устройство для снижения тепловой заметности военной машины
Классы МПК: | F41H3/00 Камуфляж, те средства или способы укрытия или маскировки |
Автор(ы): | Макеев Андрей Георгиевич (RU), Черепанова Ольга Васильевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-08-15 публикация патента:
20.06.2013 |
Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения тепловой заметности военных машин при работающем двигателе. Устройство для снижения тепловой заметности военной машины содержит наклонно приваренный к фланцу патрубок для выпуска отработавших газов двигателя военной машины, на котором посредством ступенчатых стоек закреплены нижний, средний и верхний, с изогнутым направляющим элементом, теплозащитные щитки, при этом каждый теплозащитный щиток наклонен в сторону среза выходного сечения патрубка для обеспечения формирования эжекционного потока атмосферного воздуха, причем угол наклона каждого последующего теплозащитного щитка больше предыдущего на величину 1 5°, каждая ступенчатая стойка выполнена в виде отдельных ступеней, смещенных друг относительно друга на определенное расстояние в плоскости соответствующего теплозащитного щитка для снижения передачи тепла отработавших газов от патрубка верхнему теплозащитному щитку, при этом направляющий элемент верхнего теплозащитного щитка изогнут таким образом, что одна его часть наклонена под углом 25 30° к срезу выходного сечения патрубка для обеспечения захвата атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов, а другая часть плавно повернута в сторону от среза выходного сечения патрубка для снижения вероятности возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха и касается плоскости, являющейся продолжением верхней наружной поверхности патрубка. Техническим результатом изобретения является снижение тепловой заметности военных машин при работающем двигателе. 3 ил.
Формула изобретения
Устройство для снижения тепловой заметности военной машины, содержащее наклонно приваренный к фланцу патрубок для выпуска отработавших газов двигателя военной машины, на котором посредством ступенчатых стоек закреплены нижний, средний и верхний, с изогнутым направляющим элементом, теплозащитные щитки, отличающееся тем, что каждый теплозащитный щиток наклонен в сторону среза выходного сечения патрубка для обеспечения формирования эжекционного потока атмосферного воздуха, причем угол наклона каждого последующего теплозащитного щитка больше предыдущего на величину 1 5°, каждая ступенчатая стойка выполнена в виде отдельных ступеней, смещенных друг относительно друга на определенное расстояние в плоскости соответствующего теплозащитного щитка для снижения передачи тепла отработавших газов от патрубка верхнему теплозащитному щитку, при этом направляющий элемент верхнего теплозащитного щитка изогнут таким образом, что одна его часть наклонена под углом 25 30° к срезу выходного сечения патрубка для обеспечения захвата атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов, а другая часть плавно повернута в сторону от среза выходного сечения патрубка для снижения вероятности возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха и касается плоскости, являющейся продолжением верхней наружной поверхности патрубка.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения тепловой заметности военных машин при работающем двигателе.
Известно устройство для снижения тепловой заметности (экран выпускного патрубка) танка Т-72Б (см. журнал «Техника и вооружение», № 8, 2007 г., Москва, РОО «Техинформ», стр.21-22), выбранное в качестве прототипа, содержащее наклонно приваренный к фланцу патрубок, на котором посредством ступенчатых стоек закреплены нижний, средний и верхний, с изогнутым направляющим элементом теплозащитные щитки.
В известном устройстве патрубок служит для выпуска отработавших газов двигателя танка в определенном направлении, а теплозащитные щитки предназначены для снижения теплового излучения при работающем двигателе.
Недостатком известного устройства является низкая эффективность снижения теплового излучения за счет отсутствия возможности образования эжекционного потока атмосферного воздуха через теплозащитные щитки при работе двигателя военной машины, а также за счет непосредственной передачи тепла от патрубка на верхний теплозащитный щиток через ступенчатые стойки. Это приводит к повышенной вероятности обнаружения танка в ИК-диапазоне дневными и ночными приборами и прицелами, тепловизионными системами и головками самонаведения.
Технической задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является снижение тепловой заметности военной машины при работающем двигателе.
