комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования
Классы МПК: | G01V1/38 районов, покрытых водой |
Автор(ы): | Медведев Александр Михайлович (RU), Комов Виктор Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-12-09 публикация патента:
27.05.2013 |
Изобретение относится к области морской сейсморазведки и может быть использовано для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покрытием. Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования содержит судно, имеющее корпус 2 с днищем 3, верхней 4 и нижней 5 палубами, кормовой частью 6, имеющей кормовой транец 7, сейсмические лебедки 8 и кабели 9 ввода, с которыми соединены сейсмографные косы 10, амбиликульную лебедку 11 и кабель ввода 12, с которым соединена линия 13 сейсмических пневмоисточников. Защитное устройство для каждой сейсмографной косы 10 выполнено в виде трубного канала 14, расположенного внутри кормовой части 6 корпуса 2 судна 1. Трубный канал 14 выполнен из наклонной 15 и горизонтальной 16 частей, образующих единое трубное пространство для стравливания сейсмографных кос 10 в забортную воду. Защитное устройство для линии 13 сейсмических пневмоисточников выполнено в виде кормовой ледовой наделки 22 обтекаемой формы, состоящей из водонепроницаемой части 23 и обтекателя 24. Обтекатель 24 выполнен закрытой конструкции с наружным слипом 26 для стравливания линии 13 сейсмических пневмоисточников. Технический результат: увеличение защиты сейсмографных кос, линии сейсмических пневмоисточников и кабеля ввода соответственно от столкновения со льдом. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с нижней палубой, днищем, кормовой частью, имеющей кормовой транец, лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос и линии сейсмических пневмоисточников, защитное устройство для сейсмографных кос, защитное устройство для линии сейсмических пневмоисточников, выполненное в виде кормовой ледовой наделки обтекаемой формы с верхним основанием и расположенным на уровне днища корпуса судна нижним основанием, жестко закрепленной на кормовом транце под углом к последнему и состоящей из водонепроницаемой части и обтекателя с наружным слипом для спуска линии сейсмических пневмоисточников, отличающийся тем, что он снабжен устройством для фиксации линии сейсмических пневмоисточников на наружном слипе, защитное устройство для сейсмографных кос выполнено в виде трубного канала для каждой сейсмографной косы, расположенного в кормовой части корпуса судна и состоящего из расположенной наклонно в вертикальной плоскости части и горизонтальной части, образующих единое трубное пространство для стравливания сейсмографной косы в воду, имеющее два конца, один из которых расположен в кормовой части корпуса, другой сообщен с забортной водой, причем наклонная часть каждого трубного канала расположена под углом к днищу, горизонтальная часть установлена на днище корпуса, сообщенный с забортной водой конец трубного канала расположен за пределами кормовой части корпуса с обеспечением частичного выхода горизонтальной части трубного канала за пределы последней.
2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что устройство для фиксации линии сейсмических пневмоисточников на наружном слипе выполнено в виде тележки, имеющей направляющие ролики для возвратно-поступательного перемещения по поверхности обтекателя ледовой наделки от верхнего до нижнего основания последней с возможностью обеспечения фиксации линии сейсмических пневмоисточников у нижнего основания ледовой наделки.
3. Комплекс по п.1 или 2, отличающийся тем, что он снабжен установленной в кормовой части корпуса вспомогательной лебедкой с тяговым тросом, соединенным с тележкой, и защитное устройство для линии сейсмических пневмоисточников снабжено упорами для фиксации тележки у нижнего основания ледовой наделки.
4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что горизонтальные части трубных каналов, расположенные за пределами кормовой части корпуса, усилены кронштейнами, прикрепленными одним концом к кормовому транцу, другим концом - к горизонтальной части каждого трубного канала.
5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что трубные каналы для защиты сейсмографных кос расположены от борта до борта симметрично относительно ледовой наделки, установленной по ДП судна.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области морской сейсморазведки, а именно к устройствам и комплексам, предназначенным для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом.
