предохранительное устройство для транспортного средства
Классы МПК: | B60K28/12 реагирующие на условия, связанные с дверями или дверными замками, например на открытую дверь G05G5/28 для предотвращения несанкционированного доступа к управляющему элементу или траектории его движения в указанное положение |
Автор(ы): | Шкрабак Роман Владимирович (RU), Шкрабак Владимир Владимирович (RU), Шкрабак Владимир Степанович (RU), Самойлов Василий Владимирович (RU), Шкрабак Алла Игоревна (RU), Ботьков Юрий Павлович (RU), Поздняков Петр Владимирович (RU), Новорог Богдан Васильевич (RU), Белякова Оксана Валентиновна (RU), Васильев Александр Георгиевич (RU), Пяткина Светлана Анатольевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-06-09 публикация патента:
10.06.2013 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Предохранительное устройство для транспортного средства, оборудованного гидросистемой, содержит установленную на кулисе коробки передач с возможностью перемещения в направлении траектории рычага переключения передач в нейтральном положении пластину, гидроцилиндр, подпружиненный шток которого соединен с пластиной, редукционный клапан, гидролинию с баком гидросистемы. Пластина выполнена П-образной с возможностью перекрытия пазов траектории рычага переключения передач. В рабочей линии установлен подпружиненный стержень, имеющий сквозное радиальное отверстие с возможностью соосного его совмещения с рабочей линией. Наружный профиль стержня выполнен ответным профилю двери. Достигается упрощение конструкции предохранительного устройства. 1 ил.
Формула изобретения
Предохранительное устройство для транспортного средства, оборудованного гидросистемой, содержащее установленную на кулисе коробки передач с возможностью перемещения в направлении траектории рычага переключения передач в нейтральном положении пластину, гидроцилиндр, подпружиненный шток которого соединен с пластиной, редукционный клапан, гидролинию с баком гидросистемы, отличающееся тем, что пластина выполнена П-образной, с возможностью перекрытия пазов траектории рычага переключения передач, при этом в рабочей линии установлен подпружиненный стержень, имеющий сквозное радиальное отверстие с возможностью соосного его совмещения с рабочей линией, при этом наружный профиль стержня выполнен ответным профилю двери.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике безопасности при эксплуатации транспортных средств, а именно блокировке возможности начала движения при открытых дверях салона и кабины.
Известно предохранительное устройство для транспортного средства (А.С. № 727486, В60К 28/00; 41/00; B60R 25/06), содержащее соленоид со стержнем, включатель, установленный в двери для входа пассажиров и подключенный к соленоиду. Устройство снабжено пластиной, соединенной со стержнем, подпружиненной относительно соленоида и установленной на кулисе коробки перемены передач транспортного средства с возможностью перемещения в направлении выбора включаемой передачи рычагом переключения передач, при этом пластина выполнена в центральной части с фигурным вырезом, соответствующим вырезу в кулисе.
Недостатками данного устройства являются:
1 - сложность вписывания (монтажа);
2 - ограниченность применения (не возможность применения на машинах без мощного источника напряжения);
3 - сложность изготовления исполнительных механизмов.
Наиболее близким аналогом к заявленному устройству относится предохранительное устройство для транспортного средства (А.С. № 1234244, В60К 28/12), оборудованного гидросистемой, содержащее установленную на кулисе коробки передач с возможностью перемещения в направлении траектории рычага переключения передач в нейтральном положении пластину, с выполненным в центральной части фигурным пазом, соответствующим рабочим траекториям перемещения рычагов переключения передач. Устройство снабжено гидроцилиндром, подпружиненный шток которого соединен с пластиной, электромагнитным клапаном с подпружиненным штоком - золотником, редукционным клапаном, выход которого соединен дополнительной гидролинией с баком гидросистемы и электрическими контактами, установленными в каркасе кабины транспортного средства, при этом поршневая полость гидроцилиндра соединена с входом редукционного клапана и через золотниковую полость электромагнитного клапана - с гидросистемой транспортного средства и баком, при этом электромагнитный клапан электрически соединен через указанные контакты с источником питания.
