топливо для импульсного детонационного двигателя

Классы МПК:C10L1/00 Жидкое углеродсодержащее топливо
C10L1/14 органические соединения 
C10L1/16 углеводороды 
C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/10 содержащее присадки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого МО РФ (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-12-19
публикация патента:

Изобретение относится к топливу для импульсного детонационного двигателя на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, отличающемуся тем, что с целью повышения его детонационной активности в горючее дополнительно введен продетонатор - трет-бутилгидропероксид (% масс): горючее Т-10 99-99,3%; трет-бутилгидропероксид 0,7-1%. Технической задачей является создание топлива для импульсного детонационного двигателя с увеличенной чувствительностью к детонационному импульсу и улучшенными условиями его детонационного сжигания в камере импульсного детонационного двигателя при введении в него трет-бутилгидропероксида в качестве продетонатора.

Формула изобретения

Топливо для импульсного детонационного двигателя на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, отличающееся тем, что в горючее дополнительно введен продетонатор - трет-бутилгидропероксид, %:

горючее Т-1099-99,3%
трет-бутилгидропероксид 0,7-1%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к топливам для реактивных двигателей, в частности к составам углеводородных топлив, содержащих присадки (продетонаторы), повышающие детонационную чувствительность углеводородного топлива.

Известно, что одним из наиболее эффективных методов повышения детонационной способности является введение в топливо активирующих добавок - продетонаторов [1], к которым относятся органические пероксиды.

Известна добавка к углеводородному топливу [4], состоящая из галогенизированного углеводорода, гидропероксида (гидропероксида кумила или третичного гидропероксида бутила), нафталина или алкил производных нафталина и органического растворителя, добавляемая к углеводородному топливу типа мазута, дизельного топлива или бензина в количестве 1-2 части на тысячу и улучшающая стартовые особенности дизельного топлива и далее улучшающая эффективность сгорания. Данное изобретение предполагалось использовать в качестве добавки к топливу для двигателей внутреннего сгорания.

Известна добавка к бензину и дизельному топливу [3], состоящая из спирта, толуола и пероксида водорода в пропорции 16/18/1, для повышения октанового и цетанового числа и увеличения эффективности сжигания топлива. Данное изобретение предполагалось использовать также в качестве добавки к углеводородному реактивному топливу.

Наиболее близким аналогом заявляемого технического решения является «Топливо для импульсного детонационного двигателя» [5]. Имея существенные преимущества перед предшествовавшими аналогами, указанному техническому решению присущи некоторые недостатки: пероксид бензоила, используемый в добавке, является ароматическим соединением, повышающим нагарообразующую способность топлива, кроме этого данная присадка является твердым веществом, нерастворимым в углеводородных горючих, требующим предварительного растворения в бензоле, который также является ароматическим соединением, и, в случае использования данной присадки к топливу для импульсно-детонационного двигателя, скорость детонационного горения топлива будет снижаться из-за образования нагара на стенках камеры сгорания.

Технической задачей настоящего изобретения является создание топлива для импульсного детонационного двигателя с увеличенной чувствительностью к детонационному импульсу и улучшенными условиями его детонационного сжигания в камере импульсного детонационного двигателя при введении в него добавки, состоящей из трет-бутилгидропероксида 0,7-1%,

для получения состава углеводородного топлива импульсного детонационного двигателя на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10 (масс. %):

горючее Т-1099-99,3%;
трет-бутилгидропероксид 0,7-1%.

Сравнительный анализ технического решения с известным показывает, что заявляемое техническое решение отличается тем, что топливная композиция содержит трет-бутилгидропероксид. Трет-бутилгидропероксид по сравнению с пероксидом бензоила обладает меньшей нагарообразующей способностью и не требует дополнительного растворения для введения в топливо. Также трет-бутилгидропероксид обладает более высоким продетонационным эффектом, повышающим чувствительность топлива к детонационному импульсу.

Топливную композицию согласно данному изобретению готовят путем непосредственного введения расчетного количества присадки непосредственно в горючее.

Активирующий эффект трет-бутилгидропероксида обусловлен заменой первичного разложения углеводорода горючего более энергетически выгодной реакцией разложения продетонатора. По литературным данным [2] разложение продетонаторов происходит с энергией активации 0,15топливо для импульсного детонационного двигателя, патент № 2484123 0,19 МДж/моль вместо 0,37топливо для импульсного детонационного двигателя, патент № 2484123 0,49 МДж/моль в случае углеводородов. Кроме того, наряду с первичным разложением углеводородов возможна замена углеводородных радикалов атомами кислорода, которые служат центрами высокотемпературного воспламенения.

Присадка трет-бутилгидропероксида к горючему Т-10 оказывает влияние на увеличение кислотности топливной композиции в целом вследствие окисления углеводородного топлива и несколько снижает температуру воспламенения топливной композиции.

Полезность присадки трет-бутилгидропероксида к горючему Т-10 станет очевидна из следующего примера.