Известен комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, сейсмические лебедки с сейсмооборудованием, туннель, выполненный в корпусе судна между днищем и палубой вдоль каждого борта и расположенный параллельно диаметральной плоскости судна ниже ватерлинии, сообщенный с забортной водой, шахты, установленные в трюме судна со стороны каждого борта, верхний край которых выше ватерлинии, и сообщенные с туннелями с образованием единых пространств, выполненных с возможностью их обслуживания и обеспечения стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса ниже нижней кромки плавающих льдов, транспортные дорожки, проложенные в туннелях, и установленные в последних подвижные платформы (см. патент РФ № 65250 на полезную модель «Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования», заявлено 29.03.2007, опубликовано 27.07.2007. МПК (2006.01) G01V 1/38. Патентообладатель - ОАО «Мурманское морское пароходство»).
Известный комплекс позволяет осуществлять сейсморазведку на акваториях с ледовым покровом. Однако он конструктивно сложен, громоздок, требует больших затрат на переоборудование судна под комплекс для сейсморазведки. Кроме того, недостаточно надежен ввиду большого количества движущихся частей комплекса.
Вследствие этого данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.
Известен комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с палубой, днищем и кормовой оконечностью, имеющей кормовой транец, сейсмические лебедки, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников, расположенные в корпусе судна между палубой и днищем трубные каналы для каждой сейсмографией косы и каждой линии сейсмических пневмоисточников для стравливания через них последних за пределы корпуса судна ниже нижней кромки плавающих льдов, имеющие с двух сторон концы, одни из которых расположены на кормовом транце кормовой оконечности ниже ватерлинии, сообщенные с забортной водой и установленные на разной высоте кормового транца, другие из которых расположены в корпусе судна и установлены выше ватерлинии (см. патент РФ № 2427860 на изобретение «Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования». Заявлено 18.03.2010, опубликовано 27.08.2011. МПК G01V 1/38. Патентообладатель - ОАО «Мурманское морское пароходство»).
Известный комплекс позволяет осуществлять сейсморазведку на акваториях с ледовым покровом.
Однако он недостаточно надежен ввиду того, что данная конструкция не исключает возможности попадания сейсмографных кос и линии сейсмических пневмоисточников под работающий гребной винт и их перепутывания ввиду близкого нахождения друг от друга.
Вследствие этого данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.
Анализ отобранной в процессе поиска информации позволил выявить наиболее близкий комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с верхней и нижней палубами, днищем, кормовой частью, имеющей кормовой транец, лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографнойй косы и линии сейсмических пневмоисточников, тросы для управления сейсмооборудованием, защитное устройство для сейсмооборудования, выполненное в виде кормовой ледовой наделки обтекаемой формы, состоящей из водонепроницаемой части и обтекателя, выполненного закрытой конструкции и между боковыми стенками которого размещены внутренний и наружный слипы, отделенные друг от друга перегородкой, жестко закрепленной на кормовом транце под углом к последнему и выполненной с нижним основанием, расположенным на уровне днища корпуса судна (см. патент РФ № 2427859 на изобретение «Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования». МПК (2006.01) G01V 1/38. Заявлено 12.02.2011, опубликовано 27.08.2011. Патентообладатель - ОАО «Мурманское морское пароходство». Прототип).
Известный комплекс позволяет осуществлять сейсморазведку на акваториях с ледовым покровом. Однако он не исключает возможного перепутывания сейсмографных кос и линии сейсмических пневмоисточников ввиду стравливания сейсмооборудования через одно защитное устройство. Это значительно ухудшает эксплуатационную надежность комплекса.
Помимо этого известный комплекс не позволяет использовать достаточное количество сейсмографных кос, что значительным образом снижает эффективность данного комплекса в процессе сейсмической разведки.
Вследствие этого данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.
Таким образом, известные устройства и комплексы для буксировки забортного сейсмооборудования, используемые для проведения морской сейсморазведки на акваториях с ледовым покровом, характеризуются недостаточно высокой эффективностью их эксплуатации.
Заявляемое в качестве изобретения техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования позволяет достичь нового технического результата - повышения эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности сейсмооборудования в процессе стравливания за борт и сейсморазведки при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.
Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предлагаемого в качестве изобретения технического решения и способствует достижению нового технического результата.
