плавсредство рыбопромысловое для оборудования амфибийных гусеничных машин
Классы МПК: | B63B35/14 рыболовные суда B63B35/24 суда с трюмами, приспособленными для хранения рыбы |
Автор(ы): | Федосеев Леонид Федорович (RU), Гречкин Андрей Александрович (RU), Клячко Лев Михайлович (RU), Мареев Сергей Ильич (RU), Морозов Леонид Петрович (RU), Орлова Татьяна Владимировна (RU), Рукавишников Александр Иванович (RU), Савельев Геннадий Тихонович (RU), Сапарин Вадим Геннадьевич (RU), Уманский Вячеслав Львович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "ЦНИИ "Курс" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-12-05 публикация патента:
20.05.2013 |
Изобретение относится к средствам, обеспечивающим придание амфибийным гусеничным машинам рыбопромысловых возможностей. Плавсредство рыбопромысловое для оборудования амфибийных гусеничных машин содержит два водопроницаемых бортовых понтона, крыло для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность машины, кормовые вставки. Понтоны обладают необходимой плавучестью и запасом плавучести, обеспечивают непотопляемость при полной нагрузке и заполнении корпуса машины водой. Понтоны выполнены с возможностью закрепления на амфибийной гусеничной машине посредством носового и кормового узлов крепления. Крыло установлено между понтонами впереди машины. Кормовые вставки закреплены на внутренних бортах понтонов. Для размещения и сохранения улова в живом виде в каждом понтоне предусмотрен трюм-бассейн с габаритами по всей длине и ширине понтона, а по высоте - от набора днища до грузовой ватерлинии. Достигается возможность придания гусеничным машинам рыбопромысловых возможностей и мореходных качеств, а также возможность сохранения улова в живом виде в течение длительного времени. 11 з.п. ф-лы, 8 ил.
Формула изобретения
1. Плавсредство рыбопромысловое для оборудования амфибийных гусеничных машин, характеризующееся тем, что оно содержит два водопроницаемых бортовых понтона, обладающих необходимой плавучестью и запасом плавучести, обеспечивающих непотопляемость при полной нагрузке и заполнении корпуса машины водой и выполненных с возможностью закрепления на амфибийной гусеничной машине посредством носового и кормового узлов крепления, крыло для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность машины, установленное между понтонами впереди машины, и кормовые вставки, закрепленные на внутренних бортах понтонов, при этом для размещения и сохранения улова в живом виде в каждом понтоне предусмотрен трюм-бассейн с габаритами по всей длине и ширине понтона, а по высоте - от набора днища до грузовой ватерлинии.
2. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что на днище понтона уложены плиты пенополиуретана толщиной, равной высоте шпангоута, при этом объем понтона выше ватерлинии до палубы заполнен кубиками или плитами из пенополиуретана для обеспечения непотопляемости при заполнении корпуса машины водой.
3. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что в зоне кормовых вставок на палубе понтонов расположен съемный служебно-бытовой модуль с возвышением над поверхностью палубы для обеспечения протока воды.
4. Плавсредство по п.3, характеризующееся тем, что для обеспечения движения плавсредств по воде использованы гребные винты с приводом от гидромоторов, энергия на которые поступает от двигателя с насосом, установленным в бункере, расположенном в служебно-бытовом модуле.
5. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что в кормовой оконечности каждого понтона размещен слип для вытяжки трала на палубу.
6. Плавсредство по п.5, характеризующееся тем, что для вылива улова из кутка в трюм-бассейн предусмотрен люк, расположенный на палубе за верхним порогом слипа.
7. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что для вылива улова из трюм-бассейна на внешнем борту понтонов внизу предусмотрены два люка, носовой и кормовой, с крышками, открывающимися путем перемещения по направляющим вверх.
8. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что на каждом понтоне предусмотрена независимая схема траления с комбинированной промыслово-грузовой лебедкой для выборки трала, установленной на палубе в носовой оконечности.
9. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что для каждого бортового понтона: носовая оконечность понтона, заостренная в плане, выполнена с баком и с плавными судовыми обводами; кормовая оконечность понтона Г-образно расширена по внутреннему борту; днище выполнено плоским с плавным переходом на клиновой подъем в сторону носовой и кормовой оконечностей; скула внешнего борта закруглена; соединение палубы с внешним бортом выполнено с закруглением для снижения брызгообразования; в кормовой части понтона предусмотрен туннель для размещения гребного винта, насадки и руля-стабилизатора.
10. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что носовой узел крепления состоит из кронштейна с запором, закрепленным на внутреннем борту понтона, и башмака, установленного на гусеничной машине, а кормовой узел крепления состоит из кронштейна, установленного на задней стенке гусеничной машины, и ответного гнезда, выполненного в торцевой части Г-образного расширения понтона.
11. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что оно снабжено аварийной подвеской, служащей для предотвращения отскакивания понтона при разрушении носового узла крепления.
12. Плавсредство по п.1, характеризующееся тем, что в понтонах под палубой в зоне центра тяжести гусеничной машины с плавсредствами предусмотрены топливные цистерны объемом, обеспечивающим необходимую дальность плавания.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам, обеспечивающим придание амфибийным гусеничным машинам рыбопромысловых возможностей и новых мореходных качеств за счет оборудования плавсредствами.
Известно плавсредство для оборудования бронемашин, содержащее два водопроницаемых бортовых понтона, заполненных легким заполнителем и выполненных с возможностью закрепления на бронемашине посредством носового и кормового узлов крепления, крыло для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность бронемашины, установленное между понтонами впереди бронемашины с возможностью закрепления его на внутренних бортах понтонов в различных положениях по высоте и углу атаки, и кормовые вставки, закрепленные на расширениях бортовых понтонов. Для каждого бортового понтона: носовая оконечность понтона, заостренная в плане, выполнена с баком и с плавными судовыми обводами, кормовая оконечность понтона Г-образно расширена по внутреннему борту, днище выполнено плоским с плавным переходом на клиновой подъем в сторону носовой и кормовой оконечностей. В кормовой части понтона выполнен туннель для размещения гребного винта и руля-стабилизатора. Передача крутящего момента на гребной винт осуществляется от ведущих колес бронемашины через повышающий редуктор (см. RU 2371350). Бронемашины, оборудованные указанными плавсредствами, получили условное название «Аллигатор». Включение данного объекта в уровень техники обусловлено тем, что оно имеет отношение к заявляемой конструкции по схемному и конструктивному решениям.
Ближайшим аналогом к заявляемому изобретению по функциональным возможностям и тактико-техническим данным может служить морской промысловый бот БП-72 типа «Прибужье» (проект 70150), оборудованный тралом для лова рыбы по кормовой схеме в прибрежных морских районах (см. информацию на сайте http://avangardplant.narod.ru). Основные тактико-технические данные (ТТД) бота БП-72:
- главные размеры: длина 14,4 м, ширина 4,9 м, высота борта - 2,5 м, осадка 1,44 м;
- полное водоизмещение - 51 т;
- скорость хода - 843 узла;
- автономность (по запасам) - трое суток;
- грузоподъемность промыслово-грузовой стрелы - 0,9 т;
- объем рыбного трюма - 16 м3;
- транспортировка улова в свежем виде в таре (со льдом или безо льда).
Основными недостатками морского промыслового бота БТ-72 являются:
- низкая мореходность; промысловые операции орудиями лова обеспечиваются при волнении до 3,5 баллов;
- трудоемкие операции разгрузки улова по ящикам, трюмам, а также выгрузки с судна на берег;
- необходимость создания условий на судне для сохранения улова (охлаждение, заморозка и др.);
- необходимость установки грузовых стрел.
Заявляемое изобретение направлено на решение задачи по приданию амфибийным гусеничным машинам новых мореходных качеств и рыбопромысловых возможностей, значительно превышающих возможности малых рыболовных судов.
Технический результат, который может быть достигнут при реализации предлагаемого изобретения, заключается в следующем:
- обеспечена безопасность плавания при любом волнении моря;
- обеспечена непотопляемость при полной нагрузке и заполнении корпуса машины водой;
- экипаж не подвержен морской болезни в связи с отсутствием качки;
- обеспечена возможность рыбопромысла при более высоком волнении моря;
- обеспечена возможность прохода мелей (отмелей), выхода на берег;
- обеспечена возможность размещения двух траловых промысловых схем с промыслово-грузовыми (комбинированными) лебедками;
- отсутствует необходимость установки грузовых стрел;
- исключена необходимость загрузки улова по ящикам и трюмам;
- не требуется создания условий для сохранения улова (охлаждения, заморозки и др.), обеспечена возможность сохранения улова в живом виде;
- исключается трудоемкая операция выгрузки улова с судна на берег;
- предусмотрена возможность сброса плавсредств с амфибийной гусеничной машины; машина может использоваться по штатному назначению;
- обеспечена возможность транспортировки плавсредств автомобильным и железнодорожным транспортом.
