тренажер для обучения и отработки акробатических приемов самостраховки мотоциклистов
Классы МПК: | G09B9/058 для обучения управлению велосипедами или мотоциклами A63B69/18 для лыжного спорта |
Автор(ы): | Козлов Валерий Владимирович (RU), Байковский Юрий Викторович (RU), Гавердовский Юрий Константинович (RU), Шулик Григорий Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)" (РГУФКСМиТ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-04-18 публикация патента:
20.09.2013 |
Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для обучения специализированной акробатической подготовке при последующем управлении мотоциклом. Тренажер для обучения и отработки акробатических приемов самостраховки мотоциклистов состоит из приспособлений для балансирования. По своим параметрам - размеры рамы, размещение руля, подножки, седла тренажер имитирует стандартные размеры мотоцикла. При помощи фиксирующих элементов с подвижными соединениями он размещается на жестких или упругих опорах. Угол наклона тренажера выполнен с возможностью произвольного изменения для решения конкретных задач при отработке навыков самостраховки. Данный тренажер легко монтируется и демонтируется в любом месте, позволяет осуществить быструю и качественную подготовку мотоциклистов к выполнению акробатических приемов. 5 ил.
Формула изобретения
Тренажер для обучения и отработки акробатических приемов самостраховки мотоциклистов, состоящий из приспособлений для балансирования, отличающийся тем, что по своим параметрам (размеры рамы, размещение руля, подножки, седла) он имитирует стандартные размеры мотоцикла, при помощи фиксирующих элементов с подвижными соединениями размещается на жестких или упругих опорах, а угол наклона произвольно меняют для решения конкретных задач при отработке навыков самостраховки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для обучения специализированной акробатической подготовке при последующем управлении мотоциклом.
Известны традиционные способы обучения акробатическим элементам [1], которые необходимы для выполнения разнообразных трюков на мотоцикле, например, во фристайле. Эти способы обеспечивают вначале первоначальное изучение базовых акробатических упражнений, затем, в дальнейшем, переходят на освоение прикладной акробатики.
Однако процесс обучения этим трюкам в гимнастическом зале занимает достаточно продолжительное время, при последующем же их освоении в естественных условиях, с участием реальной техники, необходимо снова осваивать навыки самостраховки, но уже на тренажерах, которые имитируют мотоцикл.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ [2, 3], позволяющий использовать технические средства, преимущественно в парно-групповой акробатике, в которой используются лонжи, трамплины, поролоновые ямы.
Однако данные технические средства не решают поставленную задачу по освоению и отработки навыков и приемов самостраховки у мотоциклистов.
Задача изобретения - развить профессиональные прикладные качества мотоциклистов, искусственно моделировать критические (аварийные) ситуации, возникающие при управлении мотоциклом.
Поставленная задача обеспечивается тем, что рама 2, которая имитирует по своим размерам мотоцикл (высота руля 3, сидение 4, расстояние до подножек 5 и т.д. соответствуют стандартным размерам), обеспечивает устойчивую посадку мотоциклиста. К данной раме крепятся два фиксирующих элемента 1, которые одним концом жестко крепятся к одной из опор (например, гимнастической стенке 8), а другим концом - ко второй, упругой, опоре без жесткой фиксации (например, гимнастическому мячу - фитболу 6) (фиг.1). Угол наклона тренажера можно произвольно изменять, что позволяет выполнять комплекс акробатических упражнений на различной высоте. Универсальность крепления состоит в том, что раму можно развернуть на 180 градусов.
Подвижные опоры 7 позволяют изменять крепление рамы, тренажер становится еще более подвижным, что создает для водителя дополнительные трудности. Обучение для новичков начинают, вначале установив его на две жесткие опоры (фиг.2). Затем задачу усложняют, один конец тренажера жестко закрепляют или на опоре, или на шведской стенке, а второй конец -на свободно качающейся, упругой поверхности, такой, как фитбол (фиг.3). Наиболее сложный вариант его размещения - на двух фитболах или фитболе и гимнастической стенке под различными углами (фиг.4, 5).
Примеры конкретного выполнения. Данный тренажер позволяет вначале освоить первоначальные навыки вариантов посадок на мотоцикл и схода с мотоцикла, таких, как, например, с опорой на руль, на подножку, прыжком, используя при этом жесткие горизонтальные опоры в виде квадратов, кубов и любых подставок. В дальнейшем жесткие опоры заменяют упругими основаниями, например, фитболами, которые имитируют колеса мотоцикла, происходит отработка навыков балансирования, выполнения посадки и схода с мотоцикла в усложненных условиях. После освоения всех этих навыков переходят к другим вариантам использования опор, таких, как гимнастическая стенка и фитбол, гимнастическая стенка и пол.
После освоения в совершенстве всех вышеперечисленных приемов тренажер можно развернуть на 180 градусов, имитируя положение водителя при любых всевозможных пространственных ситуациях. Обучение может быть усложнено подбором различных групп акробатических упражнений для того, чтобы он мог без травм выйти из создавшейся ситуации.
Группа, которая занималась обучению вождению на мотоцикле с использованием данного тренажера, смогла более качественно и в сжатые сроки подготовиться к выходу из различных критических ситуаций, возникающих на дороге, а освоение ими разнообразных акробатических упражнений позволило предусмотреть многочисленные травмоопасные ситуации.
Предыдущие группы осваивали вначале навыки самостраховки в гимнастическом зале, используя только базовую и прикладную акробатику, что по времени происходило намного дольше, при последующем обучении данным навыкам уже на полигоне или дороге приходилось обучать их заново на реальных мотоциклах.
Данный тренажер универсален, легко разбирается, его можно установить в любом месте, для этого не обязательно весь цикл обучения выполнять в гимнастическом зале, водители, которые на нем обучались, уже не попадали в критические ситуации, так как они уже были сымитированы на данном тренажере.
Литература
1. Спортивная акробатика, учебник для институтов физич. культуры. Под редакцией Коркина В.П. Москва, Физкультура и спорт, 1981, 238 с.
2. Замов Б.М. Обучение парным и групповым акробатическим упражнениям с помощью технических устройств. Автореф. дисс. на соискание степени кандидата пед. наук. Москва, 1983, 17.
3. Замов Б.М. Эффективность применения специальных упражнений в индивидуальной подготовке к парным и групповым акробатическим упражнениям. - В кн: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции по спортивной акробатике. - М., 1974, с.15-17.
Класс G09B9/058 для обучения управлению велосипедами или мотоциклами
Класс A63B69/18 для лыжного спорта