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с нижней палубой, днищем, кормовой частью, имеющей кормовой транец, лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос и линии сейсмических пневмоисточников, защитное устройство для сейсмографных кос, защитное устройство для линии сейсмических пневмоисточников, выполненное в виде кормовой ледовой наделки обтекаемой формы с верхним основанием и расположенным на уровне днища корпуса судна нижним основанием, жестко закрепленной на кормовом транце под углом к последнему и состоящей из водонепроницаемой части и обтекателя с наружным слипом для спуска линии сейсмических пневмоисточников, отличающийся тем, что он снабжен устройством для фиксации линии сейсмических пневмоисточников на наружном слипе, защитное устройство для сейсмографных кос выполнено в виде трубного канала для каждой сейсмографной косы, расположенного в кормовой части корпуса судна и состоящего из расположенной наклонно в вертикальной плоскости части и горизонтальной части, образующих единое трубное пространство для стравливания сейсмографной косы в воду, имеющее два конца, один из которых расположен в кормовой части корпуса, другой сообщен с забортной водой, причем наклонная часть каждого трубного канала расположена под углом к днищу, горизонтальная часть установлена на днище корпуса, сообщенный с забортной водой конец трубного канала расположен за пределами кормовой части корпуса с обеспечением частичного выхода горизонтальной части трубного канала за пределы последней.
Для достижения технического результата устройство для фиксации линии сейсмических пневмоисточников на наружном слипе выполнено в виде тележки, имеющей направляющие ролики для возвратно-поступательного перемещения по поверхности обтекателя ледовой наделки от верхнего до нижнего основания последней с возможностью обеспечения фиксации линии сейсмических пневмоисточников у нижнего основания ледовой наделки.
Достижению результата способствует то, что он снабжен установленной в кормовой части корпуса вспомогательной лебедкой с тяговым тросом, соединенным с тележкой, и защитное устройство для линии сейсмических пневмоисточников снабжено упором для фиксации тележки у нижнего основания ледовой наделки.
Для достижения результата горизонтальные части трубных каналов, расположенные за пределами кормовой части корпуса, усилены кронштейнами, прикрепленными одним концом к кормовому транцу, другим концом к горизонтальной части каждого трубного канала.
Результат достигается тем, что трубные каналы для защиты сейсмографных кос расположены от борта до борта симметрично относительно ледовой наделки, установленной по ДП судна.
Итак, анализ выявленной информации о существующем уровне техники в области морской сейсморазведки и сущность предложенного изобретения показали, что предлагаемое в качестве изобретения техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования отвечает критерию патентоспособности «новизна».
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с нижней палубой, днищем, кормовой частью, имеющей кормовой транец, лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос и линии сейсмических пневмоисточников, защитное устройство для сейсмографных кос, защитное устройство для линии сейсмических пневмоисточников, выполненное в виде кормовой ледовой наделки обтекаемой формы с верхним основанием и расположенным на уровне днища корпуса судна нижним основанием, жестко закрепленной на кормовом транце под углом к последнему и состоящей из водонепроницаемой части и обтекателя с наружным слипом для спуска линии сейсмических пневмоисточников, позволяет обеспечить защиту сейсмооборудования, сейсмографных кос и линии сейсмических пневмоисточников, при столкновении со льдом во время его буксировки при сейсмической разведке.
Выполнение защитного устройства для линии сейсмических пневмоисточников и тросов для управления сейсмооборудованием в виде кормовой ледовой наделки обтекаемой формы, жестко закрепленной на кормовом транце под углом к последнему и состоящей из водонепроницаемой части и обтекателя с наружным слипом, позволяет осуществлять постановку линии сейсмических пневмоисточников через наружный слип за борт, минуя столкновения с ледовым покровом морской акватории.
Выполнение кормовой ледовой наделки такой формы и конструкции позволяет максимально снизить отрицательное влияние последней на мореходные эксплуатационные качества судна за счет обеспечения определенной плавучести и обтекаемой формы ледовой наделки.
Жесткое крепление ледовой наделки на кормовом транце под углом к последнему обеспечивает не только необходимую эксплуатационную прочность и надежность наделки, но и за счет наклона к транцу облегчает постановку линии сейсмических пневмоисточников и не ухудшает мореходные эксплуатационные свойства судна.
