способ термической обработки рельсов

Классы МПК:C21D9/04 рельсов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-06-01
публикация патента:

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов. Для обеспечения сбалансированного комплекса механических свойств рельсов из углеродистой и низколегированной стали, уменьшения кривизны рельсов в вертикальной плоскости, сведения к минимуму усилий при холодной правке и обеспечения минимальных остаточных напряжений рельсы длиной 100-200 м ускоренно охлаждают после окончания горячей прокатки воздухом или воздухом с примесью воды по головке и по подошве рельса в два этапа, сначала в интервале температур от способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 900°С до способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 870°С по головке со скоростью охлаждения 2-15°С/с, а по подошве со скоростью 1-10°С/с, а затем в интервале температур от 870°С до 650°С и менее по головке со скоростью охлаждения 2-20°С/с, а по подошве со скоростью охлаждения 1-15°С/с, при этом в каждом конкретном случае скорость охлаждения по головке отличается от скорости охлаждения по подошве, а общее время ускоренного охлаждения составляет 90-145 с. Сталь, при необходимости, дополнительно содержит один или несколько элементов, выбранных из группы, включающей, мас.%: хром от 0,04 до 1,10, ванадий от 0,03 до 0,09, азот от 0,007 до 0,020, ниобий от 0,001 до 0,06. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

Формула изобретения

1. Способ термической обработки рельсов из стали длиной 100-200 м, включающий ускоренное охлаждение после окончания горячей прокатки, отличающийся тем, что ускоренное охлаждение осуществляют воздухом или воздухом с примесью воды по головке и по подошве рельса в два этапа, сначала в интервале температур от способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 900°С до <870°С по головке со скоростью охлаждения 2-15°С/с, а по подошве со скоростью 1-10°С/с, а затем в интервале температур от 870°С до 650°С и менее по головке со скоростью охлаждения 2-20°С/с, а по подошве со скоростью охлаждения 1-15°С/с, при этом в каждом конкретном случае скорость охлаждения по головке отличается от скорости охлаждения по подошве, а общее время ускоренного охлаждения составляет 90-145 с.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что сталь, при необходимости, дополнительно содержит один или несколько элементов, выбранных из группы, включающей, мас.%: хром от 0,04 до 1,10, ванадий от 0,03 до 0,09, азот от 0,007 до 0,020, ниобий от 0,001 до 0,06.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов.

Известен способ термической обработки рельсов из высокоуглеродистой стали, содержащей 0,90-1,20% углерода, предусматривающий ускоренное охлаждение со скоростью 5-20°С/с кромочных участков подошвы от температур способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 650°С, затем головку, шейку и центральную часть подошвы подвергают охлаждению со скоростью 1-10°С/с (JP № 4267334, C21D 9/04).

Существенным недостатком указанного способа термической обработки является то, что головка и подошва рельса охлаждаются с одинаковой скоростью, вследствие этого рельсы искривляются и возникает необходимость в холодной правке рельсов, что неблагоприятно сказывается на величине остаточных напряжений.

Известны также способы термической обработки рельсов из углеродистой или низколегированной стали, предусматривающие ускоренное охлаждение рельса с температуры аустенитной области в диапазоне 750-650°С (JP № 4267267, C21D 9/04), ускоренное охлаждение со скоростью 5-15°С/с до температуры 650-500°С (RU № 2113511, C21D 9/04), ускоренное охлаждение со скоростью 10-30°С/с до температуры 750-600°С (RU № 97121881, C21D 9/04, С22С 38/04), ускоренное охлаждение со скоростью 5-15°С/с до температуры 650-500°С (RU № 96123715, C21D 9/04), ускоренное охлаждение поверхностного слоя головки рельса от Ar1 со скоростью 1-10°С/с и 2-20°С/с на глубине способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 20 мм (JP № 3731934, C21D 9/04).

Существенным недостатком указанных способов термической обработки рельсов является отсутствие регламентированного охлаждения подошвы рельсов, что неблагоприятно сказывается на их кривизне.

Наиболее близким техническим решением является способ термической обработки рельсов, при котором рельс длиной 100-200 м из стали, содержащей 0,90-1,20% углерода, через способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 200 с после окончания горячей прокатки ускоренно охлаждают до способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 600°С со скоростью 1-10°С/с из области температур аустенитной структуры головки, шейки и подошвы рельса (JP № 4272410, C21D 9/04).

Существенными недостатками данного способа охлаждения являются следующие.

1. Невозможность использования для термической обработки рельсов из низколегированной стали, а также углеродистой стали с более низким содержанием углерода.

2. Недостаточная прямолинейность рельсов в вертикальной плоскости за счет отсутствия дифференцированного (разной скорости) охлаждения головки и подошвы рельса.

