мотолебедка
Классы МПК: | B66D1/00 Канатные, тросовые или цепные лебедочные механизмы; кабестаны A01B3/68 системы канатной тяги с одним или двумя двигателями |
Автор(ы): | Чернов Юрий Васильевич (RU), Чернов Василий Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Чернов Василий Юрьевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-11-30 публикация патента:
10.08.2013 |
Изобретение относится к малогабаритным средствам механизации, а именно к мотолебедкам, и может быть использовано для обработки почвы в комплекте с сельскохозяйственными орудиями труда, а также в подъемно-транспортных машинах для осуществления операций по перемещению грузов. Мотолебедка включает раму, грунтозацепы, двигательный механизм и приводной барабан, механизм укладки канатного тягового органа. На раме установлен рычаг управления. Двигательный механизм и приводной барабан соединены цепной и зубчатой передачами. Механизм укладки канатного тягового органа состоит из каретки с двумя направляющими роликами вертикального расположения и одним нижним поддерживающим роликом горизонтального расположения и винтового вала. Винтовой вал приводится во вращение приводным барабаном посредством цепной передачи и осуществляет возвратно-поступательные движения по направляющему валу. Направляющий вал расположен параллельно оси вращения барабана. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик мотолебедки, повышение надежности, ремонтопригодности и снижение веса устройства. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Мотолебедка, включающая раму с установленным на ней рычагом управления, грунтозацепы, двигательный механизм и приводной барабан, соединенные цепной и зубчатой передачами, отличающаяся тем, что механизм укладки канатного тягового органа состоит из каретки с двумя направляющими роликами вертикального расположения и одним нижним поддерживающим роликом горизонтального расположения, винтового вала, приводимого во вращение приводным барабаном посредством цепной передачи и осуществляющего возвратно-поступательные движения по направляющему валу, расположенному параллельно оси вращения барабана.
2. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что приводной барабан выполнен нарезным.
3. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что выходной конец вала двигательного механизма соединен с валом передаточного механизма приводного барабана центробежной фрикционной муфтой.
4. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что рычаг управления выполнен в виде подпружиненного маятникового механизма, в корпусе которого на подшипниках скольжения вращается вал с установленными ведущим зубчатым колесом и ведомой звездочкой.
5. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что рычаг управления имеет ручку управления акселератора.
6. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что грунтозацепы жестко установлены на передней и задней частях рамы.
7. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что на каретке с поддерживающим и направляющими роликами шарнирно закреплен подпружиненный прижимной ролик.
8. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что колодчатый тормозной механизм и собачка храпового механизма смонтированы в единый технический узел, закрепленный на раме с возможностью отключения от приводного барабана.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к малогабаритным средствам механизации, а именно к мотолебедкам, и может быть использовано для обработки почвы в комплекте с сельскохозяйственными орудиями труда, а также в подъемно-транспортных машинах для осуществления операций по перемещению грузов.
Известна мотолебедка, включающая раму, руль, якорь-подножку с грунтозацепами, двигатель, барабан, соединенные двухступенчатым редуктором, содержащим клиноременную и цепную передачи, и маятниковый механизм включения клиноременной передачи в виде рычага с ведущей звездочкой и ведомым шкивом, установленными на входном валу.
Недостатком устройства является то, что конструкция тросоукладчика требует точной установки мотолебедки в рабочее положение. Работа устройства под углом к канату может привести к беспорядочному наматыванию, смятию и износу тягового органа на барабане. Якорь-подножка с грунтозацепами не обеспечивает достаточно надежной фиксации мотолебедки на твердом основании, например, твердой почве, либо очень рыхлом основании. Расстояние между осями шкивов клиноременной передачи не фиксировано, что приводит к проскальзыванию ремня, увеличивает его износ и уменьшает срок службы.
Известно устройство канатной тяги, включающее основание с установленным на нем энергетическим средством, соединенным с редуктором клиноременной передачи, выполняющим одновременно роль сцепления при повороте подвески на определенный угол, барабаном, якорем и подтормаживающим механизмом.
Эта конструкция устройства канатной тяги взята нами за прототип.
Недостатком устройства является то, что направляющий роликовый механизм является неподвижным и не обеспечивает равномерное наматывание каната на барабан. Для работы клиноременной передачи оператору необходимо постоянно поддерживать энергетическое средство под определенным углом и с определенным усилием, что усложняет работу и увеличивает износ ремня. Конструкция устройства создает дополнительные трудности при смене положения мотолебедки, на каждом рабочем цикле, вследствие значительной массы и отсутствия специальных держателей.
Предлагаемое изобретение позволит решить задачи: улучшения эксплуатационных характеристик мотолебедки, повышения надежности, ремонтопригодности и снижения веса устройства.
Это достигается тем, что конец выходного вала двигателя соединен с ведущей звездочкой посредством центробежной фрикционной муфты. Ведущее зубчатое колесо и ведомая звездочка жестко смонтированы на одном валу, который закреплен и вращается в подшипниках качения, установленных на маятниковом механизме рычага управления. Каретка с одним нижним поддерживающим и двумя вертикальными направляющими роликами установлена на направляющем и винтовом приводном валах. Барабан и винтовой вал соединены цепной передачей. На каретке закреплен подпружиненный прижимной ролик. Тормозные колодки и собачка храпового механизма образуют единый технический узел, закрепленный на раме с возможностью отключения от приводного барабана.