Снабжение комплекса устройством для фиксации линии сейсмических пневмоисточников на наружном слипе, выполненном в виде тележки, имеющей направляющие ролики для возвратно-поступательного перемещения по поверхности обтекателя ледовой наделки от верхнего до нижнего основания последней с возможностью обеспечения фиксации линии сейсмических пневмоисточников у нижнего основания ледовой наделки, обеспечивает стабильное нахождение линии сейсмических пневмоисточников на наружном слипе, препятствуя ее всплыванию к поверхности со льдом. Это способствует надежности сейсмооборудования в процессе стравливания и сейсмической разведки.
Снабжение защитного устройства для линии сейсмических пневмоисточников упором для фиксации тележки у нижнего основания ледовой наделки обеспечивает ее надежное нахождение у нижнего основания в процессе сейсмической разведки, следовательно, и линии пневмоисточников.
Это предотвращает подъем линии сейсмических пневмоисточников выше нижнего основания ледовой наделки до уровня плавающих льдов.
Снабжение комплекса установленной в кормовой части корпуса вспомогательной лебедкой с тяговым тросом, соединенным с тележкой, позволяет осуществлять механический спуск и подъем тележки.
Выполнение защитного устройства для сейсмографных кос в виде трубного канала для каждой сейсмографной косы, расположенного в кормовой части корпуса судна и состоящего из расположенной наклонно в вертикальной плоскости части и горизонтальной части, образующих единое трубное пространство для стравливания сейсмографной косы в воду, имеющее два конца, один из которых расположен в кормовой части корпуса, другой сообщен с забортной водой, позволяет стравливать каждую косу в забортную воду отдельно друг от друга, а также отдельно от линии сейсмических пневмоисточников и тросов для управления сейсмооборудованием.
Это обеспечивает высокую надежность в процессе эксплуатации за счет отсутствия перепутывания сейсмографных кос и линий пневмоисточников.
Кроме того, из-за отсутствия вредного влияния холода, атмосферных осадков, моря, ввиду нахождения внутри корпуса судна, исключается внешнее влияние атмосферной среды (низкая температура, осадки, сырость и т.п.).
Расположение наклонной части каждого трубного канала под углом к днищу также обеспечивает необходимую простоту ее продвижения за счет самодвижения по наклонной части трубного канала.
Установление горизонтальной части трубного канала на днище корпуса обеспечивает конструктивную надежность и прочность крепления защитного устройства в корпусе судна.
Расположение сообщенного с забортной водой конца трубного канала за пределами кормовой части корпуса с обеспечением частичного выхода горизонтальной части трубного канала за пределы последнего обеспечивает выход сейсмографных кос за пределы корпуса, минуя столкновение со льдами и максимально удаленно от работающего гребного винта. Все это обеспечивает высокую эксплуатационную надежность комплекса.
Таким образом, такое исполнение защитных устройств для сейсмографных кос и линии сейсмических пневмоисточников позволяет осуществлять раздельную постановку забортного сейсмооборудования через указанные трубные каналы и ледовую наделку на морских акваториях с ледовым покровом, обеспечивая высокую эксплуатационную надежность за счет исключения столкновения сейсмооборудования со льдом, а также исключения какого-либо перепутывания сейсмооборудования в процессе его стравливания за борт.
Усиление расположенных за пределами кормовой части корпуса горизонтальных частей трубных каналов кронштейнами, прикрепленными одним концом к кормовому транцу, другим концом к горизонтальной части каждого трубного канала, обеспечивает конструктивную и эксплуатационную надежность защитного устройства для сейсмографной косы, следовательно, комплекса в целом.
Расположение трубных каналов для защиты сейсмографных кос от борта до борта симметрично относительно ледовой наделки, установленной по ДП судна, обеспечивает не только необходимую надежную остойчивость судна, но и эффективное размещение необходимого количества сейсмооборудования. Все это совместно с другими признаками способствует достижению поставленного технического результата.
