ручная машина
Классы МПК: | B24B23/02 с вращающимися шлифовальными инструментами; приспособления к ним B24B55/05 специально предназначенные для переносных шлифовальных станков |
Автор(ы): | БЁК Корнелиус (DE), ШАДОВ Йоахим (DE), АНДРАЗИК Зиниза (DE), ЭНФЕЛЛЬНЕР Йозеф (DE), ХАБЕЛЕ Михаэль (DE) |
Патентообладатель(и): | РОБЕРТ БОШ ГМБХ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-09-29 публикация патента:
20.09.2013 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ручных машинах, преимущественно в угловых шлифовальных машинах. Ручная машина содержит корпус с фланцевой посадочной шейкой, защитное устройство, установленное на фланцевой посадочной шейке с возможностью проворачивания относительно корпуса в окружном направлении, и по меньшей мере одно устройство для блокировки проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении. Устройство для блокировки проворачивания содержит по меньшей мере один упор и по меньшей мере один взаимодействующий с ним контрупор. Упор и контрупор выполнены с обеспечением при аварии во время работы ручной машины проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении до заданного углового положения. Защитное устройство при попадании в него фрагментов разрушенного рабочего инструмента поглощает их энергию, проворачиваясь сначала относительно корпуса ручной машины. В результате обеспечивается эффективное поглощение энергии осколков рабочего инструмента при использовании простых блокировочных средств, что исключает травмирование оператора ручной машины. 28 з.п. ф-лы, 34 ил.
Формула изобретения
1. Ручная машина, прежде всего угловая шлифовальная машина (10), имеющая корпус (14) с фланцевой посадочной шейкой (12), защитное устройство (16), установленное на фланцевой посадочной шейке (12) с возможностью проворачивания в окружном направлении (18, 20), и по меньшей мере одно устройство (22) для блокировки проворачивания защитного устройства (16) по меньшей мере в одном направлении (18, 20), причем устройство (22) для блокировки проворачивания содержит по меньшей мере один упор (24) и по меньшей мере один взаимодействующий с упором (24) контрупор (26), отличающаяся тем, что упор и контрупор (24, 26) выполнены таким образом, что при аварии во время работы ручной машины допускают проворачивание защитного устройства (16) по меньшей мере в одном направлении (18, 20) только до заданного углового положения, причем защитное устройство (16) при попадании в него фрагментов разрушившегося рабочего инструмента поглощает их энергию, сначала проворачиваясь относительно корпуса (14) ручной машины.
2. Ручная машина по п,1, отличающаяся тем, что упоры (24, 26) выполнены таким образом, чтобы препятствовать проворачиванию защитного устройства (16) в одном направлении (18, 20) и допускать проворачивание защитного устройства (16) в противоположном направлении (20, 18).
3. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что упор (24) расположен неподвижно относительно защитного устройства, а контрупор (26) - на ручной машине (10) неподвижно относительно ее корпуса.
4. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что упор (24) предусмотрен на стяжном хомуте (28) защитного устройства (16).
5. Ручная машина по п.4, отличающаяся тем, что упор (24) по меньшей мере частично образован замыкающим элементом (162t) защитного устройства (16).
6. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что контрупор (26) предусмотрен на фланце (30) редуктора, на фланцевой посадочной шейке (12), на корпусе (32) редуктора и/или на корпусном элементе (34).
7. Ручная машина по п.6, отличающаяся тем, что контрупор (26) выполнен за одно целое с фланцем (30) редуктора, фланцевой посадочной шейкой (12), корпусом (32) редуктора и/или корпусным элементом (34).
8. Ручная машина по п.6, отличающаяся тем, что корпусный элемент (34) выполнен в виде элемента (34d, 34e, 34f, 34g, 34h, 34r), предусмотренного на фланце (30) редуктора или под ним, либо в виде элемента (34k, 34p), установленного на фланцевой посадочной шейке (12).
9. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что упор (24) установлен на защитном устройстве (16) с возможностью перестановки, и/или контрупор (26) установлен на корпусе (14) и/или на корпусном элементе (34) с возможностью перестановки.
10. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что корпусный элемент (34) соединен с корпусом (14) с возможностью перестановки.
11. Ручная машина по п.10, отличающаяся тем, что соединение корпусного элемента с корпусом реализовано посредством выступов (36) корпусного элемента (34) и/или корпуса (14), входящих в выемки (38) корпуса (14) и/или корпусного элемента (34).
12. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что устройство (22) для блокировки проворачивания имеет по меньшей мере одно демпфирующее устройство (40).
13. Ручная машина по п.12, отличающаяся тем, что упор (24) и/или контрупор (26) имеет демпфирующее устройство (40) и/или выполнен в виде демпфирующего устройства (40).
14. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что упор выполнен в виде по меньшей мере одного выступа (24), входящего в выполненный в качестве контрупора паз (26).
15. Ручная машина по п.14, отличающаяся тем, что выступ (24) предусмотрен на внутренней стороне (42) и/или на торцевой стороне (44) стяжного хомута (28) защитного устройства (16).
16. Ручная машина по п.14, отличающаяся тем, что паз образован впадиной (26), проходящей по внешней окружности фланцевой посадочной шейки (12) и/или во фланце (30) редуктора и ограниченной в окружном направлении.
17. Ручная машина по п.14, отличающаяся тем, что паз (26) образован фланцевой посадочной шейкой (12) и надетым на фланцевую посадочную шейку (12) дискообразным элементом (34р).
18. Ручная машина по п.14, отличающаяся тем, что паз (26) образован фланцем (30) редуктора и надетым на фланец (30) редуктора пластинчатым элементом (34r).
19. Ручная машина по любому из пп.14-18, отличающаяся тем, что ограничение (48) паза (26) образовано введенным в паз (26) элементом (48n), предусмотренным на дискообразном элементе (34р) язычком (48р) или предусмотренным на пластинчатом элементе (34r) выступом (48r).
20. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что неподвижный относительно корпуса контрупор (26) дополнительно служит держателем, удерживающим защитное устройство (16) на ручной машине.
21. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что устройство (22t) для блокировки проворачивания содержит по меньшей мере один установочный узел (104t), расположенный на фланце (30t) редуктора и предусмотренный для установки контрупора (26t).
22. Ручная машина по п.21, отличающаяся тем, что установочный узел (104t) имеет по меньшей мере одну выемку (106t) во фланце (30t) редуктора, предусмотренную для размещения контрупора (26t).
23. Ручная машина по п.21, отличающаяся тем, что установочный узел (104t) имеет по меньшей мере один опорный элемент (108t), поддерживающий контрупор (26t) по меньшей мере в одном направлении (18t, 20t) проворачивания.
24. Ручная машина по п.23, отличающаяся тем, что опорный элемент (108t) образован ребром (114t), проходящим в радиальном направлении (110t).
25. Ручная машина по п.21, отличающаяся тем, что установочный узел (104t) имеет по меньшей мере один опорный элемент (112t), поддерживающий контрупор (26t) по меньшей мере в одном радиальном направлении (110t).
26. Ручная машина по п.25, отличающаяся тем, что опорный элемент (112t), предназначенный для поддержки контрупора (26t) в радиальном направлении (110t), и/или опорный элемент (108t), предназначенный для поддержки контрупора (26t) по меньшей мере в одном направлении (18t, 20t) проворачивания, выполнен за одно целое с фланцем (30t) редуктора.
27. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что контрупор (26t) установлен на фланце (30t) редуктора и привинчен к нему.
28. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что контрупор (26t) выполнен из иного, чем фланец (30t) редуктора, материала.
29. Ручная машина по п.1, отличающаяся тем, что контрупор (26t) имеет выемку (116t), расположенную в зоне (118t) взаимодействия с упором (24t).
Описание изобретения к патенту
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к ручной машине, охарактеризованной в ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.