Недостатками данного устройства являются:
1 - сложность изготовления пластины с фигурными пазами в связи с высокой точностью обеспечения размеров и конфигурации;
2 - сложность регулирования положения пластины с ее пазами после ремонта механизмов коробки передач;
3 - неравнозначность износа пазов пластины, что связано с частотой использования той или иной передачи (скорости) и, как следствие, после определенных износов возможность включения передачи и начала движения при открытых дверях, что создает травмоопасную ситуацию;
4 - "саморазрегулирование" пластины и ее положения при ослаблении жесткости возвратной пружины;
5 - сложность регулирования величины сжатия возвратной пружины и отказ устройства в случае поломки пружины.
Задача изобретения является упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных свойств устройства и, как следствие, повышение безопасности и снижение травматизма.
Поставленная задача решается за счет того, что предохранительное устройство, для транспортного средства, оборудованного гидросистемой, содержащее установленную на кулисе коробки передач с возможностью перемещения в направлении траектории рычага переключения передач в нейтральном положении пластину, гидроцилиндр, подпружиненный шток которого соединен с пластиной, редукционный клапан, гидролиния с баком гидросистемы. Пластина выполнена П-образной с возможностью перекрытия пазов траектории рычага переключения передач, при этом в рабочей гидролинии установлен подпружиненный стержень, имеющий сквозное отверстие с возможностью соосного его совмещения с рабочей гидролинией, наружный профиль стержня выполнен ответным профилю двери.
Новые существенные признаки.
1. Пластина выполнена П-образной, с возможностью перекрытия пазов траектории рычага переключения передач.
2. В рабочей гидролинии установлен подпружиненный стержень, имеющий отверстие с возможностью соосного его совмещения с рабочей гидролинией.
3. Наружный профиль стержня выполнен ответным профилю двери.
Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Технический результат, заключающийся в упрощении конструкции за счет того, что в нем:
а) в зоне кулисы коробки передач установлена возвратно-поступательно движущаяся автоматически П-образная пластина, внутри которой совершает свою траекторию рычаг переключения передач;
б) простота изготовления пластины и надежное перекрытие пазов включения передач;
в) в каркас кабины вмонтирован подпружиненный стержень со сквозным отверстием, с возможностью его совмещения с рабочей гидролинией. Пружина служит для возврата стержня при открытых дверях, когда отверстие стержня совмещается с рабочей гидролинией. При этом появляется давление на поршень гидроцилиндра и П-образная пластина перекрывает пазы включения передач, предотвращая включение транспортного средства на движение;
г) наружный профиль стержня выполнен ответным профилю двери:
- при закрывании двери, она взаимодействует по всему наружному профилю стержня, сжимая пружину и перекрывая рабочую гидролинию, что приводит к разжиманию пружины на штоке, за счет чего поршень перемещается и перемещает П-образную пластину, открывая пазы включения передач;
- при открывании двери подпружиненный стержень перемещается и происходит соосное совмещение отверстия с рабочей гидролинией. Гидрожидкость поступает в гидроцилиндр, перемещая поршень и сжимая пружину на его штоке и перекрывая П-образной пластиной пазы включения передач. Движение транспортного средства невозможно.
На фиг.1 схематично изображено предохранительное устройство для транспортного средства.
Предохранительное устройство транспортного средства, оборудованного гидросистемой, содержащей гидроцилиндр 1, внутри которого установлен поршень 2 на штоке 3, на котором расположена пружина 4. Гидроцилиндр 1 имеет три гидролинии: рабочую 5, перепускную 6, обратную 7, в гидролиниях 5,7 установлено по редукционному клапану 8, 9 соответственно. В перепускную гидролинию 6 установлен перепускной клапан 10. Шток 3 жестко связан с П-образной пластиной 11. П-образная пластина 11 выполнена с возможностью перекрытия пазов 12, 13, 14, 15, 16, 17 коробки передач траектории рычага переключения передач 18. В рабочей линии 5 установлен стержень 19 с радиальным отверстием 20 и с возможностью соосного его совмещения с рабочей гидролинией 5. Наружный профиль 21 стержня 19 выполнен ответным профилю двери (не показана). Стержень 19 установлен в каркасе 22. Между стенкой каркаса 22 и внутренним профилем 23 стержня 19 расположена пружина 24. Во вспомогательной гидролинии 25, замыкающейся вокруг маслонасоса 26, установлен редукционный клапан 27.
