способ определения гидродинамических параметров математической модели судна

Классы МПК:B63H25/52 конструктивные элементы систем управления, не отнесенные к другим группам 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" (ФГБОУВПО "МГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-04-10
публикация патента:

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для прогнозирования движения судна при маневрировании. Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна включает использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине диаметральной плоскости судна точек носовой F и кормовой A, определение текущих значений кинематических параметров движения судна в подвижной системе координат ZXОY и на их основе вычисление текущих гидродинамических параметров математической модели движения судна, компьютерное моделирование движения судна на базе последней. Подвижная система координат ZXОY связана с судном. С помощью датчиков ускорений определяют в реальном масштабе времени текущие значения продольных, поперечных и угловых ускорений носовой F (wfx1, wfy1 , способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ) и кормовой A (wax1, way1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ) точек в неподвижной системе координат X1О 1Y1. На основе этих значений определяют текущие значения кинематических параметров движения судна. Достигается повышение точности прогнозирования движения судна при выполнении им маневрирования. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

Формула изобретения

1. Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна, включающий использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине диаметральной плоскости судна точек носовой F и кормовой A, определение текущих значений кинематических параметров движения судна в подвижной системе координат ZXОY, связанной с судном, и на их основе вычисление текущих гидродинамических параметров математической модели движения судна, компьютерное моделирование движения судна на базе последней, отличающийся тем, что используют датчики ускорений, с их помощью определяют в реальном масштабе времени текущие значения продольных, поперечных и угловых ускорений носовой F (wfx1, w fy1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ) и кормовой A (wax1, way1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ) точек в неподвижной системе координат X1О 1Y1, на их основе определяют текущие значения кинематических параметров движения судна.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что определяют следующие значения кинематических параметров:

- линейные скорости носовой F (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 f) и кормовой A (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 a) точек и их проекции на продольную ОX (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 xf, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 xa) и поперечную ОY (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 yf, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ya) координатные оси подвижной системы координат ZXОY, связанной с судном;

- абсциссы центра вращения (xо) в подвижной системе координат ZXОY;

- проекции вектора линейной скорости в центре тяжести на поперечную ось ОY (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 y);

- угловую скорость судна (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для прогнозирования движения судна при маневрировании.

Известен способ определения гидродинамических параметров математической модели судна (Пат. РФ № 2442718, опубл. 20.02.2012), основанный на измерении с помощью приемников спутниковой навигационной системы с дифференциальными поправками в реальном масштабе времени координат двух определенным образом разнесенных в диаметральной плоскости по длине судна точек, условно названных носовой и кормовой, и определении, с использованием данных измерений текущих координат этих точек, текущих значений кинематических параметров движения судна:

- линейных скоростей носовой F (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 f) и кормовой A (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 a) точек и их проекций на продольную X (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 xf, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ха) и поперечную Y (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 yf, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ya) координатные оси подвижной системы координат ZXОY, связанной с судном;

- абсциссы центра вращения (хо) в системе координат ZXОY;

- проекции вектора линейной скорости в центре тяжести на поперечную ось Y (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 y);

- линейной скорости центра тяжести судна (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 );

- радиуса кривизны траектории ЦТ судна (R);

- угловой скорости судна (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ),

которые используют для вычисления текущих значений гидродинамических параметров математической модели судна, на базе которой выполняют компьютерное моделирование с целью прогнозирования движения судна при маневрировании. Данный способ наиболее близок к предлагаемому и принят за прототип.

Недостатком данного способа является то, что для определения кинематических параметров движения судна приходится прибегать к численному дифференцированию параметров, измеренных с помощью спутниковой навигационной системы, что приводит к снижению точности результатов расчета кинематических параметров движения судна. Указанный недостаток становится более существенным, если точность измерения координат носовой и кормовой точек судна по каким-либо причинам (погодные условия, район плавания и др.) снижается.

Целью предлагаемого способа является исключение отмеченного недостатка при экспериментально-расчетном определении параметров математической модели судна в непрерывном режиме и, как следствие, повышение точности прогнозирования движения судна при выполнении им маневрирования с использованием компьютерного моделирования на базе адекватной математической модели судна.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в повышении точности прогнозирования движения судна при выполнении им маневрирования.

