антирикошетная и антиосколочная защита обитаемого или грузового отсека
Классы МПК: | F41H5/00 Броневые конструкции; броневые плиты B60R21/12 защищающие экипаж и пассажиров от нападения внутри или снаружи транспортного средства |
Патентообладатель(и): | Свищев Александр Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-01-16 публикация патента:
27.07.2013 |
Изобретение относится к области антирикошетной и антиосколочной защиты транспортных средств и стационарных объектов. Антирикошетная и антиосколочная защита содержит каркас, установленные на нем наружную (1) и внутреннюю защиту (6). Внутренняя защита (6) крепится к каркасу посредством шнура, продетого через люверсы на защите, и скобы на каркасе. Внутренняя защита (6) состоит из композиции листов малосминаемого (8) и энергопоглощающего (9) материалов. В качестве энергопоглощающего материала применяется сверхвысокомолекулярный полиэтилен, кевлар, стеклотекстолит и другие материалы с высокой ударной прочностью. Обеспечивается снижение запреградного ущерба, задержание большей части осколков и предотвращение рикошета пули от внутренних стенок отсека за счет совместного использования наружной защиты, малосминаемого и энергопоглощающего материалов. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Антирикошетная и антиосколочная защита обитаемого или грузового отсека, содержащая каркас, установленную на нем наружную защиту, при пробитии пулей которой образуется большая площадь разлета осколков и рикошет пули от стены, противоположной пробитию, и внутреннюю защиту, закрепленную на каркасе посредством шнура, продетого через люверсы на защите и скобы на каркасе, отличающаяся тем, что в качестве внутренней защиты используется композиция из листов малосминаемого и листов энергопоглощающего материалов, при этом в качестве энергопоглощающего применяется сверхвысокомолекулярный полиэтилен, кевлар, стеклотекстолит и другие материалы с высокой ударной прочностью.
2. Антирикошетная и антиосколочная защита по п.1, отличающаяся тем, что малосминаемый и энергопоглощающий материалы крепятся между собой клеевым способом, люверсами, высокопрочными нитками.
3. Антирикошетная и антиосколочная защита по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя защита крепится к наружной клеевым способом.
4. Антирикошетная и антиосколочная защита по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя защита крепится к каркасу болтами, шнуром, ремнем, ответные части которых, а именно бонки крепежных болтов, скобы шнура и ремней крепятся к каркасу электрогазосваркой или клеевым способом.
5. Антирикошетная и антиосколочная защита по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя защита крепится посредством крючков, которые вставляются в отверстия, выполненные в каркасе.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области антирикошетной и антиосколочной защиты транспортных средств и стационарных объектов.
Известна антирикошетная и антиосколочная защита транспортных средств путем крепления на их пространственном каркасе броневых листов (патент РФ № 2082634, МПК В60R 21/12, опуб. 27.06.1997).
Недостатком известного технического решения является большой негативный заброневой эффект, заключающийся в значительном ущербе, наносимом обитателям и оборудованию внутри отсека в результате многократного рикошета и большого факела осколков. При отсутствии наружной броневой защиты поражение могли получить 1-2 человека, при ее наличии пробитие пулей одной из бронепреград, как правило, приводит к 100% поражению личного состава.
Известна антирикошетная и антиосколочная защита, выполненная в виде многослойной брони, в которой слои отстоят на расстоянии друг от друга (авторское свидетельство СССР № 66138, опуб. 30.04.1946).
Недостатками аналога являются также значительное утяжеление конструкции, так как все слои защиты выполнены из брони, и в вышеуказанных технических решениях ставится задача предотвратить проникновение внутрь обитаемого отсека пуль и осколков.
Известна антирикошетная и антиосколочная защита, выполненная внутри броневой преграды в виде гибкой растягиваемой шнуром брони (RU 2295464, опубликовано: 20.03.2007. Бюл. № 8, прототип).
