беспилотный летательный аппарат
Классы МПК: | B64C1/30 конструктивные элементы фюзеляжа с относительным перемещением для уменьшения габаритных размеров летательного аппарата при хранении B64C3/56 складывание или отделение части крыла с целью уменьшения общих габаритов самолета |
Автор(ы): | Багдасарян Эдуард Гарикович (RU), Зубарев Александр Николаевич (RU), Калинин Леонид Валентинович (RU), Камышова Татьяна Юрьевна (RU), Корнушенко Александр Вячеславич (RU), Кудрявцев Олег Валентинович (RU), Серохвостов Сергей Владимирович (RU), Щербаков Александр Валентинович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "АЭРОКОН" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-12-23 публикация патента:
20.09.2013 |
Изобретение относится к летательным аппаратам. Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж, крыло, V-образное оперение и силовую установку с тянущим воздушным винтом. Фюзеляж (1) составлен из присоединенных к центральной (8) носовой (9) и конической хвостовой (10) частей. Крыло (2) содержит центроплан (5), соединенный с консолями (6) с элеронами (7). Оперение (3) выполнено с ложементом (12), соединяющим консоли (11) и сопрягающимся с хвостовой частью (10). Центроплан (5) выполнен с наплывом (13) и оснащен элементами крепления полезной нагрузки. Консоли (6) установлены под поперечным углом и имеют геометрическую крутку с уменьшением угла установки в концевых сечениях. Элероны (7) соединены с верхней поверхностью консоли (6) посредством гибкой обшивки (16). Изобретение направлено на повышение аэродинамического качества. 6 з.п. ф-лы, 12 ил.
Формула изобретения
1. Беспилотный летательный аппарат, содержащий фюзеляж, крыло, V-образное оперение и силовую установку с тянущим воздушным винтом, при этом крыло содержит центроплан и присоединяемые к нему консоли, задняя кромка которых оснащена отклоняемыми поверхностями, фюзеляж составлен из носовой и хвостовой частей, выполненных с возможностью их разъединения и имеющие различное поперечное сечение, V-образное оперение содержит две консоли, выполненные с возможностью их снятия с хвостовой части фюзеляжа, отличающийся тем, что фюзеляж оснащен центральной частью, выполненной с возможностью разъединения с носовой и хвостовой частями посредством быстроразъемного крепежа, центроплан крыла выполнен с наплывом в месте примыкания к фюзеляжу и с переменной относительной толщиной, увеличивающейся по мере приближения к фюзеляжу, при этом максимальная толщина профиля центральной хорды центроплана превосходит высоту поперечного сечения центральной части, фюзеляжа, V-образное оперение выполнено с ложементом с конической поверхностью, соответствующей конической поверхности хвостовой части фюзеляжа в месте установки V-образного оперения и соединяющим между собой его консоли, а центроплан в месте размещения фюзеляжа оснащен элементами крепления полезной нагрузки.
2. Беспилотный летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что консоли крыла выполнены сужающимися, с законцовками с криволинейной кромкой и с поперечным углом установки, не равными поперечному углу установки центроплана.
3. Беспилотный летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что консоли выполнены с геометрической круткой с уменьшающейся величиной угла установки по мере удаления от места соединения с центропланом.
4. Беспилотный летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что на верхней поверхности центроплана выполнена ниша для посадочного парашюта, оснащенная створкой с приводом ее перемещения, и механизмом выпуска парашюта.
5. Беспилотный летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что в носовой части фюзеляжа размещены электродвигатель, электрические аккумуляторы и элементы системы управления.
6. Беспилотный летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что электрические аккумуляторы размещены в центроплане крыла.
7. Беспилотный летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что соединение центроплана с консолями выполнены в виде, по меньшей мере, одного паза, расположенного в каждой из концевых нервюр центроплана, и установленных в консолях крыла стержней с поперечным сечением, аналогичным поперечному сечению соответствующего паза в концевой нервюре центроплана.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам, а именно, к аэродинамической компоновке и конструкции беспилотного летательного аппарата.
Из уровня техники известны беспилотные летательные аппараты.
