моторное масло
Классы МПК: | C10M169/00 Смазочные составы, отличающиеся содержанием в качестве компонентов смеси по меньшей мере двух видов ингредиентов, выбранных из основ, загустителей или добавок, отнесенных к предшествующим группам, причем каждое из этих соединений является существенным C10N40/25 двигатели внутреннего сгорания |
Автор(ы): | Золотов Владимир Александрович (RU), Бартко Руслан Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное автономное учреждение "25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-06-09 публикация патента:
20.06.2013 |
Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях. Сущность изобретения состоит в разработке универсального всесезонного моторного масла, включающего базовое масло и девять функциональных присадок в различных соотношениях, причем в качестве базового масла могут использоваться маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1, или полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C, или продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при той же температуре. Моторное масло соответствует требованиям класса вязкости 4з/14 и группы "Д" эксплуатационных свойств по ГОСТ 17479.1. Технический результат изобретения - повышение эффективности моторного масла за счет улучшения его антиокислительных, противоизносных и антифрикционных свойств в условиях высокотемпературного каталитического окисления и низких температур применения без снижения моющих и противокоррозионных свойств масла. Кроме того, изобретение позволит расширить ассортимент универсальных всесезонных моторных масел, отвечающих требованиям классификационной марки М-4з/14Д. 2 з.п. ф-лы, 9 табл.
Формула изобретения
1. Моторное масло, содержащее в качестве базового масла маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2 /с при 100°C в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1, моющие присадки, полиметакрилат марки «Д», полиметилсилоксан, загущающую присадку, антиокислительные присадки, диспергирующую присадку, депрессорную присадку, блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина, отличающееся тем, что в качестве моющих присадок масло содержит смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая отношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35, в качестве загущающей присадки - спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000, в качестве антиокислительных присадок - фенил- -нафтиламин и диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12, в качестве диспергирующей присадки - беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота, в качестве депрессорной присадки - продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов при следующем соотношении компонентов, мас.%:
смесь кальциевой соли алкил (C12-C24) салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая отношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 | 3,0-7,0 |
полиметакрилат марки "Д" | 1,5-2,5 |
полиметилсилоксан | 0,003-0,005 |
спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 | 1,75-2,25 |
фенил- -нафтиламин | 0,1-0,50 |
диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 | 0,5-2,5 |
беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота | 2,0-4,0 |
продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов | 0,1-1,0 |
блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина | 0,010-0,050 |
базовое масло: | |
смесь маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1 | остальное. |
2. Моторное масло по п.1, отличающееся тем, что в качестве базового масла оно содержит поли- -олефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм 2/с при 100°C или продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм /с при той же температуре.
3. Моторное масло по пп.1 и 2, отличающееся тем, что в качестве моющих присадок масло содержит смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к смазочным составам, отличающимся содержанием в качестве компонентов смеси по меньшей мере двух видов ингредиентов, выбранных из основ, загустителей или добавок, в частности к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях.
В процессе развития двигателестроения повышаются требования к эксплуатационным свойствам моторных масел. Не снижается потребность в минеральных (нефтяных) маслах, одновременно обеспечивающих надежный пуск непрогретого двигателя при температурах до минус 35°C и обладающих высоким уровнем эксплуатационных свойств на установившихся режимах работы двигателя. Уровень этих свойств обеспечивают входящие в состав масел зольные металлсодержащие детергенты, дисперсанты, ингибиторы окисления, а также низкозастывающие компоненты основы масла, обеспечивающие ему пологую вязкостно-температурную характеристику в соответствующем диапазоне температур [А.А.Гуреев, И.Г.Фукс, В.Л.Лашхи. Химмотология. - М: Химия, 1986 г., с.214-239]. Указанное обусловливает интенсивный поиск решений, направленных на одновременное улучшение вязкостно-температурных характеристик масел, с одной стороны, и повышение антиокислительных и антифрикционных свойств - с другой.
Перед авторами стояла задача разработать такое моторное масло, которое обладало бы характерным для масел класса вязкости 4з/14 и группы «Д» [ГОСТ 17479.1-85. Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные] высоким уровнем эксплуатационных свойств с улучшенными антиокислительными, противоизносными и антифрикционными свойствами в условиях его высокотемпературного окисления и низких (до минус 45°C) температур применения без снижения моющих и противокоррозионных свойств.
При анализе патентной и научно-технической информации были выявлены технические решения, частично решающие поставленную задачу.
Известно моторное масло М-4з/6B 1, содержащее в % мас.:
маловязкое дистиллятное масло (веретенное АУ) | 84,0-86,0 |
присадка ПМС «А» | 7,0 |
или щелочной сульфонат кальция (присадка С-150) | 5,0 |
алкилсалицилат кальция (присадка АСК) | 0,5 |
диалкилдитиофосфат цинка (присадка ДФ-11) | 2,2 |
алкилсукцинимид (присадка С-5А) | 2,25 |
полиметилсилоксан (присадка ПМС-200А) | 0,003 |
полиметакрилат марки "Д" (присадка ПМА "Д") | до 3,5 |
[Масла, вырабатываемые предприятиями Минхимнефтепрома СССР. - М: ЦНИИТЭнефтехим, 1986 г., с.8].
Это масло предназначено для применения в северных районах только в среднефорсированных бензиновых двигателях и обладает низкой температурой застывания (минус 42°C), что позволяет осуществлять пуск двигателя без предварительного прогрева при температуре окружающего воздуха до минус 30°C. Однако с увеличением степени форсирования двигателей из-за относительно малого щелочного числа масла (4 мг КОН/г в сравнении с 8-9 мг КОН/г у современных масел) наблюдается повышенное нагарообразование на поршнях двигателей.