Недостатками данного изобретения являются:
- крайне сомнительная работоспособность гибкой брони в части предотвращения рикошета пули, так как вряд ли система демпфирования может гарантированно обеспечить наличие расстояния между внутренней и наружной защитами, как необходимого условия работы гибкой брони. Известно, что при воздействии пули в преграду, преграда прогибается и может выбрать вышеуказанное расстояние, а что говорить при воздействии пули в гибкую броню на противоположном борту - система демпфирования обеспечит еще больший прогиб преграды. Гибкая броня не будет работать, если она упирается в жесткую преграду, пуля может потерять энергию, проходя через несколько преград: при пробитии броневой преграды, при прохождении гибкой брони в месте пробития брони, при прохождении гибкой брони у противоположного борта, затем у бронепреграды после рикошета от нее она должна опять вернуться в гибкую броню. Многие производители пытались воспроизвести описанную схему изобретения RU 2295464, однако эти попытки были безуспешны, так как при обстреле не было необходимого расстояния между наружной и внутренней защитой;
- не обеспечивается антиосколочный эффект и по той же причине - при отсутствии дистанции между наружной и внутренней защитой система физически не может работать: факел осколков имеет определенный угол разлета осколков и для того, чтобы основная их часть попала мимо отверстия от пули, необходимо отодвинуть наружную и внутреннюю защиты друг от друга на максимально возможное расстояние (на фиг.1а две пунктирные линии демонстрируют увеличение площади осколков);
- установка внутренней защиты с дорогими не влагостойкими арамидными тканями кратно увеличивает стоимость и сокращает ресурс общей защиты автомобиля;
- использование шнура существенно ухудшает технологичность и стоимость установки изделия на объект, так как требует установки большого количества скоб для крепления шнура;
массовая приварка скоб приводит к отпуску и ослаблению внешней броневой преграды.
Задачей данного изобретения является:
создание антирикошетной и антиосколочной защиты обитаемого или грузового отсека, исключающей вышеуказанные недостатки;
применение малосминаемого материала, который обеспечивает гарантированное сохранение дистанции между наружной защитой и предлагаемой внутренней защитой, кратно увеличивает ее возможности;
применение новых дешевых энергопоглощающих материалов с неограниченным ресурсом работы;
использование новых способов крепления внутренней защиты посредством клеевых пленок и составов, замков типа крючок, ремешок, пуговица, шнур, липучка и другие, обеспечивает новый уровень технологичности изготовления и установки изобретения.
Реализация выше перечисленных задач обеспечит существенные функциональные отличия предлагаемого изобретения от известных аналогов, кратно сократит себестоимость защиты.
Техническим результатом заявленного изобретения является качественно новый уровень снижения запреградного ущерба, задержание большей части осколков и гарантированное предотвращение рикошета пули от внутренних стенок отсека за счет совместного использования наружной защиты, малосминаемого и энергопоглощающего материалов.
Поставленная задача достигается тем, что антирикошетная и антиосколочная защита обитаемого или грузового отсека, содержит каркас, установленную на нем наружную защиту, при пробитии пулей которой образуется большая площадь разлета осколков и рикошет пули от стены противоположной пробитию, и внутреннюю защиту, закрепленную на каркасе посредством шнура, продетого через люверсы на защите и скобы на каркасе, отличающуюся тем, что в качестве внутренней защиты используется композиция из листов малосминаемого и листов энергопоглощающего материалов, при этом в качестве энергопоглощающего применяется сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМПЭ), кевлар, стеклотекстолит и другие материалы с высокой ударной прочностью.
Поставленная задача достигается тем, что малосминаемый и энергопоглощающий материалы крепятся между собой клеевым способом, люверсами, высокопрочными нитками и др.
Поставленная задача достигается тем, что внутренняя защита крепится к наружной клеевым способом.
Поставленная задача достигается тем, что внутренняя защита крепится к каркасу болтами, шнуром, ремнем и др., ответные части которых, а именно бонки крепежных болтов, скобы шнура и ремней и др., крепятся к каркасу электрогазосваркой или клеевым способом.
Поставленная задача достигается тем, что внутренняя защита крепится посредством крючков, которые вставляются в отверстия, выполненные в каркасе.
Заявленное изобретение поясняется при помощи чертежей.
На фиг.1 представлен поперечный разрез обитаемого или грузового отсека, а - без защиты, б - с защитой.
На фиг.2 показаны варианты а, б, в, г крепления антирикошетной и антиосколочной защиты.
Описываемое изобретение реализуется при помощи следующих средств.