Так, в патенте РФ № 2234651 на группу изобретений «Малоразмерый беспилотный летательный аппарат (варианты)», МПК В64С 1/30, В64С 3/56, F42B 10/14, дата публикации 27.09.2008 г., [1], представлен беспилотный летательный аппарат, содержащий фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, при этом фюзеляж составлен из носовой и хвостовой частей, выполненных с возможностью их разъединения и имеющие различное поперечное сечение. Недостатком известного беспилотного летательного аппарата [1] является выполнение по схеме высокоплан, что увеличивает его коэффициент аэродинамического лобового сопротивления при нулевой подъемной силе Схо в связи с увеличением миделя и наличием интерференции между крылом и фюзеляжем. Кроме того, недостатком является размещение полезной нагрузки в фюзеляже, что приводит к ограничению геометрических параметров полезной нагрузки, и, следовательно, к необходимости создания нового аппарата для каждого вида полезной нагрузки, отличающейся геометрическими параметрами.
В патенте РФ № 83483 на полезную модель «Беспилотный летательный аппарат», МПК В64С 1/26, В64С 1/30, В64С 3/56 В64С 5/02, F42B 10/14, дата публикации 10.06.2009 г., [2], представлен беспилотный летательный аппарат, содержащий фюзеляж, крыло, V-образное оперение и силовую установку с тянущим воздушным винтом, при этом крыло содержит центроплан и присоединяемые к нему консоли, задняя кромка которых оснащена отклоняемыми поверхностями, фюзеляж составлен из носовой и хвостовой частей, выполненных с возможностью их разъединения и имеющие различное поперечное сечение, V-образное оперение выполнено с возможностью снятия его консолей с хвостовой части фюзеляжа. Недостатком полезной модели [2] является выполнение по схеме высокоплан, что увеличивает его коэффициент Схо в связи с увеличением миделя и наличием интерференции между крылом и фюзеляжем. Кроме того, недостатком является размещение полезной нагрузки в фюзеляже, что приводит к ограничению геометрических параметров полезной нагрузки, и, следовательно, к необходимости создания нового аппарата для каждого вида полезной нагрузки, отличающейся геометрическими параметрами.
В патенте РФ № 41295 на полезную модель «Разведывательный беспилотный летательный аппарат», МПК В64С 39/02, дата публикации 20.10.2004 г., [3], представлен беспилотный летательный аппарат, содержащий фюзеляж, крыло, V-образное оперение и силовую установку с тянущим воздушным винтом, при этом задняя кромка крыла оснащена отклоняемыми поверхностями, фюзеляж составлен из носовой и хвостовой частей, имеющих различное поперечное сечение, V-образное оперение выполнено с возможностью снятия его консолей с хвостовой части фюзеляжа. Недостатком полезной модели [3] является выполнение по схеме высокоплан, низкоплан или среднеплан, что увеличивает его коэффициент Схо в связи с увеличением миделя и наличием интерференции между крылом и фюзеляжем. Кроме того, недостатком является размещение полезной нагрузки в фюзеляже, что приводит к ограничению геометрических параметров полезной нагрузки, и, следовательно, к необходимости создания нового аппарата для каждого вида полезной нагрузки, отличающейся геометрическими параметрами.
Беспилотный летательный аппарата, представленный в описании полезной модели [2], принят за наиболее близкий аналог заявленного изобретения.
Решаемой технической задачей является обеспечение универсальности использования беспилотного летательного аппарата путем увеличения номенклатуры и геометрических параметров полезной нагрузки.
Технический результат изобретения состоит в повышении аэродинамического качества беспилотного летательного аппарата путем уменьшения аэродинамического сопротивления при нулевой подъемной силе Схо.
Технический результат изобретения состоит также в увеличении номенклатуры и геометрических параметров полезной нагрузки.
Сущность изобретения состоит в следующем.
Беспилотный летательный аппарат, как и в наиболее близком аналоге [2], содержит фюзеляж, крыло, V-образное оперение и силовую установку с тянущим воздушным винтом, при этом крыло содержит центроплан и присоединяемые к нему консоли, задняя кромка которых оснащена отклоняемыми поверхностями, фюзеляж составлен из носовой и хвостовой частей, выполненных с возможностью их разъединения и имеющие различное поперечное сечение, V-образное оперение содержит две консоли, выполненные с возможностью их снятия с хвостовой части фюзеляжа, но в отличие от наиболее близкого аналога [2], фюзеляж оснащен центральной частью, выполненной с возможностью разъединения с носовой и хвостовой частями посредством быстроразъемного крепежа, центроплан крыла выполнен с наплывом в месте примыкания к фюзеляжу и с переменной относительной толщиной, увеличивающейся по мере приближения к фюзеляжу, при этом максимальная толщина профиля центральной хорды центроплана превосходит высоту поперечного сечения центральной части фюзеляжа, V-образное оперение выполнено с ложементом с конической поверхностью, соответствующей конической поверхности хвостовой части фюзеляжа в месте установки V-образного оперения и соединяющим между собой его консоли, а центроплан в месте размещения фюзеляжа оснащен элементами крепления полезной нагрузки.
