судовой волновой движитель

Классы МПК:B63H19/02 с использованием энергии, образуемой от перемещения окружающей воды, например при бортовой или килевой качке судов 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Волхонов Владислав Иванович (RU),
Волхонов Сергей Владиславович (RU),
Волхонов Юрий Владиславович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-28
публикация патента:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым движителям, использующим энергию волн. Судовой волновой движитель состоит из прикрепленных к корпусу полуосей и установленных на них в подшипниках поворотных крылообразных лопастей. Лопасти совершают движения вверх-вниз вместе с корпусом и состоят из отдельных элементов. Поворот лопастей ограничивается упорами на полуосях. При отклонении правого борта вверх из поворотных элементов лопастей образуется винтообразная поверхность с шаговым углом судовой волновой движитель, патент № 2488518 , как у лопасти правого гребного винта. При движении правого борта вниз образуется винтообразная поверхность, как у лопасти левого гребного винта. Достигается повышение эффективности волнового движителя. 3 з. п. ф-лы, 5 ил. судовой волновой движитель, патент № 2488518

судовой волновой движитель, патент № 2488518 судовой волновой движитель, патент № 2488518 судовой волновой движитель, патент № 2488518 судовой волновой движитель, патент № 2488518 судовой волновой движитель, патент № 2488518

Формула изобретения

1. Судовой волновой движитель, предназначенный для использования бортовой качки корпуса на волнении для передвижения судна, состоящий из прикрепленных к корпусу полуосей, на которых установлены в подшипниках поворотные крылообразные лопасти, совершающие движения вверх-вниз вместе с корпусом и отличающиеся тем, что лопасти состоят из отдельных элементов, поворот которых ограничивается упорами на полуосях так, чтобы при отклонении правого борта вверх из поворотных элементов образовалась винтообразная поверхность с шаговым углом судовой волновой движитель, патент № 2488518 , как у лопасти правого гребного винта, а при движении вниз - винтообразная поверхность, как у лопасти левого гребного винта.

2. Волновой движитель по п.1, отличающийся тем, что упор каждой секции состоит из шпильки, ввернутой в полуось, и ограничивающего паза втулки подшипника, величина которого позволяет секции поворачиваться на угол судовой волновой движитель, патент № 2488518 =180-2судовой волновой движитель, патент № 2488518 , соответствующий положениям правой или левой лопастей.

3. Волновой движитель по п.1, отличающийся тем, что для поворота лопасти с минимальными гидравлическими потерями необходимо, чтобы ширина элемента лопасти была в пределах в=(0,2-0,35)rtgсудовой волновой движитель, патент № 2488518 o, а длина судовой волновой движитель, патент № 2488518 - в пределах судовой волновой движитель, патент № 2488518 =(0,5-3)в,

где r - радиус до сечения лопасти,

судовой волновой движитель, патент № 2488518 o - начальный угол крена корпуса судна.

4. Волновой движитель по п.1, отличающийся тем, что каждый элемент лопасти имеет жесткий контур по периметру, изготовленный, например, из стальной проволоки, и упругую середину, выполненную из эластичного материала, деформирующегося от давления с напорной стороны так, чтобы в сечении получился сегментный профиль, увеличивающий силу упора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям, использующим энергию волн.

Известны устройства, использующие качку, для передвижения судов с применением поворотных плавников (крыльев), установленных на осях, конструкция которых описана в изобретении СССР № 47562, опубликованном в 1936 г.

Недостатком судовых волновых движителей является то, что работа крыльев не эффективна из-за отсутствия, во-первых, взаимосвязи между скоростью судна и амплитудно-частотной характеристикой крыльев и, во-вторых, соотношения между габаритами судна и размерами крыльев.

Для повышения эффективности волновых движителей необходимо, чтобы поверхности их крыльев соответствовали винтовым поверхностям с центром на диаметральной плоскости корпуса судна, а лучше - совпадали с центром тяжести судна. В этом случае крылья волновых движителей будут иметь характеристики, аналогичные лопастям гребных винтов, а корпус судна будет аналогом его ступицы. Повышение эффективности произойдет за счет оптимального обтекания крыльев гидродинамическим потоком, рассчитанным на основе теории гребных винтов и выполненным с учетом амплитудно-частотной характеристикой колебания лопастей.

На фиг.1 показан схематично главный вид корпуса судна и перемещение сечения крыла относительно воды при обращенном движении: судно остановлено, а вода движется. На фиг.2 - вид сверху на судно с лопастями, состоящими, например, из двух секций каждая. На фиг.3 - разрез по А-А с обозначением угла крена. На фиг.4 - разрез по Б-Б. На фиг.5,а - обтекание сечения лопасти при фазах колебания судовой волновой движитель, патент № 2488518 от судовой волновой движитель, патент № 2488518 до судовой волновой движитель, патент № 2488518 . На фиг.5,б - обтекание сечения при фазах судовой волновой движитель, патент № 2488518 от судовой волновой движитель, патент № 2488518 до судовой волновой движитель, патент № 2488518 .

