электронный портфолио ученика как инструмент формирования его социального профиля
Классы МПК: | G06F17/40 сбор данных и их регистрация G09G5/34 для "прокрутки" информации или перемещения изображения |
Автор(ы): | Шусторович Александр Евгеньевич (US), Захарова Ольга Александровна (RU), Чуракова Наталия Александровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Плеадес Паблишинг, Лтд. (VG) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-01-31 публикация патента:
27.09.2013 |
Изобретение относится к области электронных устройств индивидуального применения, позволяющих считывать визуальную информацию. Техническим результатом является повышение сохранности информации за счет того, что вся информация находится в электронном виде; повышение информативности электронного портфолио за счет взаимодействия его с учебным порталом, учебно-социальной сетью, электронной интерактивной библиотекой и электронным медицинским кабинетом. Электронное портфолио ученика выполнено с возможностью постоянного пополнения информацией, полученной из учебного портала, учебно-социальной сети, электронной интерактивной библиотеки и электронного медицинского кабинета. Электронное портфолио ученика включает в себя шесть модулей, выполненных с возможностью их непрерывного пополнения информацией, полученной из учебного портала, учебно-социальной сети, электронной интерактивной библиотеки и электронного медицинского кабинета. Электронное портфолио ученика выполнено с возможностью взаимодействия с учебным порталом, включающим компьютер учителя, удаленный персональный компьютер обучаемого и компьютер администратора учебного заведения, с электронным медицинским кабинетом, включающим компьютер медицинского работника, а также с учебно-социальной сетью и электронной интерактивной библиотекой, включающими в себя сервер с базой данных, причем все указанные компьютеры и сервер с базой данных связаны между собой посредством сети Интернет или локальной сети. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Электронный портфолио ученика, выполненный с возможностью постоянного его пополнения информацией, полученной из учебного портала, учебно-социальной сети, электронной интерактивной библиотеки и электронного медицинского кабинета, и включающий в себя:
- первый модуль, содержащий общие сведения об ученике и включающий разделы «Самопрезентация», «Автобиография» и «Мои планы образования», постоянно пополняемые самим учеником;
- второй модуль, содержащий сведения о достижениях ученика и включающий разделы «Дневник ученика», «Журнал», «Динамика продвижения», «Мои лучшие учебные работы», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из учебного портала, разделы «Мои лучшие проекты», «Мои лучшие внеучебные работы», «Мои лучшие конкурсные работы», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из учебно-социальной сети, и раздел «Стена достижений», постоянно пополняемый самим учеником;
- третий модуль, содержащий сведения о социальном развитии ученика и включающий разделы «Творческие работы», «Образовательный рейтинг», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из учебного портала, разделы «Сетевые проекты», «Сетевой рейтинг», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из учебно-социальной сети, разделы «Мое участие в работе кружков, секций», «Моя культурная жизнь вне школы», постоянно пополняемые самим учеником, и раздел «Библиотечная карточка», постоянно пополняемый в автоматическом режиме из электронной интерактивной библиотеки;
- четвертый модуль, содержащий отзывы и рецензии и включающий разделы «Отзывы учителей», «Рецензии на мои работы», постоянно пополняемые из учебного портала при помощи учителей, и раздел «Мои рецензии о прочитанном», постоянно пополняемый в автоматическом режиме из электронной интерактивной библиотеки;
- пятый модуль, содержащий информацию о здоровье ученика и включающий разделы «Группа здоровья», «Данные диспансеризации учащегося», «Показатели роста и развития», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из электронного медицинского кабинета, и раздел «Индивидуальные рекомендации», постоянно пополняемый из электронного медицинского кабинета при помощи медицинского работника; и
- шестой модуль, содержащий сведения о рейтинге портфолио ученика и включающий разделы «Баллы достижений», «Баллы социального развития», «Баллы отзывов и рецензий», «Общий рейтинг портфолио» и «История рейтинга», постоянно пополняемые в автоматическом режиме при помощи внутреннего генерирования самой системы,
причем электронное портфолио ученика выполнено с возможностью взаимодействия с учебным порталом, включающим компьютер учителя, удаленный персональный компьютер обучаемого и компьютер администратора учебного заведения, с электронным медицинским кабинетом, включающим компьютер медицинского работника, а также с учебно-социальной сетью и электронной интерактивной библиотекой, включающими в себя сервер с базой данных, причем все указанные компьютеры и сервер с базой данных связаны между собой посредством сети Интернет или локальной сети.