Известен состав смазочного масла, содержащего в % мас.:
сера | 0,01-0,3 |
фосфор | 0,01-0,1 |
соль металла и органической кислоты, образующей 0,1-1,0% сульфатной золы | 0,2-7,0 |
базовое минеральное масло с содержанием серы не более 0,1% | до 100 |
беззольный дисперсант типа алкенированного или алкилированного сукцинимида, используемый в количестве, соответствующем 0,01-3,0% азота,
металлсодержащий детергент типа щелочной или щелочноземельной соли алкилсалициловой кислоты с основным числом 10-350 мг КОН/г и соли щелочноземельного металла алкилфенольного производного со структурой основания Манниха, используемых в количестве, соответствующем 0,1-1,0% золы,
диалкилдитиофосфат цинка (0,01-0,1 в расчете на фосфор),
ингибитор окисления на фенольной и/или аминной основе [патент США № 6569818, C10M 141/02 от 27.05.2003 г.].
Недостатком масла является относительно низкий уровень нейтрализующего запаса: щелочное число масла составляет менее 8 мг КОН/г, что приводит к повышенному нагарообразованию на поршнях двигателей.
Также известно моторное масло, состоящее из щелочного алкилсалицилата кальция, щелочного сульфоната кальция, диалкилдитиофосфата цинка, полиметакрилата, полиметилсилоксана, присадки, состоящей из продукта деструкции этиленпропиленового каучука и полиизобутилена, и минерального масла при следующем соотношении компонентов, мас.%:
щелочной алкилсалицилат кальция | 3,6-7,9 |
щелочной сульфонат кальция | 2,0-7,0 |
диалкилдитиофосфат цинка | 1,6-2,0 |
полиметакрилат | 1,8-6,0 |
полиметилсилоксан | 0,003-0,005 |
присадка, состоящая из продукта деструкции | |
этиленпропиленового каучука | 20-90% от общего количества присадки |
и полиизобутилена | 10-80% от общего количества присадки |
минеральное масло | остальное |
[патент РФ RU № 2141508, С 10 М 143/00 1999 г.].
Недостатком моторного масла указанного состава является относительно низкий уровень его вязкостно-температурных свойств: при повышении его кинематической вязкости при 100°C до требований класса вязкости за счет использования более высоковязкой основы температура застывания масла повышается и его низкотемпературная прокачиваемость ухудшается, что не позволит обеспечить пуск двигателя при температуре минус 35°C.
Известно масло, состоящее из щелочных алкилсалицилата и сульфоната кальция, диалкилдитиофосфата цинка, полиметакрилата марки «Д», полиметилсилоксана, гидрированного блок-сополимера бутадиена со стиролом, алкенилсукцинимида мочевины, высокомолекулярного основания Манниха, остаточного компонента с кинематической вязкостью 15-20 мм2/c при 100°C и маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/c при 100°C при следующем соотношении компонентов, мас.%:
щелочной алкилсалицилат кальция | 3,0-5,0 |
щелочной сульфонат кальция | 0,5-1,5 |
диалкилдитиофосфат цинка | 1,5-2,5 |
полиметакрилат марки «Д» | 3,0-5,0 |
полиметилсилоксан | 0,003-0,005 |
гидрированный блок-сополимер бутадиена со стиролом | 1,5-2,0 |
алкенилсукцинимид мочевины | 2,5-3,5 |
высокомолекулярное основание Манниха | 2,0-2,5 |
остаточный компонент с кинематической вязкостью 15-20 мм 2/с при 100°C | 5,4-6,0 |
маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C | остальное |
[патент РФ RU № 2182592, C 10 M 169/04 от 14.12.2000 г.].
Масло обладает недостаточным для применения в турбонаддувных двигателях уровнем антиокислительных свойств из-за малой ингибирующей эффективности диалкилдитиофосфата цинка в сочетании с алкенилсукцинимидом мочевины. Полиметакрилат марки «Д» в качестве единственного депрессора в загущенных маслах в больших концентрациях не эффективен, что отрицательно сказывается на низкотемпературных свойствах масла.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению и взятым за прототип является универсальное всесезонное моторное масло на минеральной основе, содержащее маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре, щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, полиметакрилат марки "Д", полиметилсилоксан, гидрированный блок-сополимер бутадиена со стиролом, высокомолекулярное основание Манниха, концентрат смеси моно- и бис-алкилсукцинимидов в масле, модифицированный продукт алкилирования фенола хлорпарафинами, блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина и спиртовой цинкдитиофосфат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
щелочной алкилсалицилат кальция | 2,9-4,9 |
щелочной сульфонат кальция | 0,5-1,5 |
полиметакрилат марки "Д" | 1,5-2,5 |
полиметилсилоксан | 0,003-0,005 |
гидрированный блок-сополимер бутадиена со стиролом | 1,75-2,25 |
высокомолекулярное основание Манниха | 2,0-3,0 |
концентрат смеси моно- и бис-алкилсукцинимидов в масле | 2,5-3,5 |
модифицированный продукт алкилирования фенола хлорпарафинами | 1,4-2,2 |
блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина | 0,015-0,025 |
спиртовой цинкдитиофосфат | 0,6-1,6 |
остаточный компонент с кинематической вязкостью 15-20 мм 2/с при 100°C | 5,4-6,0 |
маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/c при 100°C | остальное |
(патент РФ № 2232796, C 10 M 161/00 от 26.12.2002 г. - прототип).
