реверсивный механизм

Классы МПК:F16H25/00 Передачи, содержащие главным образом только кулачки и их толкатели или винтовые механизмы
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-04-26
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам для передачи и преобразования движения и сил, в частности к реверсивным механизмам. Реверсивный механизм содержит стойку, введенное с ней в подвижное винтовое соединение ведущее колесо, которое введено в подвижное соединение с ведомым колесом. Ведомое колесо выполнено с двухсторонней ребордой, охватывающей ведущее колесо. Подвижное соединение ведомого колеса со стойкой выполнено в виде двухподвижного вращательно-поступательного соединения с возможностью одновременного вращения и поступательного перемещения ведомого колеса параллельно оси подвижного винтового соединения. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей механизма. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. реверсивный механизм, патент № 2492379

реверсивный механизм, патент № 2492379

Формула изобретения

1. Реверсивный механизм, содержащий стойку, введенное с ней в подвижное винтовое соединение ведущее колесо, которое введено в подвижное соединение с ведомым колесом, введенным во вращательное соединение со стойкой, отличающееся тем, что ведомое колесо выполнено с двухсторонней ребордой, охватывающей ведущее колесо, а подвижное соединение ведомого колеса со стойкой выполнено в виде двухподвижного вращательно-поступательного соединения с возможностью поступательного перемещения ведомого колеса параллельно оси подвижного винтового соединения ведущего колеса со стойкой.

2. Реверсивный механизм по п.1, отличающийся тем, что ведущее и ведомое колеса выполнены в виде зубчатых колес, введенных в зубчатое зацепление друг с другом.

3. Реверсивный механизм по п.1, отличающийся тем, что ведущее и ведомое колеса выполнены в виде гладких колес, введенных во фрикционное катковое сцепление друг с другом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам для передачи и преобразования движения и сил, в частности, к реверсивным механизмам, преобразующим винтовое движение ведущего звена в сложное движение ведомого звена.

Известен реверсивный механизм, содержащий стойку, введенное с ней в подвижное вращательное соединение ведущее колесо, которое введено в подвижное соединение с ведомым колесом, введенным во вращательное соединение со стойкой. Оба колеса введены со стойкой в одноподвижные вращательные кинематические пары. (Зубчатая передача. Большая Российская энциклопедия. - М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 2008. - Том 10, с.586). Кинематические возможности этого механизма ограничены - вращение с ведущего колеса может передаваться на ведомое колесо лишь с изменением направления и скорости вращения.

Наиболее близким к заявляемому устройству является реверсивный механизм, содержащий стойку, введенное с ней в подвижное винтовое соединение ведущее колесо, которое введено в подвижное соединение с ведомым колесом, введенным во вращательное соединение со стойкой. Ведущее колесо введено со стойкой в винтовую кинематическую пару. Ведомое колесо введено со стойкой в одноподвижную вращательную кинематическую пару. (Добровольский В.В. Теория механизмов. - М.: Машгиз, 1953. - С.74, фиг.74). Хотя ведущее колесо совершает винтовое движение, кинематические возможности и этого механизма состоят лишь в передаче вращения на ведомое колесо с изменением направления и скорости вращения.

Задача, на решение которой направлено изобретение, - расширение функциональных возможностей механизма за счет наложения на основное вращательное движение ведомого колеса его поступательного перемещения параллельно оси винтового движения ведущего колеса.

Технический результат - расширение функциональных возможностей механизма. Технический результат достигается тем, что в реверсивном механизме, содержащем стойку, введенное с ней в подвижное винтовое соединение ведущее колесо, которое введено в подвижное соединение с ведомым колесом, ведомое колесо выполнено с двухсторонней ребордой, охватывающей ведущее колесо, подвижное соединение ведомого колеса со стойкой выполнено в виде двухподвижного вращательно-поступательного соединения с возможностью одновременного вращения и поступательного перемещения ведомого колеса параллельно оси подвижного винтового соединения ведущего колеса со стойкой. В частности, в реверсивном механизме ведущее и ведомое колеса выполнены в виде зубчатых колес, введенных в зубчатое зацепление друг с другом. В частности, в реверсивном механизме ведущее и ведомое колеса выполнены в виде гладких колес, введенных во фрикционное катковое сцепление друг с другом.

Новыми по сравнению с прототипом в предложенном устройстве являются:

- новое конструктивное выполнение элементов:

ведомое колесо выполнено с двухсторонней ребордой, охватывающей ведущее колесо;

в частности, ведущее и ведомое колеса выполнены в виде зубчатых колес;

в частности, ведущее и ведомое колеса выполнены в виде гладких колес;

- новые формы выполнения связей между элементами:

подвижное соединение ведомого колеса со стойкой выполнено в виде двухподвижного вращательно-поступательного соединения с возможностью одновременного вращения и поступательного перемещения ведомого колеса параллельно оси подвижного винтового соединения ведущего колеса со стойкой;

в частности, подвижное соединение ведущего и ведомого колес реализовано как зубчатое зацепление;

в частности, подвижное соединение ведущего и ведомого колес реализовано непосредственным прижатием как фрикционное катковое сцепление.

