линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств

Классы МПК:G01M17/06 рулевых характеристик; ходовых характеристик
G01B3/02 линейки или мерные ленты со шкалами или отметками для непосредственного отсчета 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-21
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств содержит измерительную шкалу в виде штрихов, расположенных друг от друга на расстоянии 1 мм, с началом отсчета от торцевой грани или концевого штриха. Верхний предел измерений линейки равен или превышает диаметр обода рулевого колеса. На ее поверхности в зоне измерительной шкалы нанесены два дополнительных штриха, длина которых превышает длину наибольших сантиметровых штрихов. Первый штрих находится на расстоянии от начала отсчета, соответствующем допускаемому значению свободного хода рулевого колеса. Второй штрих находится на расстоянии от начала отсчета, соответствующем предельному значению свободного хода рулевого колеса. Указанные штрихи обозначены числами в градусах, также соответствующими допускаемому и предельному значениям свободного хода рулевого колеса. Достигается удобство пользования линейкой для определения свободного хода рулевого колеса. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных   средств, патент № 2485471

линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных   средств, патент № 2485471

Формула изобретения

1. Линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств, содержащая измерительную шкалу в виде штрихов, расположенных друг от друга на расстоянии 1 мм, с началом отсчета от торцевой грани или концевого штриха, отличающаяся тем, что верхний предел измерений линейки равен или превышает диаметр обода рулевого колеса, на ее поверхности в зоне измерительной шкалы нанесены два дополнительных штриха, длина которых превышает длину наибольших сантиметровых штрихов, причем первый штрих находится на расстоянии от начала отсчета, соответствующем допускаемому значению, а второй - предельному значению свободного хода рулевого колеса с заданным диаметром его обода, указанные штрихи обозначены числами в градусах, также соответствующими допускаемому и предельному значениям свободного хода рулевого колеса.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что область линейки от начала отсчета до штриха, соответствующего допускаемому значению, имеет зеленый цвет, область линейки между дополнительными штрихами - желтый, а область линейки от штриха, соответствующего предельному значению, до верхнего предела измерений имеет красный цвет, снизу все области ограничены прямой линией, проходящей через середину линейки, при этом линейка выполнена прозрачной, па свободном поле линейки со стороны верхнего предела измерений указан диаметр обода рулевого колеса, для определения свободного хода которого эта линейка предназначена.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к диагностированию автотранспортных и военных колесных машин, в частности к устройствам для определения свободного хода рулевого колеса или суммарного люфта в рулевом управлении.

Известен индикатор КИ-13949 для измерения свободного хода рулевого колеса тракторов. Он состоит из указателя, шкалы и кронштейна /1/.

Недостатком указанного индикатора является то, что он имеет сложную конструкцию.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является масштабная линейка, содержащая измерительную шкалу в виде штрихов, расположенных друг от друга на расстоянии 1 мм, с началом отсчета от торцевой грани или концевого штриха /2/.

Недостатком известной линейки является то, что она предназначена для измерения только линейных размеров.

Задачей изобретения является создание устройства, обеспечивающего возможность определения свободного хода рулевого колеса с наименьшими затратами труда и материально-денежных средств.

Сущность изобретения заключается в следующем. Линейка для определения свободного хода рулевого колеса имеет такой верхний предел измерений, который равен или превышает диаметр обода рулевого колеса. На ее поверхности в зоне измерительной шкалы нанесены два дополнительных штриха, длина которых превышает длину наибольших сантиметровых штрихов. Причем первый штрих находится на расстоянии от начала отсчета, соответствующем допускаемому значению, а второй - предельному значению свободного хода рулевого колеса с заданным диаметром его обода. Указанные штрихи обозначены числами в градусах, также соответствующими допускаемому и предельному значениям свободного хода рулевого колеса. Это позволяет создать простейшее устройство (линейку) для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств с учетом его допускаемых и предельных значений, а также с учетом диаметра обода. Для удобства пользования и улучшения дизайна область линейки от начала отсчета до штриха, соответствующего допускаемому значению, имеет зеленый цвет, область линейки между дополнительными штрихами - желтый, а область линейки от штриха, соответствующего предельному значению, до верхнего предела измерений имеет красный цвет. Снизу, со стороны, противоположной измерительной шкале, все области ограничены прямой линией, проходящей через середину линейки. При этом линейка выполнена прозрачной. Для обеспечения возможности выбора линейки в соответствии с диаметром обода рулевого колеса на ее свободном поле, со стороны верхнего предела измерений, указан диаметр обода рулевого колеса, для определения свободного хода которого эта линейка предназначена.