Прототип обладает низким уровнем антиокислительных, противоизносных и антифрикционных свойств при применении в турбонаддувных бензиновых двигателях вследствие отсутствия синергизма действия спиртового цинкдитиофосфата как функционального антиоксиданта, одновременно обладающего противоизносносными свойствами, с концентратом смеси моно- и бис-алкилсукцинимидов в масле и модифицированным продуктом алкилирования фенола хлорпарафинами.
Технический результат изобретения - повышение эффективности моторного масла за счет улучшения его антиокислительных, противоизносных и антифрикционных свойств в условиях высокотемпературного каталитического окисления и низких температур применения без снижения моющих и противокоррозионных свойств масла. Кроме того, изобретение позволит расширить ассортимент универсальных всесезонных моторных масел, отвечающих требованиям классификационной марки М-4з/14Д.
Указанный технический результат достигается тем, что известное моторное масло, содержащее в качестве базового масла маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1, моющие присадки, полиметакрилат марки «Д», полиметилсилоксан, загущающую присадку, антиокислительные присадки, диспергирующую присадку, депрессорную присадку, блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина согласно изобретению в качестве моющих присадок масло содержит смесь кальциевой соли алкил(C12-C24 )салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющей соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35, в качестве загущающей присадки - спиртовой дивинил-бензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000, в качестве антиокислительных присадок - фенил- -нафтиламин и диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12, в качестве диспергирующей присадки - беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота, в качестве депрессорной присадки - продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов при следующем соотношении компонентов, мас.%:
смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 | 3,0-7,0 |
полиметакрилат марки "Д" | 1,5-2,5 |
полиметилсилоксан | 0,003-0,005 |
спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 | 1,75-2,25 |
фенил- -нафтиламин | 0,1-0,5 |
диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 | 0,5-2,5 |
беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота | 2,0-4,0 |
продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов | 0,1-1,0 |
блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина | 0,01-0,05 |
базовое масло: смесь маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1 | остальное, |
а также тем, что согласно изобретению в качестве базового масла содержит
полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C
или продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при той же температуре, и тем, что в качестве моющих присадок содержит
смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г.
Ниже приведена характеристика компонентов, входящих в состав предлагаемого масла.
Кальциевая соль алкил(C 12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г (щелочной алкилсалицилат кальция) вырабатывается промышленностью под товарными марками Детерсол-50 (со щелочным числом 50 мг КОН/г), Детерсол-140 (со щелочным числом 140 мг КОН/г), Детерсол-180 (со щелочным числом 180 мг КОН/г), Детерсол-300 (со щелочным числом 300 мг КОН/г) по ТУ 38.601.1-13-88, ТУ 0257-017-48120848-2000, ТУ 38.601-13-079-94, ТУ 38.601-13-073-92. Применяется как моющая присадка, является коллоидным раствором кальциевой соли алкилсалициловой кислоты и мелкодисперсного карбоната кальция в минеральном масле. Содержание кальциевой соли алкилсалициловой кислоты в масле-растворителе находится в пределах 25-30%, а карбоната кальция - 6-9%.
Кальциевая соль сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г (щелочной сульфонат кальция) вырабатывается промышленностью под товарными марками С-150 (ТУ 38.101685-84), КНД (ТУ 38.1011283-89) со щелочным числом не менее 120 мг КОН/г, К-312 (ТУ 0257-114-40065452-2000), С-300 (ТУ 38.101444-76) со щелочным числом не менее 300 мг КОН/г, К-313 (ТУ 0257-016-40065462-01) со щелочным числом 390-400 мг КОН/г. Применяется как моющая присадка и является коллоидной дисперсией карбоната кальция в минеральном масле, стабилизированной сульфонатом кальция. Массовая доля сульфоната кальция составляет не менее 28%.
Применение в составе масла смеси указанных зольных присадок не только повышает моющие свойства, но вследствие подбора в солях определенного соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в заявляемом диапазоне еще и повышает антифрикционные свойства моторного масла.
Полиметакрилат марки «Д» вырабатывается промышленностью под товарной маркой ПМА «Д» по ТУ 6-01-270-94. Присадка предназначена для улучшения низкотемпературных свойств масел и повышения их вязкости, представляет собой полимер эфиров метакриловой кислоты и смеси первичных спиртов C12 -C16 нормального строения, условная молекулярная масса которого составляет 12000-17000.
Полиметилсилоксан вырабатывается промышленностью под товарной маркой ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79. Присадка применяется для улучшения антипенных свойств масел и представляет собой смесь полимеров метилсилоксанов линейной и цилиндрической структуры с молекулярной массой в пределах 2500-3500. Массовая доля кремния в присадке составляет 36-39%.
Спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 вырабатывается промышленностью за рубежом под товарной маркой Shellvis-260 и импортируется. Применяется как загущающая присадка.
Фенил- -нафтиламин вырабатывается промышленностью под товарной маркой «Неозон А» по ТУ 6-14-202-74. Присадка является ингибитором окисления на фенольной и аминной основе и применяется для улучшения антиокислительных свойств масел. Является твердым веществом с температурами плавления 62-63°C, кипения - 224°C при 12 мм рт.ст., хорошо растворимым в этаноле, диэтиловом эфире, бензоле и других углеводородных растворителях.
Диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 вырабатывается промышленностью под товарными марками ДФ-11, ДФБ, ВНИИ НП-354, А-22, А-23 по ТУ 38.401-58-314-2002. Присадка предназначена для улучшения антиокислительных, антикоррозионных и противоизносных свойств масел и в своем составе содержит цинка не менее 10 мас.%.
Беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота, вырабатывается промышленностью под товарными марками С-5АБ (ТУ 38. 401-58-130-95), К-51 (ТУ 38.401-58-383-2007), С-5А (ТУ 38.101146-77). Применяется в качестве диспергирующей присадки со щелочным числом не менее 20 мг КОН/г. Может являться масляным раствором модифицированного бором алкилсукцинимида.
Продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов вырабатывается промышленностью под товарными марками ПМА«Д»-110, К-110 по ТУ 0257-037-40065452-03. Применяется в маслах в качестве депрессорной присадки полиметакрилатного типа. Молекулярная масса полимера - от 2800 до 3200.
Блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина вырабатывается промышленностью под товарной маркой Дипроксамин-157 по ТУ 6-14-614-76. Присадка применяется для улучшения деэмульгирующих и антиокислительных свойств масел. Массовая доля азота - 0,5-0,55%, массовая доля золы - не более 0,5%.
Маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2 /с при 100°C вырабатывается промышленностью под товарной маркой веретенное АУ по ТУ 38.301-29-71-94 и ТУ 38.1011232-89. Применяется в качестве компонента базовых масел. Представляет собой высокоочищенное нефтяное масло, полученное из малосернистых парафинистых нефтей глубокой селективной очисткой и депарафинизацией, с кислотным числом - 0,05-0,07 мг КОН/г, зольностью сульфатной - 0,005%, температурой вспышки - 165°C и температурой застывания не выше минус 45°C.
Остаточный компонент с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при 100°C вырабатывается промышленностью под товарной маркой МС-20 по ТУ 38.101265-88. Применяется в качестве компонента базовых масел. Представляет собой продукт селективной очистки сернистых нефтей с температурой застывания - минус 15°C, температурой вспышки - не менее 258°C, цветом на колориметре ЦНТ - 50 ед.
Полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C вырабатывается промышленностью под маркой ПАОМ-4 по ТУ 0253-004-54409843-2004. Применяется в качестве компонента базовых масел и представляет собой продукт олигомеризации высших альфаолефинов.
Продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при 100°C вырабатывается промышленностью под маркой изопарафинового масла VHVI-4 по ТУ 0253-026-00148599-2002. Применяется в качестве компонента основы гидравлических и моторных масел.
Кальциевая соль алкилфенольного производного (щелочной алкилфенолят кальция) вырабатывается промышленностью под товарными марками ВНИИ НП-714 (ТУ 0257-007-11246224-96), ВНИИ НП-7120 (ТУ 0257-008-11246224-93), ВНИИ НП-715 (ТУ 38.401734-89). Применяется в качестве моющей присадки, получаемой карбонатацией сульфидалкилфенолята кальция. Представляет собой коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную сульфидалкилфенолятом кальция. Смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г для предлагаемого масла готовят в соотношении солей между собой (3-5):1.
Заявляемую композицию моторного масла готовят по следующей технологии. Базовое масло по п.1 формулы изобретения готовят введением в соотношении (12-15):1 в предварительно разогретое до 110-120°C маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2 /с при 100°C остаточного компонента с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре и перемешивают эти компоненты в течение 3,5-4 ч до получения однородной массы по всему объему емкости.
В базовое масло по п.1 формулы изобретения или взятое по п.2 формулы изобретения, предварительно разогретое до 110-120°C, при перемешивании последовательно вводят загуститель - спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 до получения требуемой вязкости (12,5 мм 2/с при 100°C) и депрессорные присадки до получения требуемой температуры застывания (минус 45°C). Затем при температуре 70-90°C в поток или смесь вводят оставшиеся присадки. Порядок введения присадок в потоке: моющие, диспергирующие, антиокислительные, деэмульгатор и антипенная. Перемешивание осуществляют в течение 3,5-4 ч до получения однородной массы по всему объему емкости. Однородность полученного моторного масла определяют по показателям кинематической вязкости при 100°C и щелочного числа.
Для обоснования заявляемого качественного и количественного состава моторного масла были приготовлены 30 опытных образцов (табл.1-3). В табл.1 представлен компонентный состав приготовленных опытных образцов моторного масла с использованием в качестве моющих присадок, взятых по п.1 и п.3 формулы изобретения, а в качестве базового масла - смеси маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм 2/c при той же температуре. В табл.2 представлен компонентный состав приготовленных опытных образцов моторного масла с использованием в качестве моющих присадок, взятых по п.1 и п.3 формулы изобретения, а в качестве базового масла - полиальфаолефинового масла с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C, а в табл.3 - компонентный состав приготовленных опытных образцов моторного масла с использованием в качестве моющих присадок, взятых по п.1 и п.3 формулы изобретения, а в качестве базового масла - продукта гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при 100°C.
Приготовленные опытные образцы моторного масла прошли лабораторные испытания с оценкой их физико-химических свойств (табл.4-6). Определение физико-химических свойств проводили в соответствии со стандартизированными методиками: вязкость кинематическую при 100°C определяли по ГОСТ 33, индекс вязкости - по ГОСТ 24371, температуру застывания - по ГОСТ 20287, температуру вспышки в открытом тигле - по ГОСТ 4333, вязкость динамическую при температуре минус 25°C - по ASTM D 5293, вязкость динамическую при температуре минус 30°C - по ASTM D 4684, щелочное число - по ГОСТ 11362, зольность сульфатную - по ГОСТ 12417, коррозионность - по ГОСТ 20502. Антиокислительные свойства масла оценивали по показателю стабильности по индукционному периоду осадкообразования по ГОСТ 11063, а по приросту вязкости - на установке ИКМ-40 по ГОСТ 20457; противоизносные свойства - на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490; антифрикционные свойства - на вибротрибометре CETR UMT-3.
