мобильный зенитный ракетный комплекс

Классы МПК:F41F3/04 для ракет 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое Акционерное Общество "Научно-производственное предприятие "Старт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-06-08
публикация патента:

Изобретение относится к вооружению, а именно к передвижным зенитным ракетным комплексам противовоздушной обороны. Мобильный зенитный ракетный комплекс размещен внутри грузового контейнера (1), который подготовлен для перевозки на автомобильном шасси. Внутри контейнера (1) имеется опора (2), закрепленная на стойках (3). На опоре (2) шарнирно закреплена силовая стрела (4) с силовым цилиндром (5). Ракетные контейнеры (6) сгруппированы по три в кассеты (7), которые закреплены одна над другой при помощи несущего каркаса (8). На задней стенке контейнера (1) закреплен рычаг (9), который связан с силовым цилиндром (10). На свободном конце рычага (9) имеется кронштейн (11) для радара (12). Крыша контейнера (1) разделена на сегменты (14) и (15). Для запуска ракет сначала поворачивают рычаг (9) вместе с крышей и радаром (12) в вертикальное положение, а затем поворачивают стрелу (4) так, чтобы каркас (8) вертикально упирался торцом в пол контейнера (1). Достигается повышение тактико-технических свойств зенитного ракетного комплекса, путем улучшения его быстроходности, скрытности, огневой мощи и боеготовности. 3 з.п. ф-лы, 3 ил. мобильный зенитный ракетный комплекс, патент № 2487310

мобильный зенитный ракетный комплекс, патент № 2487310 мобильный зенитный ракетный комплекс, патент № 2487310 мобильный зенитный ракетный комплекс, патент № 2487310

Формула изобретения

1. Мобильный зенитный ракетный комплекс, включающий самоходное шасси, пусковую установку для вертикального запуска зенитных ракет из ракетных контейнеров, закрепленных на силовой стреле, оборудованной силовым цилиндром для поворота и фиксации ракетных контейнеров в вертикальном положении, подъемник для радара, отличающийся тем, что самоходное шасси выполнено в виде повышенной грузоподъемности автомобильного шасси, оборудованного стандартным грузовым контейнером, внутри которого смонтирована указанная силовая стрела, ракетные контейнеры закреплены по меньшей мере в два ряда на силовой стреле, выполненной с возможностью упора ракетных контейнеров в пол грузового контейнера после их поворота в вертикальное положение, подъемник для радара выполнен в виде рычага, у которого один конец шарнирно прикреплен к стенке грузового контейнера, а другой конец оборудован кронштейном для закрепления радара, причем указанный рычаг оборудован дополнительным силовым цилиндром с возможностью фиксации рычага как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях, при этом крыша грузового контейнера закреплена на указанном рычаге с возможностью закрывания грузового контейнера после фиксации рычага в горизонтальном положении.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что ракетные контейнеры сгруппированы по три в одном ряду и закреплены на стреле при помощи несущего каркаса.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что рычаг для радара, прикрепленный к задней стенке грузового контейнера, выполнен длиной не более длины грузового контейнера с возможностью размещения внутри контейнера вместе с радаром.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в качестве грузового контейнера использован стандартный 40-футовый контейнер.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к вооружению, конкретно к передвижным зенитным ракетным комплексам противовоздушной обороны (ПВО).

Известен зенитный ракетный комплекс, включающий самоходную пусковую установку (ПУ) для запуска ракет из контейнеров (см. патент РФ № 2262647).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является, на наш взгляд, зенитный ракетный комплекс (система) С-300В, обеспечивающий вертикальный запуск из контейнеров ракет большой дальности (см. в кн. Василин Н.Я., Гуринович А.Л., Зенитные ракетные комплексы, Минск, «Попурри», 2002, с.273, 274 - прототип). Указанный комплекс включает самоходную ПУ на гусеничном шасси, на котором смонтированы механизмы для закрепления, транспортирования ракетных контейнеров и поворота их в вертикальное положение для запуска ракет. Здесь же на шасси смонтирован подъемник с радаром.

К недостаткам прототипа следует отнести невысокую скорость перемещения ракетного комплекса, который смонтирован на гусеничном шасси. Проблема в том, что на гусеничные машины наложены определенные дорожные ограничения, которые запрещают проезд тяжелой гусеничной техники по автомобильным дорогам. Во-вторых, в системе комплекса возможна погрузка ракетных контейнеров только по очереди, что снижает его боеготовность. Кроме того, наличия четырех ракет для современного комплекса ПВО уже недостаточно, чтобы обеспечить требуемую огневую мощь. Наконец, указанный комплекс не имеет маскирующих средств и его легко обнаружить.

