сплав на основе титана
Классы МПК: | C22C14/00 Сплавы на основе титана |
Автор(ы): | Кашапов Олег Салаватович (RU), Павлова Тамара Васильевна (RU), Ночовная Надежда Алексеевна (RU), Истракова Анастасия Романовна (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (RU), Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ФГУП "ВИАМ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-03-27 публикация патента:
10.06.2013 |
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к производству титановых сплавов, и может быть использовано в конструкциях, работающих при температурах до 650°С, например для деталей корпуса и статорных лопаток компрессора высокого давления газотурбинных двигателей. Сплав на основе титана содержит, мас.%: Al 5,7-6,7, Sn 3,0-4,5, Zr 3,0-4,5, Mo 0,5-1,4, Nb 0,2-0,6, W 0,01-0,3, V 0,3-0,9, Fe 0,01-0,07, Si 0,3-0,52, С 0,03-0,10, O 0,03-0,14, Ti - остальное, при этом (V+Nb) 1,1 мас.%. Сплав характеризуется повышенными прочностными характеристиками при температурах выше 600°С. Использование предлагаемого сплава повысит рабочую температуру применения деталей из титановых сплавов, в том числе статорных деталей КВД - направляющих лопаток, колец, проставок, корпусов авиационных газотурбинных двигателей, на 50°С. 2 табл., 5 пр.
Формула изобретения
Сплав на основе титана, содержащий алюминий, олово, цирконий, молибден, ниобий, вольфрам, железо, кремний, углерод, кислород, отличающийся тем, что дополнительно содержит ванадий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Al | 5,7-6,7 |
Sn | 3,0-4,5 |
Zr | 3,0-4,5 |
Mo | 0,5-1,4 |
Nb | 0,2-0,6 |
W | 0,01-0,3 |
Fe | 0,01-0,07 |
Si | 0,3-0,52 |
С | 0,03-0,10 |
O | 0,03-0,14 |
V | 0,3-0,9 |
Ti | остальное |
при суммарном содержании (V+Nb) 1,1.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к производству титановых сплавов, и может быть использовано в конструкциях, работающих при температурах до 650°С, например для деталей корпуса и статорных лопаток компрессора высокого давления газотурбинных двигателей.
Известен сплав на основе титана, имеющий следующий химический состав, мас.%:
Al | 5,35-6,1 |
Sn | 3,5-4,5 |
Zr | 3,0-4,5 |
Mo | 0,20-0,70 |
Nb | 0,5-1,0 |
Si | 0,2-0,6 |
С | 0,03-0,10 |
Ti | остальное |
(Патент США № 4770726)
Из известного сплава изготавливают детали и узлы авиакосмической техники, в том числе диски, лопатки и другие детали компрессора высокого давления газотурбинных двигателей.
Недостатком сплава на основе титана является относительно низкая прочность полуфабрикатов и деталей в отожженном состоянии. Поэтому указанный сплав применяется преимущественно после упрочняющей термической обработки (закалка в масло и последующее старение). Сплав в термоупрочненном состоянии обладает пониженными характеристиками пластичности и вязкости разрушения и прочности при температурах более 600°С, что ограничивает его применение.
Известен также сплав на основе титана, имеющий следующий химический состав, мас.%:
Al | 5,5-6,5 |
Sn | 2,0-4,0 |
Zr | 3,5-4,5 |
Mo | 0,3-0,5 |
Fe | 0,03 |
Si | 0,35-0,55 |
O | 0,14 |
Ti | остальное |
(Патент ЕР № 0269196)
Из известного сплава изготавливают детали и узлы авиакосмической техники, в том числе диски компрессора высокого давления газотурбинных двигателей.
Недостатками сплава являются низкий уровень прочностных характеристик при температурах более 600°С, низкая технологичность при горячей деформации и повышенная чувствительность сплава к примеси железа из-за низкого содержания элементов, что ограничивает применение сплава.
Известен сплав на основе титана, имеющий следующий химический состав, мас.%:
Al | 6,2-7,0 |
Sn | 2,2-3,5 |
Zr | 3,5-4,5 |
Mo | 0,4-1,0 |
Nb | 0,5-1,5 |
Si | 0,1-0,22 |
О | 0,05-0,12 |
С | 0,02-0,1 |
Ti | остальное |
(Патент РФ № 2039112)
Из известного сплава на основе титана изготавливают детали и узлы авиакосмической техники, в том числе диски, лопатки и статорные детали компрессора высокого давления газотурбинных двигателей.
Недостатками сплава являются низкий уровень термической стабильности из-за высокого суммарного содержания алюминия, олова и циркония, что приводит к охрупчиванию материала после длительных воздействий рабочих температур, относительно низкий уровень прочностных характеристик в интервале рабочих температур.
Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав на основе титана, имеющий следующий химический состав, мас.%:
Al | 5,8-6,6 |
Sn | 2,5-4,5 |
Zr | 2,0-4,0 |
Mo | 0,8-1,5 |
Nb | 0,8-2,5 |
W | 0,35-0,8 |
Fe | 0,06-0,13 |
Si | 0,25-0,45 |
С | 0,05-0,1 |
О | 0,05-0,12 |
Ti | остальное |
(Патент РФ № 2259414)
Из известного сплава изготавливают детали и узлы авиакосмической техники, в том числе диски компрессора высокого давления газотурбинных двигателей.
Недостатком сплава является низкий уровень прочностных характеристик при температурах более 600°С из-за относительно большого содержания бета-стабилизирующих элементов, что ограничивает применение сплава температурным диапазоном 550-600°С.
Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава на основе титана, обладающего повышенными прочностными характеристиками при температурах более 600°С.
Поставленная техническая задача достигается тем, что сплав на основе титана, содержащий алюминий, олово, цирконий, молибден, ниобий, вольфрам, железо, кремний, углерод, кислород, дополнительно содержит ванадий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Al | 5,7-6,7 |
Sn | 3,0-4,5 |
Zr | 3,0-4,5 |
Mo | 0,5-1,4 |
Nb | 0,2-0,6 |
W | 0,01-0,3 |
Fe | 0,01-0,07 |
Si | 0,3-0,52 |
С | 0,03-0,10 |
O | 0,03-0,14 |
V | 0,3-0,9 |
Ti | остальное |
при суммарном содержании (V+Nb) 1,1.
Установлено, что введение в состав сплава ванадия при суммарном его содержании с ниобием 1,1, а также ограничение содержания вольфрама (до 0,3%), железа (до 0,07%) при заявленном содержании и соотношении других компонентов, позволяют снизить содержание стабильной бета-фазы в сплаве до 1,5%, в то время как в сплаве-прототипе содержание -фазы составляет 3%.
Снижение доли стабильной бета-фазы позволяет повысить прочностные свойства сплава при температурах более 600°С. Ограничение содержания вольфрама до 0,3% также способствует повышению эффективности твердорастворного упрочнения углеродом.
Примеры осуществления
Пример 1. Предлагаемый сплав в виде слитков выплавляли методом тройного вакуумно-дугового переплава. Затем слитки подвергали многопереходной ковке. Полученную поковку отжигали по режиму двухступенчатого отжига.
Примеры 2-5 аналогичны примеру 1.
В таблице 1 приведено содержание компонентов выплавленных слитков предлагаемого сплава и сплава-прототипа.
В таблице 2 приведены механические свойства поковок из предлагаемого сплава и сплава-прототипа.
Технический результат : в предлагаемом сплаве пределы текучести и прочности повышены на 10-15,8% при температуре испытания 650°С и на 15-20,4% при температуре испытания 700°С с сохранением высоких показателей механических свойств при комнатной температуре.
Предлагаемый сплав можно использовать для изготовления статорных деталей газотурбинных двигателей, работающих длительно при температурах до 650°С и кратковременно до 700°С.
Использование предлагаемого сплава на основе титана повысит рабочую температуру применения деталей из титановых сплавов (в том числе статорных деталей КВД - направляющих лопаток, колец, проставок, корпусов авиационных газотурбинных двигателей) на 50°С.
Таблица 1 | |||||||||||||
№ п/п | Ti | Al | Sn | Zr | Mo | Nb | W | V | Fe | Si | С | O | (V+Nb) |
1 | ост. | 5,7 | 3,0 | 3,0 | 0,5 | 0,2 | 0,01 | 0,9 | 0,01 | 0,3 | 0,03 | 0,03 | 1,1 |
2 | - | 6,4 | 3,8 | 3,8 | 1,2 | 0,2 | 0,15 | 0,3 | 0,05 | 0,4 | 0,07 | 0,10 | 0,5 |
3 | - | 6,7 | 4,5 | 4,5 | 1,4 | 0,4 | 0,3 | 0,6 | 0,07 | 0,52 | 0,10 | 0,14 | 1,0 |
4 | - | 6,5 | 4,0 | 4,0 | 1,2 | 0,6 | 0,2 | 0,3 | 0,06 | 0,45 | 0,07 | 0,10 | 0,9 |
Прототип | - | 6,2 | 3,5 | 3,5 | 1,6 | 1,2 | 0,5 | - | 0,1 | 0,35 | 0,08 | 0,08 | - |
Таблица 2 | ||||
№ п/п | Предел текучести при 650°С, , МПа | Предел прочности при 650°С, , МПа | Предел текучести при 700°С, , МПа | Предел прочности при 700°С, , МПа |
1 | 642 | 738 | 585 | 628 |
2 | 654 | 736 | 612 | 645 |
3 | 678 | 747 | 624 | 661 |
4 | 648 | 744 | 590 | 630 |
Прототип | 571 | 662 | 497 | 532 |
Класс C22C14/00 Сплавы на основе титана