Эффективность физико-химических свойств предлагаемого моторного масла по значениям показателей, полученным в результате проведенных лабораторных испытаний приготовленных опытных образцов, оценивали в сравнении со значениями аналогичных показателей для масла-прототипа (табл.4-6, столбец 14). Из результатов лабораторных испытаний, представленных в таблицах 4-6, видно, что количественный состав компонентов предлагаемого моторного масла отвечает эксплуатационным требованиям в соответствии с пределами, приведенными в формуле изобретения. А именно это образцы № № 2-4, 7-9, 12-14, 17-19, 22-24, 27-29 в заявленных пределах по составу соответствуют требованиям, предъявляемым к маслам класса вязкости 4з/14. Кроме того, по противоизносным и антифрикционным свойствам (пункты 11 и 12 таблиц 4-6) образцы № № 2-4, 7-9, 12-14, 17-19, 22-24, 27-29 превосходят масло-прототип.
Улучшение противоизносных и антифрикционных свойств предлагаемого моторного масла достигнуто в процессе исследования влияния соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в смеси моющих присадок в маслах. Степень влияния соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в диапазоне 0,15-0,35 в смеси кальциевой соли алкил(C12-C24) салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г определяли в сопоставлении с маслом-прототипом путем испытаний опытных образцов масел на вибротрибометре (табл.7): чем меньше значение диаметра пятна износа и коэффициента трения, тем лучше соответстввенно противоизносные и антифрикционные свойства масла. Как видно из данных табл.7, заявляемый диапазон соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в солях моющих присадок способствует улучшению противоизносных и антифрикционных свойств масла в сравнении с маслом-прототипом.
Для подтверждения соответствия заявляемой композиции моторного масла требованиям эксплуатационной группы «Д» образцы № № 4, 8, 12, 18, 23, 28 и масло-прототип прошли испытания на моторных установках. В табл.8 представлены результаты оценки антиокислительных и противокоррозионных свойств этих образцов на установке ИКМ-40 по методу ГОСТ 20457, а в табл.9 - результаты оценки моющих, противоизносных и противокоррозионных свойств на установке ИМ-1 по методу ГОСТ 20303.
Результаты испытаний показали, что предлагаемый образец масла (образцы № № 4, 8, 12, 18, 23, 28) превосходит масло-прототип по антиокислительным (пункт 1 табл.8) и противоизносным свойствам (пункты 7,8 табл.9) и не только сохраняет уровень, но и превосходит его по антикоррозионным (пункт 2 табл.8) и моющим свойствам (пункты 4,5 табл.9).
Заявленная совокупность признаков (качественный и количественный состав компонентов в моторном масле) позволяет сделать вывод, что предлагаемый состав масла значительно отличается от известного заменой новыми компонентами, а именно смесью кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющей соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35, спиртовым дивинилбензолом-изопреном с молекулярной массой 15000-25000, фенил- -нафтиламином, диалкилдитиофосфатом цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12, беззольным алкенированным или алкилированным сукцинимидом, используемым в масле количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота, продуктом полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов, полиальфаолефиновым маслом с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C или продуктом гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при 100°C, смесью кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г. Кроме того, известные компоненты применяются в ином процентном соотношении.
Эксплуатационные свойства предлагаемого масла улучшены за счет подбора эффективного сочетания ингибиторов окисления, дающего сверхсуммарный эффект, и соотношения радиуса твердого карбонатного ядра в моющих присадках (щелочных алкилсалицилате и сульфонате кальция) в заявленном диапазоне.
Применение изобретения позволит расширить ассортимент универсальных всесезонных моторных масел для высокофорсированных бензиновых двигателей и турбонаддувных дизелей с улучшенными антиокислительными, противоизносными и антифрикционными свойствами в условиях высокотемпературного окисления и низких (до минус 45°C) температур применения масла без снижения его моющих и противокоррозионных свойств.
Таблица 1 | |||||||||||
Состав образцов предлагаемой композиции моторного масла | |||||||||||
№ № п/п | Наименование компонентов | Содержание, мас.% | |||||||||
Обр. № 1 | Обр. № 2 | Обр. № 3 | Обр. № 4 | Обр. № 5 | Обр. № 6 | Обр. № 7 | Обр. № 8 | Обр. № 9 | Обр. № 10 | ||
1. | Смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 | 2,9 | 3,0 | 4,9 | 7,0 | 7,1 | - | - | - | - | - |
2. | Смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г | - | - | - | - | - | 2,9 | 3,0 | 4,9 | 7,0 | 7,1 |
3. | Полиметакрилат марки "Д" | 1,4 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 2,6 | 1,4 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 2,6 |
4. | Полиметилсилоксан | 0,002 | 0,003 | 0,0045 | 0,005 | 0,006 | 0,002 | 0,003 | 0,004 | 0,005 | 0,006 |
5. | Спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 | 1,74 | 1,75 | 2,00 | 2,25 | 2,26 | 1,74 | 1,75 | 2,00 | 2,25 | 2,26 |
6. | Фенил- -нафтиламин | 0,09 | 0,10 | 0,30 | 0,50 | 0,51 | 0,09 | 0,10 | 0,30 | 0,50 | 0,51 |
7. | Диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 | 0,40 | 0,50 | 1,05 | 2,50 | 2,60 | 0,40 | 0,50 | 1,05 | 2,50 | 2,60 |
8. | Беззольный алкенированнын или алкилированный сукцинимид, используемый в масле количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота | 1,9 | 2,0 | 3,6 | 4,0 | 4,1 | 1,9 | 2,0 | 3,6 | 4,0 | 4,1 |
9. | Продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов | 0,09 | 0,10 | 0,40 | 1,00 | 1,10 | 0.09 | 0,10 | 0,40 | 1,00 | 1,10 |
10. | Блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина | 0,009 | 0,010 | 0.020 | 0,050 | 0,051 | 0,009 | 0,010 | 0,020 | 0,050 | 0,051 |
11. | Смесь маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2 /с при 100°C с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1 | 91,47 | 91,04 | 85,73 | 80,19 | 79,67 | 91,47 | 91,04 | 85,73 | 80,19 | 79,67 |
Таблица 2 | |||||||||||
Состав образцов предлагаемой композиции моторного масла | |||||||||||
№ № п/п | Наименование компонентов | Содержание, мас.% | |||||||||
Обр. № 11 | Обр. № 12 | Обр. № 13 | Обр. № 14 | Обр. № 15 | Обр. № 16 | Обр. № 17 | Обр. № 18 | Обр. № 19 | Обр. № 20 | ||
1. | Смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 | 2,9 | 3,0 | 4,9 | 7,0 | 7,1 | - | - | - | - | - |
2. | Смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г | - | - | - | - | - | 2,9 | 3,0 | 4,9 | 7,0 | 7,1 |
3. | Полиметакрилат марки "Д" | 1,4 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 2,6 | 1,4 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 2,6 |
4. | Полиметилсилоксан | 0,002 | 0,003 | 0,0045 | 0,005 | 0,006 | 0,002 | 0,003 | 0,004 | 0.005 | 0,006 |
5. | Спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 | 1,74 | 1,75 | 2,00 | 2,25 | 2,26 | 1,74 | 1,75 | 2,00 | 2,25 | 2,26 |
6. | Фенил- -нафтиламин | 0,09 | 0,10 | 0,30 | 0,50 | 0,51 | 0,09 | 0,10 | 0,30 | 0,50 | 0,51 |
7. | Диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 | 0,40 | 0,50 | 1,05 | 2,50 | 2,60 | 0,40 | 0,50 | 1,05 | 2,50 | 2,60 |
8. | Беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота | 1,9 | 2,0 | 3,6 | 4,0 | 4,1 | 1,9 | 2,0 | 3,6 | 4,0 | 4,1 |
9. | Продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов | 0,09 | 0,10 | 0,40 | 1,00 | 1,10 | 0,09 | 0,10 | 0,40 | 1,00 | 1,10 |
10. | Блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина | 0,014 | 0,015 | 0,020 | 0,025 | 0,026 | 0,014 | 0,015 | 0,020 | 0,025 | 0,026 |
11. | Полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C | 91,47 | 91,04 | 85,73 | 80,19 | 79,67 | 91,47 | 91,04 | 85,73 | 80,19 | 79,67 |
Таблица 3 | |||||||||||
Состав образцов предлагаемой композиции моторного масла | |||||||||||
№ № п/п | Наименование компонентов | Содержание, мас.% | |||||||||
Обр. № 21 | Обр. № 22 | Обр. № 23 | Обр. № 24 | Обр. № 25 | Обр. № 26 | Обр. № 27 | Обр. № 28 | Обр. № 29 | Обр. № 30 | ||
1. | Смесь кальциевой соли алкил(C12-С24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 | 2,9 | 3,0 | 4,9 | 7,0 | 7,1 | - | - | - | - | - |
2. | Смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г | - | - | - | - | - | 2,9 | 3,0 | 4,9 | 7,0 | 7,1 |
3. | Полиметакрилат марки "Д" | 1,4 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 2,6 | 1,4 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 2,6 |
4. | Полиметилсилоксан | 0,002 | 0,003 | 0,0045 | 0,005 | 0,006 | 0,002 | 0,003 | 0,004 | 0,005 | 0,006 |
5. | Спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 | 1,74 | 1,75 | 2,00 | 2,25 | 2,26 | 1,74 | 1,75 | 2,00 | 2,25 | 2,26 |
6. | Фенил- -нафтиламин | 0,09 | 0,10 | 0,30 | 0,50 | 0,51 | 0,09 | 0,10 | 0,30 | 0,50 | 0,51 |
7. | Диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 | 0,40 | 0,50 | 1,05 | 2,50 | 2,60 | 0,40 | 0,50 | 1,05 | 2,50 | 2,60 |
8. | Беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота | 1,9 | 2,0 | 3,6 | 4,0 | 4,1 | 1,9 | 2,0 | 3,6 | 4,0 | 4,1 |
9. | Продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов | 0,09 | 0,10 | 0,40 | 1,00 | 1,10 | 0,09 | 0,10 | 0,40 | 1,00 | 1,10 |
10. | Блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина | 0,014 | 0,015 | 0,020 | 0,025 | 0,026 | 0,014 | 0,015 | 0,020 | 0,025 | 0,026 |
11. | Продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при 100°C | 91,47 | 91,04 | 85,73 | 80,19 | 79,67 | 91,47 | 91,04 | 85,73 | 80,19 | 79,67 |
Таблица 4 | |||||||||||||
Результаты испытания образцов масла и масла-прототипа | |||||||||||||
№ п/п | Наименование показателей | Норма на показатель | Обр. № 1 | Обр. № 2 | Обр. № 3 | Обр. № 4 | Обр. № 5 | Обр. № 6 | Обр. № 7 | Обр. № 8 | Обр. № 9 | Обр. № 10 | Масло-прототип |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1. | Вязкость кинематическая при 100°C, мм2/c | 12.5-14,5 | 13,15 | 13,5 | 14,0 | 14,4 | 15,2 | 13,10 | 13,2 | 14,0 | 14,3 | 15,0 | 14,25 |
2. | Индекс вязкости | не менее 120 | 148 | 146 | 144 | 142 | 135 | 147 | 145 | 144 | 141 | 138 | 140 |
3. | Температура застывания, °C | не выше минус 45 | -53 | -50 | -48 | -45 | -41 | -52 | -51 | -48 | -46 | -41 | -48 |
4. | Температура вспышки в открытом тигле, °C | не ниже 190 | 175 | 190 | 192 | 194 | 195 | 177 | 191 | 193 | 194 | 196 | 190 |
5. | Вязкость динамическая при температуре минус 25°C, мПа·с | не более 7000 | 3900 | 5100 | 5400 | 5700 | 6350 | 3920 | 5150 | 5500 | 5900 | 6150 | 5600 |
6. | Вязкость динамическая при температуре минус 30°C, мПа·с | не более 60000 | 23200 | 25100 | 25300 | 27200 | 29000 | 23100 | 25300 | 25200 | 27400 | 29200 | 28400 |
7. | Щелочное число, мг КОН/г | не менее 8,5 | 6,8 | 9,1 | 9,5 | 10,9 | 12,3 | 6,9 | 9,2 | 9,6 | 10,8 | 12,1 | 9.3 |
8. | Зольность сульфатная, % | не более 1,8 | 1,07 | 1,10 | 1,23 | 1,50 | 1,84 | 1,05 | 1,11 | 1,29 | 1,40 | 1,64 | 1,25 |
9. | Коррозионность на пластинах из свинца, г/мм2 | Отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. |
10. | Стабильность по ИПО в течение 50 ч.: прирост вязкости масла при 100°C, % | не норм. | 68 | 70 | 72 | 78 | 82 | 66 | 71 | 74 | 79 | 80 | 67 |
11 | Показатель износа на ЧМТ-1, мм | не норм. | 0,38 | 0,38 | 0,36 | 0,37 | 0,46 | 0,36 | 0,37 | 0,38 | 0,39 | 0.44 | 0,39 |
12 | Коэффициент трения на вибротрибометре CETR UMT-3 | не норм. | 0,18 | 0,16 | 0,14 | 0,15 | 0,17 | 0,19 | 0,17 | 0,16 | 0,15 | 0,17 | 0,17 |
Таблица 5 | |||||||||||||
Результаты испытания образцов масла и масла-прототипа | |||||||||||||
№ п/п | Наименование показателей | Норма на показатель | Обр. № 11 | Обр. № 12 | Обр. № 13 | Обр. № 14 | Обр. № 15 | Обр. № 16 | Обр. № 17 | Обр. № 18 | Обр. № 19 | Обр. № 20 | Масло-прототип |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1. | Вязкость кинематическая при 100°C, мм2/с | 12,5-14,5 | 13,04 | 13,35 | 14,20 | 14,34 | 15,23 | 13,12 | 13,21 | 14,25 | 14,36 | 15,08 | 14,25 |
2. | Индекс вязкости | не менее 120 | 151 | 148 | 146 | 143 | 137 | 153 | 147 | 146 | 141 | 140 | 140 |
3. | Температура застывания, °C | не выше минус 45 | -52 | -51 | -47 | -46 | -43 | -53 | -52 | -49 | -47 | -44 | -48 |
4. | Температура вспышки в открытом тигле, °C | не ниже 190 | 225 | 220 | 212 | 204 | 202 | 220 | 218 | 214 | 208 | 204 | 190 |
5. | Вязкость динамическая при температуре минус 25°C, мПа·с | не более 7000 | 4100 | 4700 | 4950 | 5200 | 5350 | 4150 | 4600 | 4850 | 5100 | 5250 | 5600 |
6. | Вязкость динамическая при температуре минус 30°C, мПа·с | не более 60000 | 21200 | 23200 | 24650 | 26200 | 28200 | 22200 | 23800 | 23350 | 25200 | 27400 | 28400 |
7. | Щелочное число, мг КОН/г | не менее 8,5 | 6,8 | 9,1 | 9,5 | 10,9 | 12,3 | 6,9 | 9,2 | 9,6 | 10,8 | 12,1 | 9,3 |
8. | Зольность сульфатная, % | не более 1,8 | 1,07 | 1,10 | 1,23 | 1,50 | 1,84 | 1,05 | 1,11 | 1,29 | 1,40 | 1,64 | 1,25 |
9. | Коррозионность на пластинах из свинца, г/мм2 | Отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. |
10. | Стабильность по ИПО в течение 50 ч.: прирост вязкости масла при 100°C, % | не норм. | 52 | 54 | 57 | 61 | 63 | 51 | 55 | 56 | 59 | 61 | 67 |
11 | Показатель износа на ЧМТ-1, мм | не норм. | 0,40 | 0,41 | 0,38 | 0,37 | 0,40 | 0,42 | 0,43 | 0,38 | 0,37 | 0,37 | 0,39 |
12 | Коэффициент трения на вибротрибометре CETR UMT-3 | не норм. | 0,19 | 0,17 | 0,16 | 0,15 | 0,15 | 0,18 | 0,17 | 0,17 | 0,16 | 0,15 | 0,17 |
Таблица 6 | |||||||||||||
Результаты испытания образцов масла и масла-прототипа | |||||||||||||
