трехфазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления
Классы МПК: | H02K19/10 многофазные H02K29/06 с датчиками положения H02P25/08 реактивные синхронные двигатели H02P6/08 устройства для управления числом оборотов или крутящим моментом одного двигателя H02P6/16 устройства для определения положения |
Автор(ы): | Шабаев Владимир Алексеевич (RU), Кругликов Олег Валерьевич (RU), Тубис Яков Борисович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое Акционерное Общество "Научно-Исследовательский Проектно-Конструкторский и Технологический Институт Электромашиностроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-12-02 публикация патента:
20.05.2013 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах различных механизмов и исполнительных устройствах автоматических систем. Техническим результатом является уменьшение шумов, вибраций и увеличение равномерности вращающего момента. В трехфазном вентильно-индукторном двигателе магнитопровод двигателя имеет такую конфигурацию ротора и статора, которая обеспечивает постоянную величину производных индуктивностей обмоток фаз по углу поворота ротора, знак которой меняется периодически с периодом 360 электрических градусов, а период производных индуктивностей обмоток фаз по углу поворота ротора сдвинут на 120 электрических градусов, фазы двигателя коммутируются токами специальной формы, которая не имеет разрывов производных при токах, не равных нулю, и обеспечивает отсутствие тока в точках, где происходит разрыв производных индуктивностей фаз по углу поворота ротора, форма этих токов обеспечивается схемой управления при помощи релейно-токового способа управления. 4 ил.
Формула изобретения
Трехфазный вентильно-индукторный двигатель, содержащий явнополюсные симметричные статор и ротор с Z1=(2×3)p, Z 2=(2×3±2)p, где Z1 - число полюсов статора; Z2 - число полюсов ротора; р - число пар полюсов ротора и статора, р=1, 2, 4, 8 , отличающийся тем, что угловая ширина полюсов ротора равна угловой ширине межполюсного расстояния полюсов ротора и угловой ширине полюсов статора пр= мр= пс, а обмотки полюсов статора управляются тремя токами, , при 0°< <60°, iA=Imax, при 60°< <120°, , при 120°< <180°, iA=0, при 180°< <360°, , при 120°< <180°, iB=Imax, при 180°< <240°, , при 240°< <300°, iB=0, при 300°< <420°, , при 240°< <300°, iC=Imax, при 300°< <360°, , при 0°< <60° iC=0, при 60°< <240°,
где iA, iB, iC - текущее значение токов соответствующих фаз; Imax - максимальное значение токов фаз; - угловое положение ротора в электрических градусах, которые формируются за счет датчиков токов фаз, датчика положения тока ротора при помощи релейно-токового способа управления.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах различных механизмов и исполнительных устройствах автоматических систем.
Известны многофазные вентильно-индукторные двигатели с прямыми полюсами ротора и статора и сосредоточенными обмотками, расположенными на полюсах статора [Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003., с.62]. В таких двигателях Z2=Z1±2, где Z2 - число полюсов ротора; Z1 - число полюсов статора, поэтому ротор вентильно-индукторного двигателя вращается с частотой, меньшей, чем частота первой гармоники токов фаз
где - частота вращения ротора;
- частота первой гармоники токов фаз.
Фазы этих двигателей коммутируются напряжением при помощи полумостовых схем. В результате чего токи фаз становятся существенно нелинейными, в общем случае несинусоидальными и при разложении в ряд Фурье имеют в своем составе нулевую, первую и высшие гармоники [Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003., с.10-19].
Основным недостатком этого технического решения является повышенный уровень шумов и вибраций, возникающих из-за резонансных явлений частей вентильно-индукторных двигателей при частотах первой и высших гармоник тока фаз [Шабаев В.А. Анализ источников шума вентильно-индукторного двигателя // Электротехника. 2005, № 5. С.62]. Вторым источником шумов и вибраций являются ударные колебания частей вентильно-индукторных двигателей, возникающие благодаря наличию разрывов производных токов фаз и производных индуктивностей фаз по углу поворота ротора, если в этот момент токи фаз не равны нулю. Особенно сильно это проявляется, если эти разрывы совпадают по времени [Wu. С., Pollock С. Analysis and reduction of vibration and acoustic noise in the switches reluctance drive // IEEE transaction on industry application. - V.31. - 1995. - № 1. - P.91-98].
Вторым недостатком этого технического решения являются высокие пульсации момента [Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003., с.19-21.].
Целями предлагаемого изобретения является уменьшение уровня шумов, вибраций и пульсаций момента.
