способ управления движением судна по заданной траектории

Классы МПК:B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-07-29
публикация патента:

Изобретение относится к области судовождения. Автоматическое управление движением судна по заданной траектории осуществляют путем управления по заданному углу курса с использованием кормовых рулей. Для обеспечения движения судна с углом дрейфа, близким к нулю, в предложенном способе применяют также подсистему стабилизации судна в поперечном направлении, в которой формируют управление подруливающим устройством с использованием сигналов: угла дрейфа из блока суммирования, на вход которого вводят угол курса из датчика курса и путевой угол из приемника спутниковой навигационной системы и, бокового смещения судна из интегратора. Оба сигнала вводят на вход второго сумматора, выход которого подключен к подруливающему устройству. При этом обеспечивается не только стабилизация нулевого дрейфа, но и стабилизация судна по нулевому боковому смещению относительно заданной траектории движения судна. 1 ил.

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973

Формула изобретения

Способ управления движением судна по заданной траектории, характеризующийся тем, что используют датчик руля способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , датчик угловой скорости способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , датчик курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , задатчик угла курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 зд и первый сумматор, на выходе которого формируют сигнал управления рулевым приводом d/dt способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , который вводят на вход рулевого привода, на вход первого сумматора вводятся сигналы:

угла перекладки руля способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 с датчика руля,

угловой скорости способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 с датчика угловой скорости,

угла курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 с датчика курса,

заданного угла курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 зд с задатчика угла курса,

отличающийся тем, что используют второй сумматор, блок суммирования, приемник спутниковой навигационной системы, интегратор и подруливающее устройство, на вход которого вводят сигнал производной поперечной силы dP/dt с выхода второго сумматора, на вход последнего поступают сигналы:

угла дрейфа способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 из блока суммирования, на вход последнего вводят сигналы угла курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 из датчика курса и путевого угла ПУ из приемника спутниковой навигационной системы,

бокового смещения судна У из интегратора, на вход которого вводят сигнал угла дрейфа способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 из блока суммирования.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту.

Известен способ автоматического управления движением судна по заданному путевому углу, реализованный в «Системе автоматического управления судном» (патент RU № 2240953 С1, БИ № 33, 27.11.2004 г.). Способ управления движением судна основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы, датчика угловой скорости, блока заданного значения путевого угла и сумматора, в котором по сигналам: текущего путевого угла, заданного путевого угла и угловой скорости судна формируется сигнал для управления рулевым приводом судна.

Известен также способ автоматического управления движением судна (патент RU 2292289 С1, БИ № 3, 27.01.2007 г., принятый нами в качестве прототипа), в котором автоматическое управление движением судна осуществляется (аналогично описанному выше) с использованием: сумматора, рулевого привода, блока выработки угловой скорости, датчика руля, приемника спутниковой навигационной системы, блока заданного путевого угла. В способе управления движением судна корректируется заданное значение путевого угла в процессе плавания из точки «А» в точку «Б», затем «В»способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 по заданному маршруту.

Известные способы автоматического управления движением по заданной траектории обеспечивают точное движение к заданной точке. Однако серьезными недостатками рассмотренных способов управления движением судна по заданной траектории от точек «А» к точке «Б», затем «В»способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 являются:

- применение закона стабилизации судна на заданном направлении с использованием только кормового рулевого привода,

- при появлении поперечных возмущающих силовых воздействий, а также управляющих моментов, создается большой угол дрейфа судна, что приводит к уходу с заданной траектории движения и потерям в крейсерской скорости хода судна.

- затруднен проход судном узкостей из-за появления существенного угла дрейфа вблизи точек «А», «Б»способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 .

Приведенный ниже способ управления лишен этих недостатков, т.к. обеспечивает движение судна практически с нулевым углом дрейфа и нулевым поперечным уходом с заданной траектории движения.

Техническим результатом предлагаемого способа автоматического управления движением судна является:

- формирование управления судном кормовым рулевым приводом только по заданному углу курса и угловой скорости (при этом угол дрейфа и бокового сноса судна поддерживаются близкими к нулю подсистемой стабилизации нулевого дрейфа),

- минимизация отклонения судна от заданной траектории (в поперечном направлении),

- повышение крейсерской скорости хода судна (благодаря снижению сопротивления движению судна - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 0),

- повышение безопасности проводки судна в узкостях (т.к. практически исключается боковое смещение судна при наличии поперечных управляющих и возмущающих сил).

Технический результат достигается благодаря:

- введению подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении (в поперечном направлении подруливающее устройство или носовые рули в подсистеме стабилизации нулевого дрейфа автоматически устраняют угол дрейфа способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 и боковой снос У, даже при появлении поперечных сил, действующих на судно, способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 0 и Успособ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 0),

- использованию кормового рулевого привода для управления судном только по углу курса.

Предлагаемый способ управления движением судна по заданной траектории (углу курса) осуществляется кормовым рулевым приводом с использованием: датчика руля способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , датчика угловой скорости способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , датчика курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 и задатчика угла курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 зд. и сумматор на выходе которого формируется закон управления рулевым приводом вида:

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973

где: способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 - угол перекладки руля,

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 зд. - угол курса и заданный угол курса,

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 - угловая скорость судна,

К1, К2, К3 - коэффициенты регулирования.

Сигнал вида d/dt способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 (1) вводится с выхода сумматора на вход рулевого привода. Это обеспечивает автоматическое управление движением судна по заданному углу курса.