Задачей изобретения является обеспечение сбалансированного комплекса механических свойств на рельсах из углеродистой и низколегированной стали, уменьшение кривизны рельсов в вертикальной плоскости, сведение к минимуму усилий при холодной правке и обеспечение минимальных остаточных напряжений.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе термической обработки стальных рельсов длиной 100-200 м, включающем ускоренное охлаждение после окончания горячей прокатки, согласно изобретению, осуществляют ускоренное охлаждение воздухом или воздухом с примесью воды по головке и по подошве рельса в два этапа, сначала в интервале температур от способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 900°С до способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 870°С по головке со скоростью охлаждения 2-15°С/с, а по подошве со скоростью 1-10°С/с, а затем в интервале температур от 870°С до 650°С и менее по головке со скоростью охлаждения 2-20°С/с, а по подошве со скоростью охлаждения 1-15°С/с, при этом в каждом конкретном случае скорость охлаждения по головке отличается от скорости охлаждения по подошве, а общее время ускоренного охлаждения составляет 90-145 с. При этом сталь, при необходимости, дополнительно содержит один или несколько элементов, выбранных из группы, включающей от 0,04 до 1,10% мас. хрома, от 0,03 до 0,09% мас. ванадия, от 0,007 до 0,020% мас. азота и от 0,001 до 0,06% мас. ниобия.

Заявляемые пределы выбраны экспериментальным путем, исходя из требований к прямолинейности, микроструктуре и остаточным напряжениям рельсов из углеродистой и низколегированной сталей.

Выбор заявленных скоростей охлаждения в интервалах температур от не менее чем 900°С до не более 870°С и от не более 870°С до 650°С и менее обусловлен необходимостью получения перлитной структуры, а также достижения минимального градиента температур по сечению рельса для достижения требуемой его прямолинейности и остаточных напряжений.

При охлаждении головки и подошвы рельса в интервале температур от не менее чем 900°С до не более 870°С со скоростью охлаждения соответственно менее 2°С/с и 1°С/с не обеспечивается требуемая производительность охлаждающего устройства. При скорости охлаждения головки и подошвы соответственно более 15°С/с и 10°С/с возрастает вероятность образования с поверхности головки и подошвы бейнитной и мартенситной структуры.

Охлаждение головки и подошвы рельса в интервале температур от не более 870°С до 650°С и менее со скоростью охлаждения соответственно менее 2°С/с и 1°С/с не обеспечивает требуемый уровень механических свойств дифференцированно упрочненных рельсов. При скорости охлаждения головки и подошвы соответственно более 20°С/с и 15°С/с возрастает вероятность образования с поверхности головки и подошвы бейнитной и мартенситной структуры.

Заявленные скорости охлаждения обеспечиваются конструкцией охлаждающего устройства, которое включает секции длиной 2400 мм. Каждая секция состоит из 4-х перфорированных коробов, три из которых размещены над головкой и один вдоль средней части подошвы рельса. Каждый короб соединен с трубопроводом. Регулируя давление воздуха при помощи автоматизированных дроссельных регулирующих пневмоклапанов, поддерживаются необходимые скорости охлаждения, обеспечивающие необходимый комплекс механических свойств и минимальный температурный градиент между головкой и подошвой рельса.

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.

Хром увеличивает прокаливаемость рельсовой стали и увеличивает прочность перлита за счет образования легированного цементита. При содержании хрома менее 0,04% воздействие его незначительно, увеличение его содержания более 1,10% приводит к образованию мартенсита.

Для улучшения пластичности и ударной вязкости рельсовой стали могут быть добавлены один или несколько из числа перечисленных элементов: ванадий, ниобий и азот. Введение азота в сочетании с ванадием и ниобием позволяет получить измельченное зерно аустенита, что обеспечивает увеличение сопротивляемости хрупкому разрушению. Наличие ванадия и ниобия при этом позволяет добиваться необходимой растворимости азота в соединениях. При содержании азота менее 0,007% действие его незначительно и невозможно обеспечить измельчение зерна, а более 0,020% возможны случаи пятнистой ликвации и «азотного» кипения (пузыри в стали). Выбранное содержание ванадия и ниобия обеспечивает получение требуемой ударной вязкости за счет карбонитридного упрочнения. При концентрации ванадия менее 0,03% и ниобия менее 0,001% действие их незначительно. При введении в сталь ванадия более 0,09% и ниобия более 0,06% возрастает количество карбонитридов, которые приводят к снижению ударной вязкости стали.

Рельсовую сталь (таблица 1) выплавляли в 100-тонной дуговой электросталеплавильной печи ДСП-100 И7 и разливали на МНЛЗ. Полученные заготовки нагревали и прокатывали на рельсы типа Р65 длиной 25-100 м, которые подвергали дифференцированной закалке (то есть производили ускоренное охлаждение элементов профиля с разными скоростями) в охлаждающем устройстве. После окончания горячей прокатки рельсы при температуре 950-1080°С позиционировали в положение «на подошву» и по одному задавали в охлаждающее устройство. Рельс фиксировали в охлаждающем устройстве при помощи зажимного устройства. Охлаждение рельса проводили в два этапа. На первом этапе охлаждение головки и подошвы рельса в интервале температур от 900-1030°С до 730-870°С производили соответственно со скоростью 2-15°С/с и 1-10°С/с. На втором этапе охлаждение головки и подошвы рельса в интервале температур от 730-870°С до 540-640°С проводили соответственно со скоростью 2-20°С/с и 1,5-15°С/с. После охлаждения рельс с температурой 540-640°С выдавали из охлаждающего устройства и передавали на холодильник для охлаждения до температуры 60°С и ниже.