2. Способ управления электронным портфолио ученика по п.1, включающий:
- формирование разделов, содержащихся в первом модуле, и разделов «Мое участие в работе кружков, секций», «Моя культурная жизнь вне школы», а также их постоянное пополнение информацией непосредственно самим учеником;
- формирование разделов «Мои лучшие проекты», «Мои лучшие конкурсные работы», «Сетевые проекты» и «Сетевой рейтинг», а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме из учебно-социальной сети;
- формирование разделов «Дневник ученика», «Журнал», «Динамика продвижения», «Мои лучшие учебные работы», «Творческие работы», «Образовательный рейтинг» при помощи учебного портала, а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме из учебного портала;
- формирование раздела «Мои лучшие внеучебные работы» », а также его постоянное пополнение в автоматическом режиме из учебно-социальной сети;
- формирование раздела «Стена достижений», а также его постоянное пополнение информацией непосредственно самим учеником;
- формирование разделов «Библиотечная карточка» и «Мои рецензии о прочитанном», а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме из электронной интерактивной библиотеки;
- формирование разделов «Отзывы учителей» и «Рецензии на мои работы», а также их постоянное пополнение из учебного портала при помощи учителей;
- формирование разделов «Группа здоровья», «Данные диспансеризации учащегося» и «Показатели роста и развития», а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме из электронного медицинского кабинета;
- формирование раздела «Индивидуальные рекомендации», а также его постоянное пополнение из электронного медицинского кабинета при помощи медицинского работника;
- формирование разделов, содержащихся в шестом модуле, а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме при помощи внутреннего генерирования самой системы.
Описание изобретения к патенту
Область техники
Изобретение относится к области электронных устройств индивидуального применения, позволяющих считывать визуальную информацию.
Уровень техники
В современном образовательном процессе компьютерные технологии занимают все большее и большее место. Учебный процесс в основной школе обогащается использованием Интернета как мощного источника дополнительного учебного материала самого разного толка, а также использованием материалов, представляющих собой обучающие курсы по разным предметам и программное обеспечение для школ. Получают все большую популярность и специальные учебные порталы, размещенные в Интернете, а также учебные веб-сайты, портфолио, электронные дневники и журналы.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Из уровня техники широко известны различные портфолио учащихся, например http://centrprazdnika.ru/school/portfolio-of-schoolboy/, 2009, или http://menobr.ru/print.aspx?control=15&catalogid=27&id=10189, 2011.
Известно «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений, которые представлены в виде вкладыша в аттестат и содержат итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложение к портфолио (http://www.gym075.edusite.ru/portfolio.html, 2010).
Недостатком такого портфолио является отсутствие в нем документов, характеризующих (отражающих) процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
Известно «ПОРТФОЛИО РАБОТ» - портфолио, представляющее собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, фотографий, видеозаписей (http://www.gym075.edusite.ru/portfolio.html, 2010).
Недостатком такого портфолио является невозможность его отображения в образовательном рейтинге ученика в качестве суммарной составляющей.
Известно «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» - портфолио, включающее в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем (http://www.gym075. edusite.ru/portfolio.html, 2010).
Недостатком такого портфолио является сложность формализации и учета собранной информации.
Еще одним общим недостатком указанных выше портфолио является то, что все они представлены на бумажном носителе, что снижает сохранность информации и затрудняет удобство в использовании.
Раскрытие изобретения
Техническим результатом заявляемого решения является повышение сохранности информации за счет того, что вся информация находится в электронном виде, а не в бумажном, повышение ее информативности за счет взаимодействия электронного портфолио с учебным порталом, с учебно-социальной сетью, с электронной интерактивной библиотекой и с электронным медицинским кабинетом.
