композиция антифрикционного твердого смазочного покрытия
Классы МПК: | C10M103/06 соединения металлов C10M135/18 тиокарбаминового типа, например содержащие группы или C10M147/02 мономер, содержащий только углерод, водород и галоген C10M173/00 Смазочные составы, содержащие более 10% воды C10M173/02 не содержащие минеральных или жирных масел C08J5/16 изготовление изделий или материалов с низким коэффициентом трения C09D1/00 Составы для нанесения покрытий, например краски, масляные или спиртовые лаки на основе неорганических веществ C09D127/18 гомополимеры или сополимеры тетрафторэтена |
Автор(ы): | Щербаков Игорь Николаевич (RU), Трофимов Геннадий Еремеевич (RU), Логинов Владимир Тихонович (RU), Дерлугян Петр Дмитриевич (RU), Иванов Валерий Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Особое конструкторско-технологическое бюро "ОРИОН" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-03-30 публикация патента:
20.09.2013 |
Изобретение относится к созданию композиционного антифрикционного твердого смазочного покрытия. Композиция антифрикционного твердою смазочного покрытия содержит дисульфид молибдена, азотную кислоту, фосфорную кислоту, азотнокислое серебро, оксид меди, дополнительно содержит тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс, суспензию фторопласта Ф-4Д и компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%: дисульфид молибдена 50-56; тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс 4-8; азотнокислое серебро 2-4; азотная кислота 3-7; фосфорная кислота 10-12; оксид меди 1-3; суспензия фторопласта Ф-4Д 13-15; вода остальное. Технический результат - покрытие обладает низким коэффициентом трения, коэффициентом трения покоя и высокой износостойкостью. 2 табл., 7 пр.
Формула изобретения
Композиция антифрикционного твердого смазочного покрытия, содержащая дисульфид молибдена, азотную кислоту, фосфорную кислоту, азотнокислое серебро, оксид меди, отличающаяся тем, что она содержит дополнительно тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс, суспензию фторопласта Ф-4Д и компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:
Дисульфид молибдена | 50-56 |
Тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс | 4-8 |
Азотнокислое серебро | 2-4 |
Азотная кислота | 3-7 |
Фосфорная кислота | 10-12 |
Оксид меди | 1-3 |
Суспензия фторопласта Ф-4Д | 13-15 |
Вода | Остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к созданию композиционного антифрикционного твердого смазочного покрытия. Покрытие может быть использовано в узлах трения машин и механизмов, в частности в подшипниках скольжения работающих в воздушной среде при частых циклических нагрузках, перепадах температур.
Известна антифрикционная композиция, содержащая, мас.%: дисульфид молибдена 10,0-18,0, кристаллический йод 0,2-0,6, полиакриловый лак остальное и дополнительно ультрадисперсный -сиалон в количестве 0,2-0,5 мас.% (патент РФ 2285019 С1, МПК C08J 5/16, 10.10.2006).
Недостатками данной композиции являются сравнительно низкие триботехнические свойства полученного покрытия при частых циклических нагрузках и вызывающих разрушение полимерного связующего.
Известна антифрикционная композиция для покрытий при следующем соотношении компонентов, мас.%: дисульфид молибдена модифицированный эпиламом, при их массовом соотношении 1:(2-3)20-25 и поливинилбутиральный лак остальное (патент Российской Федерации 2359981 С1, 23.11.2007).
Недостатками антифрикционной композиции являются сравнительно невысокие антифрикционные свойства полученного покрытия, при циклических нагрузках и отрицательных температурах.
Наиболее близким по назначению и технической сущности, является антифрикционное твердоемазочное покрытие (патент Российской Федерации № № 2412276 от 28.10.2009), содержащие мас.%: дисульфид молибдена, коллоидный графит, квазикристаллы Al-Cu-Fe, допированные бором, эпоксидный лак. Это покрытие наносится на поверхность пар трения, работающих в интервале температур от -60°С до +250°С.