Технической задачей является повышение тактико-технических свойств зенитного ракетного комплекса с вертикальным стартом ракет большой дальности путем улучшения его быстроходности, скрытности, огневой мощи и боеготовности.

Технический результат достигается тем, что в мобильном зенитном ракетном комплексе, включающем самоходное шасси, пусковую установку для вертикального запуска зенитных ракет из ракетных контейнеров, закрепленных на силовой стреле, оборудованной силовым цилиндром для поворота и фиксации ракетных контейнеров в вертикальном положении, подъемник для радара, самоходное шасси выполнено в виде повышенной грузоподъемности автомобильного шасси, оборудованного стандартным грузовым контейнером, внутри которого смонтирована указанная силовая стрела, ракетные контейнеры закреплены по меньшей мере в два ряда на силовой стреле, выполненной с возможностью упора ракетных контейнеров в пол грузового контейнера после их поворота в вертикальное положение, подъемник для радара выполнен в виде рычага, у которого один конец шарнирно прикреплен к стенке грузового контейнера, а другой конец оборудован кронштейном для закрепления радара, причем указанный рычаг оборудован дополнительным силовым цилиндром с возможностью фиксации как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях, при этом крыша грузового контейнера закреплена на указанном рычаге с возможностью закрывания грузового контейнера сверху после фиксации рычага в горизонтальном положении.

В предлагаемом комплексе ракетные контейнеры сгруппированы по три в одном ряду и закреплены на стреле при помощи несущего каркаса. Рычаг для радара, прикрепленный к задней стенке грузового контейнера, выполнен длиной не более длины грузового контейнера с возможностью размещения внутри контейнера вместе с радаром. В качестве грузового контейнера использован стандартный 40-футовый контейнер.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 схематично показан вид сбоку зенитного ракетного комплекса в походном (транспортном) положении внутри стандартного грузового контейнера с разобранной боковой стенкой, на фиг.2 - вид сзади комплекса в контейнере с разобранной задней стенкой, на фиг.3 - вид ракетного комплекса в развернутом (боевом) положении.

В примере конкретного исполнения мобильный зенитный ракетный комплекс размещен внутри стандартного 40-футового грузового контейнера 1, который подготовлен для его перевозки на автомобильном шасси повышенной грузоподъемности (не показано). Внутри контейнера 1 имеется опора 2, закрепленная на стойках 3. На опоре 2 шарнирно закреплена силовая стрела 4, которая связана с силовым цилиндром 5. Ракетные контейнеры 6 (с ракетами внутри) сгруппированы по три в кассеты 7. Две кассеты 7 закреплены одна над другой при помощи несущего каркаса 8, который зафиксирован на стреле 4. Таким образом, ракетный комплекс содержит шесть ракетных контейнеров, которые размещены в два ряда скрытно внутри стандартного грузового контейнера.

Рычаг 9, шарнирно закрепленный на задней стенке контейнера, связан с силовым цилиндром 10. На свободном конце рычага 9 имеется кронштейн 11 для радара 12. Кронштейн 11 шарнирно прикреплен к рычагу 9 с возможностью поворота при помощи силового цилиндра 13. Крыша контейнера 1 разделена на сегменты 14 и 15. Сегмент 14 закреплен на рычаге 9. Сегмент 15 закреплен на кронштейне 11. Гидроцилиндры связаны с насосной станцией 16.

Предлагаемое изобретение используют в следующем порядке. Предварительно, в цеховых условиях, зенитные ракеты помещают в контейнеры 6. Контейнеры с ракетами группируют по три в кассеты 7. Кассеты 7 размещают по две в каркасе 8 и фиксируют. Каркасы с ракетами погружают на транспортную машину и доставляют на позицию, где производят снаряжение комплекса ракетами.

Для снаряжения комплекса ракетами сначала открывают грузовой контейнер 1. Для этого включают насосную станцию 16, которая подает рабочее давление в цилиндр 10. Цилиндр 10 поднимает рычаг 9 вместе с крышей 14, 15, радаром 12 и фиксирует его в вертикальном положении, как показано на фиг.3. Затем каркас 8 с ракетными контейнерами 6 снимают с транспортной машины и переставляют на стрелу 4. Каркас 8 имеет специальные бугеля, а стрела 4 оборудована соответствующими направляющими. При погрузке каркаса его бугеля (не показаны) заводят в направляющие на стреле 4 (не показаны), каркас перемещают по направляющим вперед до упора и фиксируют на стреле. Таким образом, за одну операцию погрузки на ПУ ракетного комплекса погружают сразу шесть ракетных контейнеров. Для закрывания контейнера 1 переключают цилиндр 10 на втягивание штока. Цилиндр 10 поворачивает рычаг 9 в горизонтальное положение, как показано на фиг.1, и фиксирует его. При этом крыша 14, 15 опускается вместе с рычагом 9 и закрывает контейнер 1 сверху.