Таким образом, по мнению заявителя, предложение является новым по сравнению с прототипом, так как оно неизвестно из уровня техники.

Предложение, по мнению заявителя, имеет изобретательский уровень, так как оно для специалистов явным образом не следует из уровня техники и не может быть разработано с использованием известных методов, методик, правил и приемов расчета, проектирования и конструирования машин и их механизмов.

Предложенное техническое решение иллюстрируется структурной схемой реверсивного механизма.

Реверсивный механизм содержит стойку 1, введенное с ней в подвижное винтовое соединение 2 ведущее колесо 3, которое введено в подвижное соединение с ведомым колесом 4. Ведомое колесо 4 выполнено с двухсторонней ребордой 5, охватывающей ведущее колесо 3. Подвижное соединение ведомого колеса 4 со стойкой 1 выполнено в виде двухподвижного вращательно-поступательного соединения 6 с возможностью одновременного вращения и поступательного перемещения ведомого колеса 4 параллельно оси подвижного винтового соединения 2 ведущего колеса 3 со стойкой 1. В реверсивном механизме ведущее колесо 3 и ведомое колесо 4 могут быть выполнены в виде зубчатых колес, их подвижное соединение реализовано как зубчатое зацепление. В реверсивном механизме ведущее колесо 3 и ведомое колесо 4 могут быть выполнены в виде гладких колес, их подвижное соединение реализовано непосредственным прижатием как фрикционное катковое сцепление.

Предложенный реверсивный механизм работает следующим образом. Ведущее колесо 3 поворачивают и одновременно перемещают поступательно вдоль оси подвижного винтового соединения 2 относительно стойки 1. За счет подвижного соединения, в которое введены ведущее колесо 3 и ведомое колесо 4, поворачивается ведомое колесо 4 в противоположном направлении вращения с измененной угловой скоростью вращения, пропорционально соотношению диаметров колес. Одновременно с этим за счет осевого давления торца ведущего колеса 3 на торец двухсторонней реборды 5 ведомое колесо 4 перемещается поступательно относительно стойки 1 параллельно оси подвижного винтового соединения 2. Это перемещение реализуется благодаря наличию двухподвижного вращательно-поступательного соединения 6 ведомого колеса 4 со стойкой 1. Таким образом, ведомое колесо 4 одновременно поворачивается и перемещается поступательно параллельно оси подвижного винтового соединения 2. Линейная скорость поступательного перемещения ведомого колеса 4 зависит от шага подвижного винтового соединения 2 ведущего колеса 3 со стойкой 1. При выполнении ведущего колеса 3 и ведомого колеса 4 в виде зубчатых колес и выполнении их подвижного соединения как зубчатого зацепления фиксированному повороту ведущего колеса 3 соответствует строго определенный поворот ведомого колеса 4, пропорциональный соотношению диаметров колес. При выполнении ведущего колеса 3 и ведомого колеса 4 в виде гладких колес и реализации их подвижного соединения непосредственным прижатием как фрикционного каткового сцепления работа механизма осуществляется аналогично описанному выше; при этом в случае сильных перегрузок не будут происходить поломки ведущего колеса 3 и ведомого колеса 4 за счет проскальзывания их друг по другу во фрикционном катковом сцеплении.

Таким образом, предложение реализует широкий спектр функциональных возможностей механизма и увеличивает эффективность его использования благодаря одновременному вращению и поступательному перемещению ведомого колеса 4 относительно стойки 1 параллельно оси вращения.

Реверсивный механизм выполнен организацией-заявителем. При испытаниях он продемонстрировал свою работоспособность и возможность достижения технического результата. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию изобретения «промышленная применимость».

Класс F16H25/00 Передачи, содержащие главным образом только кулачки и их толкатели или винтовые механизмы

устройство для преобразования вращательного движения в продольное движение -  патент 2528519 (20.09.2014)
регулирующее устройство с механизмом привода шпинделя -  патент 2526543 (27.08.2014)
электромеханический мини-привод поступательного действия -  патент 2526366 (20.08.2014)
привод ходового винта -  патент 2524255 (27.07.2014)
импульсный вращатель рабочего органа машины -  патент 2524220 (27.07.2014)
устройство для преобразования вращательного движения в поступательное -  патент 2522730 (20.07.2014)
электромеханический линейный привод -  патент 2522646 (20.07.2014)
привод -  патент 2517023 (27.05.2014)
электромеханический привод закрылка самолета -  патент 2515014 (10.05.2014)
линейный приводной механизм -  патент 2509935 (20.03.2014)
Наверх