Наружная защита 1 содержит наружную защиту, выполненную в виде металлических или других листов, при пробитии пулей 2 которых образуется факел мелких осколков 3. Пуля 2 имеет определенную энергию 4, которой достаточно для рикошета 5 от противоположного борта отсека 1 (Фиг.1а).
Антирикошетная и антиосколочная защита (внутренняя защита) 6 располагается внутри обитаемого или грузового отсека 1, и благодаря наличию композиции из малосминаемого 8 и энергопоглощающего 9 материалов обеспечивается существенное уменьшение факела (угла разлета) осколков 7 и ликвидируется рикошет пули от противоположного борта (Фиг.1б).
Малосминаемый материал 8 представляет из себя материал с малой плотностью и предназначен для обеспечения необходимого пространства между наружной защитой 1, защитой 6, с одной стороны, для увеличения площади задержания энергопоглощающим материалом защиты 6 осколков при пробитии стены отсека 1, с другой стороны, для разворота пули и увеличения площади ее соприкосновения с энергопоглощающим материалом 9.
Энергопоглощающий материал 9 представляет из себя СВМПЭ, стеклотекстолит и другие высокопрочные материалы и предназначен для формирования преграды, которая останавливает мелкие осколки и гасит энергию пули и крупных осколков как при пробитии со стороны наружной защиты, так и внутри отсека.
От арамидных волокон типа Кевлар, СВМ, Терлон, Армос и другие, широко используемых в производстве средств бронезащиты, нить из СВМПЭ отличается меньшей стоимостью, более высоким уровнем удельных механических показателей, устойчивостью к ультрафиолетовому излучению, износостойкостью, химической и биологической инертностью, а также невосприимчивостью к влаге. Стоимость арамидной нити на мировом рынке составляет 70-130 $/кг, СВМПЭ - 45-85 $/кг. Стоимость арамидного волокна низкой линейной плотности российского производства достигла 100-110 $/кг.
Клеящаяся пленка, клей, липучка и др. 10 предназначены для создания надежного крепления сопрягаемых частей.
Каркас обитаемого или грузового отсека 11 предназначен для крепления наружной защиты 1 и внутренней защиты 6.
Скоба для крючка, ремня, шнура и др. 12 крепятся к наружной защите посредством болтов, электрогазосваркой, клеевым сопособом.
Крепежный крючок 13 предназначен для соединения крепежных лент (шнура) 14, закрепленных на внутренней защите 6 со скобой (отверстием) 11, выполненных на наружной защите 1.
Крепежная лента (шнур) 14, болт 15 и гайка 16 являются элементом крепления внутренней защиты 6.
Описываемое техническое решение работает следующим образом.
Техническое решение направлено на практически полную ликвидацию заброневого ущерба в результате пробития пулей стен обитаемого или грузового отсека, сокращения уровня потерь личного состава за счет кратного уменьшения угла разлета осколков и исключения рикошета от внутренних стенок отсека. Композиция из малосминаемого и энергопоглощающего материалов позволяет добиться указанной цели без увеличения массы и кратном снижении себестоимости изготовления защиты отсека.
Пуля в случае пробития стены отсека 1 приводит в момент пробития к образованию достаточно большого количества мелких осколков брони, рикошета от противоположной стены, поражая практически 100% личного состава. Антирикошетная и антиосколочная защита 6 защищает внутреннее пространство от осколков брони и гасит энергетику пули, которая пролетая через внутреннее защищаемое пространство, попадает в элемент внутренней защиты на противоположной стенке отсека. При этом пуля, потеряв энергию при пробитии наружной защиты, теряет ее в результате многократного проникновения через антирикошетную и антиосколочную защиту 6, рикошетирует от противоположного борта и попадает в антирикошетную и антиосколочную защиту 6 в третий раз, но уже не острием. В этом случае, площадь контакта пули с антирикошетной и антиосколочной защитой 6 значительно увеличивается и пуля не проходит в защищаемое пространство.
Таким образом, заявленное изобретение позволяет получить качественно новый уровень снижения запреградного ущерба, отфильтровать большую часть осколков и гарантированно предотвратить рикошет пули от внутренних стенок отсека за счет совместного использования наружной защиты, малосминаемого и энергопоглощающего материалов.
Класс F41H5/00 Броневые конструкции; броневые плиты
Класс B60R21/12 защищающие экипаж и пассажиров от нападения внутри или снаружи транспортного средства