Поставленная задача решается за счет того, что электронный портфолио ученика, отображаемый на персональном компьютере и выполненный с возможностью постоянного его пополнения информацией, полученной из учебного портала, учебно-социальной сети, электронной интерактивной библиотеки и электронного медицинского кабинета, включает в себя первый модуль, содержащий общие сведения об ученике и включающий разделы «Самопрезентация», «Автобиография» и «Мои планы образования», постоянно пополняемые самим учеником; второй модуль, содержащий сведения о достижениях ученика и включающий разделы «Дневник ученика», «Журнал», «Динамика продвижения», «Мои лучшие учебные работы», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из учебного портала, разделы «Мои лучшие проекты», «Мои лучшие внеучебные работы», «Мои лучшие конкурсные работы», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из учебно-социальной сети, и раздел «Стена достижений», постоянно пополняемый самим учеником; третий модуль, содержащий сведения о социальном развитии ученика и включающий разделы «Творческие работы», «Образовательный рейтинг», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из учебного портала, разделы «Сетевые проекты», «Сетевой рейтинг», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из учебно-социальной сети, разделы «Мое участие в работе кружков, секций», «Моя культурная жизнь вне школы», постоянно пополняемые самим учеником, и раздел «Библиотечная карточка», постоянно пополняемый в автоматическом режиме из электронной интерактивной библиотеки; четвертый модуль, содержащий отзывы и рецензии и включающий разделы «Отзывы учителей», «Рецензии на мои работы», постоянно пополняемые из учебного портала при помощи учителей, и раздел «Мои рецензии о прочитанном», постоянно пополняемый в автоматическом режиме из электронной интерактивной библиотеки; пятый модуль, содержащий информацию о здоровье ученика и включающий разделы «Группа здоровья», «Данные диспансеризации учащегося», «Показатели роста и развития», постоянно пополняемые в автоматическом режиме из электронного медицинского кабинета, и раздел «Индивидуальные рекомендации», постоянно пополняемый из электронного медицинского кабинета при помощи медицинского работника; и шестой модуль, содержащий сведения о рейтинге портфолио ученика и включающий разделы «Баллы достижений», «Баллы социального развития», «Баллы отзывов и рецензий», «Общий рейтинг портфолио» и «История рейтинга», постоянно пополняемые в автоматическом режиме при помощи внутреннего генерирования самой системы, причем электронное портфолио ученика выполнено с возможностью взаимодействия с учебным порталом, включающим компьютер учителя, удаленный персональный компьютер обучаемого и компьютер администратора учебного заведения, с электронным медицинским кабинетом, включающим компьютер медицинского работника, а также с учебно-социальной сетью и электронной интерактивной библиотекой, включающими в себя сервер с базой данных, причем все указанные компьютеры и сервер с базой данных связаны между собой посредством сети Интернет или локальной сети.
Поставленная задача также решается за счет способа управления электронным портфолио ученика, включающего формирование разделов, содержащихся в первом модуле, и разделов «Мое участие в работе кружков, секций», «Моя культурная жизнь вне школы», а также их постоянное пополнение информацией непосредственно самим учеником; формирование разделов «Мои лучшие проекты», «Мои лучшие конкурсные работы», «Сетевые проекты» и «Сетевой рейтинг», а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме из учебно-социальной сети; формирование разделов «Дневник ученика», «Журнал», «Динамика продвижения», «Мои лучшие учебные работы», «Творческие работы», «Образовательный рейтинг» при помощи учебного портала, а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме из учебного портала; формирование раздела «Мои лучшие внеучебные работы» », а также его постоянное пополнение в автоматическом режиме из учебно-социальной сети; формирование раздела «Стена достижений», а также его постоянное пополнение информацией непосредственно самим учеником; формирование разделов «Библиотечная карточка» и «Мои рецензии о прочитанном», а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме из электронной интерактивной библиотеки; формирование разделов «Отзывы учителей» и «Рецензии на мои работы», а также их постоянное пополнение из учебного портала при помощи учителей; формирование разделов «Группа здоровья», «Данные диспансеризации учащегося» и «Показатели роста и развития», а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме из электронного медицинского кабинета; формирование раздела «Индивидуальные рекомендации», а также его постоянное пополнение из электронного медицинского кабинета при помощи медицинского работника; и формирование разделов, содержащихся в шестом модуле, а также их постоянное пополнение в автоматическом режиме при помощи внутреннего генерирования самой системы.