Однако оно обладает сравнительно высоким коэффициентом трения и пониженной износостойкостью.
Перед авторами стояла задача получения антифрикционного композиционного твердого смазочного покрытия на металлах, обладающего низким коэффициентом трения и низким коэффициентом трения покоя в температурном диапазоне от -100°С до 150°С, высокой износостойкостью при циклических нагрузках.
Эта задача решена тем, что в состав композиции, содержащей дисульфид молибдена и связующее, дополнительно введены тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс, суспензия фторопласта Ф-4Д, азотнокислое серебро, а в качестве связующего взят водный раствор азотной кислоты, фосфорной кислоты, оксида меди и компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:
Дисульфид молибдена | 50-56 |
Тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс | 4-8 |
Азотнокислое серебро | 2-4 |
Суспензия фторопласта Ф-4Д | 13-15 |
Азотная кислота | 3-7 |
Фосфорная кислота | 10-12 |
Оксид меди | 1-3 |
Вода | Остальное |
Тетраэтилдиурамдисульфида медный комплекс представляет собой темно-синий порошок, выпускаемый по ТУ 6-09-07-491-75. Введение данного медного комплекса способствует снижению коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя.
Введение порошка азотнокислого серебра и оксида меди способствует снижению коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя.
Суспензия фторопласта Ф-4Д представляет собой водную взвесь частиц фторопласта 4Д с размером частиц 0,4-0,06 мкм, выпускаемую по ТУ 6-05-1246-81, способствует снижению коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя в температурном диапазоне от -100°С до 150°С, повышению износостойкости при циклических нагрузках.
При совместном применении суспензии фторопласта и тетраэтилтиурамдисульфида медного комплекса в композиции твердого смазочного покрытия наблюдается эффект синергизма, приводящий к значительному улучшению трибологических свойств (см. таблицу 2). Эффективность использования этих модификаторов совместно обусловлена явлением «накопления» фаз твердой и смазочной (компоненты фторопласт-4Д) на поверхности покрытия и явлением избирательного переноса на смежную поверхность трения для медьсодержащих фаз (тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс) покрытия, распределяющихся по поверхности покрытия и контртела, практически не подвергаясь значительному уносу из зоны трения.
Пример получения композиционного антифрикционного твердого смазочного покрытия
В начале процесса получают связующее следующим образом: смешивают азотную кислоту с фосфорной при 80-90°С (количественный состав приведен в таблице 1), охлаждают смесь до комнатной температуры и вводят в нее оксид меди при тщательном перемешивании до полного растворения.
Далее при тщательном перемешивании готовят смесь дисульфида молибдена, суспензии фторопласта Ф-4Д, тетраэтилтиурамдисульфида медного комплекса.
Полученные смеси соединяют и добавляют водный раствор азотнокислого серебра.
Полученный раствор тщательно перемешивают при помощи лопастной мешалки со скоростью вращения 150 об/мин до получения однородной массы. Затем полученную композицию антифрикционного твердого смазочного покрытия наносят при помощи кисти на рабочие органы стальных изделий и далее проводят термическую обработку в термошкафу при 300°С в течение двух часов.
Количественный состав испытуемых композиций приведен в таблице 1.
Таблица 1 | |||||||
Компоненты | Содержание покрытия, мас.%, в составе | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Дисульфид молибдена | 56 | 56 | 50 | 52 | 54 | 56 | 50 |
Тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс | 8 | 4 | 6 | 7 | 8 | 4 | |
Азотнокислое серебро | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Азотная кислота | 7 | 7 | 3 | 4 | 6 | 7 | 7 |
Фосфорная кислота | 11 | 11 | 10 | 11 | 10 | 11 | 12 |
Оксид меди | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Суспензия фторопласта Ф-4Д | 13 | 13 | 14 | 15 | 13 | 15 | |
Вода | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 |
Испытание трибологических свойств полученного покрытия производились на возвратно-поступательной машине трения, скорость перемещения V=0,132 м/с, Р=20,2 МПа при температуре -100, +150, +23°С. Антифрикционное покрытие наносилось на образцы из стали, в качестве контртела использовались стальные образцы. Испытание проводилось до предельного изнашивания при циклических нагрузках. Время работы за один цикл 5 секунд.