Уровень техники
Из публикации DE 10343060 А1 известна ручная машина, выполненная в виде угловой шлифовальной машины. Угловая шлифовальная машина имеет корпус с выходящим из корпуса выходным валом и расположенным на корпусе фланцем, образующим фланцевую посадочную шейку. На фланцевой посадочной шейке установлено защитное устройство, проворачиваемое в окружном направлении. Для блокировки проворачивания защитного устройства в окружных направлениях предусмотрен стопорный рычаг, который в своем нормальном положении создает геометрическое замыкание с защитным устройством.
Раскрытие изобретения
Объектом изобретения является ручная машина, прежде всего угловая шлифовальная машина, имеющая корпус с фланцевой посадочной шейкой, защитное устройство, устанавливаемое на фланцевой посадочной шейке с возможностью проворачивания в окружном направлении, и по меньшей мере одно устройство для блокировки проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении (ниже также называемое блокировочным устройством), которое содержит по меньшей мере один упор и по меньшей мере один взаимодействующий с упором контрупор.
В соответствии с изобретением упор и контрупор выполнены таким образом, чтобы при аварии во время работы ручной машины допускать проворачивание защитного устройства по меньшей мере в одном направлении только до заданного углового положения, так что защитное устройство при попадании в него фрагментов разрушившегося рабочего инструмента поглощает их энергию, сначала проворачиваясь относительно корпуса ручной машины.
Таким образом, при аварии во время работы ручной машины блокировочное устройство сначала позволяет защитному устройству провернуться относительно корпуса до соприкосновения упора и контрупора. В этой связи под "нормальной работой" ручной машины подразумевается режим ее работы, в котором воздействующая на защитное устройство энергия фрагментов и частиц, входящих в контакт с защитным устройством, не превышает некоторого заданного значения. Под "аварией" подразумевается режим работы ручной машины, в котором действующая на защитное устройство энергия фрагментов и частиц, входящих в контакт с защитным устройством, находится выше указанного заданного значения. Защитное устройство предпочтительно устанавливается таким образом, чтобы ограждать дискообразный вращающийся рабочий инструмент ручной машины, например угловой шлифовальной машины, благодаря чему защитное устройство во время работы ручной машины способно затормаживать искры и/или частицы материала и/или, что особенно важно, раскрученные и/или отбрасываемые наружу с большой силой фрагменты разорвавшегося во время работы круга, например шлифовального круга, отрезного круга и т.д., и уменьшать энергию, прежде всего кинетическую энергию таких частиц. Устройство для блокировки проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении выполнено таким образом, чтобы защитное устройство при попадании в него фрагментов рабочего инструмента поглощало их энергию, сначала проворачиваясь, или совершая вращательное движение, относительно корпуса ручной машины. С помощью зажимного устройства между фланцевой посадочной шейкой и защитным устройством создается фрикционное замыкание за счет прессовой посадки (посадки с натягом). Это зажимное устройство целесообразно выполнить таким образом, чтобы приложение к защитному устройству импульса энергии задаваемого значения вызывало проворачивание защитного устройства относительно корпуса. Благодаря этому защитное устройство в нормальном режиме работы, т.е. при воздействии импульсов энергии ниже заданного значения, неподвижно связан с фланцевой посадочной шейкой, или с корпусом, и лишь при аварии, т.е. при воздействии импульса энергии выше задаваемого значения, проворачивается относительно фланцевой посадочной шейки, или корпуса ручной машины. После приложения импульса энергии при разрушении рабочего инструмента этот импульс преодолевает трение покоя между фланцевой посадочной шейкой и защитным устройством, и два этих элемента конструкции могут провернуться относительно друг друга на определенный угол. Благодаря этому происходит поглощение определенной части энергии и уменьшение скорости фрагментов, выходящих из защитного устройства.
Таким образом, защитное устройство обеспечивает эффективную защиту пользователя ручной машины от травмирования при возможном разрыве шлифовального круга на куски - в так называемом случае разрушения вращающегося круга, когда разрушившийся шлифовальный круг приводит защитное устройство во вращение. Предлагаемое в изобретении устройство позволяет при аварии, или в случае разрушения вращающегося круга, воспрепятствовать проворачиванию защитного устройства или остановить его в заданном месте с уменьшением энергии фрагментов. Упоры устанавливают крайнее угловое положение, которое может занять защитное устройство и которое является желаемым и безопасным с точки зрения направления вылета фрагментов рабочего инструмента, в частности шлифовального круга. Предлагаемое в изобретении выполнение ручной машины позволяет изготавливать простое и недорогое блокировочное устройство. Дополнительного отдельного блокировочного приспособления не требуется, поскольку предусмотреть нужно лишь необходимые для блокировки защитного устройства конструктивные элементы на частях ручной машины.
Упоры предлагается выполнить таким образом, чтобы блокировать проворачивание защитного устройства в одном направлении и допускать проворачивание защитного устройства в противоположном направлении. Это позволяет заблокировать проворачивание защитного устройства только в том направлении, в котором защитное устройство при аварии приводилось бы в неконтролируемое вращение. В противоположном направлении проворачивание защитного устройства, или его поворот с проскакиванием фиксированных положений (преодолением усилий фиксации), является возможным.
Кроме того, предлагается, чтобы упор был расположен неподвижно относительно защитного устройства, а контрупор - на ручной машине неподвижно относительно ее корпуса. Неподвижный относительно защитного устройства упор при движении защитного устройства относительно остальной части ручной машины совершает движение вместе с защитным устройством, тогда как неподвижный относительно корпуса упор остается неподвижным относительно ручной машины. Ниже по тексту неподвижный относительно корпуса упор называется "статическим", а неподвижный относительно защитного устройства упор называется "подвижным". Такое расположение упоров позволяет прервать движение защитного устройства относительно корпуса и использовать упоры в качестве предохранительного устройства на случай разрушения рабочего инструмента. Упоры допускают проворачивание защитного устройства относительно корпуса ручной машины до тех пор, пока "статический" упор на корпусе и "подвижный" контрупор на защитном устройстве не натолкнутся друг на друга. Таким образом, производитель получает возможность определять для предохранительных ограничителей подходящее и безопасное для пользователя положение. Это положение обеспечивает возможность проворачивания защитного устройства на максимально возможный угол, но при том условии, что при разрушении круга пользователь не получит травм. Если пользователю предоставляется возможность самостоятельно выбирать положение предохранительных ограничителей, то производителем может осуществляться кодирование допустимых положений таких упоров.
Упор предлагается предусмотреть на стяжном хомуте защитного устройства. Это делает возможным простое и недорогое изготовление при легкой доступности упора. Расположение упора на стяжном хомуте защитного устройства обеспечивает его оптимальное взаимодействие с расположенным на корпусе контрупором.
Экономия в отношении дополнительных элементов конструкции и монтажного пространства, уменьшение трудоемкости сборки и сокращение затрат могут достигаться в том случае, если упор по меньшей мере частично образован замыкающим элементом, например зажимным винтом, гайкой, зажимным рычагом и/или другими подходящими с точки зрения специалиста замыкающими элементами.
Кроме того, контрупор предлагается предусмотреть на фланце редуктора, на фланцевой посадочной шейке, на корпусе редуктора и/или на корпусном элементе. Это выгодно тем, что можно использовать уже имеющиеся элементы, например винты для крепления фланца редуктора на корпусе редуктора дополнительно могут быть выполнены в виде контрупора и могут одновременно использоваться в этом качестве. Кроме того, возможен также вариант, в котором контрупор выполнен за одно целое с фланцем редуктора, фланцевой посадочной шейкой, корпусом редуктора и/или корпусным элементом. Кроме того, для устройства для блокировки проворачивания, прежде всего контрупора этого устройства, предпочтительно возможность его последующего интегрирования в конструкцию на фланце редуктора, фланцевой посадочной шейке, корпусе редуктора и/или корпусном элементе ручной машины.
Далее предлагается выполнение корпусного элемента в виде элемента, предусмотренного на фланце редуктора или под ним, либо в виде элемента, устанавливаемого на фланцевой посадочной шейке. Преимуществом этого варианта является возможность реализации любого мыслимого положения упора со стороны корпусы.