Беспилотный летательный аппарат характеризуется тем, что консоли крыла выполнены сужающимися, с законцовками с криволинейной кромкой и с поперечным углом установки, не равными поперечному углу установки центроплана.
Беспилотный летательный аппарат характеризуется тем, что консоли выполнены с геометрической круткой с уменьшающейся величиной угла установки по мере удаления от места соединения с центропланом.
Беспилотный летательный аппарат характеризуется тем, что на верхней поверхности центроплана выполнена ниша для посадочного парашюта, оснащенная створкой с приводом ее перемещения, и механизмом выпуска парашюта.
Беспилотный летательный аппарат характеризуется тем, что в носовой части фюзеляжа размещены электродвигатель, электрические аккумуляторы и элементы системы управления.
Беспилотный летательный аппарат характеризуется тем, что электрические аккумуляторы размещены в центроплане крыла.
Беспилотный летательный аппарат характеризуется тем, что соединение центроплана с консолями выполнены в виде, по меньшей мере, одного паза, расположенного в каждой из концевых нервюр центроплана, и установленных в консолях крыла стержней с поперечным сечением, аналогичным поперечному сечению соответствующего паза в концевой нервюре центроплана.
Представленные признаки являются существенными для достижения заявленного технического результата, взаимосвязаны между собой и образуют совокупность, необходимую и достаточную для достижения технического результата и решения поставленной задачи.
Действительно, выполнение беспилотного летательного аппарата содержащим фюзеляж, крыло, V-образное оперение и силовую установку с тянущим воздушным винтом, при выполнении крыла содержащим центроплан и присоединяемые к нему консоли, задняя кромка которых оснащена отклоняемыми поверхностями, выполнение центроплана с наплывом в месте примыкания к фюзеляжу и с увеличивающейся относительной толщиной по мере приближения к фюзеляжу, а фюзеляжа составленным из носовой, центральной и хвостовой частей, установленных с возможностью их разъединения и имеющих различное поперечное сечение, при этом с высотой поперечного сечения центральной части фюзеляжа меньшей максимальной толщины профиля центроплана, а также выполнение V-образного оперения с соединяющим его консоли ложементом с конической поверхностью, соответствующей конической поверхности хвостовой части фюзеляжа, обеспечивает уменьшение коэффициента аэродинамического сопротивления при нулевой подъемной силе Схо благодаря интегральной форме сочленения центральной части фюзеляжа с центропланом крыла, а также малой площади поперечного сечения носовой части фюзеляжа благодаря ее цилиндрической форме и уменьшению площади омываемой поверхности хвостовой части фюзеляжа благодаря ее конической форме. При этом наличие узлов крепления полезной нагрузки в месте с максимальной геометрической высотой обеспечивает прочность планера беспилотного летательного аппарата при соединении контейнеров с разными геометрическими размерами в зависимости от характера полезной нагрузки.
Выполнение консолей крыла сужающимися и с законцовками с криволинейной кромкой, а также с поперечным углом установки, не равным поперечному углу установки центроплана, способствует приближению эпюры распределенной по размаху аэродинамической нагрузки к эллиптической форме, что приводит к уменьшению индуктивного сопротивления и, следовательно, повышению аэродинамического качества.
Выполнение консолей с геометрической круткой с уменьшающейся величиной угла установки по мере удаления от места соединения с центропланом способствует снижению индуктивного сопротивления благодаря приближению эпюры распределенной аэродинамической нагрузки на крыле к эллиптической форме и увеличению углов атаки безотрывного обтекания.
Размещение на верхней поверхности центроплана ниши для посадочного парашюта, оснащенной створкой с приводом ее перемещения, и механизмом выпуска парашюта позволяет выполнять беспилотный летательный аппарат без шасси, что уменьшает его коэффициент Схо.