Коэффициент трения покоя фиксировался на лабораторной машине, разработанной во ФГУП ОКТБ «ОРИОН», время выдержки узла трения 30 минут в климатической камере при температуре -100, +150, +23°С.
Результаты испытаний семи композиций антифрикционного композиционного твердого смазочного покрытия приведены в таблице 2. Как видно из таблицы, при введении дополнительно только суспензии фторопласта Ф-4Д (состав 1) или только тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс (состав 2) свойства покрытия улучшаются, но незначительно. Наибольший эффект достигается при совместном введении дополнительных компонентов (составы 3, 4, 5, 6, 7).
В ФГУП ОКТБ «ОРИОН» проведены испытания подшипников с покрытием сфер внутренних колец антифрикционным композиционным твердым смазочным покрытием. Материал колец ШХ15.
Результаты испытаний подшипников удовлетворяют требованиям по коэффициенту трения, силе трения покоя и сроку службы (долговечности).
Таблица 2 | ||||||||
Физико-механические свойства | Состав покрытия | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Прото- тип | |
Коэффициент трения при температуре | ||||||||
-100°C | 0,075 | 0,06 | 0,04 | 0,055 | 0,045 | 0,05 | 0,05 | 0,10 |
+150°C | 0,035 | 0,025 | 0,014 | 0,01 | 0,015 | 0,01 | 0,014 | 0,05 |
+23°C | 0,055 | 0,04 | 0,02 | 0,025 | 0,022 | 0,025 | 0,024 | 0,08 |
Коэффициент трения покоя при температуре | ||||||||
-100°C | 0,08 | 0,075 | 0,06 | 0,065 | 0,07 | 0,065 | 0,06 | - |
+150°C | 0,05 | 0,045 | 0,020 | 0,022 | 0,019 | 0,024 | 0,020 | 0,13 |
+23°C | 0,06 | 0,055 | 0,033 | 0,035 | 0,04 | 0,042 | 0,033 | 0,13 |
Скорость изнашивания, мкм/ч | ||||||||
-100°C | 1,9 | 1,8 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 1,6 | - |
+150°C | 1,7 | 1,7 | 1,5 | 1,3 | 1,0 | 1,4 | 1,4 | 2,5 |
+23°C | 0,13 | 0,13 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,1 | 0,1 | 0,18 |
На основании результатов, приведенных в таблице 2, подтверждается, что введение тетраэтилтиурамдисульфида медного комплекса и суспензии фторопласта Ф-4Д повышает трибологические свойства антифрикционного композиционного твердого смазочного покрытия и позволяет получить покрытие, которое обладает сниженным коэффициентом трения и коэффициентом трения покоя и повышенной износостойкостью при циклических нагрузках. Разработанная композиция испытана на опытном предприятии ФГУП ОКТБ «ОРИОН», и полученные покрытия имеют высокие физико-механические показатели.
На основании вышеизложенного, а также с учетом проведенного патентно-информационного поиска считаем, что разработанная нами «Композиция антифрикционного твердого смазочного покрытия» отвечает требованиям для признания его изобретением: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость и может быть защищена патентом Российской Федерации.
Класс C10M103/06 соединения металлов
Класс C10M135/18 тиокарбаминового типа, например содержащие группы или
Класс C10M147/02 мономер, содержащий только углерод, водород и галоген
Класс C10M173/00 Смазочные составы, содержащие более 10% воды
Класс C10M173/02 не содержащие минеральных или жирных масел
Класс C08J5/16 изготовление изделий или материалов с низким коэффициентом трения
Класс C09D1/00 Составы для нанесения покрытий, например краски, масляные или спиртовые лаки на основе неорганических веществ
Класс C09D127/18 гомополимеры или сополимеры тетрафторэтена