Устройство работает следующим образом. При неработающем двигателе (а значит отсутствии давления гидрожидкости в гидросистеме) рычаг переключения передач 18 коробки переключения передач может занимать любое положение, предусмотренное конструкцией (от нейтрального до включающего любую скорость). П-образная пластина 11 с жестко прикрепленным к ней штоком 3 гидроцилиндра 1 под действием усилия Р2 пружины 4 занимает положение, не перекрывающее любые пазы 12, 13, 14, 15, 16, 17 рычага переключения передач 18. Это же положение П-образной пластины характерно и при движении мобильной машины (двигатель работает и давление гидрожидкости в гидросистеме есть) с закрытыми дверями. Возможность начала движения мобильной машины при открытых дверях исключается следующим образом: гидрожидкость под давлением, регулируемым редукционным клапаном 8, поступает по рабочей гидролинии 5, через отверстие 20 в стержне 19 в гидроцилиндр 1, воздействуя на поршень 2 перемещает шток 3 и жестко связанную с ним П-образную пластину 11 в положение, перекрывающее все возможные пазы 12, 13, 14, 15, 16, 17 рычага переключения передач 18, кроме нейтральной; при такой ситуации скорость включить невозможно, как и начать движение машины при открытых дверях (не показано) салона или кабины. П-образная пластина 11 удерживается в таком положении необходимым давлением гидрожидкости, избыток которого редуцируется через редукционный клапан 9 на вход в маслонасос 26. При закрытии дверей салона (кабины) она нажимает своим профилем на наружный профиль 21 стержня 19 и перемещает его, сжимая пружину 24, отверстие 20 в стержне 19 вместе с ним перемещается в сторону пружины 24, перекрывая рабочую гидролинию 5 и прекращая доступ гидрожидкости к цилиндру 1; при этом гидрожидкость, поступающая с маслонасоса 26, редуцируется через клапан 27 вспомогательной гидролинии 25 на вход в маслонасос 26. При этом пружина 4 разжимается и толкает поршень 2 гидроцилиндра 1, выталкивая гидрожидкость, как по обратной гидролинии 7 через редукционный клапан 9 на вход маслонасос 26, так и по перепускной гидролинии 6 через обратный клапан 10 во вспомогательную гидролинию 25, а затем на вход маслонасоса 26. П-образная пластина 11 занимает свое положение, при котором открыты пазы 12, 13, 14, 15, 16, 17 включения передач, не препятствующие началу движения (при закрытых дверях салона или кабины). При остановке машины и открытии двери (не показаны) стержень 19 под действием разжимающейся пружины 24 занимает свое первоначальное положение, при котором его отверстие 20, соосно совмещается с рабочей гидролинией 5, открывая через отверстие 20 поток гидрожидкости в гидроцилиндр 1. Затем цикл повторится.
Лабораторные испытания макетного образца устройства подтвердили его работоспособность, что позволит исключить выпадание людей из салонов (кабин) мобильных машин при начале движения и движении с открытыми дверями, поскольку само движение не может быть начато, пока не будут закрыты двери.
Класс B60K28/12 реагирующие на условия, связанные с дверями или дверными замками, например на открытую дверь
предохранительное устройство для транспортного средства с пневматической тормозной системой - патент 2175917 (20.11.2001) |
Класс G05G5/28 для предотвращения несанкционированного доступа к управляющему элементу или траектории его движения в указанное положение