Таким образом, предлагаемая совокупность существенных признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
В ходе проведенного заявителем поиска информации в области морской сейсморазведки и судостроения обнаружены отдельные отличительные признаки заявленного изобретения среди известных объектов того же назначения (наличие защитного устройства для сейсмооборудования, см. авт. св. СССР № № 1744660, 1520459, 1805426, патент РФ № 2317572; наличие кормовой наделки на корпусе и на днище судна, см.патенты РФ № 2203824, 2211167; трубные каналы для защиты сейсмографных кос при стравливании за борт, см. патент РФ № 2427860).
Однако форма выполнения, связи, конструктивное расположение иные. Кроме того, совокупность существенных признаков предлагаемого изобретения, способствующая достижению нового технического результата, и ее влияние на последний не обнаружена из существующего уровня техники.
Именно совокупность существенных отличительных признаков позволяет получить новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности сейсмооборудования в процессе стравливания за борт и сейсморазведки при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.
Следовательно, предлагаемое изобретение обладает таким критерием патентоспособности, как «изобретательский уровень».
Предлагаемое изобретение поясняется с помощью чертежей, где:
на фиг.1 изображена часть комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования, вид сбоку (расположение сейсмооборудования в кормовой части судна);
фиг.2 - то же, вид сверху;
фиг.3 - разрез А-А с фиг.1;
фиг.4 - разрез Б-Б с фиг.1;
фиг.5 - устройство для фиксации линии сейсмических пневмоисточников на наружном слипе.
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования (см. фиг.1, 2) содержит судно 1, имеющее корпус 2 с днищем 3, верхней 4 и нижней 5 палубами, кормовой частью 6, имеющей кормовой транец 7, сейсмические лебедки 8 и кабели 9 ввода, с которыми соединены сейсмографные косы 10, амбиликульную лебедку 11 и кабель ввода 12, с которым соединена линия 13 сейсмических пневмоисточников (источники звуковых волн) с периферийным оборудованием (регуляторы глубины погружения, средства поддержания плавучести сейсмокосы и т.п).
Лебедки 8, 11 для сейсмооборудования размещены на нижней палубе 5 судна 1. Размещение лебедок 8, 11 и кабелей ввода 9, 12, с которыми соединено сейсмооборудование, на нижней палубе 5 позволяет защитить их от неблагоприятных условий внешней среды (осадки, отрицательная температура наружного воздуха и т.п.).
Сейсмооборудование - это стандартное оборудование, например сейсмографная коса SEAL длиной 6000 м фирмы SERCEL (Франция), линия сейсмических пневмоисточников, например BOLT фирмы Bolt Technology Corporation (США).
В положении по-походному сейсмооборудование, сейсмографные косы 10 и линия 13 сейсмических пневмоисточников намотаны соответственно на сейсмические лебедки 8 и лебедку 11.
Для защиты от соприкосновения со льдом сейсмографной косы 10 и кабеля ввода 9 в процессе стравливания за борт на акваториях с ледовым покровом комплекс снабжен защитными устройствами для каждой косы 10.
Защитное устройство для каждой сейсмографной косы 10 (см. фиг.1, 2, 3) выполнено в виде трубного канала 14, расположенного внутри кормовой части 6 корпуса 2 судна 1. Трубный канал 14 выполнен из расположенной наклонно в вертикальной плоскости части 15 и горизонтальной 16 части, образующих единое трубное пространство для стравливания сейсмографных кос 10 в забортную воду.
Трубный канал 14 имеет два конца, один 17 из которых расположен внутри кормовой части 6 корпуса 2, другой 18 сообщен с забортной водой.
Наклонная часть 15 каждого трубного канала 14 пропущена через нижнюю палубу 5 до днища 3 и расположена под углом к днищу 3. Горизонтальная часть 16 трубного канала 14 установлена на днище 3 корпуса 2.
Сообщенный с забортной водой конец 18 трубного канала 14 (см. фиг.1, 2, 3) расположен за пределами кормовой части 6 корпуса 2 с обеспечением частичного выхода горизонтальной части 16 трубного канала 14 за пределы кормовой части 6 корпуса 2.