Целесообразно, чтобы упор был установлен на защитном устройстве с возможностью перестановки, и/или контрупор был установлен на корпусе и/или на корпусном элементе с возможностью перестановки. Благодаря этому существует возможность определять для предохранительных ограничителей подходящее и безопасное для пользователя положение. Это положение обеспечивает возможность проворачивания защитного устройства на максимально возможный угол, но при том условии, что при разрушении круга пользователь не получит травм. Если пользователю предоставляется возможность самостоятельно выбирать положение предохранительных ограничителей, то производителем может осуществляться кодирование допустимых положений таких упоров, например с помощью обладающих заданными параметрами резьбовых отверстий под ввинчиваемый упорный штифт.
Кроме того, корпусный элемент может быть соединен с корпусом ручной машины с возможностью перестановки. Благодаря использованию переставляемого на корпусе корпусного элемента контрупор также автоматически становится переставляемым. Изменением положения упора можно управлять путем выбора положения на корпусе корпусного элемента, не совершая дополнительных операций. Предлагается реализовать соединение корпусного элемента с корпусом посредством выступов корпусного элемента и/или корпуса, входящих в выемки корпуса и/или корпусного элемента. После установки и закрепления защитного устройства на фланцевой посадочной шейке корпусный элемент зафиксирован на фланце редуктора. Интегрирование функции крепления в имеющиеся конструктивные элементы позволяет отказаться от использования дополнительных средств крепления, что удешевляет изготовление ручной машины. Кроме того, этот корпусный элемент может использоваться как деталь, используемая для дооснащения ручной машины.
Далее предлагается, чтобы устройство для блокировки проворачивания имело по меньшей мере одно демпфирующее устройство. Обычно после приложения импульса энергии этот импульс преодолевает трение покоя между фланцевой посадочной шейкой и защитным устройством, и два этих элемента конструкции могут провернуться относительно друг друга на определенный угол. Уже за счет этого происходит поглощение определенной части энергии и уменьшение скорости фрагментов, выходящих из защитного устройства. Демпфирующее устройство в этом случае действует как дополнительный поглотитель энергии.
Предлагается, чтобы контрупор и/или упор имел(-и) демпфирующее устройство и/или был(-и) выполнен(-ы) в виде демпфирующего устройства. Благодаря этому путем соответствующего выбора положения и/или материала и/или выполнения упора достигается оптимальное демпфирующее действие, а значит, и поглощение энергии. Если упор предусмотрен в виде основной части детали со сменным демпфирующим устройством, то демпфирующее устройство всегда может быть оптимально подобрано как производителем, так и потребителем под конкретный вариант применения.
Также предлагается выполнить упор в виде по меньшей мере одного выступа, входящего в выполненный в качестве контрупора паз. Этот вариант выполнения позволяет упростить и удешевить изготовление блокировочного устройства, поскольку в соответствующем конструктивном элементе ручной машины необходимо предусмотреть только лишь паз и выступ.
Кроме того, такой паз предлагается ограничить введенным в паз элементом, предусмотренным на дискообразном элементе язычком или предусмотренным на пластинчатом элементе выступом. Это варианты выполнения позволяют получить как жестко зафиксированный, так и переставляемый контрупор на корпусе.
Далее, неподвижный относительно корпуса контрупор предлагается дополнительно использовать в качестве держателя, удерживающего защитное устройство на ручной машине. Этот вариант выгоден тем, что один конструктивный элемент выполняет две функции.
В целесообразном усовершенствованном варианте осуществления изобретения предлагается, чтобы устройство для блокировки проворачивания содержало по меньшей мере один установочный узел, расположенный на фланце редуктора и предусмотренный для установки контрупора, чем достигается особенно выгодное, прежде всего устойчивое, расположение или крепление контрупора на фланце редуктора. При этом предпочтительно рассчитать установочный узел таким образом, чтобы для защиты оператора ручной машины он воспринимал усилия, передаваемые защитным устройством, пришедшим в движение в направлении проворачивания ввиду попадания в него фрагмента разорвавшегося рабочего инструмента через контрупор, или обеспечивал контрупору поддержку (реакцию опоры), противодействующую этим усилиям.
Далее установочный узел может иметь по меньшей мере одну выемку во фланце редуктора, предусмотренную для размещения контрупора, что позволяет реализовать конструктивно простое размещение контрупора на фланце редуктора. Предпочтительно, чтобы форма выемки точно подходила к форме контрупора, чем достигается, в частности, надежная посадка контрупора без люфтов.
Далее предлагается, чтобы установочный узел имел по меньшей мере один опорный элемент, поддерживающий контрупор по меньшей мере в одном направлении проворачивания. Это создает для контрупора прочную опору, прежде всего действующую в направлении вращения рабочего инструмента при столкновении упора с контрупором, и при этом позволяет, по меньшей мере частично, предотвратить повреждение контрупора. Конструктивно простым образом это достигается в случае, если опорный элемент образован ребром, проходящим в радиальном направлении.
Кроме того, установочный узел может иметь по меньшей мере один опорный элемент, поддерживающий контрупор по меньшей мере в одном радиальном направлении, чем достигается эффективная поддержка контрупора снаружи в случае разрушения рабочего инструмента ручной машины, а также восприятие центробежных сил, в частности прикладываемых в случае удара наружу в радиальном направлении, для защиты оператора.
Экономия в отношении дополнительных элементов конструкции и монтажного пространства, уменьшение трудоемкости сборки и сокращение затрат и к тому же особенно устойчивое расположение опорного элемента для поддержки контрупора в радиальном направлении и/или опорного элемента для поддержки контрупора по меньшей мере в одном направлении проворачивания на фланце редуктора могут достигаться в том случае, если опорный элемент для поддержки контрупора в радиальном направлении и/или опорный элемент для поддержки контрупора по меньшей мере в одном направлении проворачивания выполнен за одно целое с фланцем редуктора. В этой связи выражение "выполнены за одно целое" следует понимать, в частности, как образующие одну часть, единое целое, изготовленные из одной отливки и/или выполненные в виде одного конструктивного элемента.
Возможность замены контрупора на фланце редуктора обеспечивается в случае, если контрупор установлен на фланце редуктора привинчиваемым к нему. Если один винт предусмотрен для крепления контрупора к фланцу редуктора и одновременно для крепления фланца редуктора к ручной машине, или ее корпусу, это позволяет получить особенно компактное взаимное расположение деталей и, в частности, прочное крепление контрупора на фланце редуктора. В принципе же возможны и такие варианты, в которых контрупор предварительно смонтирован на фланце редуктора и устанавливается на ручной машине вместе с фланцем редуктора как одна сборочная единица и/или установлен на фланце редуктора с помощью других целесообразных с точки зрения специалиста средств крепления и/или, что особенно выгодно, выполнен за одно целое с фланцем редуктора.
Кроме того, контрупор предлагается выполнить из иного, чем фланец редуктора, материала, что позволяет согласовать свойства контрупора с характером передачи на контрупор энергии или усилий при наталкивании на него упора в случае разрушения рабочего инструмента. При этом контрупор может быть выполнен из материала, который сначала сам поглощает часть переданной контрупору энергии и передает на фланец редуктора и/или на ручную машину только часть этой энергии.
Далее предлагается выполнить контрупор с выемкой, расположенной в зоне его взаимодействия с упором, что позволяет создать в зоне взаимодействия гнездо для сопряжения с замыкающим элементом, прежде всего гайкой, навинчиваемой на зажимной винт, и к тому же обеспечить прохождение конца зажимного винта мимо контрупора.
