противоскатное устройство тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой
Классы МПК: | B60T1/14 непосредственно на дорогу |
Автор(ы): | Шкрабак Роман Владимирович (RU), Шкрабак Владимир Владимирович (RU), Шкрабак Владимир Степанович (RU), Самойлов Василий Владимирович (RU), Шкрабак Алла Игоревна (RU), Брагинец Юрий Николаевич (RU), Новорок Богдан Васильевич (RU), Белякова Оксана Валентиновна (RU), Долженко Алексей Леонидович (RU), Пяткина Светлана Анатольевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Минсельхоз России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-12-05 публикация патента:
10.10.2013 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к противоскатным устройствам тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой. Противоскатное устройство содержит тормозные элементы, привод тормозных элементов и блок управления приводом. Тормозные элементы выполнены в виде шипов и имеют форму конуса. Тормозные элементы жестко закреплены на несущей поверхности в шахматном порядке. Несущая поверхность жестко соединена со стержнем, который шарнирно связан с продольной тягой, жестко соединенной с навесной системой. Достигается улучшение стопорящего эффекта по предотвращению самопроизвольного скатывания. 4 ил.
Формула изобретения
Противоскатное устройство тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой, содержащее тормозные элементы, привод тормозных элементов и блок управления приводом, отличающееся тем, что тормозные элементы в виде шипов выполнены в виде конуса, жестко закрепленных на несущей поверхности в шахматном порядке, при этом несущая поверхность жестко соединена со стержнем, который шарнирно связан с продольной тягой, жестко соединенной с навесной системой.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике безопасности, а именно к предотвращению аварий, опрокидываний, защите операторов тракторов (мобильных машин) при неуправляемом самопроизвольном скатывании тракторов и автотракторных поездов в неблагоприятных климатических условиях (мокрая дорога, гололед, туман, снежный покров) и при неровном рельефе местности.
Известно "Противоскатное устройство одностороннего действия" (А.С. СССР № 1291469, кл. В60Т 1/14), содержащее устанавливаемые под колеса транспортного средства тормозные элементы, кинематически связанные с валом электродвигателя постоянного тока, подключенного к аккумулятору посредством контактного переключателя реверсирования электродвигателя, оно снабжено электрическим датчиком продольного крена транспортного средства, датчиком частоты вращения вала двигателя транспортного средства, выполненным в виде генератора постоянного тока, первым реле с двумя парами нормально разомкнутых контактов, вторым реле с нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами, концевыми выключателями для сигнализации верхнего и нижнего положения тормозных элементов и третьим и четвертым реле управления контактным переключателем, при этом датчик продольного крена и обмотка первого реле последовательно подключены к аккумулятору, первая пара контактов первого реле включена в цепь, соединяющую обмотки третьего и четвертого реле с минусовой клеммой аккумулятора, вторая пара контактов первого реле включена последовательно с обмоткой второго реле в цепь генератора постоянного тока, нормально разомкнутые контакты второго реле включены последовательно с концевым выключателем, сигнализирующим о верхнем положении тормозных элементов, в цепь, соединяющую обмотку третьего реле с плюсовой клеммой аккумулятора, а нормально замкнутые контакты второго реле включены последовательно с концевым выключателем, сигнализирующим о нижнем положении тормозных элементов, в цепь, соединяющую обмотку четвертого реле с плюсовой клеммой аккумулятора. Недостатками данного устройства являются:
1 - сложность конструкции.
2 - невозможность предотвращения самопроизвольного скатывания при скольжении "юзом" на мокрых участках дороги и в гололед, а также при движении по снежным дорогам;
3 - низкая надежность за счет, сложности настройки симметричного воздействия на оба колеса одновременно. Известное "Противоскатное устройство транспортного средства" (А.С. 1654065 А2, кл. В60Т 1/14) снабжено дополнительными тормозными элементами, предотвращающими скатывание в противоположном направлении и оборудованными приводом, аналогичным основному и также подключенным в цепь питания, а неподвижный контакт датчика продольного крена выполнен в виде разнесенных в продольном направлении изолированных друг от друга четвертей цилиндрического колеса, каждая из которых электрически соединена с соответствующим приводом тормозных элементов. Недостатками данного устройства являются:
1 - сложность конструкции; при мягком грунте (например, после дождя) упоры, вдавливаясь глубоко в землю, под давлением, создаваемым тяжестью транспортного средства, не в состоянии обеспечить противоскатность транспортного средства, что, как известно, может привести к аварийной ситуации.