На чертежах обозначено:

1 - корпус судна; 2 - полуось; 3 - фланец полуоси; 4 - лопасть; 5 подшипник; 6 - шпилька; 7 - фторопластовое кольцо; 8 - жесткий контур лопасти; 9 - поверхность лопасти.

В - ширина корпуса судна;

ВЛ - прямая ватерлиния;

В1Л1 - наклонная ватерлиния;

в - ширина элемента лопасти;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 - длина элемента лопасти;

r - расстояние до винтовой линии от оси вращения (центра тяжести);

R - наибольший радиус лопастей;

D - диаметр (размах) лопастей;

H - шаг винтовой линии;

hp - поступь волнового движителя; угол качки корпуса судна;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 - шаговый угол;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 - угол качки корпуса судна;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 - фаза колебания лопасти;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 - угол атаки;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 - угол поступи;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 o - круговая частота гармонических колебаний бортовой качки;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 - скорость колебаний бортовой качки;

судовой волновой движитель, патент № 2488518 o - период колебаний;

Vp - скорость судна.

Судно с волновым движителем имеет корпус 1, к которому фланцами 3 прикреплены две полуоси 2. На полуоси устанавливаются лопасти 4, состоящие из отдельных элементов в виде жестких (стальных) контуров 8 и упругой середины 9, выполненной, например, из вулканизированной резины (см. фиг.2, 3). К контурам приварены втулки 5 с фторопластовыми кольцами 7 (см. фиг.4), выполняющими роль подшипников скольжения на полуосях. В подшипниках имеются пазы, в которых находятся упорные шпильки 6, ввернутые в полуоси так, чтобы элементы лопастей в одном из крайних положений образовали винтообразную поверхность с шаговым углом судовой волновой движитель, патент № 2488518 , как у правых гребных винтов, и возможным углом поворота судовой волновой движитель, патент № 2488518 =180-2судовой волновой движитель, патент № 2488518 в другое положение, образуя винтообразную поверхность, как у левых гребных винтов.

Конструкции ограничителей движения лопастей известны, например, в изобретении СССР № 1799812. Недостатком ограничителей являются их габариты, соизмеримые с лопастями, что приводит к дополнительным гидравлическим сопротивлениям. Упорные шпильки не выступают за габариты подшипников и не влияют на величину сопротивлений.

Известно, что корпус судна на волнении совершает гармонические колебания по косинусоиде судовой волновой движитель, патент № 2488518 =судовой волновой движитель, патент № 2488518 ocos(судовой волновой движитель, патент № 2488518 ot+судовой волновой движитель, патент № 2488518 ), период которых равен судовой волновой движитель, патент № 2488518 o=2судовой волновой движитель, патент № 2488518 /wo, а угловая скорость судовой волновой движитель, патент № 2488518 =судовой волновой движитель, патент № 2488518 oсудовой волновой движитель, патент № 2488518 osin(судовой волновой движитель, патент № 2488518 ot+судовой волновой движитель, патент № 2488518 )(см. В.А.Лесюков Теория и устройство судов внутреннего плавания. М.: 1982 г., стр.113, строчка 12 снизу), где судовой волновой движитель, патент № 2488518 o - начальный угол крена.

Колебания корпуса судна передаются лопастям, которые выполнены по винтовым поверхностям и обладают геометрическими характеристиками гребных винтов: шагом H и шаговым углом tgсудовой волновой движитель, патент № 2488518 =H/4судовой волновой движитель, патент № 2488518 or.

При качке судна все сечения лопастей по радиусу r участвуют в двух движениях: перемещаются вместе с судном со скоростью Vp относительно воды и колеблются с периодом судовой волновой движитель, патент № 2488518 o. Траектория одного из сечений, перемещающегося по косинусоиде в зависимости от фазы (от 0 до 2судовой волновой движитель, патент № 2488518 ), показана на фиг.1. Соотношение между скоростью V p и периодом судовой волновой движитель, патент № 2488518 o определяет поступь hp и представляет собой перемещение судна за время, соответствующее одному колебанию судовой волновой движитель, патент № 2488518 .

Сечение лопасти, расположенное на винтовой линии радиуса r, перемещается в абсолютном движении со скоростью судовой волновой движитель, патент № 2488518 (см. Фиг.5,а и 5,б), равной геометрической сумме скоростей судна Vp и скорости колебаний rсудовой волновой движитель, патент № 2488518 , то есть судовой волновой движитель, патент № 2488518 , а направление судовой волновой движитель, патент № 2488518 определяется углом поступи, который находится из выражения судовой волновой движитель, патент № 2488518 .

Скорость судна при работе волнового движителя в воде равна судовой волновой движитель, патент № 2488518 , а при движении в твердой среде могла бы быть больше судовой волновой движитель, патент № 2488518 .