Возможна установка двигательного механизма с центробежной муфтой, например, двигателей бензомоторных пил «Урал», «Дружба», их модификаций и аналогов. Возможно применение в передаточном механизме привода вращения приводного барабана редуктора.
Центробежная муфта играет роль сцепления и обеспечивает плавное подключение передаточного механизма приводного барабана, уменьшает динамические нагрузки, возникающие в деталях и узлах мотолебедки, главным образом, в начальный момент работы, предотвращает воздействие запредельных, разрушительных нагрузок на двигатель.
Маятниковый механизм включения прямозубой зубчатой передачи является простым и надежным в эксплуатации.
Канат укладывается на приводном нарезном барабане в один ряд.
Каретка с поддерживающим и направляющими роликами направляет тяговый орган строго на свободную канавку приводного барабана и обеспечивает равномерную его намотку на барабан в один ряд, что, в свою очередь, не допускает наматывание на одну из боковых сторон барабана, перекрещивание, смятие и износ каната.
Грунтозацепы жестко установлены на раме в передней и задней ее частях (рамы), что позволяет использовать устройство при работе на грунте различной твердости.
На фиг.1 представлена кинематическая схема мотолебедки; на фиг.2 - схема включения зубчатой передачи привода вращения барабана; на фиг.3 - внешний вид передней и левой сторон мотолебедки; на фиг.4 - внешний вид задней и правой сторон мотолебедки.
Мотолебедка состоит из:
двигательного механизма 1, установленного на раме 2, центробежной фрикционной муфты 3, передающей вращающий момент от двигателя 1, закрепленного на раме кронштейном 4, редуктору 5; передаточного механизма, включающего цепную передачу с ведущей 6 и ведомой 7 звездочками и зубчатую передачу с ведущим 8 и ведомым 9 зубчатыми колесами; съемного рычага управления 10 в виде маятника с кронштейном для крепления ведомого вала 11, пружиной 12 и ручкой управления акселератора 13; фиксирующего винта 14; нарезного приводного барабана 15, вращающегося в подшипниках качения 16, установленных в щеках 17 с канатным тяговым органом 18; каретки 19 с двумя направляющими роликами вертикального расположения 20 и одним поддерживающим роликом 21 горизонтального расположения; винтового вала 22, соединенного цепной передачей с приводным барабаном; направляющего вала 23; натяжной звездочки 24; прижимного ролика 25 с пружиной 26 и рычагом 27, закрепленным на каретке; держателей 28 с бензобаком 29; грунтозацепов 30; тормозного механизма с колодками 31 и собачкой 32.
Мотолебедка работает следующим образом.
Устройство устанавливается и фиксируется на месте эксплуатации грунтозацепами 30. Рычаг управления 10 устанавливается в рабочее положение и закрепляется фиксирующим винтом 14 на нужной высоте. Запускается двигатель 1. В это время помощник оператора оттягивает канат 18 вместе с орудием труда, либо отдельно от него, на определенную длину. Оператор наступает на заднюю часть рамы 2 мотолебедки и наклоняет рычаг управления 10 таким образом, чтобы ведущее зубчатое колесо 8 вошло полностью в зацепление с ведомым 9 (I, фиг.2). Затем с помощью ручки управления акселератора 13 оператор увеличивает скорость вращения двигателя. Срабатывает фрикционная центробежная муфта 3. Вращающий момент передается от двигателя через муфту 3, редуктор 5, цепную и зубчатую передачи приводному барабану 15. Канат 18 начинает наматываться на барабан 15, тем самым перемещает орудие труда или груз, прикрепленный к его свободному концу. При этом каретка 19 с поддерживающим 21 и направляющими 22 роликами движется по направляющему валу 23 и направляет тяговый орган 18 строго на свободную канавку барабана 15, а прижимной ролик 25 прижимает канат 18 к нарезному приводному барабану 15 в месте их касания. Остановка мотолебедки осуществляется посредством уменьшения скорости вращения вала двигателя 1 до начала холостых оборотов ручкой управления акселератора 13 вследствие отключения центробежной муфты 3. Затем оператор отпускает рычаг управления 10, который под воздействием пружины 12 возвращается в начальное положение, и ведущее зубчатое колесо 8 передаточного механизма выходит из зацепления с ведомым 9 (II, фиг.2). Кинематическая связь передаточного механизма разрывается. Далее оператор приподнимает устройство за держатели 28 и устанавливает на новое место эксплуатации. Цикл повторяется заново.
При работе устройства в составе подъемно-транспортных машинах следует перевести в рабочее положение колодчатый тормозной механизм 31 вместе с собачкой 32.
Предлагаемая конструкция отличается высокой надежностью, удобством эксплуатации и ремонтопригодностью.
По описанному изобретению собрано устройство (фиг.3, 4) для обработки почвы в комплекте с сельскохозяйственными орудиями труда, которое успешно эксплуатируется более пяти лет.
Класс B66D1/00 Канатные, тросовые или цепные лебедочные механизмы; кабестаны
Класс A01B3/68 системы канатной тяги с одним или двумя двигателями