Выполнение беспилотного летательного аппарата с размещением в носовой части фюзеляжа электродвигателя, электрических аккумуляторов и элементов системы управления обеспечивает чистоту аэродинамической формы и, следовательно, способствует снижению коэффициента Схо.
Выполнение беспилотного летательного аппарата с размещением элементов питания в центроплане крыла обеспечивает чистоту аэродинамической поверхности, что способствует уменьшению коэффициента Схо.
Выполнение соединения центроплана с консолями в виде, по меньшей мере, одного паза, расположенного в каждой из концевых нервюр центроплана, и установленных в консолях крыла стержней с поперечным сечением, аналогичным поперечному сечению соответствующего паза в концевой нервюре центроплана, обеспечивает присоединение консолей к центроплану без элементов крепежа, то есть без нарушения аэродинамической чистоты беспилотного летательного аппарата. При этом такое соединение обеспечивает прижатие консолей к центроплану благодаря параллельной плоскости хорд центроплана составляющей аэродинамической силе на консолях, поперечный угол установки которых не равен поперечному углу установки центроплана.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 показан беспилотный летательный аппарат в изометрии.
На фиг.2 показан вид в плане беспилотного летательного аппарата.
На фиг.3 показан вид сзади беспилотного летательного аппарата.
На фиг.4 показан вид сбоку беспилотного летательного аппарата.
На фиг.5 показан разрез А-А на фиг.2.
На фиг.6 показан разрез Б-Б на фиг.2.
На фиг.7 показан разрез В-В на фиг.2.
На фиг.8 показан разрез Г-Г на фиг.2.
На фиг.9 показан разрез Д-Д на фиг.2.
На фиг.10 показан разрез Е-Е на фиг.2.
На фиг.11 показан разрез Ж-Ж на фиг.2.
На фиг.12 показана схема технологическое расчленение беспилотного летательного аппарата в изометрии.
Беспилотный летательный аппарат устроен следующим образом.
Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж 1, крыло 2, V-образное оперение 3 и силовую установку с тянущим воздушным винтом 4. Крыло 2 содержит центроплан 5 и присоединяемые к нему консоли 6, задняя кромка которых оснащена отклоняемыми поверхностями, например, элеронами 7 или зависающими закрылками (фиг.1, 2).
Фюзеляж 1 составлен из центральной части 8, выполненной с возможностью соединения с носовой 9 и конической хвостовой 10 частями посредством быстроразъемного крепежа (фиг.1, 2, 4). V-образное оперение 3 выполнено с соединяющим между собой его консоли 11 ложементом 12 с конической поверхностью, соответствующей конической поверхности хвостовой части 10 фюзеляжа 1 в месте установки V-образного оперения 4 (фиг.3). Ложемент 12 V-образного оперения 4 соединяется с конической хвостовой частью 10 фюзеляжа 1 (фиг.5) посредством разъемного, например, болтового соединения (на фиг. не показано). При этом поперечное сечение носовой части 9 отличается от поперечного сечения хвостовой части 10 фюзеляжа 1 (фиг.1, 2, 4).
Центроплан 5 крыла 2 выполнен с наплывом 13 в месте примыкания к фюзеляжу и с переменной относительной толщиной профиля с=С/В (где С - толщина, В - длина хорды центроплана 5 крыла 2), увеличивающейся по мере приближения к фюзеляжу 1 (фиг.6, 7), при этом максимальная толщина СmaxЦП контура продольного сечения центроплана превосходит высоту поперечного сечения НФ центральной части 8 фюзеляжа 1: Cmax>НФ. На центроплане 5 крыла 2 установлены элементы крепления полезной нагрузки (на фиг. не обозначены). Консоли 6 крыла 2 выполнены с геометрической круткой с уменьшающейся величиной угла установки К по мере удаления от места соединения с центропланом 5 крыла 2 (фиг.8). Кроме того, консоли 6 крыла 2 могут выполняться сужающимися и с законцовками 14 с криволинейной кромкой и установлены под поперечным углом установки К, отличающегося от поперечного угла установки центроплана ЦП: К ЦП.(фиг.3, 9).