Для достижения указанного технического результата предлагается плавсредство рыбопромысловое для оборудования амфибийных гусеничных машин, содержащее два водопроницаемых бортовых понтона, крыло для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность машины, установленное между понтонами впереди машины, и кормовые вставки, закрепленные на внутренних бортах понтонов. Водопроницаемые бортовые понтоны закреплены на амфибийной гусеничной машине посредством носового и кормового узлов крепления. Понтоны обладают необходимой плавучестью и запасом плавучести, обеспечивающими непотопляемость при полной нагрузке и заполнении корпуса машины водой. Для размещения и сохранения улова в живом виде в каждом понтоне предусмотрен трюм-бассейн с габаритами по всей длине и ширине понтона (от борта до борта и от носа до кормы), а по высоте - от набора днища до грузовой ватерлинии.
На днище каждого понтона уложены плиты пенополиуретана толщиной, равной высоте шпангоута, при этом объем понтона выше ватерлинии до палубы заполнен кубиками из пенополиуретана для обеспечения непотопляемости при заполнении корпуса машины водой.
В зоне кормовых вставок на палубе понтонов расположен съемный служебно-бытовой модуль с возвышением над поверхностью палубы для обеспечения протока воды.
Для обеспечения движения плавсредств по воде использованы гребные винты с приводом от гидромоторов, энергия на которые поступает от двигателя с насосом, установленного в бункере, расположенном в служебно-бытовом модуле.
В кормовой оконечности каждого понтона размещен слип для вытяжки трала на палубу.
Для вылива улова из кутка в трюм-бассейн предусмотрен люк, расположенный на палубе за верхним порогом слипа, а для вылива улова из трюм-бассейна на внешнем борту понтонов внизу предусмотрены два люка носовой и кормовой с крышками, открывающимися путем перемещения по направляющим вверх.
На каждом понтоне предусмотрена независимая схема траления с комбинированной промыслово-грузовой лебедкой для выборки трала, установленной на палубе в носовой оконечности.
Для каждого бортового понтона: носовая оконечность понтона, заостренная в плане, выполнена с баком и с плавными судовыми обводами, кормовая оконечность понтона Г-образно расширена по внутреннему борту, днище выполнено плоским с плавным переходом на клиновой подъем в сторону носовой и кормовой оконечностей, скула внешнего борта закруглена, соединение палубы с внешним бортом выполнено с закруглением для снижения брызгообразования, в кормовой части понтона предусмотрен туннель для размещения гребного винта, насадки и руля-стабилизатора.
Носовой узел крепления состоит из кронштейна с запором, закрепленным на внутреннем борту понтона, и башмака, установленного на гусеничной машине, а кормовой узел крепления состоит из кронштейна, установленного на задней стенке гусеничной машины, и ответного гнезда, выполненного в торцевой части Г-образного расширения понтона.
Предусмотрена аварийная подвеска, служащая для предотвращения отскакивания понтона при разрушении носового узла крепления.
В понтонах под палубой в зоне центра тяжести «Аллигатора» предусмотрены топливные цистерны объемом, обеспечивающим необходимую дальность плавания.
Далее существо предлагаемого изобретения поясняется на примере использования плавсредств для оборудования. Например, снегоболотоходного гусеничного транспортера-тягача (ГТ-ТМ изделие 536). Транспортеру-тягачу, оснащенному предлагаемым плавсредством, в тексте описания дано условное название «Аллигатор» («Аллигатор-рыболов»).
Габариты плавсредства выбраны из условий обеспечения размещения и транспортировки максимально возможного улова с обеспечением при этом:
- оптимальных возможностей по гидродинамике;
- проходимости по суше - максимально возможные углы входа на берег, схода с берега и клиренс плавсредства не менее клиренса машины;
- непотопляемости при полной нагрузке и при затоплении корпуса машины водой;
- мобильности - возможности транспортировки полного комплекта плавсредства на одном автомобиле с прицепом или на одной четырехосной железнодорожной платформе.
Изобретение поясняется чертежами, где:
- на фиг.1 изображен «Аллигатор», вид сбоку;
- на фиг.2 - «Аллигатор», вид сверху;
- на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2;
- на фиг.4 - план жилищно-бытового оборудования в салоне транспортера-тягача;
- на фиг.5 - план съемного служебно-бытового модуля;
- на фиг.6 - кормовой узел крепления;
- на фиг.7 - носовой узел крепления;
- на фиг.8 - аварийная подвеска.
Плавсредство включает два водопроницаемых бортовых понтона 1 и 2, закрепляемых на амфибийной гусеничной машине 3 посредством носового и кормового узлов крепления, крыло 4 для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность гусеничной машины 3 и кормовые вставки 5. Крыло 4 установлено между понтонами 1 и 2 впереди гусеничной машины.