Для достижения указанного технического результата в способе определения гидродинамических параметров математической модели судна, включающем использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине диаметральной плоскости судна точек носовой F и кормовой A, определение текущих значений кинематических параметров движения судна в подвижной системе координат ZXОY, связанной с судном, и на их основе вычисление текущих гидродинамических параметров математической модели движения судна, компьютерное моделирование движения судна на базе последней, используют датчики ускорений, с их помощью определяют в реальном масштабе времени текущие значения продольных, поперечных и угловых ускорений носовой F (wfx1, wfy1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ) и кормовой A (wax1, way1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ) точек в неподвижной системе координат X1O 1Y1, на их основе определяют текущие значения кинематических параметров движения судна.

Предлагаемый способ поясняется чертежом.

Способ заключается в следующем. Математическая модель судна, используемая для компьютерного моделирования при прогнозировании движения судна в процессе маневрирования, представляет собой систему дифференциальных уравнений, общий вид которых, с учетом известных условностей [1], [2], [3], [4], [5], следующий:

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

где способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 x, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 y - проекции вектора линейной скорости в ЦТ судна на продольную ОX и поперечную ОY оси соответственно;

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 - курс судна;

X1, Y1 - координаты ЦТ судна в неподвижной системе координат X 1О1Y1;

C1 , С2, С3, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 - параметры математической модели, численные значения которых определяют в зависимости от геометрических элементов погруженной части корпуса судна, которые постоянны при данном состоянии загрузки последнего [1], [2], [3], [4], [5].

В процессе движения судна с помощью акселерометров определяют продольные, поперечные и угловые ускорения носовой F(wfx1 , wfy1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ) и кормовой A (wax1, way1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ) точек судна в неподвижной системе координат X1 О1Y1 и рассчитывают продольные и поперечные составляющие линейных скоростей носовой (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 fx1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 fy1) и кормовой (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ax1, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ay1) точек с использованием известных зависимостей:

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

Далее рассчитывают продольные и поперечные составляющие линейных скоростей носовой F (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 fx, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 fy) и кормовой A (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ax, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ay) точек судна в подвижной системе координат ZXОY, связанной с судном, с учетом воздействия на судно течения в районе маневрирования:

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

где способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 st - скорость течения;

q st - направление течения.

Очевидно, что продольная составляющая линейной скорости судна в любой заданной точке, расположенной на ДП, будет иметь одно значение, следовательно, можно считать, что

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

Используя значения абсциссы носовой точки F в системе координат ZXОY (xf) и абсциссы кормовой точки A в той же системе координат (xa), а также поперечные составляющие линейных скоростей в носовой (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 fy) и кормовой (способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 ay) точках, определенных с использованием зависимостей (3), рассчитывают абсциссу центра вращения судна (см. чертеж) xo [1], [2], [3], [4], [5] по формуле:

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

Поперечную составляющую линейной скорости в ЦТ судна определяют по формуле, полученной по чертежу, а именно:

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

Угловую скорость судна

способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048

Текущие значения коэффициентов C 1, C2, C3, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 рассчитывают в зависимости от геометрических элементов погруженной части корпуса судна, которые постоянны при данном состоянии загрузки последнего [1], [2], [3], [4], [5].

Таким образом, определяют все гидродинамические параметры математической модели судна, входящие в правые части дифференциальных уравнений (1). Вычислив правые части уравнений (1), можно в любой заданный момент времени рассчитать значения параметров, характеризующих движение судна при выполнении маневрирования, а именно способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 x, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 y, способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 , способ определения гидродинамических параметров математической   модели судна, патент № 2493048 , X1, Y1, что позволяет прогнозировать любой маневр до его выполнения с использованием методов компьютерного моделирования.

Литература

1. Басин A.M. Ходкость и управляемость судов / A.M. Басин. - М.

2. Васильев А.В. Управляемость судов: учеб. пособие / А.В.Васильев. - Л.: Судостроение, 1989. - 328 с.

3. Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна: справочник / А.Д. Гофман. - Л.: Судостроение, 1988. - 360 с.

4. Соболев Г.В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения / Г.В. Соболев. - Л.: Судостроение, 1976. - 478 с.

5. Справочник по теории корабля. В 3 т. Т.3: Управляемость водоизмещающих судов. Гидродинамика судов с динамическими принципами поддержания / под ред. Я.И. Войткунского. - Л.: Судостроение, 1985. - 544 с.

Наверх