Краткое описание чертежей
Изобретение иллюстрируется чертежами, где:
На фиг.1 изображены источники формирования электронного портфолио ученика;
На фиг.2 - структура электронного портфолио ученика с указанием источника формирования;
На фиг.3 - режимы формирования электронного портфолио ученика.
Осуществление изобретения
Электронный портфолио ученика как его индивидуальная база данных постоянно пополняется и обновляется из следующих источников: из учебного портала, из учебно-социальной сети, из электронной интерактивной библиотеки и электронного медицинского кабинета.
Электронный портфолио ученика включает в себя шесть модулей, содержащих, по меньшей мере, один раздел. Первый модуль содержит общие сведения об ученике, которые отражены в разделах: «Самопрезентация», «Автобиография» и «Мои планы образования». Второй модуль содержит сведения о достижениях ученика, которые отражены в разделах: «Дневник ученика», «Журнал», «Динамика продвижения», «Мои лучшие учебные работы», «Мои лучшие проекты», «Мои лучшие внеучебные работы», «Мои лучшие конкурсные работы» и «Стена достижений». Третий модуль содержит сведения о социальном развитии ученика, которые отражены в разделах: «Творческие работы», «Образовательный рейтинг», «Сетевые проекты», «Сетевой рейтинг», «Мое участие в работе кружков, секций», «Моя культурная жизнь вне школы» и «Библиотечная карточка». Четвертый модуль содержит отзывы и рецензии, которые отражены в разделах: «Отзывы учителей», «Рецензии на мои работы» и «Мои рецензии о прочитанном». Пятый модуль содержит информацию о здоровье ученика, которая отражена в разделах: «Группа здоровья», «Данные диспансеризации учащегося», «Показатели роста и развития» и «Индивидуальные рекомендации». Шестой модуль содержит сведения о рейтинге портфолио ученика, которые отражены в разделах: «Баллы достижений», «Баллы социального развития», «Баллы отзывов и рецензий», «Общий рейтинг портфолио» и «История рейтинга».
Электронный портфолио ученика выполнен с возможностью взаимодействия с учебным порталом, включающим компьютер учителя, удаленный персональный компьютер обучаемого (компьютер родителей) и компьютер администратора учебного заведения, с электронным медицинским кабинетом, включающим компьютер медицинского работника, а также с учебно-социальной сетью и электронной интерактивной библиотекой, включающими в себя сервер с базой данных, причем все указанные компьютеры и сервер с базой данных связаны между собой посредством сети Интернет или локальной сети.
В предпочтительном варианте электронный портфолио ученика, к которому могут быть допущены сам ученик, его родители, его классный руководитель, администратор школы, медицинский работник, может постоянно пополняться либо самим учеником, либо учителем, либо автоматически, либо при помощи внутреннего генерирования самой системы.
Электронная система портфолио ученика автоматически регистрирует как реальные факты совершения действий учеником (например, факт похода в библиотеку, факт участия в конкурсе или проекте, а также все другие факты, которые регистрируются автоматически), так и сообщения о фактах, которые исходят от ученика или учителя (например, сообщение о посещении секции или кружка, сообщение об участии в конкурсе, который проводился за рамками данной учебно-социальной сети). Таким образом, электронный портфолио ученика аккумулирует количественные показатели социальной активности школьника.
Вместе с тем электронный портфолио ученика аккумулирует и качественные показатели учебной и социальной деятельности ученика: автоматически учитывает баллы (и корректирует их общую сумму), которые ученик получает в результате контрольных работ, итоговых тестирований и итоговых результатов по разным предметам в конце каждой четверти или каждого триместра, а также те баллы, которые он получает за участие в конкурсах и проектах по итогам голосований. Кроме тех сведений о качестве образования, которые выражаются числом, в портфолио вместе с баллами и отметками автоматически попадают и комментарии учителей-предметников, которые они помещают в электронный журнал напротив фамилии каждого ученика в конце каждой четверти или каждого триместра. Точно так же в электронный портфолио попадают и мнения учителей по поводу конкурсных работ школьников и об их работе над проектами: это комментарии тех учителей, которые руководят конкурсами и проектами.