Для каждого бортового понтона: носовая оконечность понтона заострена в плане и выполнена с баком и с плавными судовыми обводами, кормовая оконечность понтона Г-образно расширена по внутреннему борту (поз.6), днище понтона выполнено плоским с плавным переходом на клиновой подъем 7 и 8 в сторону соответственно носовой и кормовой оконечностей, скула внешнего борта понтона закруглена. Соединение палубы понтона с внешним бортом выполнено с закруглением для снижения брызгообразования. Для обеспечения движения плавсредств по воде использованы гребные винты 9 с приводом от гидромоторов, энергия на которые поступает от двигателя с насосом.
В понтонах под палубой в зоне центра тяжести машины, оборудованной плавсредством, предусмотрены топливные цистерны объемом, обеспечивающим необходимую дальность плавания.
Две кормовые вставки 5 расположены между кормовыми расширениями понтонов (поз.6) за корпусом машины и закреплены на внутренних бортах понтонов 1, 2. Вставки 5 заполнены легким заполнителем. Салон для пассажиров на машине будет использоваться в качестве жилищно-бытового помещения с размещением четырех спальных мест (фиг.4).
В зоне кормовых вставок 5 на палубе понтонов расположен съемный служебно-бытовой модуль 13 с размещением двух-четырех спальных мест, который возвышается над поверхностью палубы для обеспечения протока воды. В служебно-бытовом модуле предусмотрен бункер 14 для размещения двигателя с насосом, от которого мощность через гидросистему передается на гидромотор 15, а также размещается генератор. Двигатель аналогичный двигателю машины.
По бортам понтонов на транце установлено леерное ограждение с брызгозащитными шторами и дверцами для выхода экипажа (в кормовой части).
Понтоны 1 и 2 закрепляются на гусеничной машине 3 посредством носового и кормового узлов крепления.
Носовой узел крепления состоит из кронштейна 17 с запором 17а, закрепленного на внутреннем борту понтона 1, 2, и башмака 18, установленного на машине, а кормовой узел крепления состоит из кронштейна 19, установленного на задней стенке машины, и ответного гнезда, выполненного в торцевой части Г-образного расширения понтона. Для сбрасывания плавсредства с машины необходимо дистанционно раскрыть запор на носовом кронштейне 17.
Для обеспечения непотопляемости при аварийной ситуации (например, непреднамеренное раскрытие носовых узлов крепления) в зоне носового крепления предусмотрена установка аварийных подвесок, которые сохраняют соединение машины с понтонами в положении на плаву. Аварийная подвеска состоит из крюка 20, приваренного на борту гусеничной машины, и подвески-отбойника 21, закрепляемой осью 22 в обушках 23, установленных на понтоне 1, 2.
В каждом понтоне 1, 2 предусмотрен трюм-бассейн 24 для размещения улова рыбы, имеющий негерметичную конструкцию, самозаполняемую водой при входе в море. Трюм-бассейн выполнен с габаритами практически по всей длине и ширине понтона, а по высоте - от набора днища до грузовой ватерлинии.
В нижней части трюма-бассейна от днища до верхней кромки высоты шпангоута (на высоту шпангоута) укладываются плиты из пенополиуретана.
Верхний объем понтона 1, 2 от грузовой ватерлинии до палубы заполняется кубиками пенополиуретана для обеспечения непотопляемости «Аллигатора» при заполнении корпуса машины водой.
На внешних бортах понтонов внизу для вылива улова предусматриваются два люка (носовой люк 28 и кормовой люк 29) с крышками, открывающимися за счет перемещения по направляющим вверх.
На палубе понтонов 1, 2 в носовой оконечности установлена комбинированная промыслово-грузовая лебедка 30 для выборки трала 27.
В кормовой оконечности предусматривается размещение слипа 31 для вытяжки трала на палубу. Слип имеет прямолинейную форму (т.е. плоскую поверхность) с углом наклона 10-12°. За верхним порогом слипа находится люк 25 для вылива улова из кутка в трюм-бассейн.
По окончании траления наполненный рыбой трал 27 вытягивают на понтон. При этом отсутствует необходимость установки грузовых стрел, т.к. малая высота надводного борта понтона (35-40 см) позволяет производить вытяжку трала с уловом на палубу понтона лебедкой 30 по слипу 31. При рыбопромысле с использованием двух тралов каждый трал вытягивают на палубу своего понтона 1, 2. Вытяжка трала заканчивается при подходе кутка 32 к впускному люку 25, через который выливают улов в трюм-бассейн, заполненный водой. Находясь в трюм-бассейне, улов сохраняется в живом виде в течение длительного времени.
Для выгрузки улова «Аллигатор» на малой скорости выходит на берег и останавливается в предопределенном месте. Открываются носовой и кормовой люки (или по отдельности) и происходит самовылив улова. Таким образом, исключается трудоемкая операция выгрузки улова с судна на берег.