Краткое описание чертежей
Другие преимущества изобретения раскрыты ниже в описании его осуществления, поясняемом чертежами. На чертежах представлен один вариант осуществления изобретения. Чертежи, описание и формула изобретения содержат множество признаков в определенной комбинации. Специалист, исходя из целесообразности, сможет рассматривать эти признаки и по отдельности и составлять из них другие рациональные комбинации. На чертежах показано:
на фиг.1 - покомпонентное изображение фрагмента ручной машины с защитным устройством, проворачиваемым в окружном направлении,
на фиг.2 - первый вариант предлагаемого в изобретении устройства для блокировки проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении (блокировочное устройство), содержащего упор и контрупор,
на фиг.3 - блокировочное устройство во втором варианте его выполнения, в котором контрупором служит крепежный винт,
на фиг.4 - блокировочное устройство в третьем варианте его выполнения, в котором неподвижный относительно корпуса контрупор дополнительно служит держателем, удерживающим защитное устройство на ручной машине,
на фиг.5 - блокировочное устройство в четвертом варианте его выполнения, в котором контрупор предусмотрен на корпусном элементе, выполненном в виде пластинчатого элемента,
на фиг.6 - блокировочное устройство в пятом варианте его выполнения, в котором контрупор предусмотрен в виде отогнутой лапки у края корпусного элемент, выполненного в виде формованной детали из листового металла,
на фиг, 7 - блокировочное устройство в шестом варианте его выполнения, в котором корпусный элемент установлен на корпусе ручной машины с возможностью перестановки,
на фиг.8 - блокировочное устройство в седьмом варианте его выполнения, в котором имеющая контрупор вкладная деталь имеет выступы, входящие в выемки во фланце редуктора,
на фиг.9 - блокировочное устройство в восьмом варианте его выполнения, в котором имеющая контрупор вкладная деталь расположена под фланцем редуктора,
на фиг.10 - блокировочное устройство в девятом варианте его выполнения, в котором предусмотрено демпфирующее устройство,
на фиг.11 - альтернатива демпфирующему устройству, показанному на фиг.10,
на фиг.12 - еще одна альтернатива демпфирующему устройству, показанному на фиг.10,
на фиг.13 - блокировочное устройство в десятом варианте его выполнения, в котором упор, расположенный на стяжном хомуте, выполнен в виде демпфирующего устройства,
на фиг.14 - блокировочное устройство в одиннадцатом варианте его выполнения, в котором на фланцевую посадочную шейку надевается кольцевой элемент, имеющий контрупор,
на фиг.15 - блокировочное устройство в двенадцатом варианте его выполнения, в котором контрупор предусмотрен на торцевой стороне фланцевой посадочной шейки,
на фиг.16 - альтернатива упору, показанному на фиг.15,
на фиг.17 - альтернатива контрупору, показанному на фиг.15,
на фиг.18 - блокировочное устройство в тринадцатом варианте его выполнения, в котором контрупор установлен на торцевой стороне фланцевой посадочной шейки подпружиненным в направлении продольной оси,
на фиг.19 - блокировочное устройство в четырнадцатом варианте его выполнения, в котором выполненный в качестве упора выступ входит в выполненный в качестве контрупора паз, причем паз выполнен с ограничениями в окружном направлении,
на фиг.20 - вариант выполнения ограничения паза, показанного на фиг.19,
на фиг.21 - еще один вариант выполнения ограничения паза, показанного на фиг.19,
на фиг.22 - блокировочное устройство в пятнадцатом варианте его выполнения, в котором паз проходит в краевой области фланцевой посадочной шейки,
на фиг.23 - блокировочное устройство в шестнадцатом варианте его выполнения, в котором паз образован фланцевой посадочной шейкой и дискообразным элементом, надетым на фланцевую посадочную шейку,
на фиг.24 - блокировочное устройство в семнадцатом варианте его выполнения, в котором паз проходит во фланце редуктора,
на фиг.25 - блокировочное устройство в восемнадцатом варианте его выполнения, в котором паз образован фланцевой посадочной шейкой и пластинчатым элементом, надетым на фланцевую посадочную шейку и закрепленным на фланце редуктора,
на фиг.26 - блокировочное устройство в девятнадцатом варианте его выполнения, в котором упор расположен на корпусе редуктора,
на фиг.27а, 27б - блокировочное устройство в двадцатом варианте его выполнения, в котором контрупор расположен на фланце редуктора, на первом изображении в перспективе (фиг.27а) и на втором изображении в перспективе (фиг.27б),
на фиг.28а, 28б - контрупор, показанный на фиг.27а, 27б, на первом изображении в перспективе (фиг.28а) и на втором изображении в перспективе (фиг.28б).
на фиг.29а, 29б - участок фланца редуктора, показанного на фиг.27а, 27б, на первом изображении в перспективе (фиг.29а) и на втором изображении в перспективе (фиг.29б) и
на фиг.30а, 30б - блокировочное устройство, показанное на фиг.27а, 27б, с установленным защитным устройством.
Осуществление изобретения
На фиг.1 показан фрагмент ручной машины, В рассматриваемых вариантах осуществления изобретения ручная машина представляет собой угловую шлифовальную машину 10. Угловая шлифовальная машина 10 имеет корпус 14, содержащий корпус 50 двигателя и корпус 32 редуктора, прифланцованный к корпусу 50 двигателя. Из корпуса 32 редуктора выступает выходной вал 52, на свободном конце которого закреплен дискообразный рабочий инструмент 54, например шлифовальный круг, приводимый во вращение вокруг оси 56 выходного вала 52.
Выходной вал 52 установлен с возможностью вращения в невидимом на чертеже подшипнике, который в рассматриваемых вариантах осуществления изобретения расположен в образованном корпусом 32 редуктора фланце 30 редуктора. Корпус 32 редуктора образует примыкающую к фланцу 30 редуктора, свободно (консольно) выдающуюся цилиндрическую фланцевую посадочную шейку 12, которая охватывает выходной вал 52. Фланцевая посадочная шейка 12 на своей внешней окружности служит опорой для защитного устройства 16, выполненного в виде защитного кожуха и устанавливаемого на фланцевой посадочной шейке 12 с возможностью проворачивания в окружном направлении 18, 20. Защитное устройство 16 имеет основу 58 и соединенный с основой 58 установочный борт 28, образующий центральное отверстие для свободного прохода выходного вала 52. Установочный борт 28 выполнен в виде цилиндрического элемента, проходящего параллельно фланцевой посадочной шейке 12. Основа 58 защитного устройства предусмотрена для защиты оператора ручной машины от искр и/или частиц материала, образующихся во время работы ручной машины. Для этого основа 58 образована тарелкообразным элементом 60, имеющим полукруглую форму, причем тарелкообразный элемент 60 ограждает рабочий инструмент 54 в секторе угловой протяженностью примерно 180°. Благодаря этому достигается особенно эффективное прикрытие оператора ручной машины 10, снабженной защитным устройством 16, от искр, частиц материала и/или фрагментов разорвавшегося рабочего инструмента, движущихся радиально наружу с высокой энергией, для чего движение искр и/или возможных частиц материала направляется вперед, в сторону от оператора. На тарелкообразном элементе 60 расположен защитный пояс 62, который сначала ориентирован перпендикулярно тарелкообразному элементу 60, а затем - параллельно тарелкообразному элементу 60.
В рассматриваемых ниже вариантах осуществления изобретения защитное устройство 16 крепится на фланцевой посадочной шейке 12 зажатием выполненного в виде стяжного хомута установочного борта 28 за счет фрикционного замыкания (на трении), аналогично зажатию хомута для крепления труб, причем может использоваться и любое другое средство крепления защитного устройства 16 на фланцевой посадочной шейке 12, целесообразное с точки зрения специалиста. Например, стяжной хомут также может использоваться в виде отдельной детали, устанавливаемой поверх установочного борта защитного устройства 16. Зажатие стяжного хомута 28 обычно осуществляют с помощью зажимного винта 64 или зажимного рычага. Для этого ручная машина 10 содержит стяжной хомут 28 и зажимной узел 66. Стяжной хомут 28 выполнен кольцеобразным и в предпочтительном варианте приварен к основе 58 защитного устройства, В принципе, могут использоваться и другие целесообразные с точки зрения специалиста средства соединения стяжного хомута 28 и основы 58. Кольцеобразный стяжной хомут 28 затягивают вокруг фланцевой посадочной шейки 12 с помощью зажимного узла 66, для чего кольцеобразный стяжной хомут 28 с помощью зажимного узла 66 увеличивают или сокращают в обхвате. В случае зажимного узла 66, используемого в рассматриваемом варианте осуществления изобретения, два конца 68 стяжного хомута 28 притягиваются друг к другу зажимным винтом 64.
