мобильная башня обслуживания летательных аппаратов
Классы МПК: | B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом |
Патентообладатель(и): | Гнездилов Владимир Алексеевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-03-23 публикация патента:
10.06.2013 |
Изобретение относятся к космической промышленности. Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов содержит подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами. Пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата. На боковые части оперт мостовой кран. Достигается упрощение обслуживания летательного аппарата перед его стартом и снижение металлоемкости конструкции башни. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, содержащая подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами, отличающаяся тем, что пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата, при этом на боковые части оперт мостовой кран.
2. Мобильная башня обслуживания по п.1, отличающаяся тем, что в средней силовой части выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход.
3. Мобильная башня обслуживания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что средняя силовая часть выполнена с опорным узлом для головной части летательного аппарата.
4. Мобильная башня обслуживания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала.
5. Мобильная башня обслуживания по п.3, отличающаяся тем, что в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала.
6. Мобильная башня обслуживания по любому из пп.1, 2 и 5, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.
7. Мобильная башня обслуживания по п.3, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.
8. Мобильная башня обслуживания по п.4, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к космической промышленности.
Известна мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, содержащая подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами (см. патент РФ № 2332335 от 10.02.2008).
Указанная башня не обеспечивает должный уровень технического обслуживания ракет (летательных аппаратов) перед стартом, т.к. не позволяет производить отдельное обслуживание головной части летательного аппарата и другой его части.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в устранении указанного недостатка при одновременном снижении металлоемкости конструкции башни.
Указанный результат достигается тем, что в мобильной башне обслуживания летательных аппаратов, содержащей подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами, пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата, при этом на боковые части оперт мостовой кран.
В средней силовой части может быть выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход и опорный узел для головной части летательного аппарата.
Для повышения удобства обслуживания в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала, а для снижения нагрузок на металлоконструкцию направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 схематично показан общий вид мобильной башни обслуживания летательных аппаратов, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид со стороны малых ворот; на фиг.3 - средняя силовая часть с опорным узлом для головной части ракеты.
Мобильная башня обслуживания ракет содержит подвижные опоры 1, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими воротами 2 и малыми воротами 3. Пространственная ферма выполнена с боковыми частями 4 и 5, соединенными между собой верхней силовой частью 6 и средней силовой частью 7, разделяющей нижний проход 8 для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход 9 для головной части летательного аппарата, при этом на боковых частях смонтированы направляющие 10 подкранового пути мостового крана. Наиболее оптимально располагать направляющие 10 в плоскостях внутренних плоских ферм 11, ограничивающих верхний проход 9.
В средней силовой части может быть выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход и опорный узел 12 для нее.
Подвижные площадки обслуживания расположены на высотных отметках 7,2 и 9,5 м и для дополнительного снижения веса попарно соединены между собой с возможностью поворота.
Внутри боковых частей 4 и 5 расположены неподвижные площадки и лестницы доступа. Ширина боковых частей и расстояние между горизонтальными балками в районе площадок доступа выбраны исходя из минимально достаточной безопасной ширины и высоты прохода 13 для обслуживающего персонала. Площадки доступа расположены на всех уровнях мобильной башни, кроме высотной отметки 42 м.
Несущая металлоконструкция состоит из балок и связей, соединенных посредством фланцевых болтовых и пальцевых соединений. Каждый элемент мобильной башни имеет габарит, не превышающий максимально допустимый перевозной габарит для стандартных железнодорожных контейнеров.
Верхняя силовая часть 6 образует крышу и состоит из ферменной конструкции, подкранового пути для перемещения мостовым краном верхней части летательного аппарата, площадок доступа по внешнему контуру крыши и монорельсового пути по внешнему контуру крыши. Монорельсовый путь предназначен для установки люльки обслуживания обшивки башни и перемещения люльки по внешнему периметру башни.
Опорный узел 12 для установки верхней (головной) части летательного аппарата расположен в центре башни под уровнем 27 м и предназначен для равномерной передачи нагрузки от головной части летательного аппарата на элементы пространственной фермы мобильной башни.
Нижний проход 8 предназначен для проезда летательного аппарата без головной части на транспортно-установочном агрегате в горизонтальном положении сквозь башню обслуживания летательного аппарата в вертикальном или наклонном к вертикали положении на стартовой позиции, проезда головной части летательного аппарата внутрь мобильной башни со стороны малых ворот 3, ее подъема, перемещения в верхнем проходе 9 мобильной башни, промежуточного обслуживания головной части в промежуточном положении на уровне 27 м и ее установки на летательный аппарат при помощи мостового крана.
Большие ворота 2 предназначены для защиты летательного аппарата на стартовой позиции от ветровой нагрузки и атмосферных осадков. Конструкция ворот выполнена с возможностью обеспечения проезда летательного аппарата без верхней части на транспортно-установочном агрегате в горизонтальном положении сквозь башню и наезда башни на летательный аппарат при расположении его на стартовой позиции, а также ее отъезда перед стартом летательного аппарата.
Внешняя обшивка мобильной башни состоит из жалюзи, окон и профнастила.
Жалюзи установлены по всему периметру башни между высотными отметками 24 и 36 м, а также под коньком крыши и на уровне 45 м с двух сторон мобильной башни для обеспечения естественной вентиляции и исключения скопления горячего воздуха под крышей мобильной башни. На уровне 45 м напротив жалюзи предусмотрено место для установки принудительной вентиляции. Жалюзи снабжены защитной сеткой, препятствующей доступу насекомых и птиц внутрь мобильной башни.
Окна установлены в районе рабочих проходов с обеих сторон по всей высоте мобильной башни для обеспечения естественной инсоляции.
Для фиксации мобильной башни в положении над стартовым столом и отведенном положении мобильной башни на космодроме предусмотрены штормовые упоры.
Металлоконструкция в виде единой пространственной фермы позволяет более рационально распределить усилия, возникающие в ее элементах, а также упростить монтаж профнастила, жалюзи и окон на ее внешних сторонах.
Класс B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом