водометный движитель

Классы МПК:B63H11/00 Реактивные движители
Патентообладатель(и):Строителев Роман Геннадьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-09-22
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается водометных движителей. Водометный движитель содержит водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк. Промежуточный вал имеет шлицы с обоих концов. Реверсивно-рулевое устройство установлено за спрямляющим аппаратом. Смотровой люк расположен в верхней части корпуса. Рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу. Шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом. На промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности водометного движителя. 4 з.п. ф-лы, 1 ил. водометный движитель, патент № 2486100

водометный движитель, патент № 2486100

Формула изобретения

1. Водометный движитель, содержащий водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, имеющий шлицы с обоих концов, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, установленное за ним реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк в верхней части корпуса, отличающийся тем, что рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу, шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом, при этом на промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение.

2. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что торцевое уплотнение выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу диска, уплотняющегося к ответному диску, закрепленному неподвижно в упругом корпусе.

3. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что шлицевые соединения снабжены манжетными уплотнениями.

4. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что подшипниковый узел размещен в герметичном корпусе и снабжен смотровым окном для контроля за наличием в нем смазки.

5. Водометный движитель по п.4, отличающийся тем, что смотровое окно размещено с торцевой части корпуса подшипникового узла и закрыто прозрачным материалом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и касается водометных движителей, предназначенных для эксплуатации в пресной и морской воде на реках, в прибережных зонах озер, водохранилищ и морей.

Известен водометный движитель, включающий водовод, установленное в корпусе на гребном валу рабочее колесо, подшипниковый узел, спрямляющий аппарат с соплом (RU 2357891). Недостатком данного движителя является то, что он неудобен в обслуживании и ремонте подшипникового узла, так как для этого приходится снимать водометный движитель с судна.

Наиболее близким по своей технической сущности является водометный движитель, включающий водовод с приемным туннелем, установленное в корпусе на гребном валу рабочее колесо, размещенный за рабочим колесом подшипниковый узел, спрямляющий аппарат с соплом, реверсивно рулевое устройство (RU 2276041).

Недостатками данного изобретения является низкая надежность, вызванная большим количеством узлов, так кроме опорного подшипника в нем дополнительно установлен еще и упорный подшипник, а вал выполнен из двух составляющих. Это усложняет ремонт конструкции и снижает ее надежность.

Технической сущностью предлагаемого изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и удобства обслуживания водометного движителя.

Настоящая техническая сущность достигается тем, что в водометном движителе, содержащем водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, имеющий шлицы с обоих концов, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, установленное за ним реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк в верхней части корпуса, рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу, шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом, при этом на промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение. Торцевое уплотнение выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу диска, уплотняющегося к ответному диску, закрепленному неподвижно в упругом корпусе. Шлицевые соединения снабжены манжетными уплотнениями. Подшипниковый узел выполнен в герметичном корпусе и снабжен смотровым окном для контроля за наличием в нем смазки, закрытым прозрачным материалом. Смотровое окно размещено с торцевой части корпуса подшипникового узла.

Изобретательский шаг в данном техническом решении достигается тем, что соединение промежуточного вала с двигателем и рабочим колесом выполнено шлицевым с бочкообразными профилями зубьев, а его уплотнение в переборке торцевым в эластичном корпусе. Выполнение шлицевого соединения с бочкообразными профилями зубьев компенсирует несоосность соединения коленчатого вала двигателя и упорно-гребного вала, на котором установлено рабочее колесо, а также продольное перемещение и иные колебания двигателя, установленного на виброгасящих подушках. Благодаря этим изменениям удается уйти от дополнительного подшипника и карданного вала, создается возможность сдвинуть двигатель к переборке (транцу), уменьшив размеры моторного отсека, упростить обслуживание рабочего колеса, которое снимается в сборе с соплом. Размещение рабочего колеса во вставленном пластиковом кольце позволяет произвести его самоустановку за счет выработки в нем зазора, необходимого при увеличенных зазорах в шлицевых соединениях, возникающих по мере эксплуатации движителя, предохранив при этом рабочее колесо от изнашивания.