При аварии во время работы ручной машиной, например при разрушении вращающего рабочего инструмента 54, образующиеся фрагменты с высокой кинетической энергией отбрасываются к кольцеобразной внутренней поверхности защитного устройства 16. При их ударе о стенку защитного устройства возникает действующее в тангенциальном направлении (по касательной) усилие, которое стремится сместить защитное устройство 16 из текущего углового положения и провернуть его в радиальном, или окружном, направлении 18, 20, несмотря на зажим защитного устройства на фланцевой посадочной шейке 12. Проворачиванием защитного устройства 16 относительно фланцевой посадочной шейки 12, или корпуса 14 ручной машины, на эмпирически определяемый угол обеспечивается поглощение некоторой части кинетической энергии фрагментов. Фрагменты разорвавшегося дискообразного рабочего инструмента 54 затормаживаются и выходят из открытой области 70 защитного устройства 16 с уменьшившейся скоростью.
Для того чтобы в случае разрушения рабочего инструмента воспрепятствовать проворачиванию защитного устройства 16 или остановить его в заданном месте с обеспечением уменьшения энергии вылетающих фрагментов, ручная машина 10 имеет устройство 22 для блокировки проворачивания по меньшей мере в одном направлении 18, 20 проворачивания. Согласно фиг.2-30б устройство 22 содержит в соответствии с изобретением по меньшей мере один упор 24 и по меньшей мере один взаимодействующий с упором 24 контрупор 26, причем упор 24 неподвижен относительно защитного устройства, а контрупор 26 на ручной машине расположен на ручной машине 10 неподвижно относительно ее корпуса. Проворачивание защитного устройства 16 может быть остановлено посредством неподвижного относительно защитного расположения упора 24, который наталкивается на неподвижный относительно корпуса контрупор 26.
В целесообразных вариантах осуществления изобретения по меньшей мере один упор 24 и по меньшей мере один контрупор 26, показанные на фиг.2-30б, выполнены таким образом, чтобы при аварии во время работы ручной машины 10 позволять защитному устройству 16 провернуться по меньшей мере в одном направлении 18, 20 проворачивания только до заданного углового положения.
В предпочтительном исполнении упоры 24, 26 выполнены таким образом, чтобы препятствовать проворачиванию защитного устройства 16 в одном направлении 18 или 20 проворачивания и допускать Проворачивание защитного устройства 16 в противоположном направлении 20 или 18 проворачивания.
В рассматриваемых вариантах осуществления изобретения упор 24 предусмотрен на стяжном хомуте 28 защитного устройства 16, причем может использоваться и любое другое неподвижное относительно защитного устройства расположение упора 24, целесообразное с точки зрения специалиста. При этом ниже показаны различные варианты расположения упора 24 на стяжном хомуте 28, например расположение на наружной стороне 72 стяжного хомута 28, расположение на внутренней стороне 42 стяжного хомута 28, расположение на торцевой стороне 44 стяжного хомута 28 или еще один вариант, в котором упор 24 интегрирован в защитное устройство 16, или выполнен за одно целое с защитным устройством 16 таким образом, что упором 24 служат оба конца 68 стяжного хомута 28. Возможны и другие целесообразные с точки зрения специалиста варианты расположения упора 24 на стяжном хомуте 28. Упор 24 может быть выполнен как в виде отдельной детали, закрепленной на стяжном хомуте 28, так и за одно целое с защитным устройством 16.
В рассматриваемых вариантах осуществления изобретения, представленных на фиг.2-30б, неподвижный относительно корпуса контрупор 26 прикреплен к различным элементам конструкции. Так, например, контрупор 26 предусмотрен на фланце 30 редуктора, на фланцевой посадочной шейке 12, на корпусе 32 редуктора и/или на отдельном корпусном элементе 34 ручной машины 10, неподвижном относительно ее корпуса. Контрупор 26 может быть выполнен как в виде отдельного элемента, закрепленного на соответствующем элементе 12, 30, 32, 34 конструкции, так и за одно целое с соответствующим элементом 12, 30, 32, 34 конструкции.
В рассматриваемых вариантах осуществления изобретения отдельный корпусный элемент 34, неподвижный относительно корпуса, выполнен в виде пластинчатого элемента 48, предусмотренного на фланце 30 редуктора или под ним, либо в виде кольцевого элемента, устанавливаемого на фланцевой посадочной шейке 12.
В целесообразных вариантах осуществления изобретения упор 24 может быть установлен на защитном устройстве 1,6 с возможностью перестановки, и/или контрупор 26 может быть установлен на корпусе 14 и/или на корпусном элементе 34 с возможностью перестановки. Кроме того, корпусный элемент 34 может быть соединен с корпусом 14 с возможностью перестановки. Соединение корпусного элемента 34 с корпусом 14 может быть реализовано посредством выступов 36 корпусного элемента 34 и/или корпуса 14, входящих в выемки 38 корпуса 14 и/или корпусного элемента 34.
Ниже более подробно рассматриваются двадцать вариантов выполнения предлагаемого в изобретении блокировочного устройства 22, изображенных на фиг.2-30б в перспективе и в несобранном состоянии:
На фиг.2 показано устройство 22а для блокировки проворачивания защитного устройства 16а по меньшей мере в одном направлении 18а, 20а проворачивания, в первом варианте его выполнения. В данном случае контрупор 26а предусмотрен на фланце 30а редуктора. Контрупор 26а выполнен за одно целое с фланцем 30а редуктора, причем фланец 30а редуктора предпочтительно изготовлен литьем. Соответствующий упор 24а на защитном устройстве 16а образует, при соударении с контрупором, "предохранительный ограничитель". В рассматриваемом варианте осуществления изобретения в качестве упора 24а предусмотрен конец 68а стяжного хомута 28а. Однако и в этом, и во всех других вариантах осуществления изобретения в качестве положения упора 24а не обязательно рассматривать конец 68а стяжного хомута 28а: вместо этого может быть выбрано и другое подходящее положение.
На фиг.3 показано блокировочное устройство 22b во втором варианте его выполнения. Обычно фланец 30b редуктора крепится на корпусе 32b редуктора винтами 76b. Во втором варианте осуществления изобретения по меньшей мере один из этих винтов 76b использован в качестве контрупора 26b, причем этот контрупор 26b выполнен "статическим" по отношению к "вращающемуся" защитному устройству 16b. Таким образом, винт 76b крепления фланца редуктора, выполненный в виде удлиненного, неподвижно расположенного стержня, выступая в качестве концевого ограничителя 26b вращения, препятствует вращению защитного устройства 16b. В случае разрушения вращающегося круга контрупор 26b сталкивается с расположенным на защитном устройстве 16b упором 24b.
На фиг.4 показано блокировочное устройство 22с в третьем варианте его выполнения. В данном случае контрупор 26с предусмотрен на изображенном лишь частично фланце 30с редуктора в виде крюка, взаимодействующего с упором 24с на стяжном хомуте 28с защитного устройства 16с, причем упором 24с служат оба конца 68с стяжного хомута 28с. Дополнительно стяжной хомут 28с на обращенной к фланцу 30с редуктора торцевой стороне 44с имеет отбортовку, или выдающийся перпендикулярно стяжному хомуту 28с, проходящий по меньшей мере по части окружности стяжного хомута 28с пояс 78с, который находится в зацеплении с расположенным поверх него плечом выполненного в виде крюка контрупора 26с. Благодаря этому неподвижный относительно корпуса контрупор 26с дополнительно служит держателем, который удерживает защитное устройство 16с на ручной машине, фиксируя защитное устройство 16с в рабочем положении посредством стопорного соединения (соединения с геометрическим замыканием) от осевого перемещения.