В портфолио собираются также количественные показатели читательской активности и качественные показатели читательской компетентности школьника, которые автоматически попадают туда из электронной интерактивной библиотеки.
Таким образом, электронный портфолио ученика как инструмент сбора и хранения индивидуальных данных об активности и успешности школьника в сфере образования и социальной жизни гарантирует добросовестный учет всех количественных и качественных показателей его учебных и социальных действий из трех основных источников: учебного портала, учебно-социальной сети и электронной интерактивной библиотеки.
Портфолио как зеркало учебных и социальных действий и достижений
Открывшаяся для ученика возможность в любую минуту увидеть целостную картину своей учебно-социальной жизни, более того, картину, которая является доступной не только для него, но и для классного руководителя, и для родителей, повышает степень его социальной ответственности перед школьным сообществом и перед родителями.
Тот факт, что ученик сам может участвовать в формировании этой картины, что уже созданная и сформированная картина может быть скорректирована им самим, укрепляет его самооценку и служит либо стимулом для проявления его социальной активности, либо стимулом для создания иллюзии социальной активности, что также является важным моментом в процессе социального становления ученика (осознание школьником необходимости создания такой иллюзии является проявлением его социальной зрелости). Более того, сложный состав электронного портфолио, тот факт, что оно включает в себя разнообразные виды социальной активности школьника, а не только его учебные достижения, является важным компенсаторным механизмом в тех многочисленных случаях, когда невысокие результаты учебной деятельности учащегося компенсируются проявлением его активности в разных сферах социальной жизни. Например, если у ученика не получается добиться высоких результатов в учебе, он может повышать рейтинг электронного портфолио, заявляя себя в разных видах социальной деятельности; если не получается результативно участвовать в разных видах социальной деятельности, он может проявить достаточную степень социальной зрелости не столько участвуя, сколько регистрируясь в разных разделах портфолио, улучшая количественные показатели своей социальной активности.
Представленная структура электронного портфолио ученика в случае достигнутых договоренностей с законодателями, администрацией школы и родителями может быть также дополнена паспортом здоровья учащегося, который будет заполняться школьной медицинской службой и хранить сведения о всех текущих прививках, а также о текущих и хронических заболеваниях ученика. В последнем случае отдельно оговаривается, кто именно допущен к этой части портфолио.
Портфолио как механизм социального контроля
Электронная система сбора и хранения данных дает возможность создания добросовестно формируемого электронного портфолио ученика, поскольку в рамках каждого из источников поступления данных действует не зависящая от усилий ученика автоматическая система их сбора. Поскольку портфолио дает и общую, и дифференцированную картину учебно-социальной активности учащегося на любом этапе его пребывания в школе, он может быть подвергнут внимательному анализу как взрослыми членами школьного сообщества (классным руководителем и предметниками, администрацией школы и школьным психологом), так и его родителями, принимающими участие в его судьбе, помогающими ему в его самоопределении. Тем самым электронный портфолио может стать для педагогического сообщества и родителей механизмом социального воздействия на ученика и инструментом помощи школьнику в планировании его будущего.
С другой стороны, добросовестно сформированный электронный портфолио должен сопровождать ученика при его переходе в другую школу (что поможет учительскому сообществу этой другой школы безболезненно адаптировать вновь прибывшего школьника в новый коллектив); при его поступлении в высшее учебное заведение (рейтинг портфолио может быть составной частью общих баллов ЕГЭ); при его призыве в армию (паспорт здоровья школьника в этом последнем случае поможет сэкономить на медицинских комиссиях).
Поскольку электронный портфолио ученика, будучи новым явлением, становится частью современной социальной культуры, важно определить его этический и социально-психологический смысл в контексте образовательного пространства школы и шире - страны.
Этический смысл электронного портфолио состоит в том, что вся информация, которая попадает в портфолио из разных источников,
- во-первых, носит публичный характер, то есть доступна для обозрения самому ученику, а также его родителям и его классному руководителю;
- во-вторых, не является предметом сравнительного анализа учеников данной социальной группы, а напротив, является предметом сравнения ученика только с ним самим на разных временных этапах его школьной жизни, а также сравнения его реальных учебных и социальных усилий с теми возможными видами деятельности, которые в качестве названий разделов учебной и социальной активности заявлены в электронном портфолио.