Отклоняемые поверхности, например, элероны 7, оснащены приводом 15 их отклонения (фиг.9). При этом отклоняемые поверхности, например, элероны 7, в поперечном сечении выполнены не выходящими за теоретический контур профиля консоли 6, соединены с верхней поверхностью консоли 6 посредством верхнего слоя гибкой обшивки 16, выполненной, например, из стеклоткани, а на нижней поверхности выполнены с криволинейным контуром 17, опирающегося на контур (кромку) нижней поверхности консоли 6 крыла 2. Тяга привода 15, установленного на консоли 6, соединена с выходящей за контуры теоретического профиля нервюрой 18 элерона 7 (фиг.9).
Беспилотный летательный аппарат может оснащаться взлетно-посадочным шасси, однако, в предпочтительном варианте выполнения запуск беспилотного аппарата осуществляется с катапульты, а посадка - на посадочном парашюте (на фиг. не обозначен), который размещен в нише 19 на верхней поверхности центроплана 5, оснащенной створкой 20 с приводом ее перемещения (на фиг. не показано) и механизмом выпуска парашюта (фиг.2, 6).
В носовой части 9 фюзеляжа 1 размещены электродвигатель 21 с тянущим воздушным винтом 4 (фиг.6), электрические аккумуляторы, а также элементы системы управления беспилотным летательным аппаратом (на фиг. не показаны). Электрические аккумуляторы также могут размещаться в центроплане 5 крыла 2 (на фиг. не показаны).
Быстроразъемное соединение носовой 10 и хвостовой 11 частей фюзеляжа 1 с центральной частью 9 может выполняться в виде паза 22, в который вставлен винт 23, головка 24 которого расположена на внешней поверхности фюзеляжа 1, во внутренней полости фюзеляжа расположена гайка 25, а между гайкой 25 и внутренней поверхностью фюзеляжа 1 - упругий элемент, например, пружина 26 (фиг.10). Паз 22 выполнен сквозным и расположенным вдоль оси фюзеляжа 1 и перпендикулярно к ней расположенным участком, ширина которого соответствует размеру поперечного сечения головки 24 винта 23 (фиг.2).
Быстроразъемное соединение центроплана 5 с консолями 6 выполнено в виде, по меньшей мере, одного паза 27, расположенного в каждой из концевых нервюр 28 консоли 6, и установленных в центроплане 5 крыла 2 стержней 29 с поперечным сечением, аналогичным поперечному сечению соответствующего паза 27 в концевой нервюре 28 консоли 6 (фиг.11). Стержни 29 и пазы 27 могут располагаться или соединяться с лонжеронами 30 и 31 соответственно центроплана 5 и консолей 6 (фиг.11).
Беспилотный летательный аппарат работает следующим образом.
При сборке беспилотного летательного аппарата, согласно схеме его технологического членения (фиг.12), соединяются разъемы элементов управления в носовой 9 и центральной 8 частях фюзеляжа, затем носовая часть 9 присоединяется к центральной части 8 фюзеляжа 1 путем введения закрепленного, например, на переднем конце центральной части фюзеляжа, в сквозной паз 22 на верхней поверхности носовой части 9 фюзеляжа 1, и затем повернуть для вхождения в участок паза 22, перпендикулярный продольной оси носовой части 9 фюзеляжа 1 (фиг.2, 10, 12). Благодаря разному диаметру головки 24 и винта 23, после вхождения в поперечный участок паза 22 под действием расположенной между гайкой 24 пружины 26 происходит фиксация носовой 9 и центральной 10 частей между собой (фиг.10). Аналогичным образом производится соединение конической хвостовой части 10 к центральной части 8 фюзеляжа 1. После соединения разъемов системы управления в V-образном оперении 3 и в хвостовой части 10 фюзеляжа 1 посредством разъемного соединения соединяют ложемент 12 V-образного оперения 3 к конической хвостовой части 10 фюзеляжа 1 (фиг.5, 12). После соединения разъемов системы управления в консолях 6 и центроплане 5, вставляют стержни 29 консоли 6 в пазы 27 в концевой нервюре 28 центроплана 5 (фиг.11, 12).