ПРИМЕР

Приготовлена согласно данному изобретению топливная композиция с следующим составом (% масс):

горючее Т-1099-99,3%;
трет-бутилгидропероксид 0,7-1%.

В качестве топливно-воздушной смеси использовали стехнометрическую смесь паров приготовленной топливной композиции на основе горючего Т-10 с воздухом.

Активность топливной композиции была оценена по скорости детонационного горения топливо-воздушной смеси в стехиометрическом соотношении в нагретой до 200°С полузамкнутой цилиндрической детонационной камере, при инициировании взрывающейся от электрического разряда алюминиевой проволочкой с энергией инициирования 49-50 Дж.

По экспериментальным данным скорость детонационного горения предлагаемого состава детонационно чувствительного топлива для импульсных детонационных двигателей составляет не менее 2000 м/с, что в 1,4 раза выше скорости детонационного горения чистого горючего Т-10 в тех же условиях.

По экспериментальным данным при увеличении содержания трет-бутилгидропероксида в топливе скорость горения растет до максимальной величины, которая достигается при растворении трет-бутилгидропероксида в горючем Т-10 в соотношении 1 масс %. При дальнейшем повышении концентрации трет-бутилгидропероксида в горючем Т-10 продетонационный эффект повышается незначительно, но также увеличивается кислотность топливной композиции, что усложняет эксплуатационные свойства.

Данную топливную композицию предполагается использовать в импульсных детонационных двигателях авиационной и ракетно-космической техники.

Представленная топливная композиция решает проблему создания детонационно чувствительного углеводородного топлива для импульсных детонационных двигателей на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10.

Источники информации

1. Лернер М.О. «Химические регуляторы горения моторных топлив». - М.: «Химия», 1979.

2. Соколик А.С. «Самовоспламенение, пламя и детонация в газах», М.: АН СССР, 1960.

3. Патент US № 4294586, 13.10.1981 г.

4. Патент US № 4286969, 01.09.1981 г.

5. Патент РФ № 2387701, 7.10.2008 г.

Класс C10L1/00 Жидкое углеродсодержащее топливо

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
усовершенствование, относящееся к топливу -  патент 2529426 (27.09.2014)
нанокомпонентная энергетическая добавка и жидкое углеводородное топливо -  патент 2529035 (27.09.2014)
комплексный способ производства метилового эфира ятрофы и сопутствующих продуктов -  патент 2528387 (20.09.2014)
способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей -  патент 2527918 (10.09.2014)
способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способ растворения угля, биомассы и других твердых органических материалов в перегретой воде -  патент 2526254 (20.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)

Класс C10L1/14 органические соединения 

усовершенствование, относящееся к топливу -  патент 2529426 (27.09.2014)
ракетное горючее -  патент 2523367 (20.07.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
гибридное эмульсионное топливо -  патент 2501844 (20.12.2013)
применение повышающего вязкость компонента в дизельном топливе -  патент 2495916 (20.10.2013)
способ получения эфирной присадки к глубоко гидроочищенному дизельному топливу -  патент 2493238 (20.09.2013)
топливная нефтяная композиция и добавки для нее -  патент 2482166 (20.05.2013)
стабилизирующая синергическая смесь и ее применение -  патент 2480514 (27.04.2013)
применение моющих присадок для улучшения характеристик хладотекучести минеральных масел и средних дистиллятов -  патент 2475519 (20.02.2013)
применение минеральных масел, содержащих моющую присадку для улучшения хладотекучести дистиллятов -  патент 2475518 (20.02.2013)

Класс C10L1/16 углеводороды 

способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей -  патент 2527918 (10.09.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
гибридное эмульсионное топливо -  патент 2501844 (20.12.2013)
применение повышающего вязкость компонента в дизельном топливе -  патент 2495916 (20.10.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
химический маркер и способ его получения -  патент 2489476 (10.08.2013)
бензиновые композиции -  патент 2487922 (20.07.2013)
применение моющих присадок для улучшения характеристик хладотекучести минеральных масел и средних дистиллятов -  патент 2475519 (20.02.2013)
применение минеральных масел, содержащих моющую присадку для улучшения характеристик хладотекучести, и средний дистиллят -  патент 2475516 (20.02.2013)
способ получения антитурбулентной присадки суспензионного типа для нефти и нефтепродуктов -  патент 2463320 (10.10.2012)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/10 содержащее присадки 

способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
ракетное топливо староверова - 14 (варианты) -  патент 2516825 (20.05.2014)
ракетное топливо староверова - 15 (варианты) -  патент 2516711 (20.05.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
ракетное топливо -  патент 2513850 (20.04.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть -  патент 2508393 (27.02.2014)
способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономеров, способ получения противотурбулентной присадки, способ получения высших поли- -олефинов для этих способов и противотурбулентная присадка на их основе -  патент 2505551 (27.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
Наверх