Таблица 1
Химический состав рельсовой стали
№ рельса Массовая доля элементов, %
СMn SiV NbCr NiCu SP N2
10,74 0,850,62 0,06- 0,300,06 0,070,008 0,0090,020
2 0,870,95 0,39- 0,050,40 0,100,09 0,0090,012 0,008
30,83 0,950,40 0,10- 0,150,10 0,110,006 0,0170,017
4 0,840,80 0,600,08 -0,25 0,150,15 0,0120,015 0,015
50,79 0,900,43 0,070,01 0,580,08 0,150,005 0,0110,009
6 0,850,90 0,350,10 -0,05 0,090,10 0,0070,013 0,018
70,79 0,780,55 0,080,001 0,800,06 0,050,013 0,0100,012

После охлаждения исследовали микроструктуру металла, а также определяли стрелу прогиба и остаточные напряжения.

Технологические параметры охлаждения рельсов приведены в таблице 2.

Таблица 2
№ рельса Режим охлаждения рельса
I Этап II Этап Общее время охлаждения, с Температура рельса после охлаждения, °С
Время охлаждения, с Температура начала охлаждения, °C Скорость охлаждения, °С/с Время охлаждения, с Температура начала охлаждения, °C Скорость охлаждения, °С/с
головкаподошва головка подошваголовка подошва головкаподошва головка подошва
1110 960900 21 10740 79020 15120 540640
2 30960 9003 260 870840 5,53,5 90540 630
3 40 1030960 42,5 65870 8605 4105 545600
4 70995 9252,5 1,575 820820 3,62,6 145550 625
5 70 995940 3,53 30750 7307 5100 540580
6 15960 9107 5115 855835 2,62 130556 605
7 15 980920 1510 100755 7702 1,5115 555620

Результаты замеров стрелы прогиба и остаточных напряжений, а также исследований микроструктуры представлены в таблице 3, результаты механических испытаний представлены в таблице 4.

Таблица 3
№ рельсаСтрела прогиба рельса, мм Расхождение паза, мм Микроструктура рельса
110 1,4Перлит
2 101,2 Перлит
35 1,1Перлит
4 61,0 Перлит
510 1,2Перлит
6 51,0 Перлит
715 1,2Перлит

Таблица 4
Результаты механических испытаний
№ рельсаспособ термической обработки рельсов, патент № 2487178 тспособ термической обработки рельсов, патент № 2487178 вспособ термической обработки рельсов, патент № 2487178 5способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 ТвердостьKCU при температуре +20°С
Н/мм2 %НВ10 НВ22НВш НВподНВпкг Дж/см2
1 9001320 1134 388373 343352 39529
способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 30
2 9301300 1236 388373 352363 38827
способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 31
3 9801333 10,533 395388 352352 39835
способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 33
4 9801320 1338 388375 363363 38930
способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 28
5 9301380 1537 395385 363345 39832
способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 31
6 8901312 11,534 388375 345363 39034
способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 31
7 9101360 12,533 383373 331345 38832
способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 способ термической обработки рельсов, патент № 2487178 32

Примечание: НВпкг - твердость на поверхности катания головки рельса; способ термической обработки рельсов, патент № 2487178
НВ10, НВ22 - твердость на расстоянии соответственно 10 и 22 мм; способ термической обработки рельсов, патент № 2487178
НВш - твердость в шейке; способ термической обработки рельсов, патент № 2487178
НВпод - твердость в подошве. способ термической обработки рельсов, патент № 2487178

Предлагаемый способ термической обработки рельсов позволил получить сбалансированный комплекс механических свойств при удовлетворительной перлитной структуре, а также улучшить прямолинейность рельсов и обеспечить низкие остаточные напряжения.

Класс C21D9/04 рельсов

способ термической обработки сварных стыков рельсов -  патент 2524526 (27.07.2014)
стальной рельс и способ его изготовления -  патент 2519180 (10.06.2014)
способ и установка термической обработки рельсов -  патент 2487177 (10.07.2013)
способ охлаждения зоны сварки рельса, устройство для охлаждения зоны сварки рельса и сварное соединение рельса -  патент 2485187 (20.06.2013)
способ и установка термической обработки рельсов -  патент 2484148 (10.06.2013)
устройство и способ охлаждения зоны сварки рельса -  патент 2470080 (20.12.2012)
способ и устройство термической обработки рельсов -  патент 2456352 (20.07.2012)
промежуточная деталь для соединения фасонного тела из марганцовистой стали с углеродистой сталью, а также способ соединения отливок из марганцовистой аустенитной стали со стандартными рельсами -  патент 2450063 (10.05.2012)
способ производства рельсов -  патент 2440427 (20.01.2012)
способ термической обработки рельсов -  патент 2418077 (10.05.2011)
Наверх