После проверки системы управления беспилотный летательный аппарат запускают с катапульты. Во время полета, благодаря малому поперечному сечению передней части 9 фюзеляжа 1, встроенному в центроплан 5 центральной части 8 фюзеляжа 1, а также конической форме хвостовой части 10 фюзеляжа 1 (фиг.1, 2, 4), беспилотный аппарат имеет малую величину коэффициента Схо. Площадь поверхности V-образного оперения 3 также меньше, чем горизонтального и вертикального оперения, что уменьшает площадь его омываемой поверхности и способствует уменьшению Схо беспилотного летательного аппарата. Размещение центральной части 8 фюзеляжа 1 в центроплане 5 крыла 2, выполненном с наплывом 13 и с увеличивающейся относительной толщиной профиля центроплана 5, центральная часть 8 фюзеляжа не выходит за контуры профиля центроплана 5 (фиг.6, 7). Такое соединение обеспечивает уменьшение интерференции между крылом 2 и фюзеляжем 1, что также приводит к уменьшению величины коэффициента Схо. Выполнение крыла 2, составленным из центроплана 5 и присоединяемых к нему консолей 6 (фиг.1, 2, 12), позволяет выполнять крыло с большим удлинением, что уменьшает индуктивное сопротивления крыла 2. При этом выполнение консолей 6 сужающимися (фиг.2, 8), например, за счет стреловидности передней кромки, обеспечивает трапециевидную форму крыла в плане, что способствует эллиптическому распределению циркуляции (нагрузке на крыло), что также снижает индуктивное сопротивление. Выполнение консолей с геометрической круткой с уменьшающимся углом установки К по мере удаления от центроплана 5 (фиг.8) увеличивает углы атаки безотрывного обтекания крыла 2 и расширяет диапазон скоростей полета беспилотного летательного аппарата.
Таким образом, представленный в описании беспилотный летательный аппарат обладает низким аэродинамическим сопротивление, высоким аэродинамическим качеством и большим диапазоном скоростей полета. Наличие элементов крепления контейнера с полезной нагрузкой позволяет устанавливать на беспилотный летательный аппарат контейнеры с полезной нагрузкой в широком диапазоне геометрических параметров и назначения.
Представленные в описании изобретения сведения достаточны для использования изобретения при разработке и изготовлении беспилотного летательного аппарата, обладающего низким аэродинамическим сопротивлением, высоким аэродинамическим качеством и позволяющего устанавливать контейнеры с полезной нагрузкой с разными геометрическими параметрами и широким диапазоном назначения.
ПЕРЕЧЕНЬ ПОЗИЦИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ОПИСАНИИ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1 - фюзеляж;
2 - крыло;
3 - V-образное оперение;
4 - тянущий воздушный винт;
5 - центроплан крыла 2;
6 - консоли крыла 2;
7 - элерон консолей 6 крыла 2;
8 - центральная часть фюзеляжа 1;
9 - носовая часть фюзеляжа 1;
10 - хвостовая часть фюзеляжа 1;
11 - консоли V-образного оперения 3;
12 - ложемент V-образного оперения 3;
13 - наплыв центроплана 5 крыла 2;
14 - законцовка консоли 6 крыла 2;
15 - привод отклонения элерона 7;
16 - слой гибкой обшивки верхней поверхности консоли 6;
17 - криволинейный контур нижней поверхности элерона 7;
18 - нервюра элерона 7 консоли 6 крыла 2;
19 - ниша на верхней поверхности центроплана 5 крыла 2;
20 - створка ниши 19;
21 - электродвигатель;
22 - паз на верхней поверхности фюзеляжа 1;
23 - винт;
24 - головка винта 23;
25 - гайка;
26 - пружина;
27 - паз в центроплане 5 крыла 2;
28 - концевая нервюра центроплана 5 крыла 2;
29 - стержень консоли 6 крыла 2;
30 - лонжерон центроплана 5 крыла 2;
31 - лонжерон консоли 6 крыла 2;
c=C/B - относительная толщина центроплана 5 крыла 2;
C - толщина центроплана 5 крыла 2;
B - длина хорды центроплана 5 крыла 2;
CmaxЦП - максимальная толщина центроплана 5 крыла 2;
HФ - высота поперечного сечения центральной части 8 фюзеляжа 1;
K - угол установки консоли 6 крыла 2.
Класс B64C1/30 конструктивные элементы фюзеляжа с относительным перемещением для уменьшения габаритных размеров летательного аппарата при хранении
Класс B64C3/56 складывание или отделение части крыла с целью уменьшения общих габаритов самолета