Для производства запусков ракет комплекс перемещают своим ходом на огневую позицию. При этом автомобильное шасси со стандартным 40-футовым грузовым контейнером, имеющим обычный вид, может перемещаться открыто и быстро по любым автомобильным дорогам без специального разрешения. После приезда на огневую позицию ракетный комплекс необходимо жестко зафиксировать, чтобы исключить влияние запусков ракет друг на друга. Для этого выдвигают специальные домкраты (как на автокранах, не показаны), до их упора в грунт. При этом автошасси с контейнером 1 жестко вывешивается над землей.

Для подготовки к запуску сначала включают цилиндр 10, который поворачивает рычаг 9, вместе с крышей и радаром, в вертикальное положение, как показано на фиг.3. При этом происходит подъем радара 12 на высоту около 14 м. Затем включают цилиндр 5. Кинематика стрелы 4 и штока цилиндра 5 рассчитана так, что при полностью выдвинутом штоке цилиндр 5 поворачивает стрелу 4 в вертикальное положение, при котором каркас 8 жестко упирается своим торцом в пол контейнера 1, как показано на фиг.3.

После определения цели подают команду на запуск ракеты из конкретного контейнера 6. Для этого используют пульт управления в командном отсеке, который может быть устроен в отгороженной передней части грузового контейнера. Согласно команде на запуск сначала срабатывает встроенная в контейнер 6 катапульта. Катапульта выбрасывает ракету (с выключенным двигателем) из контейнера на высоту не менее 20 м. На этой высоте происходит включение стартового двигателя ракеты, ее разворот и начало полета к цели. Аналогично производят запуск ракет из остальных контейнеров. Конструкция контейнера 6 защищена патентом РФ на изобретение № 2210050, принадлежащим предприятию заявителя.

После завершения запусков ракет гидроцилиндр 5 включают на втягивание штока, который поворачивает стрелу 4 с каркасом 8 в обратное, горизонтальное положение и фиксирует на опоре 2 внутри контейнера. Затем на обратный ход переключают цилиндр 10, который переводит в горизонтальное положение рычаг 9 и фиксирует его. При этом контейнер закрывается крышей 14, 15. Затем втягивают домкраты. При этом автошасси опускается колесами на грунт. После этого зенитный ракетный комплекс переезжает своим ходом на техническую позицию, где производят замену каркаса на каркас с ракетами.

Предлагаемый к патентованию ракетный комплекс имеет ряд преимуществ по сравнению с известными аналогами. Он имеет высокую мобильность и вооруженность, так как обеспечивает запуск до шести зенитных ракет против четырех, как у прототипа. За счет группирования контейнеров в каркасе погрузка ракет на ПУ занимает меньше времени, чем погрузка контейнеров по отдельности. Неочевидным здесь является монтирование агрегатов ракетного комплекса в стандартном 40-футовом грузовом контейнере вместе с радарным подъемником достаточной высоты. Данное решение обеспечивает хорошую маскировку ракетного комплекса ПВО и его скрытное перемещение на огневую позицию. При этом выполнение стойки для радара в виде рычага существенно упрощает конструкцию радарного подъемника и повышает надежность его работы. Следует отметить, что в известных аналогах подъемник радара выполнен в виде системы телескопических гидроцилиндров, имеющих достаточно сложную конструкцию.

Согласно предложенной схеме на предприятии заявителя разработана техническая документация, начата подготовка к изготовлению опытного образца.

Описанное выше новое техническое решение, отвечающее критериям неочевидности и промышленной применимости, предлагается к правовой защите патентом на изобретение.

Класс F41F3/04 для ракет 

стопорное устройство направляющей ракетной пусковой установки -  патент 2529253 (27.09.2014)
ракетная пусковая установка -  патент 2529043 (27.09.2014)
самоходная огневая установка обнаружения, сопровождения и подсвета целей, наведения и пуска ракет зенитного ракетного комплекса средней дальности -  патент 2521889 (10.07.2014)
устройство для запуска ракет -  патент 2519606 (20.06.2014)
стенд для многократной имитации пуска авиационной ракеты -  патент 2519596 (20.06.2014)
самоходная огневая установка обнаружения, сопровождения и подсвета целей, наведения и пуска ракет зенитного ракетного комплекса средней дальности -  патент 2518389 (10.06.2014)
устройство для запуска ракет -  патент 2516785 (20.05.2014)
стенд для контроля параметров схода авиационной ракеты -  патент 2511217 (10.04.2014)
способ пуска ракет для подвижных пусковых установок -  патент 2504725 (20.01.2014)
способ стабилизации монорельсовой ракетной тележки (варианты) и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2502934 (27.12.2013)
Наверх