Поставленные цели достигается тем, что в известных трехфазных вентильно-индукторных двигателях, содержащих явнополюсные симметричные статор и ротор, с Z1=(2×3)p; Z 2=(2×3±2)p, где Z1 - число полюсов статора; Z2, - число полюсов ротора; p - число пар полюсов статора, p=1, 2, 4, 8 , угловая ширина полюсов ротора равна угловой ширине межполюсного расстояния полюсов ротора и угловой ширине полюсов статора пр= мр= пс, а обмотки полюсов статора управляются тремя токами
, при 0°< <60°, iA=Imax, при 60°< <120°,
, при 120°< <180°, iA=0, при 180°< <360,
, при 120°< <180°, iB=Imax, при 180°< <240°,
, при 240°< <300°, iB=0, при 300°< <420°,
, при 240°< <300°, iC=Imax, при 300°< <360°,
, при 0°< <60°, iC=0, при 60°< <240°,
где iA, iB, iC - текущее значение токов соответствующих фаз; Imax - максимальное значение токов фаз; - угловое положение ротора в электрических градусах, которые формируются за счет датчиков токов фаз, датчика положения тока ротора при помощи релейно-токового способа управления.
По сравнению с наиболее близким аналогичным техническим решением предлагаемое устройство имеет следующие новые признаки:
- угловая ширина полюсов ротора равна угловой ширине межполюсного расстояния полюсов ротора и угловой ширине полюсов статора;
- обмотки полюсов статора управляются тремя токами,
, при 0°< <60°, iA=Imax, при 60°< <120°,
, при 120°< <180°, iA=0, при 180°< <360°,
, при 120°< <180° iB=Imax, при 180°< <240°,
, при 240°< <300°, iB=0, при 300°< <420°,
, при 240°< <300° iC=Imax, при 300°< <360°,
, при 0°< <60°, iC=0 при 60°< <240°;
- текущие значения токов фаз формируются за счет датчиков токов фаз, датчика положения тока ротора при помощи релейно-токового способа управления.
Следовательно, заявленное техническое решение соответствует требованию «новизна».
При реализации предлагаемого изобретения уменьшаются шумы и вибрации вентильно-индукторного двигателя за счет отсутствия разрывов производных токов при текущих значениях токов, не равных нулю, и уменьшаются пульсации момента за счет того, что при такой форме тока и соотношениях угловой ширины полюсов и межполюсных расстояний ротора и статора, определяющих производные индуктивностей фаз по углу поворота ротора, вращающий момент на валу постоянный и не зависит от углового положения ротора.
Следовательно, заявленное техническое решение соответствует требованию «положительный эффект».
По каждому отличительному признаку проведен поиск известных технических решений в области электротехники, электропривода и электродвигателей.
Трехфазных вентильно-индукторных двигателей, содержащих явнополюсные симметричные статор и ротор с Z1=(2×3)p; Z2=(2×3±2)p, угловая ширина полюсов ротора которых равна угловой ширине межполюсного расстояния полюсов ротора и угловой ширине полюсов статора, а обмотки полюсов статора управляются тремя токами,
, при 0°< <60°, iA=Imax, при 60°< <120°,
, при 120°< <180°, iA=0, при 180°< <360°,
, при 120°< <180°, iB=Imax, при 180°< <240°,
, при 240°< <300°, iB=0, при 300°< <420°,
, при 240°< <300°, iC=Imax, при 300°< <360°,
, при 0°< <60°, iC=0 при 60°< <240°, которые формируются за счет датчиков токов фаз, датчика положения тока ротора при помощи релейно-токового способа управления в известных технических решениях не обнаружено.
Таким образом, указанные признаки обеспечивают заявленному техническому решению соответствие требованию «существенные отличия».
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 приведен трехфазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, с 6 полюсами статора и 4 полюсами ротора. На фиг.1 обозначено: 1 - полюс статора; 2 - полюс ротора; 3 - обмотка полюса статора; 4 - вал; А-С - полюса статора, оснащенные обмотками соответствующих фаз; np - угловой размер полюса ротора; nc - угловой размер полюса статора; мр - угловой размер межполюсного расстояния ротора. В данном двигателе np= nc= мр=45°.
На фиг.2 приведен трехфазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, с 6 полюсами статора и 8 полюсами ротора. На фиг.2 обозначено: 1 - полюс статора; 2 - полюс ротора; 3 - обмотка полюса статора; 4 - вал; A-C - полюса статора, оснащенные обмотками соответствующих фаз; np - угловой размер полюса ротора; nc - угловой размер полюса статора; мр - угловой размер межполюсного расстояния ротора. В данном двигателе np= nc= мр=22,5°.