2 - низкая надежность, подвешенные на тросах противоскатные упоры, находясь постоянно на крыльях трактора, выходят из строя или отказывают, не опускаясь или не поднимаясь в нужные моменты, из-за коррозии металла и грязи летящей от колес.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству является противоскатное устройство по патенту РФ № 2038234, В60Т 1/14, содержащее тормозные элементы в виде противоскатных упоров, взаимодействующие с поверхностью колеса транспортного средства, привод тормозных элементов и блок управления приводом, включающий в себя электрический датчик продольного крена транспортного средства, датчик частоты вращения вала двигателя транспортного средства, датчик частоты выполнен в виде генератора постоянного тока, первое реле с нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами, при этом электрический датчик продольного крена и обмотка первого реле последовательно подключены к аккумулятору, а вторая пара контактов первого реле включена последовательно с обмоткой второго реле в цепь генератора постоянного тока. Тормозные элементы установлены с возможностью вертикального взаимодействия с верхней частью шины колеса транспортного средства, при этом внутренняя криволинейная поверхность тормозного элемента, взаимодействующая с шиной, снабжена выемкой, форма рисунка которой зеркально соответствует выпуклому рисунку протектора шины колеса транспортного средства, а привод тормозных элементов выполнен в виде механизма продольного противоопрокидывания, размещенного под капотом машины между передней и задней колесными осями и включающим в себя пневмоцилиндры со штоками, снабженными балластными грузами и соединенными с тормозными элементами, в штоковой полости каждого цилиндра размещена пружина, сжимаемая при перемещении штока в транспортное положение, пневматические линии для подвода и отвода воздуха, снабженные нормально открытыми и нормально закрытыми электромагнитными клапанами, причем нормально открытые электромагнитные клапаны обоих цилиндров соединены с нормально замкнутым контактом второго реле, нормально закрытые электромагнитные клапаны левого и правого пневмоцилиндров присоединены к нормально разомкнутому контакту второго реле, а нормально разомкнутый контакт первого реле через сигнальную лампочку и выключатель присоединен к нормально закрытому электромагнитному клапану, установленному на входе пневмосистемы перед противоопрокидывающим механизмом. Недостатками этого устройства являются:
1 - сложность конструкции;
2 - при изношенных протекторах шин, резко снижается площадь взаимодействия стопора с шиной, и как следствие снижение эффективности стопорения;
3 - невозможность предотвращения самопроизвольного скатывания при скольжении "юзом" на мокрых участках дороги и в гололед, а также при движении по снежным дорогам;
4 - сложность настройки симметричного воздействия на оба колеса одновременно;
5 - невозможность одновременного попадания внутренних элементов дугообразных упоров в пазы протектора шин и снижение за счет этого стопорящих свойств устройства.
Задачей изобретения является улучшение стопорящего эффекта по предотвращению самопроизвольного скатывания и как следствие - снижение аварий и травматизма.
Поставленная задача достигается тем, что противоскатное устройство тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой, содержащее тормозные элементы, привод тормозных элементов и блок управления приводом. Тормозные элементы в виде шипов выполнены в виде конуса, жестко закрепленных на несущей поверхности в шахматном порядке, при этом несущая поверхность жестко соединена со стержнем, который шарнирно связан с продольной тягой, жестко соединенной с навесной системой.
Новые существенные признаки:
1. Тормозные элементы выполнены в виде шипов.
2. Шипы выполнены в виде конусов.
3. Шипы жестко закреплены на несущей поверхности в шахматном порядке.
4. Несущая поверхность жестко соединена со стержнем.
5. Стержень связан через шарнир с продольной тягой устройства.
6. Продольная тяга жестко связана с навесной системой. Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Доказательством технического результата является то, что предлагаемое устройство дает возможность повысить безопасность использования тракторных агрегатов в сложных дорожных условиях (дождь, снег, гололед, туман) неровного рельефа местности и исключить аварии и травмы за счет того, что в нем:
а) предложенное устройство в виде несущей поверхности с тормозными элементами в виде шипов на внутренней поверхности монтируется на концах продольных тяг системы навески со сцепным устройством, управляется гидросистемой трактора и перемещается ею в вертикальной плоскости до упора в дорожное полотно;
б) обращенная к дорожному полотну несущая поверхность с выполненными на ней шипами, расположенными в шахматном порядке в виде нескольких поясов по несущей поверхности, при соприкосновении с дорожным покрытием входит в нее своими шипами, стопоря агрегат от самопроизвольного (неуправляемого) скатывания при движении в гору или с горы при недостаточной эффективности штатной тормозной системы и движении агрегата "юзом" в гололед при мокром или заснеженном дорожном полотне;
в) взаимообратная работа несущих поверхностей, без демонтажа и регулировок; г) несущая поверхность жестко связана со стержнем, который через шарнир соединен с продольной тягой устройства, а последняя жестко соединена с навесной системой - дает возможность изменять угол вхождения шипов в дорожное полотно;
д) соединенные через стержень продольными тягами системы навески несущие поверхности при движении агрегата в гору образуют между продольной тягой системы навески и точкой прикосновения несущей поверхности к дорожному полотну тупой угол, а при движении с горы - острый угол;
е) гидросистемой трактора через гидроцилиндр системы навески регулируется усилие прижатия шипов на несущих поверхностях к дорожному покрытию, усиливая стопорящий эффект, предотвращая самопроизвольное (неуправляемое) скатывание.
На Фиг.1 схематично изображен тракторный агрегат, оснащенный гидросистемой при подъеме;
Фиг.2 схематично изображен тракторный агрегат, оснащенный гидросистемой при спуске.
Фиг.3 схематично изображена несущая поверхность с конусными шипами и с ее связью с навесной системой трактора.
Фиг.4 схематично изображено расположение конусных шипов на несущей поверхности.
Противоскатное устройство тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой, содержит: трактор 1 с навесной гидроситемой 2, к которой жестко крепится продольная тяга 3, шарнирно соединенная со стрежнем 4, жестко соединенным с несущей поверхностью 5. На несущей поверхности 5 жестко закреплены в шахматном порядке шипы 6, выполненные в виде конуса.
При движении тракторных транспортных агрегатов, например, на подъем при неблагоприятных метеоусловиях, при возникновении предаварийной ситуации, тракторист при помощи навесной гидроситемы 2 опускает навеску с жестко закрепленной на ней продольной тягой 3, которая через шарнир соединена со стрежнем 4. Усилие передается на несущую поверхность 5 и шипы 6. При этом шипы 6 углубляются в дорожную поверхность, образуя тупой угол 1, между продольной тягой 3 и центральной осью стержня 4, увеличивая тормозной эффект до полной остановки.
При спуске - аналогично, но при этом угол 2 между продольной тягой 3 и центральной осью стержня 4 - острый.
Класс B60T1/14 непосредственно на дорогу