Указанная задача решается тем, что в устройстве для снижения тепловой заметности военной машины, содержащем наклонно приваренный к фланцу патрубок для выпуска отработавших газов двигателя военной машины, на котором посредством ступенчатых стоек закреплены нижний, средний и верхний, с изогнутым направляющим элементом, теплозащитные щитки, согласно изобретению каждый теплозащитный щиток наклонен в сторону среза выходного сечения патрубка для обеспечения формирования эжекционного потока атмосферного воздуха, причем угол наклона каждого последующего теплозащитного щитка больше предыдущего на величину 1 5°, каждая ступенчатая стойка выполнена в виде отдельных ступеней, смещенных относительно друг друга на определенное расстояние в плоскости соответствующего теплозащитного щитка для снижения передачи тепла отработавших газов от патрубка верхнему теплозащитному щитку, при этом направляющий элемент верхнего теплозащитного щитка изогнут таким образом, что одна его часть наклонена под углом 25 30° к срезу выходного сечения патрубка для обеспечения захвата атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов, а другая часть плавно повернута в сторону от среза выходного сечения патрубка для снижения вероятности возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха и касается плоскости, являющейся продолжением верхней наружной поверхности патрубка.
Стойки крепления теплозащитных щитков выполнены раздельными, в виде отдельных ступеней, для каждой пары соединяемых элементов и расположены на расстоянии больше диаметра стойки в плоскости соответствующего теплозащитного щитка. Взаимным расположением патрубка и теплозащитных щитков создается возможность образования эжекционного потока атмосферного воздуха через теплозащитные щитки при работе двигателя военной машины.
Форма направляющего элемента обеспечивает захват атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов и снижает вероятность возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха. Применение стоек в виде отдельных ступеней, расположенных со смещением друг относительно друга, исключает возможность непосредственной передачи тепла через стойки на верхний теплозащитный щиток.
При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявленное техническое решение, не были выявлены. Это позволят сделать вывод о том, что заявленный экран выпускного патрубка обладает новизной и не следует явным образом из существующего уровня техники.
Изобретение может быть применено при производстве и модернизации военных бронированных машин.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 - устройство для снижения тепловой заметности военной машины изображено в разрезе; на фиг.2 изображен вид А на фиг.1; на фиг.3 устройство представлено в объемном изображении.
В конкретном осуществлении устройство для снижения тепловой заметности военной машины содержит наклонно приваренный к фланцу 1 патрубок 2, на котором жестко закреплены нижний 3, средний 4 и верхний 5 теплозащитные щитки.
Расположение теплозащитных щитков с наклоном в сторону среза выходного сечения патрубка под углом 1, равным 7°, 2, равным 10°, 3, равным 13°, соответственно, к верхней наружной поверхности патрубка создает возможность образования эжекционного потока атмосферного воздуха между нижним теплозащитным щитком 3 и верхней поверхностью патрубка 2, между теплозащитными щитками 3 и 4, 4 и 5 за счет захвата кинетической энергией потока отработавших газов при работе двигателя военной машины.
Направляющий элемент а верхнего теплозащитного щитка 5 изогнут таким образом, что одна его часть наклонена под углом 4, равным 26°, к срезу выходного сечения патрубка 2 для обеспечения захвата атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов, а другая часть плавно повернута в сторону от среза выходного сечения патрубка 2 для снижения вероятности возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха и касается плоскости b, являющейся продолжением верхней наружной поверхности патрубка 2. Теплозащитные щитки 3, 4, 5 жестко закреплены на патрубке 2 при помощи стоек 6-11 болтами 12 с пружинными 13 и плоскими 14 шайбами, причем для исключения непосредственной передачи тепла на верхний теплозащитный щиток 5 стойки крепления в вертикальных рядах расположены с последовательным смещением таким образом, что минимальное расстояние с между нижней 6 и средней 8 стойками и между средней 8 и верхней 10 стойками в плоскости нижнего 3 и среднего 4 теплозащитных щитков, соответственно равное 15 мм, больше диаметра стоек d, что дополнительно снижает тепловое излучение. Это же относится и к стойкам 7, 9, 11.
Устройство через фланец 1 закрепляется на выпускном патрубке военной машины.
Устройство работает следующим образом.
При работающем двигателе военной машины тепловое излучение отработавших газов передается патрубку 2, далее через стойки 6-11 на теплозащитные щитки 3, 4, 5.
Эжекционный поток атмосферного воздуха, проходя через теплозащитные щитки 3, 4, 5, производит охлаждение, снижая тепловое излучение устройства.
Класс F41H3/00 Камуфляж, те средства или способы укрытия или маскировки