На фиг.3 приведены диаграммы работы трехфазного вентильно-индукторного двигателя с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента. На фиг.3 обозначено: =0° 360° - угловое положение ротора относительно статора в электрических градусах; iA, iB, iC - текущие значения токов соответствующих фаз; (iA)2, (iB)2, (iC) 2 - текущие значения токов соответствующих фаз в квадрате; LA, LB, LC - индуктивности соответствующих фаз в зависимости от углового положения ротора; Lmax, Lmin - максимальные и минимальные значения индуктивностей фаз; , , - производные индуктивностей фаз по углу поворота ротора; MA(t):=dLA(t)0,5(IA(t))2 - вращающий момент на валу двигателя, создаваемый фазой А; МА+MB+МС - суммарный вращающий момент на валу двигателя, создаваемый фазами А, В С.
На фиг.4 приведена структурная схема регулятора момента трехфазного вентильно-индукторного двигателя с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента. На фиг.4 обозначено: R - резистор, задающий амплитуду и направление вращения вектора заданного тока; +U, -U - напряжения питания резистора, задающего амплитуду и направление вращения вектора заданного тока; Iз - заданный вектор тока; БИП - блок изменения полярности; БВМ - блок выделения модуля (линейный выпрямитель); ЦАПА, ЦАПВ, ЦАПС - цифроаналоговые преобразователи соответствующих фаз; ПЗУА, ПЗУВ, ПЗУС - постоянные запоминающие устройства соответствующих фаз; ДП - датчик положения ротора вентильно-индукторного двигателя; БСА, БСВ, БСС - блоки сравнения текущих значений заданных токов и токов обмоток соответствующих фаз; iA, iB, iC - текущие значения токов обмоток соответствующих фаз; K1-K6 - компараторы с гистерезисом; VT1-VT6 - силовые транзисторы; компаратор направления момента; VD1-VD6 - силовые диоды; ДТ1-ДТ4 - датчики тока; Е - источник постоянного напряжения; С - конденсатор источника постоянного напряжения; LA-LC - индуктивности соответствующих фаз; БВМ - блок выделения модуля.
Регулятор момента трехфазного вентильно-индукторного двигателя работает следующим образом. Резистором R задается амплитуда и полярность вектора тока Iз. Сигнал, пропорциональный Iз, подается на вход БВМ, с выхода которого сигналы подаются на аналоговые входы ЦАПА, ЦАПВ и ЦАПС. Сигнал, пропорциональный Iз , подается и на вход K7, который определяет направление вращающего момента в зависимости от полярности Iз, на вторые входы ЦАПА, ЦАПВ и ЦАПС подаются коды с выходов ПЗУА, ПЗУВ, ПЗУС, входы которых соединены с выходами датчика положения ротора ДП и выходом компаратора K7. На выходах ЦАПА, ЦАПВ и ЦАПС формируются сигналы, пропорциональные заданным токам фаз (в соответствии с фиг.3). Эти сигналы подаются на входы БСА, БСВ и БСС, на другие входы которых подаются сигналы, пропорциональные текущим значениям токов iA, iB, iC, а разности сигналов, пропорциональных заданным токам и текущим значениям токов фаз, подаются на входы компараторов, выходы которых подсоединены к базам соответствующих транзисторов и включают и выключают их, регулируя среднее значение токов iA, iB , iC в соответствии с заданными значениями.
Момент, который развивает каждая фаза при конфигурациях вентильно-индукторных двигателей, показанных на фиг.1 и фиг.2, показан на фиг.3. Индуктивность каждой фазы двигателя в процессе вращения увеличивается и уменьшается линейно пропорционально углу поворота ротора с периодом 360 электрических градусов и со сдвигом 120 электрических градусов (как показано на фиг.3), поэтому функция постоянна по амплитуде, но периодически меняет свой знак через 180 электрических градусов, а периоды производных индуктивностей фаз сдвинуты на 120 электрических градусов. Ток фазы А, квадрат тока фазы А и , при 120°> >60° - постоянны и имеют положительный знак, поэтому и момент, развиваемый этой фазой постоянен, имеет положительный знак и . При 60°> >0° , а , так как , то , аналогичные вычисления можно провести для 360°> >0° и везде момент будет иметь постоянное значение, а уменьшение шумов и вибраций обеспечивается тем, что разрыв производных индуктивностей фаз по углу поворота ротора происходит при токах этих фаз, равных нулю.
Класс H02K29/06 с датчиками положения
Класс H02P25/08 реактивные синхронные двигатели
Класс H02P6/08 устройства для управления числом оборотов или крутящим моментом одного двигателя
Класс H02P6/16 устройства для определения положения