На фиг.5 показано изображенное частично блокировочное устройство 22d в четвертом варианте его выполнения. В этом варианте к фланцу 30d редуктора привинчен корпусный элемент 34d, выполненный в виде кольцеобразного пластинчатого элемента, причем вместо резьбового соединения может использоваться и любой иной целесообразный вид крепления. В этом пластинчатом элементе 34d по окружности с центром на оси 56d выходного вала расположено несколько резьбовых отверстий 80d, в которые может устанавливаться контрупор 26d, выполненный в виде резьбового стержня, причем крепление контрупора 26d на корпусном элементе 34d также может осуществляться иными средствами. Наличию резьбовых отверстий в различных местах позволяет пользователю выбирать положение предохранительного ограничителя. Таким образом, в случае разрушения вращающегося круга неподвижный относительно защитного устройства ответный упор, который на чертеже не показан, может быть остановлен в положении, заданном производителем или пользователем. В качестве альтернативы кольцеобразному пластинчатому элементу 34d, корпусный элемент также может быть выполнен в виде кольцевого сегмента 34е, показанного на фиг.6.
На фиг.6 показана часть блокировочного устройства 22е в пятом варианте его выполнения. В этом варианте в кольцевом сегменте 34е, выполненном в виде формованной детали из листового металла, выдавливанием по краю отогнута лапка 26е. Эта лапка после ее отгиба служит контрупором 26е для защитного устройства. Менять положение контрупора 26е можно путем выбора места привинчивания кольцевого сегмента 34е. Для этого в кольцевом сегменте 34е выполнено несколько резьбовых отверстий 80е, расположенных по дуге окружности с центром на оси выходного вала. В альтернативном варианте вместо кольцевого сегмента 34е также может использоваться кольцеобразный пластинчатый элемент с отогнутой по краю лапкой.
На фиг.7 показано изображенное частично блокировочное устройство 22 f в шестом варианте его выполнения. В этом варианте на кольцеобразном пластинчатом элементе 34f предусмотрен неподвижно установленный контрупор 26f. Кольцеобразный пластинчатый элемент 34f имеет несколько расположенный по окружности отверстий 80f под винты. Наличие этих отверстий 80f под винты обеспечивает крепление корпусного элемента 34f на корпусе 14f ручной машины, или на фланце 30f редуктора, с возможностью перестановки. Это позволяет влиять на положение неподвижного относительно корпуса контрупора 26f. При этом также возможен не показанный на чертеже вариант, в котором отверстия под винты выполнены удлиненными, благодаря чему перестановку корпусного элемента можно осуществлять, просто ослабляя винты.
На фиг.8 показано изображенное частично блокировочное устройство 22g в седьмом варианте его выполнения. В этом варианте на фланец 30g редуктора уложен корпусный элемент 34g, выполненный в виде кольцеобразной вкладной детали. Эта вкладная деталь 34g имеет выступы 36g, входящие в соответствующие выемки 38g во фланце 30g редуктора и обеспечивающие принудительную фиксацию положения вкладной детали 34g на фланце 30g редуктора. Выполненный на вкладной детали 34g крюк или неподвижно расположенный на ней штифт образуют контрупор 26g для упора вращающегося защитного устройства. Как выступы 36g, так и крюк 26g вкладной детали 34g могут быть выполнены отгибанием ее частей. Кроме того, контрупор 26g может располагаться на вкладной детали 34g с возможностью его перестановки.
На фиг.9 показано изображенное частично блокировочное устройство 22h в восьмом варианте осуществления изобретения. В этом варианте выполненный в виде вкладной детали корпусный элемент 34h расположен под фланцем редуктора, на чертеже не показанным, и на корпусе 32h редуктора, т.е. между фланцем редуктора и корпусом 32h редуктора, причем вкладная деталь 34h может быть выполнена как из тонкого листового металла, так и в виде формованной детали. Вкладная деталь 34h имеет возвышающийся над ней контрупор 26h, выполненный в виде крюка. Этот крюк 26h во взаимодействии с упором, имеющемся в защитном устройстве, на чертеже не показанном, обеспечивает блокирование проворачивания защитного устройства.
Устройство 22 для блокировки проворачивания в предпочтительном исполнении может иметь по меньшей мере одно демпфирующее устройство 40, причем контрупор 26 и/или упор 24 имеет(-ют) демпфирующее устройство 40 и/или выполнен(-ы) в виде демпфирующего устройства 40.
На фиг.10 показано изображенное частично блокировочное устройство 22i в девятом варианте его выполнения. В этом варианте предусмотрен надетый на фланец 30i редуктора, предпочтительно привинченный к нему контрупор 26i, который имеет открытый на торце корпус 82i и гнездо 84i для размещения демпфирующего устройства 40L Корпус 82i контрупора 26i снабжен устанавливаемым в гнездо 84i демпфирующим устройством 40i, например резиновым амортизатором 40i' или спиральной пружиной 40i . По желанию производителя или пользователя в гнездо 84i корпуса 82i могут устанавливаться различные "демпферы". Не показанное на чертеже защитное устройство со своим ответным упором, проворачиваясь в случае разрушения вращающегося рабочего инструмента, наталкивается на вставленное в корпус демпфирующее устройство 40i и затормаживается им с поглощением энергии движения. На фиг.11 и 12 показаны две альтернативы контрупору 26i', 26i . На фиг.11 контрупор 26i' сам выполнен в виде демпфирующего устройства 40i', для чего контрупор 26i', предпочтительно являющийся цельным элементом, выполнен пластически или упруго деформируемым, причем контрупор при его возможной деформации может оставаться в деформированном состоянии, сохраняя остаточную деформацию, или возвращаться в исходное состояние. Сохранение контрупором остаточной деформации, в принципе, имело бы то преимущество, что производитель мог бы определять по нему факт разрушения вращающегося рабочего инструмента. Показанный на фиг.12 контрупор 26i также сам выполнен в виде демпфирующего устройства 40i , а именно в виде пластически деформируемого элемента из листового металла.
На фиг.13 показана часть блокировочного устройства 22j в десятом варианте его выполнения. В этом варианте предусмотрен упор 24j, выполненный методом формоизменения на стяжном хомуте 28j за одно целое с ним и таким образом интегрированный в защитное устройство 16j, а также выполненный в виде демпфирующего устройства 40j. Вместе с тем, также возможно применение упора, который не образует единое целое с защитным устройством, а установлен на нем и снабжен демпфирующим устройством. Образующим демпфирующее устройство 40j упором 24j является складчатый элемент, причем в случае разрушения вращающегося круга кинетическая энергия его фрагментов уменьшается за счет пластической или упругой деформации складчатого элемента. В этом случае также следует заметить, что сохранение складчатым элементом остаточной деформации имеет то преимущество, что по нему можно определить факт разрушения вращающегося рабочего инструмента.
На фиг.14-17 показаны формы выполнения устройства 22 для блокировки проворачивания, в которых неподвижный относительно корпуса ручной машины контрупор 26 предусмотрен на фланцевой посадочной шейке 12.
На фиг.14 показано изображенное частично блокировочное устройство 22k в одиннадцатом варианте его выполнения. В этом варианте неподвижный относительно корпуса контрупор 26k предусмотрен на корпусном элементе 34k, соединенном с фланцевой посадочной шейкой 12k. Корпусный элемент 34k выполнен в виде кольцевого элемента, устанавливаемого на фланцевую посадочную шейку 12k. Надетый на фланцевую посадочную шейку 12k кольцевой элемент 34k снабжен выполненным в виде крюка контрупором 26k, который фиксируется с геометрическим замыканием за счет входа во впадину 86k фланца 30k редуктора. Вместе с тем, для фиксации сопряжения между фланцем редуктора и кольцевым элементом также может использоваться зубчатое соединение. В случае разрушения вращающегося круга упор защитного устройства, не показанный на чертеже, натолкнется на ограничительный крюк 26k.