Социально-психологический смысл электронного портфолио состоит в том, что:
- вся учебная и социальная деятельность учащегося каким-то образом организована, структурирована и предъявлена ему (ей) не только как результат проявления его текущей активности, но и как некий план его грядущей учебной и социальной жизни;
- сам ученик не только и не просто является молчаливым созерцателем разворачивающейся перед ним картины своей собственной учебной и социальной жизни, - он может принимать самое активное участие в реконструкции, коррекции и обогащении этой картины, проявляя свою учебно-социальную активность в разных направлениях и областях своей школьной и внешкольной жизни, то есть через учебный портал, учебно-социальную сеть и электронную интерактивную библиотеку; более того, ученик может корректировать рейтинг собственного портфолио, проявляя учебно-социальную активность только и именно в тех сферах деятельности, которые ему посильны, доступны и интересны;
- имеющаяся у учащегося возможность контролировать содержание своего портфолио и влиять на его изменение не обязательно связана с улучшением его успеваемости: ученик сам может существенно улучшить свой рейтинг самим фактом участия в разных видах деятельности, что особенно важно для детей, не отличающихся большими способностями, для детей с невысокой самооценкой, для детей с задержкой психологического развития и других групп детей, нуждающихся в собственных инструментах повышения своего учебно-социального статуса; более того, рейтинг портфолио зависит также от проявленной учеником инициативы и активности в сфере репрезентации собственных учебно-социальных действий.
Возможные формы оценки учебных и социальных достижений учащегося складываются из двух наборов показателей: количественных и качественных.
1. Количественные показатели регистрируют сам факт участия ученика в мероприятиях или посещение им мероприятий: участие в проектах или конкурсах; посещение занятий секций или кружков; сам факт полученных дипломов или грамот; посещение библиотеки или форума и т.д. Причем часть из этих сведений заполняется автоматически (участие в проектах или конкурсах; посещение библиотеки или форума), а часть заполняется самим учеником (посещение занятий секций или кружков, полученные дипломы или грамоты). Таким образом, ученик сам должен принимать активное участие в создании своего портфолио, в данном случае - в создании полной картины количественных показателей своих учебных и социальных достижений. Само наличие разделов, например: «Стена моих достижений» (куда ученик должен размещать фотографии своих грамот и дипломов), «Посещение секций, студий и кружков», «Библиотечная карточка» (где фиксируются его походы в библиотеку), которые остаются незаполненными (неважно, каким способом: либо автоматически, либо самим учеником), должно быть стимулом для ученика не просто к их заполнению, но и к проявлению социальной активности: должно напоминать о необходимости записаться в кружок или студию, побуждать к участию в очередной олимпиаде по какому-либо предмету, к очередному походу в библиотеку. Эти же разделы, оставшиеся незаполненными, должны вызывать озабоченность у родителей, которые имеют доступ к электронному портфолио своих детей: они невольно служат инструментом осуществления социального контроля.
2. Качественные показатели складываются из тех баллов, которые ученик получает за свой (или коллективный) проект и за свое индивидуальное участие в конкурсах (и то и другое остальные учащиеся оценивают в баллах в процессе голосования); из среднего балла, который автоматически выставляется по результатам всех итоговых тестирований по всем предметным областям (и это не совпадает ни со средним баллом по пятибалльной шкале, который также выставляется автоматически, ни с подкорректированной отметкой учителя).
Способы пополнения портфолио из «Учебного портала»
Электронный портфолио ученика автоматически пополняет из "Учебного портала" следующие разделы: "Дневник школьника" (баллы), "Журнал" (отметки по пятибалльной шкале), "Динамика продвижения" (график в баллах). Из "Учебного портала" в электронный портфолио ученика автоматически поступают сведения об его успеваемости по всем предметам. Сюда включаются и сведения о текущей успеваемости ученика, и сведения о результатах проверочных и контрольных работ, а также итоговых тестирований (разделы не показаны).
Все сведения представлены в двух формах: 1) в баллах, 2) в отметках по пятибалльной шкале.
