способ управления движением судна по заданной траектории
Классы МПК: | B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса |
Автор(ы): | Острецов Генрих Эразмович (RU), Клячко Лев Михайлович (RU), Памухин Сергей Генрихович (RU) |
Патентообладатель(и): | Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-07-29 публикация патента:
10.06.2013 |
Изобретение относится к области судовождения. Автоматическое управление движением судна по заданной траектории осуществляют путем управления по заданному углу курса с использованием кормовых рулей. Для обеспечения движения судна с углом дрейфа, близким к нулю, в предложенном способе применяют также подсистему стабилизации судна в поперечном направлении, в которой формируют управление подруливающим устройством с использованием сигналов: угла дрейфа из блока суммирования, на вход которого вводят угол курса из датчика курса и путевой угол из приемника спутниковой навигационной системы и, бокового смещения судна из интегратора. Оба сигнала вводят на вход второго сумматора, выход которого подключен к подруливающему устройству. При этом обеспечивается не только стабилизация нулевого дрейфа, но и стабилизация судна по нулевому боковому смещению относительно заданной траектории движения судна. 1 ил.
Формула изобретения
Способ управления движением судна по заданной траектории, характеризующийся тем, что используют датчик руля , датчик угловой скорости , датчик курса , задатчик угла курса зд и первый сумматор, на выходе которого формируют сигнал управления рулевым приводом d/dt , который вводят на вход рулевого привода, на вход первого сумматора вводятся сигналы:
угла перекладки руля с датчика руля,
угловой скорости с датчика угловой скорости,
угла курса с датчика курса,
заданного угла курса зд с задатчика угла курса,
отличающийся тем, что используют второй сумматор, блок суммирования, приемник спутниковой навигационной системы, интегратор и подруливающее устройство, на вход которого вводят сигнал производной поперечной силы dP/dt с выхода второго сумматора, на вход последнего поступают сигналы:
угла дрейфа из блока суммирования, на вход последнего вводят сигналы угла курса из датчика курса и путевого угла ПУ из приемника спутниковой навигационной системы,
бокового смещения судна У из интегратора, на вход которого вводят сигнал угла дрейфа из блока суммирования.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту.
Известен способ автоматического управления движением судна по заданному путевому углу, реализованный в «Системе автоматического управления судном» (патент RU № 2240953 С1, БИ № 33, 27.11.2004 г.). Способ управления движением судна основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы, датчика угловой скорости, блока заданного значения путевого угла и сумматора, в котором по сигналам: текущего путевого угла, заданного путевого угла и угловой скорости судна формируется сигнал для управления рулевым приводом судна.
Известен также способ автоматического управления движением судна (патент RU 2292289 С1, БИ № 3, 27.01.2007 г., принятый нами в качестве прототипа), в котором автоматическое управление движением судна осуществляется (аналогично описанному выше) с использованием: сумматора, рулевого привода, блока выработки угловой скорости, датчика руля, приемника спутниковой навигационной системы, блока заданного путевого угла. В способе управления движением судна корректируется заданное значение путевого угла в процессе плавания из точки «А» в точку «Б», затем «В» по заданному маршруту.
Известные способы автоматического управления движением по заданной траектории обеспечивают точное движение к заданной точке. Однако серьезными недостатками рассмотренных способов управления движением судна по заданной траектории от точек «А» к точке «Б», затем «В» являются:
- применение закона стабилизации судна на заданном направлении с использованием только кормового рулевого привода,
- при появлении поперечных возмущающих силовых воздействий, а также управляющих моментов, создается большой угол дрейфа судна, что приводит к уходу с заданной траектории движения и потерям в крейсерской скорости хода судна.
- затруднен проход судном узкостей из-за появления существенного угла дрейфа вблизи точек «А», «Б» .
Приведенный ниже способ управления лишен этих недостатков, т.к. обеспечивает движение судна практически с нулевым углом дрейфа и нулевым поперечным уходом с заданной траектории движения.
Техническим результатом предлагаемого способа автоматического управления движением судна является:
- формирование управления судном кормовым рулевым приводом только по заданному углу курса и угловой скорости (при этом угол дрейфа и бокового сноса судна поддерживаются близкими к нулю подсистемой стабилизации нулевого дрейфа),
- минимизация отклонения судна от заданной траектории (в поперечном направлении),
- повышение крейсерской скорости хода судна (благодаря снижению сопротивления движению судна - 0),
- повышение безопасности проводки судна в узкостях (т.к. практически исключается боковое смещение судна при наличии поперечных управляющих и возмущающих сил).
Технический результат достигается благодаря:
- введению подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении (в поперечном направлении подруливающее устройство или носовые рули в подсистеме стабилизации нулевого дрейфа автоматически устраняют угол дрейфа и боковой снос У, даже при появлении поперечных сил, действующих на судно, 0 и У 0),
- использованию кормового рулевого привода для управления судном только по углу курса.
Предлагаемый способ управления движением судна по заданной траектории (углу курса) осуществляется кормовым рулевым приводом с использованием: датчика руля , датчика угловой скорости , датчика курса и задатчика угла курса зд. и сумматор на выходе которого формируется закон управления рулевым приводом вида:
где: - угол перекладки руля,
, зд. - угол курса и заданный угол курса,
- угловая скорость судна,
К1, К2, К3 - коэффициенты регулирования.