Горизонтальные части 16 трубных каналов 14, расположенные за пределами кормовой части 6 корпуса 2, усилены кронштейнами 19. Кронштейны 19 прикреплены известными способами (сваркой, заклепкой и т.п.) одним концом 20 к кормовому транцу 7, другим концом 21 к выступающей за пределы кормовой части 6 корпуса 2 горизонтальной части 16 каждого трубного канала 14.
Горизонтальные части 16 трубных каналов 14 снабжены механизмами перемещения сейсмографных кос, например, роликового типа (на фиг. не показаны).
Линия 13 сейсмических пневмоисточников и кабель ввода 12 снабжены защитным устройством (см. фиг.1, 2, 4, 5).
Защитное устройство выполнено в виде кормовой ледовой наделки 22 обтекаемой формы, состоящей из водонепроницаемой части 23 и обтекателя 24.
Обтекатель 24 выполнен закрытой конструкции с наружным слипом 26 для стравливания линии 13 сейсмических пневмоисточников.
Ледовая наделка 22 жестко закреплена, например сваркой, на кормовом транце 7 под незначительным острым углом к последнему.
Нижнее основание 27 ледовой наделки 22 выполнено в виде неподвижного стабилизатора и расположено на уровне днища 3 корпуса 2 судна 1.
Верхнее основание 28 ледовой наделки 22 выполнено продолжением верхней палубы 4 корпуса 2 судна 1.
Водонепроницаемая часть 23 и обтекатель 24 кормовой ледовой наделки 22 выполнены, например, из стали повышенной прочности, наружный слип 26 выполнен, например, из нормальной судостроительной стали.
Комплекс снабжен устройством для фиксации линии 13 сейсмических пневмоисточников на наружном слипе 26. Устройство выполнено, например, в виде тележки 29 (см. фиг.4, 5), имеющей направляющие ролики 30 для возвратно-поступательного перемещения по поверхности обтекателя 24 ледовой наделки 22 от верхнего 28 до нижнего основания 27 последней с возможностью обеспечения фиксации линии 13 сейсмических пневмоисточников у нижнего основания 27 наделки 22. Ледовая наделка 22 снабжена упорами 31 для фиксации тележки 29 у нижнего основания 27 ледовой наделки 22, обеспечивая тем самым фиксацию линии 13 у нижнего основания 27 наделки 22. Упоры 31 выполнены, например, в виде пластин.
Комплекс снабжен установленной в кормовой части 6 корпуса 2 на верхней палубе 4 вспомогательной лебедкой 32 с тяговым тросом 33, соединенным с тележкой 29, что позволяет механическим путем осуществлять необходимый спуск и подъем тележки 29.
Направляющие ролики 30 тележки 29 установлены в направляющих 34, установленных, например, с помощью сварки или заклепок и т.п., на поверхности обтекателя 24. Направляющие 34 обеспечивают стабильное надежное перемещение тележки 29 в процессе эксплуатации, препятствуя сходу тележки 29 в процессе движения.
Ледовая наделка 22 снабжена устройством для ее подогрева (на фиг. не показано) при сейсмической разведке. Устройство для подогрева стандартное и может быть выполнено, например, в виде устройства для подогрева с помощью пара.
Трубные каналы 14 для защиты сейсмографных кос 10 расположены симметрично относительно кормовой ледовой наделки 22, расположенной по ДП судна.
Комплекс снабжен направляющими ролами 35 (см. фиг.1) для сейсмографных кос 10 и направляющими ролами 36 для линий 13 сейсмических пневмоисточников. Ролы 35, 36 снабжены приводами (не показаны), которые позволяют приводить их во вращательное движение.
Ролы 35, 36 направляют сейсмооборудование соответственно:
- косу 10 - в трубные каналы 14;
- линию 13 источников - на наружный слип 26 ледовой наделки 22.
Это облегчает процесс стравливания сейсмооборудования в воду под лед за счет вращательного движения, создающего тянущее и толкающее усилия.
Предлагаемое изобретение работает следующим образом.
Кормовую ледовую наделку 22, изготовленную в заводских условиях, заранее жестко приваривают к кормовому транцу 7 судна 1, которое выбрано в качестве судна для проведения сейсморазведки. Внутри кормовой части 6 корпуса 2 судна 1 от нижней палубы 5 до днища 3 и вдоль последнего известными способами устанавливают устройства для защиты сейсмографных кос 10 и кабелей 9 ввода, выполненные в виде трубных каналов 14.
Устанавливают лебедки 8, 11 на нижней палубе 5 и осуществляют все необходимые технологические подготовительные операции для проведения сейсмической разведки. Вспомогательную лебедку 32 устанавливают на верхней палубе 4 в кормовой части 6 корпуса 2 судна 1.
Постановку сейсмооборудования осуществляют путем его стравливания через защитные устройства для сейсмооборудования, выполненные в виде трубных каналов 14 для сейсмографных кос 10 и ледовой кормовой наделки 22 для линии 13 сейсмических пневмоисточников.
Каждую сейсмографную косу 10 стравливают с сейсмической лебедки 8 через трубный канал 14 сначала посредством направляющих ролов 35 и самотеком через наклонные части 15, затем через горизонтальные части 16 посредством направляющих механизмов за борт. Во время стравливания к сейсмографной косе 10 прикрепляют необходимое периферийное оборудование.
Препятствуют столкновению кос 10 со льдом трубные каналы 14, горизонтальные части которых расположены на днище 3 корпуса 2 и выходят за пределы корпуса на уровне днища 3, что значительно ниже уровня плавающих льдов.
Линию 13 сейсмических пневмоисточников с лебедки 11 стравливают через обтекатель 24 ледовой наделки 22, по наружному слипу 26 которого попадает в морскую акваторию со льдом, минуя столкновения со льдом. Препятствует столкновению со льдом и то, что нижнее основание 27 ледовой наделки 22 расположено на уровне днища 3 корпуса 2 судна 1.
С помощью лебедки 32 тросом 33 опускают тележку 29 до уровня нижнего основания 27 ледовой наделки 22. Тележку 29 опускают до упоров 31, которые фиксируют ее место нахождения у нижнего основания 27. Тем самым тележка 29 фиксирует место нахождения линии 13 сейсмических пневмоисточников на наружном слипе 26.
После стравливания сейсмографной косы 10 и линии 13 сейсмических пневмоисточников стравливают соответственно кабели ввода 9 и 12. Кабели 12 ввода линии 13 сейсмических пневмоисточников находятся в рабочем положении, располагаясь на наружном слипе 26 в обтекателе 24 ледовой наделки 22, избегая столкновений со льдом в процессе сейсмической разведки. Кабели 9 ввода сейсмографной косы 10 находятся в трубном канале 14, также избегая столкновений со льдом.
Таким образом, стравливание сейсмографных кос 10 и линии 13 сейсмических пневмоисточников осуществляют через защитные устройства 14 и 22 и раздельно. Это препятствует его перепутыванию во время стравливания, соответственно, и в процессе сейсмической разведки.
Расположение горизонтальных частей 16 трубных каналов 14 с выходом за пределы корпуса 2 и ледовой кормовой наделки 22 на определенном расстоянии от корпуса 2 позволяет значительным образом уберечь сейсмооборудование от негативного влияния работающего гребного винта, сохраняя его в целости и невредимости. Это также способствует обеспечению высокой надежности сейсмооборудования в процессе эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.
Таким образом, использование трубных каналов 14, кормовой ледовой наделки 22 и устройства для фиксации линии сейсмических пневмоисточников на наружном слипе 26 в виде тележки 29, позволяет максимально защитить все сейсмооборудование (сейсмографные косы 10, линии 13 сейсмических пневмоисточников, кабели ввода соответственно 9 и 12) от столкновения со льдом, обеспечивая высокую эксплуатационную надежность.
Следовательно, в результате применения заявляемого комплекса достигается новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности сейсмооборудования в процессе стравливания за борт и сейсморазведки при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.
Это позволяет сделать вывод о том, что предлагаемое изобретение соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».
Данное изобретение можно использовать для проведения сейсмической разведки путем переоборудования существующего транспортного судна в сейсмографическое при модернизации существующих судов для морской сейсмической разведки, а также при строительстве новых судов для указанных целей.
Класс G01V1/38 районов, покрытых водой