На фиг.15 показано блокировочное устройство 221 в двенадцатом варианте его выполнения. В этом варианте контрупор 261 предусмотрен на торцевой стороне 881 фланцевой посадочной шейки 121. В рассматриваемом варианте осуществления изобретения контрупор 261 устанавливается на фланцевой посадочной шейке 121 с помощью нескольких резьбовых отверстий 901, предпочтительно с возможностью его перестановки, причем безусловно возможным является и фиксированное расположение контрупора. Упор 241, взаимодействующий с контрупором 261, предусмотрен на внутренней стороне 421 стяжного хомута 281, предпочтительно в виде отогнутого или выдавленного крюка. Разумеется, упор, как это показано на фиг.16, также может быть предусмотрен на стяжном хомуте 281' как отдельная деталь 241'. К преимуществам этого варианта можно отнести, например, возможность повышения прочности упора или технологические достоинства. Упор, при наличии у него остаточной деформации после случая разрушения вращающегося круга, может использоваться в качестве механического "индикатора". Такая индикация позволяет подтвердить факт произошедшего разрушения вращающегося круга. На фиг.17 показан альтернативный контрупор 261', расположенный на торцевой стороне 881' фланцевой посадочной шейки 121' и интегрированный во фланцевую посадочную шейку 121'.
Упоры могут быть выполнены таким образом, чтобы блокировать такое проворачивание защитного устройства 16 в одном направлении 18 или 20 проворачивания, в то же время допуская поворот защитного устройства 16 с проскакиванием фиксированных положений (преодолением усилий фиксации) в противоположном направлении 20 или 18. На фиг.18 показано изображенное частично блокировочное устройство 22m в тринадцатом варианте его выполнения. В этом варианте контрупор 26m установлен на торцевой стороне 88m фланцевой посадочной шейки 12m подпружиненным в направлении продольной оси 92m. Кроме того, он имеет поверхность 94m, скошенную в направлении 18m или 20m проворачивания. Неподвижный относительно защитного устройства контрупор 26m при его вращении в одном направлении 18m или 20m проворачивания может проскочить подпружиненный контрупор 26m со скошенной поверхностью 94m, отжав контрупор 26m в продольном направлении 92m, тогда как в случае разрушения вращающегося круга вращение защитного устройства 16m в противоположном направлении 20m или 18m будет остановлено за счет столкновения упора с контрупором.
В рассматриваемых ниже вариантах осуществления изобретения упор 24 выполнен в виде по меньшей мере одного выступа, входящего в выполненный в качестве контрупора 26 паз, причем выступ 24 предусмотрен на внутренней стороне 42 и/или на торцевой стороне 44 стяжного хомута 28 защитного устройства 16, а паз 26 образован впадиной, проходящей по внешней окружности фланцевой посадочной шейки 12 и/или во фланце 30 редуктора и ограниченной в окружном направлении 18, 20, Ограничение 48 паза 26 образовано введенным в паз 26 элементом, предусмотренным на дискообразном элементе 34 язычком или предусмотренным на пластинчатом элементе 34 выступом.
На фиг.19 показано блокировочное устройство 22n в четырнадцатом варианте его выполнения. В этом варианте на фланцевой посадочной шейке 12n предусмотрен используемый в качестве контрупора 26n паз, образованный впадиной 26n, проходящей по внешней окружности фланцевой посадочной шейки 12n и ограниченной в окружном направлении 18n, 20n. В этот паз 26n входит упор 24n, расположенный на внутренней стороне 42n стяжного хомута 28n и выполненный в виде выступа. В случае разрушения вращающегося круга выступ 24n наталкивается на стенку 48n, образующую ограничение паза, таким образом препятствуя проворачиванию защитного устройства 16n. На фиг.20-21 показаны альтернативные варианты выполнения ограничения 48n', 48n паза 26n', проходящего на фланцевой посадочной шейке 12n' в окружном направлении. На фиг.20 прерывание кольцевого паза достигается введением ограничительного элемента 48n' в выемку фланцевой посадочной шейки 12n'. На фиг.21 показан ограничительный элемент 48n в альтернативном исполнении. Для изменения положения упора также можно предусмотреть несколько ограничительных элементов, расположенных на окружности фланцевой посадочной шейки.
На фиг.22 показано блокировочное устройство 22о в пятнадцатом варианте его выполнения. В этом варианте на фланцевой посадочной шейке 12о предусмотрен используемый в качестве контрупора 26о паз, образованный впадиной 26о, проходящей в краевой области фланцевой посадочной шейки 12о по ее внешней окружности и ограниченной в окружном направлении 18о, 20о, причем впадина 22о открыта не только наружу, но и кверху. В этот паз 26о входит упор 24о, расположенный на внутренней стороне 42о стяжного хомута 28о и выполненный в виде выступа, причем в случае разрушения вращающегося круга стенки, прерывающие паз 26о и образующие его ограничения 48о, представляют собой ограничители вращения.
На фиг.23 показано изображенное частично блокировочное устройство 22р в шестнадцатом варианте его выполнения. В этом варианте паз 26р образован фланцевой посадочной шейкой 12р и дискообразным элементом 34р, надетым на фланцевую посадочную шейку 12р, для чего фланцевая посадочная шейка 12р выполнена с нижней частью 96р большего диаметра и верхней частью 98р меньшего диаметра, а надетый на фланцевую посадочную шейку 12р дискообразный элемент 34р имеет диаметр, больший, чем у верхней части 98р фланцевой посадочной шейки 12р. Ограничение паза 26р образовано предусмотренным на дискообразном элементе 34р язычком 48р, выступающим в направлении нижней части 96р фланцевой посадочной шейки 12р. В рассматриваемом варианте дискообразный элемент 34р соединен с фланцевой посадочной шейкой 12р двумя заклепочными стержнями 100р, причем для этого могут применяться и другие целесообразные средства крепления. При наличии нескольких расположенных концентрически относительно оси 56р приводного вала отверстий под заклепочные стержни дискообразный элемент 34р можно устанавливать на фланцевую посадочную шейку 12р в различных положениях, благодаря чему производитель может задавать положение ограничителя вращения в "прямом" или "обратном" направлениях.
На фиг.24 показано блокировочное устройство 22q в семнадцатом варианте его выполнения. В этом варианте используемый в качестве контрупора 26q паз образован проходящей во фланце 30q редуктора и ограниченной в окружном направлении 18q, 20q впадиной 26q, в которую входит выступ 24q, выполненный в качестве упора на торцевой стороне 44q стяжного хомута 28q защитного устройства 16q. Протяженность неподвижного относительно корпуса паза 26q ограничена в соответствующем месте, чтобы в случае разрушения вращающегося круга неподвижный относительно защитного устройства выступ 24q упирался в ограничивающую паз стенку 48q, прекращая проворачивание защитного устройства.
На фиг.25 показано блокировочное устройство 22r в восемнадцатом варианте его выполнения. В этом варианте используемый в качестве контрупора 26r паз предусмотрен на корпусном элементе 34r, которым является пластинчатый элемент 34r, предусмотренный на фланце редуктора, на чертеже не показанном. Паз 26r образован не показанной на чертеже фланцевой посадочной шейкой и пластинчатым элементом 34r, надетым на фланцевую посадочную шейку и закрепленным на фланце редуктора, для чего пластинчатый элемент 34r имеет отверстие 102r, диаметр которого больше диаметра фланцевой посадочной шейки. Благодаря этому между фланцевой посадочной шейкой и пластинчатым элементом 34r образуется паз 26r, ограниченный в окружном направлении предусмотренным на пластинчатом элементе 34r выступом 48r. Этот вариант очень хорошо подходит для дооснащения ручной машины.