Сигнал вида d/dt (1) вводится с выхода сумматора на вход рулевого привода. Это обеспечивает автоматическое управление движением судна по заданному углу курса.
Отличительной особенностью рассматриваемого способа является использование подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении, включающей: второй сумматор, блок суммирования, приемник спутниковой навигационной системы, интегратор и подруливающее устройство для формирования и поддержания угла дрейфа и бокового сноса судна близким к нулю. В этом случае производная поперечной управляющей силы - dP/dt, создаваемая во втором сумматоре, - формируется в виде:
,
где Р - поперечная управляющая сила, создаваемая на выходе подруливающего устройства,
- угол дрейфа судна, вырабатываемый на выходе блока суммирования,
К2 dt - интеграл по времени от угла дрейфа - боковое смещение судна У, вырабатываемое на выходе интегратора,
К1, К2, К3 - коэффициенты регулирования.
Сигнал угла дрейфа - формируется в блоке суммирования с использованием сигналов с приемника спутниковой навигационной системы, на выходе которой вырабатывается путевой угол - ПУ, и датчика угла курса - , на выходе которого вырабатывается угол курса - :
Боковое смещение судна - У формируется в интеграторе, на вход которого вводится сигнал угла дрейфа - из суммирующего устройства:
.
Сигнал производной поперечной управляющей силы - , сформированный по зависимости (2) на выходе второго сумматора, поступает на вход подруливающего устройства, на выходе которого создается поперечная управляющая сила - Р, которая обеспечивает движение судна по заданной траектории с углом дрейфа и боковым сносом, близким к нулю.
Система автоматического управления движением судна по заданной траектории
Рассмотрим работу системы автоматического управления движением судна по заданной траектории, структура которой разработана с использованием предлагаемого способа управления движением судна по заданной траектории (с текущим углом дрейфа 0 и поперечным отклонением судна от заданной траектории У 0 даже при наличии поперечных возмущающих сил, воздействующих на судно).
Система содержит: 1 - задатчик угла курса, 2 - датчик угла курса, 3 - датчик руля, 4 - первый сумматор, 5 - датчик угловой скорости (ДУС), 6 - рулевой привод, 7 - приемник спутниковой навигационной системы (СНС), 8 - блок суммирования, 9 - интегратор, 10 - второй сумматор, 11 - подруливающее устройство, 12 - объект управления - судно. Все связи между блоками системы приведены на фигуре. Реализация предлагаемой системы может быть осуществлена с использованием микросхем типа 140 УД-6 и 140 УД-8:
- сумматоры 4, 10,
- интегратор 9.
Датчик угловой скорости 5 - типовой датчик угловой скорости ДУС-5 с чувствительностью не ниже 0,05 гр/с. Задатчик угла курса 1 - программный блок формирования сигнала заданного значения угла курса для движения по заданной траектории от точки А к точке Б . Датчик угла курса 2 - гирокомпас типа «Гиря». Штатные судовые системы:
- приемник СНС 7,
- рулевой привод 6,
- подруливающее устройство 11.
Система автоматически обеспечивает движение корабля по заданной траектории. На вход первого сумматора 4 поступают сигналы:
- угловой скорости судна - с датчика угловой скорости 5,
- угла перекладки руля - с датчика руля 3,
- текущего угла курса - с датчика угла курса 2,
- заданного угла курса зд. - с задатчика угла курса 1.
На выходе первого сумматора 4 формируется заданное значение угловой скорости перекладки кормового руля d/dt зд. (или угла перекладки кормового руля - зд. в зависимости от типа рулевой машины).
В соответствии с зависимостью (1) руль будет автоматически перекладываться и обеспечивать удержание судна с углом курса, равным заданному углу курса:
= зд.,
Одновременно осуществляется стабилизация судна на нулевом угле дрейфа и с нулевым поперечным смещением относительно заданной траектории движения. Это достигается благодаря использованию подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении.
На выходе (подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении) в подруливающем устройстве - 11 формируется управляющее воздействие на судно в виде поперечной управляющей силы - Р. Закон управления подруливающим устройством - 11 формируется во втором сумматоре - 10 в соответствии с зависимостью (2).
Сигналы, поступающие на вход второго сумматора - 10:
- угол дрейфа формируется в соответствии с зависимостью (3) в блоке суммирования 8, на вход которого вводится сигнал текущего угла курса - из датчика угла курса 2 и сигнал текущего путевого угла - ПУ из приемника спутниковой навигационной системы - 7,
- боковой снос - У формируется на выходе интегратора - 9, на вход которого поступает сигнал - с выхода блока суммирования - 8,
- поперечная управляющая сила - P с выхода подруливающего устройства - 11.
С выхода второго сумматора - 10 сигнал производной поперечной управляющей силы поступает на вход подруливающего устройства - 11, обеспечивая тем самым поддержание нулевого дрейфа и нулевого поперечного смещения судна относительно заданной траектории даже при наличии поперечной силы, действующей на судно.
Моделирование рассмотренного выше способа автоматического управления движением судна, в котором обеспечивается стабилизация нулевого угла дрейфа и нулевого бокового сноса, подтвердило его работоспособность, а следовательно, и высокую эффективность использования предложенного способа управления движением судна по заданной траектории особенно при наличии поперечных сил, воздействующих на судно.
Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса