устройство для спуска и подъема судов
Классы МПК: | B63C3/04 путем бокового перемещения кораблей |
Автор(ы): | Волков Владимир Андреевич (RU), Волков Иван Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Монолит" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-12-27 публикация патента:
27.05.2013 |
Изобретение относится к области судостроения и судоремонта, а именно к устройствам, используемым для спуска судов на воду с берегового стапеля, либо для подъема судов из воды на береговой стапель. Устройство для подъема и спуска судов включает балластируемый плавучий понтон, содержащий рельсовые судовозные пути, стыкующиеся с рельсовыми путями, расположенными на наклонном береговом стапеле. Корпус понтона выполнен с внутренними клинообразными нишами, в которых расположены упомянутые рельсовые судовозные пути. Технический результат заключается в упрощении конструкции устройства для подъема (спуска) судов и процесса подъема (спуска) судов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Устройство для подъема и спуска судов, включающее балластируемый плавучий понтон, содержащий рельсовые судовозные пути, стыкующиеся с рельсовыми путями, расположенными на наклонном береговом стапеле, отличающееся тем, что корпус балластируемого плавучего понтона выполнен с внутренними клинообразными нишами, в которых расположены упомянутые рельсовые судовозные пути.
2. Устройство для подъема и спуска судов по п.1, отличающееся тем, что балластируемый плавучий понтон выполнен с возможностью опирания на мористую и береговую опоры или одну из них.
3. Устройство для подъема и спуска судов по п.1, отличающееся тем, что балластируемый плавучий понтон дополнен башней, расположенной по борту.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к устройствам, используемым для спуска судов на воду с берегового стапеля, либо для подъема судов из воды на береговой стапель.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату является L-образный док, содержащий башню и понтон, выполненный в форме гребня с наклонной формой стапеля. Для придания большей остойчивости к доку со стороны башни шарнирно прикреплен специальный понтон-поплавок. Спуск судна со стапельного места осуществляется по рельсовым путям, расположенным на так называемых «гребенчатых стенках» (Курдюмов А.А., Белявин Ю.П. и др. «Спуск судов», изд. «Судостроение», г.Ленинград, 1966 г. Стр.103, 107).
Недостатками этого технического решения являются:
- сложность конструкции понтона, разделенного поперечными прорезями, вызывающая существенные затруднения в части обеспечения общей продольной прочности и прочности на скручивание;
- сложная конструкция береговой части слипа, имеющая в плане также форму гребня;
- необходимость дополнительных средств (вспомогательного понтона-поплавка, раскрепляющих штанг и т.д) для обеспечения остойчивости, связанная с возвышением основной плоскости судна над стапель-палубой дока и отсутствием в данном пространстве достаточной ватерлинии.
Задача, решаемая предлагаемым изобретением - упрощение конструкции устройства для спуска и подъема судов, способного обеспечить остойчивость при погружении и всплытии без применения вспомогательных средств и тем самым упростить процесс спуска (подъема) судов.
Поставленная задача решается за счет того, что понтон, при погружении (всплытии) его с судном, способен сохранять остойчивость без дополнительных удерживающих средств. Остойчивость обеспечивается за счет минимизации разрывов действующей ватерлинии в пространстве между понтоном и спускаемым (поднимаемым) судном, для чего основная плоскость судна совмещается с палубой понтона. Совмещение палубы понтона и днища судна возможно за счет применения косяковых тележек, закатывающихся в специальные клинообразные ниши в корпусе понтона, в которых находятся судовозные рельсовые пути. Для лучшей остойчивости понтона возможно дополнение его водоизмещающей башней, находящейся по борту.
Понтон разделен поперечными и продольными переборками на балластные отсеки, дающие возможность управлять процессом балластировки при погружении и всплытии, а также перекатке судна с палубы понтона на береговой стапель и наоборот для исключения кренов. Также проблема исключения кренов понтона при перекатке судна может быть решена за счет применения береговой и мористой опор как вместе, так и раздельно.
Устройство для спуска и подъема судов изображено на следующих фигурах: на фиг.1 показан плавучий понтон, подведенный к порогу наклонной части стапеля, на котором находится стоящее на косяковых тележках судно, поперечный разрез; на фиг.2 - то же, вид сверху.
Спусковое устройство состоит из балластируемого плавучего понтона 1, который может содержать башню 2. В корпусе понтона 1 расположены клинообразные ниши 3 ниже его палубы, в которых находятся судовозные рельсовые пути 4. Понтон 1 и башня 2 разделены поперечными и продольными переборками на балластные отсеки 5, дающие возможность управлять процессом балластировки при погружении и всплытии понтона. На месте установки понтона 1 находится береговой наклонный стапель 6 с порогом 7, стапель 6 содержит рельсовые пути 8, по которым перемещаются косяковые тележки 9 с судном 10. Также понтон 1 может содержать береговую опору 11, выполненную заодно с понтоном в виде зуба и опирающуюся при накатке судна 10 на порог 7 стапеля 6. Дальний от стапеля 6 борт понтона 1 может опираться на мористую опору 12, выполненную в виде блока или сваи на дне акватории (фиг.1, фиг.2).
Спуск судна на воду осуществляется следующим образом:
Понтон 1 подводится к порогу 7 наклонной части стапеля 6 и, путем принятия воды в балластные отсеки 5, ставится на ровный киль с осадкой, необходимой для совмещения рельсовых судовозных путей 4 понтона 1 с рельсовыми путями 8 берегового стапеля 6. После выравнивания и швартовки понтона 1 к порогу 7 берегового стапеля 6, косяковые тележки 9 вместе с судном 10 по рельсовым путям передвигаются в ниши 3 понтона 1. При выполнении устройства с мористой 12 и береговой 11 опорами или с одной из них синхронно с процессом передвижки вода из балластных отсеков 5 откачивается, тем самым обеспечивается необходимое положение понтона 1. В варианте с опорами требования к синхронизации не предъявляются, балласт может откачиваться после передвижки. После окончания процесса передвижки понтон 1 дебалластируют и отводят от порога 7 и погружают путем принятия воды в балластные отсеки 5, при этом судно 10 всплывает. Всплывшее судно 10 выводят из зоны над понтоном 1.
Подъем судна производят в обратном порядке, при этом прием балласта заменяется его опорожнением.
Технический результат от использования предлагаемого изобретения заключается в снижении затрат на изготовление данного устройства для спуска и подъема судов за счет снижения металлоемкости, а также усовершенствовании процесса подъема (спуска) судов.