зубчатое колесо

Классы МПК:F16H55/17 зубчатые колеса
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мендрух Денис Николаевич (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU),
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-05-25
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Торцевые накладки (3, 4) укреплены на торцах зубьев (2) с зазором относительно тела (1) зубчатого колеса. Наружные (8) и внутренние (7) периметры накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых сторонах зубьев. Изобретение направлено на оптимизацию конструкции зубчатого колеса. 1 ил. зубчатое колесо, патент № 2488726

зубчатое колесо, патент № 2488726

Формула изобретения

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное тяжелонагруженное, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с зазором относительно тела колеса, отличающееся тем, что наружные и внутренние периметры накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых поверхностях зубьев.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр.96.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при работе колеса в тяжелонагруженном режиме, его зубья испытывают большие изгибающие моменты при зацеплении с сопряженным колесом; эти моменты создают большие напряжения в областях оснований зубьев, способствующие образованию трещин, которые могут привести к излому зубьев и выходу колеса из строя.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по А.С. СССР № 1578406, кл. F16H 55/12, опубл. 15.07.90 г., Бюл. № 26. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев, причем накладки установлены с зазором относительно тела колеса, и внутренний диаметр накладок больше диаметра окружности впадин зубьев. Наличие зазоров между накладками и телом колеса позволяет производить промывку зоны зацепления зубьев при его работе со смазыванием жидкими смазочными материалами этими материалами; при этом удаляются из зоны зацепления продукты износа зубьев и оптимизируется режим охлаждения зубьев; кроме того, при больших скоростях вращения колеса предотвращается заклинивание смазочного материала в зоне зацепления зубьев и предотвращается угроза их поломки.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что торцевые накладки выполнены в виде колец, наружный и внутренний периметры которых представляют собой окружности; поэтому соседние зубья колеса соединены между собой фрагментами кольцевых накладок - дугообразными элементами. Т.е. зубья соединены элементами изогнутыми, в то время как накладки призваны передавать и воспринимать нагрузки, направленные по прямым линиями - от зуба к зубу; а изогнутые элементы в данном случае нерациональны, т.к. прямыми участками, соединяющими зубья, является лишь часть дугообразных накладок: участки накладок, примыкающие к внутреннему их периметру, являются вогнутыми, что ослабляет накладки, уменьшая их площадь, а участки накладок, примыкающие к их внешнему периметру, являются выпуклыми - нерабочими, что приводит к перерасходу материала накладок. Это проявляется тем больше, чем больше модуль зубьев колеса.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса.

Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с зазором относительно тела колеса, причем наружные и внутренние периметры накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых поверхностях зубьев.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого колеса - вид с его торца.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса; зубчатый венец с зубьями 2; торцевые накладки 3 и 4, укрепленные на торцах зубьев; окружность 5 впадин зубьев; зазор h между телом колеса и торцевыми накладками; окружность 6 вершин зубьев; внутренний периметр 7 накладок; наружный периметр 8 накладок; боковые стороны 9 зубьев; точки 10 переломов линий внутреннего и наружного периметров накладок; сегмент 11, образованный наружным периметром 8 накладки и окружностью 6 вершин зубьев.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Торцевые накладки 3 и 4, связывая между собой зубья колеса, придают им требуемую жесткость, повышая их изгибную прочность. При этом нагрузки между зубьями, действующие по кратчайшему расстоянию - по прямым, передаются участками накладок, расположенными между боковыми сторонами соседних зубьев и имеющих форму прямоугольников.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатых колес имеет участки торцевых накладок, связывающие соседние зубья зубчатого венца в форме прямоугольников - наиболее оптимальной для придания зубьям венца необходимой жесткости; при этом снижается материалоемкость самих накладок и зубчатого колеса в целом за счет исключения неработающих участков (11) накладок.

Класс F16H55/17 зубчатые колеса

зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатая передача -  патент 2525326 (10.08.2014)
способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес -  патент 2516955 (20.05.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
шестерня и способ ее изготовления -  патент 2507298 (20.02.2014)
зубчатое колесо привода -  патент 2505723 (27.01.2014)
зубчатое колесо -  патент 2502004 (20.12.2013)
зубчатое колесо и уравновешивающий вал для поршневого двигателя -  патент 2499070 (20.11.2013)
зубчатое колесо -  патент 2498130 (10.11.2013)
Наверх