На фиг.26 показано изображенное частично блокировочное устройство 22s в девятнадцатом варианте его выполнения. В этом варианте контрупор 26s расположен на корпусе 32s редуктора. В предпочтительном варианте контрупор 26s интегрирован в корпус 32s редуктора (выполнен за одно целое с ним или встроен в него). Вместе с тем, контрупор также может устанавливаться на корпусе редуктора как отдельный конструктивный элемент.
На фиг.27а и 27б показано частично изображенное устройство 22t для блокировки проворачивания, выполненное иначе, чем показано на фиг.2-26. Контрупор 26t устройства 22t для блокировки проворачивания расположен на фланце 30t редуктора ручной машины. Контрупор 26t выполнен в виде отдельного от фланца 30t редуктора конструктивного элемента и в смонтированном состоянии привинчен к фланцу 30t редуктора. Кроме того, устройство 22t для блокировки проворачивания содержит установочный узел 104t, расположенный на фланце 30t редуктора и предусмотренный для установки контрупора 26t. Установочный узел 104t имеет выемку 106t во фланце 30t редуктора (фиг.29а и 29б). Выемка 106t, или установочный узел 104t, расположена в основании 120t фланца 30t редуктора, причем это основание 120t выступает в радиальном направлении 110t наружу от фланцевой посадочной шейки 12t и ориентировано в основном перпендикулярно фланцевой посадочной шейке 12t, или оси 56 выходного вала 52. Выемка 106t расположена во внешней в радиальном направлении 110t краевой области 124t основания 120t и проходит в направлении 18t, 20t проворачивания вдоль участка фланцевой посадочной шейки 12t (см, на фиг.27а, 27б, 29а и 29б). Кроме того, выемка 106t выполнена сужающейся в направлении 126t вращения рабочего инструмента, представляющего собой шлифовальный круг 54.
Выемка 106t расположена в области 128t крепежного отверстия 130t для крепления фланца 30t редуктора на корпусе 32 редуктора ручной машины, в результате чего при креплении контрупора 26t к фланцу 30t редуктора последний одновременно крепится к корпусу 32 редуктора. Для этого контрупор 26t также имеет отверстие 132t (фиг.28а и 28б), через которое в смонтированном состоянии проходит крепежный винт 134t, ввинченный в корпус 32 редуктора (фиг.27а и 27б). При этом крепежный винт 134t выполнен с потайной головкой, так что при совершении защитным устройством 16t вместе с упором 24t вращательного движения вследствие передачи защитному устройству импульса энергии отброшенными наружу фрагментами разорвавшегося рабочего инструмента, упор 24t может беспрепятственно дойти до контрупора 26t (фиг.30а и 30б). Кроме того, установочный узел 104t имеет два опорных элемента 108t, 112t, предусмотренных для поддержки контрупора 26t в случае разрушения рабочего инструмента (фиг.27а, 276, 29а и 29б). Один из двух опорных элементов 108t предусмотрен для поддержки контрупора 26t в направлении 18t проворачивания, или в направлении 126t вращения рабочего инструмента, и с этой целью расположен в направлении 18t проворачивания, или в направлении 126t вращения, у суженного конца 136t выемки 106t и выполнен в виде ребра 114t, проходящего в радиальном направлении 110t. Другой опорный элемент 112t предусмотрен для поддержки контрупора 26t в радиальном направлении 110t. С этой целью опорный элемент 112t образован стенкой, проходящей вдоль направления 18t, 20t проворачивания, или направления 126t вращения, по внешнему в радиальном направлении 110t краю 1381 основания 120t, охватывающему выемку 106t. Оба опорных элемента 108t, 112t выполнены за одно целое друг с другом, а также за одно целое с основанием 120t, или с фланцем 30t редуктора (фиг.27а, 27б, 29а и 29б). Опорный элемент 112t для поддержки контрупора 26t в радиальном направлении 110t имеет измеряемую вдоль оси 56 выходного вала 52 высоту 150t, максимальное значение которой равно высоте 152t обращенного к основанию 120t участка 140t фланцевой посадочной шейки 12t. Этот обращенный к основанию 120t участок 140t фланцевой посадочной шейки 12t ограничен в направлении оси 56 замкнутым пазом 142t, проходящим на фланцевой посадочной шейке 12t в направлении 18t, 20t проворачивания и предусмотренным в качестве направляющей для не показанного на чертеже кодирующего элемента защитного устройства, причем паз 142t может быть выполнен путем последующей обработки фланца 30t редуктора, например токарной обработки.
Контрупор 26t имеет основание 144t, имеющее сужающуюся форму выемки 106t и при собранном устройстве располагающееся в этой выемке, и ограничительный элемент 146t (см. на фиг.27а-28б). Ограничительный элемент 146t расположен в сужающейся части 148t основания 144t. Кроме того, ограничительный элемент 146t имеет высоту 154t, превышающую высоту 150t опорного элемента 112t, что делает возможным наталкивание упора 24t на ограничительный элемент 146t контрупора 26t. При этом упор 24t образован одним замыкающим элементом 162t зажимного узла 66t, выполненным в виде гайки, причем при установленном защитном устройстве 16t гайка навинчена на другой замыкающий элемент 166t, выполненный в виде зажимного винта 164t. Ввиду малой высоты 150t опорного элемента 112t обращенный к контрупору 26t конец 168t зажимного винта 164t может пройти мимо контрупора 26t, в результате чего при нежелательном проворачивании защитного устройства 16t в направлении 126t вращения рабочего инструмента под действием отброшенного наружу и ударившегося в защитное устройство 16t фрагмента разорвавшегося рабочего инструмента на контрупор 26t наталкивается, или ударяется в него, только образованный гайкой упор 24t зажимного узла 66t (см. фиг.30а и 30б). Кроме того, ограничительный элемент 146t контрупора 26t в собранном с фланцем 30t редуктора состоянии упирается наружу в радиальном направлении 110t в опорный элемент 112t, а в направлении 18t проворачивания, или в направлении 126t вращения - в опорный элемент 108t, в результате чего при вызванном разрушением рабочего инструмента соударении упора 24 защитного устройства 16 с контрупором 26t последний поддерживается установочным узлом 104t на фланце 30t редуктора, и передаваемые на контрупор 26t нагрузки могут отводиться через фланец 30t редуктора. Для эффективного поглощения энергии в случае наталкивания упора 24 на контрупор 26t при разрушении рабочего инструмента контрупор 26t выполнен из иного материала, чем фланец 30t редуктора, например из энергопоглощающего материала. Также возможны варианты, в которых контрупор 26t и фланец 30t редуктора выполнены за одно целое, а именно в виде одного конструктивного элемента, и/или контрупор 26t и фланец 30t редуктора выполнены, или изготовлены, из одинакового материала.
Кроме того, ограничительный элемент 146t контрупора 26t имеет выемку 116t, расположенную в зоне 118t взаимодействия контрупора с упором при наталкивании упора 24t на контрупор 26t (фиг.28а, 28б, 30а и 30б). Выемка 116t расположена во внешней - в радиальном направлении 110t - краевой области 156t ограничительного элемента 146t и в собранном с фланцем 30t редуктора состоянии контрупора 26t проходит от обращенной от основания 144t концевой части 158t контрупора до обращенной от основания 144t концевой части 160t опорного элемента 112t. Благодаря этому при столкновении упора 24t и контрупора 26t в случае нежелательного проворачивания защитного устройства 16t, вызванного попаданием в защитное устройство 16t отброшенного наружу фрагмента разорвавшегося рабочего инструмента, обращенный к контрупору 26t конец 168t зажимного винта 164t проходит мимо контрупору 26t, в частности мимо зоны 118t взаимодействия контрупора 26t с упором, и только образованный гайкой упор 24t ударяется в эту зона 118t взаимодействия. В принципе, возможны варианты осуществления изобретения, в которых упор 24t образован концом стяжного хомута 28t защитного устройства 16t и/или другими подходящими с точки зрения специалиста конструктивными элементами защитного устройства 16t.
Класс B24B23/02 с вращающимися шлифовальными инструментами; приспособления к ним
Класс B24B55/05 специально предназначенные для переносных шлифовальных станков