В результате этого между направлением скорости судовой волновой движитель, патент № 2488518 и хордой профиля сечения лопасти радиуса r образуется угол судовой волновой движитель, патент № 2488518 , равный судовой волновой движитель, патент № 2488518 =судовой волновой движитель, патент № 2488518 -судовой волновой движитель, патент № 2488518 .

Следовательно, каждое сечение лопасти волнового движителя можно рассматривать как элемент несущего крыла, движущегося с углом атаки судовой волновой движитель, патент № 2488518 .

В предлагаемой конструкции шаговый угол судовой волновой движитель, патент № 2488518 является величиной постоянной для каждого элемента лопасти, а угол поступи судовой волновой движитель, патент № 2488518 - переменной, функционально зависимой от фазы судовой волновой движитель, патент № 2488518 .

Анализ приведенных выше формул показал, что в интервале фазы судовой волновой движитель, патент № 2488518 от судовой волновой движитель, патент № 2488518 до судовой волновой движитель, патент № 2488518 угол судовой волновой движитель, патент № 2488518 больше угла судовой волновой движитель, патент № 2488518 , т.е. угол атаки судовой волновой движитель, патент № 2488518 отрицательный, что означает: этот интервал нерабочий, а интервал поворота лопасти, который отмечен на фиг.1 заштрихованным участком косинусоиды. В интервале фазы от судовой волновой движитель, патент № 2488518 до судовой волновой движитель, патент № 2488518 угол судовой волновой движитель, патент № 2488518 меньше угла судовой волновой движитель, патент № 2488518 , т.е. угол атаки положительный, значит, интервал - рабочий (см. фиг 5,a). Интервал от судовой волновой движитель, патент № 2488518 до судовой волновой движитель, патент № 2488518 нерабочий - интервал поворота, который также заштрихован на фиг.1. Интервал от судовой волновой движитель, патент № 2488518 до судовой волновой движитель, патент № 2488518 - рабочий (см. фиг.5,б).

В рабочем интервале подъемная сила крыла лопасти через подшипник и упор (см. фиг.4) передается полуоси и корпусу судна. В нерабочем интервале происходят потери на поворот лопастей, величина которых увеличивается при выходе сечения лопасти за границу гармоники, т.е. косинусоиды.

Поэтому ширина лопасти в должна быть ограничена пределами

в=(0,2-0,35)rtgсудовой волновой движитель, патент № 2488518 o.

Учитывая, что при сборке лопастей из отдельных секций происходят дискретные колебания шаговых углов по их длине, что отражается на углах атаки судовой волновой движитель, патент № 2488518 , поэтому рекомендуется ограничить длину секций судовой волновой движитель, патент № 2488518 пределами судовой волновой движитель, патент № 2488518 =(0,5-3)в. Как показано на фиг.2, что с увеличением радиуса r растет ширина лопасти в и размах лопастей D, в несколько раз превышающий ширину судна, что позволяет развить достаточный упор для преодоления сопротивления.

В отличии от гребных винтов делать лопасти волновых движителей из твердых материалов (стали, бронзы) не рекомендуется, т.к. после поворота лопасти происходит смена сторон, напорной на засасывающую, что в одной рабочей зоне обеспечивает нормальный упор, а в другой - пониженный. Изготовление секций лопастей с жестким контуром и упругой серединой является более предпочтительным, т.к. в напорной стороне образуется вогнутость, а в засасывающей - выпуклость, что является сегментным профилем крыла, обеспечивающим повышенный упор при любом рабочем движении.

При отсутствии волнения (штиль) волновые движители не работают, поэтому для передвижения судна необходимо его раскачивать, что для малых судов выполнимо силами экипажа, а для больших нужны специальные механизмы, приводящие лопасти в движение.

Класс B63H19/02 с использованием энергии, образуемой от перемещения окружающей воды, например при бортовой или килевой качке судов 

судовой волнодвижитель -  патент 2528449 (20.09.2014)
спасательная шлюпка с устройством для обеспечения ее хода -  патент 2479462 (20.04.2013)
судно, использующее энергию качки корпуса -  патент 2472669 (20.01.2013)
устройство для использования энергии морских волн -  патент 2446984 (10.04.2012)
устройство для преобразования энергии морских течений в силу, движущую судно -  патент 2415772 (10.04.2011)
спасательная шлюпка с устройством для обеспечения ее хода и ее непрямое применение -  патент 2397104 (20.08.2010)
качеход и качеприводной движитель -  патент 2392177 (20.06.2010)
судно, питаемое и движимое энергией качки своего корпуса -  патент 2365520 (27.08.2009)
секционное упругосгибаемое судно, его качеприводной движитель и способ доставки грузов морем с использованием энергии волн -  патент 2356783 (27.05.2009)
судовой волнодвижитель -  патент 2347714 (27.02.2009)
Наверх