Также электронный портфолио ученика автоматически пополняет из "Учебного портала" разделы: «Мои лучшие учебные работы», «Творческие работы» и «Образовательный рейтинг», а при помощи учителей и администратора учебного заведения разделы: «Отзывы учителей» и «Рецензии на мои работы».
Способы пополнения портфолио из «Учебно-социальной сети» (II)
Электронный портфолио ученика автоматически пополняет из «Учебно-социальной сети» следующие разделы: "Мое участие в сетевых конкурсах и проектах".
Из «Учебно-социальной сети» в электронный портфолио поступают как количественные данные об участии ученика в тех или иных проектах, конкурсах, олимпиадах и проч., которые проводятся посредством учебно-социальной сети, так и качественные показатели достижений ученика в результате этих мероприятий: сколько баллов он набрал по итогам голосований. Кроме этих количественных и качественных показателей, которые аккумулируются системой автоматически, в электронный портфолио попадают также сведения о социальной активности ученика по поводу тех мероприятий, которые выходят за рамки учебно-социальной сети, например о посещении кружков, студий, секций, которые находятся как в школе, так и вне школы; об участии в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, организованных за рамками учебно-социальной сети; о посещении музейных экспозиций и временных выставок, театральных спектаклей и кинофильмов, перформансов, инсталляций и т.д. Все эти сведения ученик помещает в разные разделы своего электронного портфолио: "Стена моих достижений", "Мое участие в работе кружков, секций и студий", "Моя культурная жизнь за рамками школы". Все эти сведения, предоставленные самим учащимся, также участвуют в общих показателях социальной активности ученика и повышают рейтинг его портфолио.
Способы пополнения портфолио из «Электронной интерактивной библиотеки»
Электронный портфолио ученика автоматически пополняет из «Электронной интерактивной библиотеки» следующие разделы: "Библиотечная карточка школьника", "Лента мнений о прочитанном", "Конкурсные мероприятия".
Из «Электронной интерактивной библиотеки» в электронный портфолио ученика поступают как количественные показатели (количество посещений библиотеки; количество взятых книг; сам факт размещения своих аннотаций и рецензий в "Ленте мнений о прочитанном"; сам факт участия в конкурсных мероприятиях, проводимых электронной библиотекой), так и те сведения, которые дают представление не только о читательской активности ученика, но и о его читательской компетентности. Так количество откликов на размещенную учеником в разделе "Лента мнений" рецензию на книгу является качественным показателем читательской компетентности ученика - автора рецензии. То же самое касается и того места в рейтинге, которое ученик-читатель занимает в конкурсных мероприятиях, проводимых электронной библиотекой.
Поскольку электронный портфолио отражает, какие именно книги читает ученик, каковы результаты его участия в "Ленте мнений" (количество откликов на его рецензию) и в конкурсных мероприятиях (место в рейтинге по итогам голосования), на основании портфолио можно судить и о читательской активности ученика, и о его художественных предпочтениях, и об общем направлении развития его читательской компетентности.
Способы пополнения портфолио из «Электронного медицинского кабинета»
Электронный портфолио ученика автоматически пополняет из «Электронного медицинского кабинета» следующие разделы: «Группа здоровья», «Данные диспансеризации учащегося», «Показатели роста и развития», а раздел «Индивидуальные рекомендации» пополняется автоматически при помощи медицинского работника.
Электронный портфолио ученика в автоматическом режиме при помощи внутреннего генерирования самой системы пополняет модуль, содержащий сведения о рейтинге портфолио ученика и включающий разделы «Баллы достижений», «Баллы социального развития», «Баллы отзывов и рецензий», «Общий рейтинг портфолио» и «История рейтинга».
Преимущества электронного портфолио ученика:
1) инструмент сбора данных, т.е. аккумуляции, хранения и трансляции во времени индивидуальной базы данных ученика по разным направлениям и областям его учебной деятельности и внеучебной социальной активности;
2) способ представления и интерпретации (целостной картины) его учебных и социальных действий и достижений;
3) механизм социального контроля и социального воздействия на ученика со стороны взрослых с целью коррекции его учебной деятельности и его социальной активности.
Класс G06F17/40 сбор данных и их регистрация
Класс G09G5/34 для "прокрутки" информации или перемещения изображения