№ п/п | Наименование показателей | Норма на показатель | Обр. № 21 | Обр. № 22 | Обр. № 23 | Обр. № 24 | Обр. № 25 | Обр. № 26 | Обр. № 27 | Обр. № 28 | Обр. № 29 | Обр. № 30 | Масло-прототип |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1. | Вязкость кинематическая при 100°C, мм2/c | 12,5-14,5 | 13,00 | 13,25 | 14,10 | 14,25 | 15,32 | 13,08 | 13,11 | 14,12 | 14,33 | 15,18 | 14,25 |
2. | Индекс вязкости | не менее 120 | 160 | 155 | 152 | 149 | 147 | 163 | 157 | 155 | 151 | 148 | 140 |
3. | Температура застывания, °C | не выше минус 45 | -50 | -49 | -48 | -48 | -47 | -53 | -51 | -50 | -49 | -46 | -48 |
4. | Температура вспышки в открытом тигле, °C | не ниже 190 | 215 | 210 | 206 | 204 | 200 | 218 | 214 | 211 | 208 | 206 | 190 |
5. | Вязкость динамическая при температуре минус 25°C, мПа·с | не более 7000 | 4350 | 4700 | 4850 | 5300 | 5550 | 4150 | 4600 | 4850 | 5100 | 5950 | 5600 |
6. | Вязкость динамическая при температуре минус 30°C, мПа·с | не более 60000 | 21200 | 23200 | 25650 | 28200 | 32400 | 22200 | 23400 | 26650 | 28100 | 31600 | 28400 |
7. | Щелочное число, мг КОН/г | не менее 8,5 | 6,8 | 9,1 | 9,5 | 10,9 | 12,3 | 6,9 | 9.2 | 9,6 | 10,8 | 12.1 | 9,3 |
8. | Зольность сульфатная, % | не более 1,8 | 1,07 | 1,10 | 1,23 | 1,50 | 1,84 | 1,05 | 1,11 | 1.29 | 1.40 | 1,64 | 1,25 |
9. | Коррозионность на пластинах из свинца, г/мм2 | Отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. |
10. | Стабильность по ИПО в течение 50 ч.: прирост вязкости масла при 100°C, % | не норм. | 56 | 58 | 61 | 63 | 66 | 55 | 57 | 60 | 64 | 67 | 67 |
11 | Показатель износа на ЧМТ-1, мм | не норм. | 0,41 | 0,40 | 0,38 | 0,38 | 0,39 | 0,42 | 0,41 | 0,39 | 0,38 | 0,37 | 0,39 |
12 | Коэффициент трения на вибротрибометре CETR UMT-3 | не норм. | 0,18 | 0,16 | 0,15 | 0,15 | 0,14 | 0,18 | 0,17 | 0,16 | 0,15 | 0,15 | 0,17 |
Таблица 7 | ||||||
Влияние соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в солях моющих присадок* на антифрикционные и противоизносные свойства масла, их содержащих, при испытании на вибротрибометре CETR UMT-3 | ||||||
Наименование показателей | Значения показателей при соотношении радиуса ядра | |||||
0,14 | 0,15 | 0,25 | 0,35 | 0,36 | 0,38 (измерено в масле-прототипе) | |
Коэффициент трения | 0,19 | 0,16 | 0,14 | 0,15 | 0,21 | 0,23 |
Диаметр пятна износа, мм | 0,56 | 0,44 | 0,39 | 0,41 | 0,49 | 0,51 |
* Смесь кальциевой соли алкил(C12-C 24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая в солях соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в диапазоне 0,15 -0,35. |
Таблица 8 | ||||||||
Результаты испытаний на установке ИКМ-40 | ||||||||
Наименование показателей | Норма по методу для группы "Д" | Результаты испытаний | ||||||
предлагаемое масло | масло-прототип | |||||||
Обр. № 4 | Обр. № 8 | Обр. № 12 | Обр. № 18 | Обр. № 23 | Обр. № 28 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Оценка антиокислительных свойств: прирост вязкости, % | не более 50 | 21 | 24 | 26 | 22 | 23 | 25 | 27 |
2. Потеря массы комплекта шатунных вкладышей, мг | не более 25 | 22 | 22 | 20 | 19 | 21 | 20 | 23 |
Таблица 9 | |||||||||
Результаты испытаний масел на установке ИМ-1 | |||||||||
№ № п/п | Наименование показателей | Норма для масел группы «Д», не более | Результаты испытаний | ||||||
предлагаемое масло | масло-прототип | ||||||||
образец № 4 | образец № 8 | образец № 12 | образец № 18 | образец № 23 | образец № 28 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Подвижность компрессионных колец, балл | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | Загрязненность всех поршневых канавок, балл | 9,0 | 6,9 | 6,8 | 6,8 | 6,9 | 6,8 | 6,6 | 7,0 |
- в том числе первой, балл | 5,0 | 4,5 | 4,3 | 4,2 | 4,6 | 4,7 | 4,0 | 5,0 | |
3 | Загрязненность юбки поршня, балл | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
4 | Суммарная загрязненность наружной поверхности поршня, балл | 10,5 | 7,4 | 7,3 | 7,3 | 7,4 | 7,3 | 7,1 | 7,5 |
5 | Загрязненность внутренней поверхности поршня, балл | 7,0 | 6,2 | 6,3 | 6,1 | 6,2 | 6,4 | 6,2 | 6,3 |
6 | Общая загрязненность поршня, балл | 17,5 | 13,6 | 13,6 | 13,4 | 13,6 | 13,7 | 13,3 | 13,8 |
7 | Износ комплекта поршневых колец, мг | 1200 | 1150 | 1180 | 1165 | 1195 | 1174 | 1166 | 1200 |
8 | Износ комплекта вкладышей, мг | 150 | 90 | 110 | 105 | 124 | 113 | 126 | 140 |
9 | Видимая коррозия (оценка визуальная) | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Класс C10M169/00 Смазочные составы, отличающиеся содержанием в качестве компонентов смеси по меньшей мере двух видов ингредиентов, выбранных из основ, загустителей или добавок, отнесенных к предшествующим группам, причем каждое из этих соединений является существенным
Класс C10N40/25 двигатели внутреннего сгорания