА, П, ПУ, Т, ТУ, ТИ, У, Ф, ХА;
с фонетическим запасом Даши
АВ, БИ, БУ, БЫ, В, БВ, Г, ГА, ГЫ, ГАМ, Д, ДА, ДИ, ДИ-ДИ, ДЯ, КХ, КА, КОТЬ, М, МА, МУ, МЯ, НА-НА, П, ПЫ, ПА, ТИ, ТЯ, УТЬ, Ф, ФИТЬ, ХИ, ХА, Ш, ФЫШ.
Промышленная применимость
Предлагаемый способ может быть реализован с использованием различных технических средств. В простейшем варианте способ может быть реализован с использованием информационных карт на бумажном носителе.