Отличительной особенностью рассматриваемого способа является использование подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении, включающей: второй сумматор, блок суммирования, приемник спутниковой навигационной системы, интегратор и подруливающее устройство для формирования и поддержания угла дрейфа и бокового сноса судна близким к нулю. В этом случае производная поперечной управляющей силы - dP/dt, создаваемая во втором сумматоре, - формируется в виде:

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 ,

где Р - поперечная управляющая сила, создаваемая на выходе подруливающего устройства,

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 - угол дрейфа судна, вырабатываемый на выходе блока суммирования,

К2способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 dt - интеграл по времени от угла дрейфа - боковое смещение судна У, вырабатываемое на выходе интегратора,

К1, К2, К3 - коэффициенты регулирования.

Сигнал угла дрейфа - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 формируется в блоке суммирования с использованием сигналов с приемника спутниковой навигационной системы, на выходе которой вырабатывается путевой угол - ПУ, и датчика угла курса - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , на выходе которого вырабатывается угол курса - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 :

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973

Боковое смещение судна - У формируется в интеграторе, на вход которого вводится сигнал угла дрейфа - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 из суммирующего устройства:

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 .

Сигнал производной поперечной управляющей силы - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 , сформированный по зависимости (2) на выходе второго сумматора, поступает на вход подруливающего устройства, на выходе которого создается поперечная управляющая сила - Р, которая обеспечивает движение судна по заданной траектории с углом дрейфа и боковым сносом, близким к нулю.

Система автоматического управления движением судна по заданной траектории

Рассмотрим работу системы автоматического управления движением судна по заданной траектории, структура которой разработана с использованием предлагаемого способа управления движением судна по заданной траектории (с текущим углом дрейфа способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 0 и поперечным отклонением судна от заданной траектории Успособ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 0 даже при наличии поперечных возмущающих сил, воздействующих на судно).

Система содержит: 1 - задатчик угла курса, 2 - датчик угла курса, 3 - датчик руля, 4 - первый сумматор, 5 - датчик угловой скорости (ДУС), 6 - рулевой привод, 7 - приемник спутниковой навигационной системы (СНС), 8 - блок суммирования, 9 - интегратор, 10 - второй сумматор, 11 - подруливающее устройство, 12 - объект управления - судно. Все связи между блоками системы приведены на фигуре. Реализация предлагаемой системы может быть осуществлена с использованием микросхем типа 140 УД-6 и 140 УД-8:

- сумматоры 4, 10,

- интегратор 9.

Датчик угловой скорости 5 - типовой датчик угловой скорости ДУС-5 с чувствительностью не ниже 0,05 гр/с. Задатчик угла курса 1 - программный блок формирования сигнала заданного значения угла курса для движения по заданной траектории от точки А к точке Бспособ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 . Датчик угла курса 2 - гирокомпас типа «Гиря». Штатные судовые системы:

- приемник СНС 7,

- рулевой привод 6,

- подруливающее устройство 11.

Система автоматически обеспечивает движение корабля по заданной траектории. На вход первого сумматора 4 поступают сигналы:

- угловой скорости судна способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 - с датчика угловой скорости 5,

- угла перекладки руля способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 - с датчика руля 3,

- текущего угла курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 - с датчика угла курса 2,

- заданного угла курса способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 зд. - с задатчика угла курса 1.

На выходе первого сумматора 4 формируется заданное значение угловой скорости перекладки кормового руля d/dt способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 зд. (или угла перекладки кормового руля - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 зд. в зависимости от типа рулевой машины).

В соответствии с зависимостью (1) руль будет автоматически перекладываться и обеспечивать удержание судна с углом курса, равным заданному углу курса:

способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 =способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 зд.,

Одновременно осуществляется стабилизация судна на нулевом угле дрейфа и с нулевым поперечным смещением относительно заданной траектории движения. Это достигается благодаря использованию подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении.

На выходе (подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении) в подруливающем устройстве - 11 формируется управляющее воздействие на судно в виде поперечной управляющей силы - Р. Закон управления подруливающим устройством - 11 формируется во втором сумматоре - 10 в соответствии с зависимостью (2).

Сигналы, поступающие на вход второго сумматора - 10:

- угол дрейфа способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 формируется в соответствии с зависимостью (3) в блоке суммирования 8, на вход которого вводится сигнал текущего угла курса - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 из датчика угла курса 2 и сигнал текущего путевого угла - ПУ из приемника спутниковой навигационной системы - 7,

- боковой снос - У формируется на выходе интегратора - 9, на вход которого поступает сигнал - способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 с выхода блока суммирования - 8,

- поперечная управляющая сила - P с выхода подруливающего устройства - 11.

С выхода второго сумматора - 10 сигнал производной поперечной управляющей силы способ управления движением судна по заданной траектории, патент № 2483973 поступает на вход подруливающего устройства - 11, обеспечивая тем самым поддержание нулевого дрейфа и нулевого поперечного смещения судна относительно заданной траектории даже при наличии поперечной силы, действующей на судно.

Моделирование рассмотренного выше способа автоматического управления движением судна, в котором обеспечивается стабилизация нулевого угла дрейфа и нулевого бокового сноса, подтвердило его работоспособность, а следовательно, и высокую эффективность использования предложенного способа управления движением судна по заданной траектории особенно при наличии поперечных сил, воздействующих на судно.

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
система управления подвижными объектами -  патент 2503581 (10.01.2014)
способ автоматического управления движением судна с учетом волнения -  патент 2499727 (27.11.2013)
система автоматического управления -  патент 2494006 (27.09.2013)
способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений -  патент 2492105 (10.09.2013)
способ управления траекторией движения буксируемого судна -  патент 2470828 (27.12.2012)
способ управления сближением корабля с подвижной целью -  патент 2467917 (27.11.2012)
Наверх