На чертеже изображена линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств. Верхний предел измерений линейки равен или превышает диаметр обода рулевого колеса. Это обеспечивает возможность размещения линейки на поверхности обода рулевого колеса при его свободном ходе 180° - по диаметру обода. На ее поверхности в зоне измерительной шкалы нанесены два штриха 5 и 4, длина которых превышает длину наибольших сантиметровых штрихов. Причем первый штрих 5 находится на расстоянии от начала отсчета (от левого торца), соответствующем допускаемому значению, а второй 4 - предельному значению свободного хода рулевого колеса с заданным диаметром его обода. Например, если диаметр обода рулевого колеса равен 400 мм (все тракторы типа МТЗ), допускаемое значение свободного хода рулевого колеса составляет 25°, предельное - 36°, то в соответствии с решением обратной тригонометрической функции первый штрих 5 от начала отсчета должен быть расположен на расстоянии 86,6 мм (длина первой хорды), а второй 4 - на расстоянии 123,6 мм (длина второй хорды). Указанные штрихи 5 и 4 обозначены числами в градусах, также соответствующими допускаемому 25° и предельному 36° значениям свободного хода рулевого колеса. Область 1 линейки от начала отсчета до штриха 5, соответствующего допускаемому значению, имеет зеленый цвет, область 2 линейки между штрихами 5 и 4 - желтый, а область 3 линейки от штриха 4, соответствующего предельному значению, до верхнего предела измерений имеет красный цвет. При этом нижнее поле всех этих областей (1, 2, 3) ограничено горизонтальной линией 6, которая проходит примерно посередине линейки. Линейка выполнена прозрачной. На свободном поле линейки, со стороны верхнего предела измерений, указан диаметр обода рулевого колеса (РК), для определения свободного хода которого эта линейка предназначена.

Линейку применяют следующим образом. Поворачивают рулевое колесо, например, влево. При обнаружении начала поворота управляемых колес фиксируют обод рулевого колеса относительно заранее проставленной метки на приборной панели или какой-либо точки одного из приборов, что выполняют путем нанесения штриха или точки на поверхности обода. Затем поворачивают рулевое колесо вправо и в момент начала поворота управляемых колес на обод рулевого колеса наносят вторую точку, положение которой также определяют относительно ранее выбранной точки на приборной панели. После чего начало отсчета линейки совмещают, например, с первой полученной точкой, а край линейки со стороны измерительной шкалы - со второй точкой. По положению штрихов 5 и 4 (цветовых областей) относительно второй точки на поверхности обода определяют свободный ход рулевого колеса, значение которого может быть меньше допускаемого (область 1), больше допускаемого, но меньше предельного (область 2) или больше предельного (область 3) значения.

Таким образом, предложенная линейка как средство определения свободного хода рулевого колеса представляет собой простейший прибор. Технология применения этой линейки также проста. В совокупности это обеспечивает возможность определения свободного хода рулевого колеса с наименьшими затратами труда и материально-денежных средств.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Бельских В.И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов / В.И.Бельских. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Россельхозиздат, 1986. - С.340-341.

2. Бельских В.И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники / В.И.Бельских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1980. - С.82. - Прототип.

Класс G01M17/06 рулевых характеристик; ходовых характеристик

экран для контроля начала поворота управляемых колес при диагностировании автотранспортных средств -  патент 2512034 (10.04.2014)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в процессе движения -  патент 2474509 (10.02.2013)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в процессе движения -  патент 2474508 (10.02.2013)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в процессе движения -  патент 2471165 (27.12.2012)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в процессе движения -  патент 2471164 (27.12.2012)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в движении -  патент 2471163 (27.12.2012)
световой экран для фиксации начала поворота управляемых колес при диагностировании автотранспортных средств -  патент 2469286 (10.12.2012)
способ измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортного средства -  патент 2457457 (27.07.2012)
способ определения технического состояния переднего моста автомобиля -  патент 2446387 (27.03.2012)
способ диагностирования рулевого управления автотранспортных средств -  патент 2437073 (20.12.2011)

Класс G01B3/02 линейки или мерные ленты со шкалами или отметками для непосредственного отсчета 

Наверх