На фиг.1 дана общая схема водометного движителя.

Водометный движитель состоит из корпуса 1, внутри которого имеется водовод 2 с водозаборником 3 и защитной решеткой 4, рабочее колесо 5. Рабочее колесо 5 установлено в пластиковом кольце 6, вставленном в корпус 1, и соединено с промежуточным валом 7. Промежуточный вал 7 имеет с обоих концов шлицы 8 и 9 с зубьями бочкообразной формы, снабженные манжетным уплотнением 10 и 11, и вторым концом входит в муфту 12 двигателя (двигатель на фиг.не показан). На промежуточном валу 7 с внешней стороны корпуса 1 установлено торцевое уплотнение 13. Торцевое уплотнение 13 выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу 7 диска 14 с возможностью уплотнения его к ответному диску 15, закрепленному неподвижно в упругом корпусе 16. Рабочее колесо 5 второй стороной размещено на упорно-гребном валу 17, установленном в герметичном подшипниковом узле 18 в спрямляющем аппарате с соплом 19. Подшипниковый узел 18 снабжен смотровым окном 20, размещенным с его торцевой части и закрытым прозрачным материалом. За спрямляющим аппаратом с соплом 19 установлено реверсивно-рулевое устройство 21, а в верхней части корпуса размещен смотровой люк 22.

Работа движителя осуществляется путем прокачки водного потока через водовод 2 с водозаборником 3, решетку 4, корпус 1 в спрямляющий аппарат с соплом 19 с помощью рабочего колеса 5, закрепленного на упорно-гребном валу 17 в подшипниковом узле 18, вращаемого промежуточным валом 7 от муфты 12 двигателя, с возможностью изменения направления выбрасываемого водного потока реверсивно-рулевым устройством 21. Двигатель установлен несоосно упорно-гребному валу 17 на виброгасящих подушках и создает вибрацию. Однако благодаря тому что промежуточный вал имеет бочкообразные шлицы 8 и 9, прикрываемые манжетным уплотнением 10 и 11, к муфте 12 двигателя и к рабочему колесу 5, допускающими несоосность, то и при знакопеременной несоосности, возникающей от работы двигателя, до рабочего колеса вибрация не доходит. Во избежание попадания воды в корпус судна на промежуточном валу 7 за пределами корпуса 1 водомета на переборке установлено торцевое уплотнение 13 в неподвижно упругом корпусе 16, содержащее два диска 14 и 15, первый из которых зафиксирован на промежуточном валу 7. Подшипниковый узел 18 упорно-гребного вала 17 выполнен герметичным и с торцевой части снабжен смотровым окном 20, закрытым прозрачным материалом, позволяющим без разборки узла следить за состоянием смазки, присутствием или отсутствием в нем воды. Для контроля за состоянием рабочего колеса 5 водометного движителя и очистки водовода от посторонних предметов на верхней части его корпуса 1 размещен люк 22.

Класс B63H11/00 Реактивные движители

способ движения судна -  патент 2525496 (20.08.2014)
универсальный судовой движитель повышенной защищенности -  патент 2523862 (27.07.2014)
установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна -  патент 2520705 (27.06.2014)
кормовая оконечность судна туннельного типа -  патент 2495781 (20.10.2013)
водометное устройство -  патент 2492104 (10.09.2013)
напорный узел водометного движителя -  патент 2485008 (20.06.2013)
реверсивно-рулевое устройство водометного движителя -  патент 2485007 (20.06.2013)
водометный пропульсивный комплекс -  патент 2478060 (27.03.2013)
движитель прямоточный -  патент 2470827 (27.12.2012)
движитель плавучего средства -  патент 2467916 (27.11.2012)
Наверх