мобильная башня обслуживания летательных аппаратов

Классы МПК:B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом
Патентообладатель(и):Гнездилов Владимир Алексеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-03-23
публикация патента:

Изобретение относятся к космической промышленности. Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов содержит подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами. Пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата. На боковые части оперт мостовой кран. Достигается упрощение обслуживания летательного аппарата перед его стартом и снижение металлоемкости конструкции башни. 7 з.п. ф-лы, 3 ил. мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, патент № 2483990

мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, патент № 2483990 мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, патент № 2483990 мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, патент № 2483990

Формула изобретения

1. Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, содержащая подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами, отличающаяся тем, что пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата, при этом на боковые части оперт мостовой кран.

2. Мобильная башня обслуживания по п.1, отличающаяся тем, что в средней силовой части выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход.

3. Мобильная башня обслуживания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что средняя силовая часть выполнена с опорным узлом для головной части летательного аппарата.

4. Мобильная башня обслуживания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала.

5. Мобильная башня обслуживания по п.3, отличающаяся тем, что в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала.

6. Мобильная башня обслуживания по любому из пп.1, 2 и 5, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.

7. Мобильная башня обслуживания по п.3, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.

8. Мобильная башня обслуживания по п.4, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической промышленности.

Известна мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, содержащая подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами (см. патент РФ № 2332335 от 10.02.2008).

Указанная башня не обеспечивает должный уровень технического обслуживания ракет (летательных аппаратов) перед стартом, т.к. не позволяет производить отдельное обслуживание головной части летательного аппарата и другой его части.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в устранении указанного недостатка при одновременном снижении металлоемкости конструкции башни.

Указанный результат достигается тем, что в мобильной башне обслуживания летательных аппаратов, содержащей подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами, пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата, при этом на боковые части оперт мостовой кран.

В средней силовой части может быть выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход и опорный узел для головной части летательного аппарата.

Для повышения удобства обслуживания в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала, а для снижения нагрузок на металлоконструкцию направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 схематично показан общий вид мобильной башни обслуживания летательных аппаратов, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид со стороны малых ворот; на фиг.3 - средняя силовая часть с опорным узлом для головной части ракеты.

Мобильная башня обслуживания ракет содержит подвижные опоры 1, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими воротами 2 и малыми воротами 3. Пространственная ферма выполнена с боковыми частями 4 и 5, соединенными между собой верхней силовой частью 6 и средней силовой частью 7, разделяющей нижний проход 8 для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход 9 для головной части летательного аппарата, при этом на боковых частях смонтированы направляющие 10 подкранового пути мостового крана. Наиболее оптимально располагать направляющие 10 в плоскостях внутренних плоских ферм 11, ограничивающих верхний проход 9.

В средней силовой части может быть выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход и опорный узел 12 для нее.

Подвижные площадки обслуживания расположены на высотных отметках 7,2 и 9,5 м и для дополнительного снижения веса попарно соединены между собой с возможностью поворота.

Внутри боковых частей 4 и 5 расположены неподвижные площадки и лестницы доступа. Ширина боковых частей и расстояние между горизонтальными балками в районе площадок доступа выбраны исходя из минимально достаточной безопасной ширины и высоты прохода 13 для обслуживающего персонала. Площадки доступа расположены на всех уровнях мобильной башни, кроме высотной отметки 42 м.

Несущая металлоконструкция состоит из балок и связей, соединенных посредством фланцевых болтовых и пальцевых соединений. Каждый элемент мобильной башни имеет габарит, не превышающий максимально допустимый перевозной габарит для стандартных железнодорожных контейнеров.

Верхняя силовая часть 6 образует крышу и состоит из ферменной конструкции, подкранового пути для перемещения мостовым краном верхней части летательного аппарата, площадок доступа по внешнему контуру крыши и монорельсового пути по внешнему контуру крыши. Монорельсовый путь предназначен для установки люльки обслуживания обшивки башни и перемещения люльки по внешнему периметру башни.

Опорный узел 12 для установки верхней (головной) части летательного аппарата расположен в центре башни под уровнем 27 м и предназначен для равномерной передачи нагрузки от головной части летательного аппарата на элементы пространственной фермы мобильной башни.

Нижний проход 8 предназначен для проезда летательного аппарата без головной части на транспортно-установочном агрегате в горизонтальном положении сквозь башню обслуживания летательного аппарата в вертикальном или наклонном к вертикали положении на стартовой позиции, проезда головной части летательного аппарата внутрь мобильной башни со стороны малых ворот 3, ее подъема, перемещения в верхнем проходе 9 мобильной башни, промежуточного обслуживания головной части в промежуточном положении на уровне 27 м и ее установки на летательный аппарат при помощи мостового крана.

Большие ворота 2 предназначены для защиты летательного аппарата на стартовой позиции от ветровой нагрузки и атмосферных осадков. Конструкция ворот выполнена с возможностью обеспечения проезда летательного аппарата без верхней части на транспортно-установочном агрегате в горизонтальном положении сквозь башню и наезда башни на летательный аппарат при расположении его на стартовой позиции, а также ее отъезда перед стартом летательного аппарата.

Внешняя обшивка мобильной башни состоит из жалюзи, окон и профнастила.

Жалюзи установлены по всему периметру башни между высотными отметками 24 и 36 м, а также под коньком крыши и на уровне 45 м с двух сторон мобильной башни для обеспечения естественной вентиляции и исключения скопления горячего воздуха под крышей мобильной башни. На уровне 45 м напротив жалюзи предусмотрено место для установки принудительной вентиляции. Жалюзи снабжены защитной сеткой, препятствующей доступу насекомых и птиц внутрь мобильной башни.

Окна установлены в районе рабочих проходов с обеих сторон по всей высоте мобильной башни для обеспечения естественной инсоляции.

Для фиксации мобильной башни в положении над стартовым столом и отведенном положении мобильной башни на космодроме предусмотрены штормовые упоры.

Металлоконструкция в виде единой пространственной фермы позволяет более рационально распределить усилия, возникающие в ее элементах, а также упростить монтаж профнастила, жалюзи и окон на ее внешних сторонах.

Класс B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом

устройство для заправки топливом двигателя ракеты-носителя -  патент 2527584 (10.09.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2522669 (20.07.2014)
устройство для проверки пульта космонавта -  патент 2522632 (20.07.2014)
центр обеспечения управления системы астероидной безопасности -  патент 2518504 (10.06.2014)
способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование и устройство для его осуществления -  патент 2516880 (20.05.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2513322 (20.04.2014)
способ доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы и космический корабль -  патент 2509689 (20.03.2014)
грузовой макет ракетоносителя -  патент 2491211 (27.08.2013)
технический комплекс космодрома для подготовки к пуску ракеты-носителя с космической головной частью, содержащей разгонный блок и космический аппарат -  патент 2480389 (27.04.2013)
технический комплекс космодрома для подготовки к пуску на стартовом комплексе ракет-носителей -  патент 2479472 (20.04.2013)
Наверх