заряд твердого ракетного топлива для разгонно-маршевого ракетного двигателя управляемой ракеты
Классы МПК: | F02K9/10 форма и конструкция твердотопливных зарядов |
Автор(ы): | Губкин Александр Михайлович (RU), Гуськов Вячеслав Александрович (RU), Ламзина Ираида Семеновна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт химии и механики" (ФГУП "ЦНИИХМ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-06-26 публикация патента:
27.10.2013 |
Изобретение относится к ракетной технике, а именно к зарядам твердого ракетного топлива для разгонно-маршевого ракетного двигателя управляемой ракеты переносных зенитных ракетных комплексов. Заряд твердого ракетного топлива включает топливную шашку-моноблок, бронированную по заднему торцу и боковой поверхности бронечехлом. Со стороны переднего небронированного торца на наружной поверхности заряда выполнено удаление бронепокрытия в виде конической проточки. Заряд выполнен бесканальным и армирован металлическими теплопроводящими элементами. На боковой поверхности заряда удалено бронепокрытие в виде двух диаметрально противоположных пазов. Геометрические размеры заряда определены соотношениями, защищаемыми настоящим изобретением. Изобретение позволяет обеспечить два режима тяги заряда при минимальных массогабаритных характеристиках, а также минимальное воздействие на стрелка и высокую технологичность конструкции. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.
Формула изобретения
1. Заряд твердого ракетного топлива для разгонно-маршевого ракетного двигателя, включающий топливную шашку-моноблок, бронированную по заднему торцу и боковой поверхности бронечехлом, со стороны переднего небронированного торца которой на наружной поверхности заряда выполнено удаление бронепокрытия в виде конической проточки, отличающийся тем, что заряд выполнен бесканальным, армирован металлическими теплопроводящими элементами, и на боковой поверхности заряда удалено бронепокрытие в виде двух диаметрально противоположных пазов, при этом геометрические размеры заряда определены соотношениями
где l - длина паза,
L - полная длина заряда,
d - диаметр заряда,
d1 - диаметр заряда, образованный после удаления бронепокрытия,
b - ширина паза.
2. Заряд по п.1, отличающийся тем, что теплопроводящие элементы выполнены из серебряной проволоки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива, в первую очередь в разгонно-маршевых ракетных двигателях управляемых ракет.
Разгонно-маршевые ракетные двигатели применяются, как правило, в малогабаритных управляемых ракетах типа ПТУР (противотанковая управляемая ракета), МЗУР (малогабаритная зенитная управляемая ракета), запуск которых осуществляется из пусковых труб.
Основные требования, предъявляемые к двигателям малогабаритных управляемых ракет:
- обеспечение высокой скорости;
- обеспечение дальности;
- низкие массогабаритные характеристики;
- двухрежимная работа заряда для обеспечения возможности применения по низколетящим и высотным целям;
- минимальное воздействие на стрелка;
- технологичность производства заряда.
Известны двухрежимные ракетные двигатели [RU 2362036 от 20.07.2009, RU 2390646 от 27.05.2010, RU 2347931 от 27.02.2009, RU 2343302 от 10.01.2009], в которых двухрежимная работа двигателя осуществляется за счет последовательно установленных зарядов первого и второго режимов. Однако за счет применения моноблочного заряда удается в том же объеме двигательной установки разместить на 10-15% топлива больше, чем в варианте с двумя раздельными зарядами, что предпочтительнее.
Известен двухрежимный заряд смесевого ракетного топлива, выполненный в виде моноблока [RU 2374480 от 27.11.2009], оснащенный, по меньшей мере, одним элементом для уменьшения времени горения заряда ракетного топлива, что позволяет получить высокую скорость ракеты. Каждый элемент для уменьшения времени горения заряда ракетного топлива ориентирован в объеме заряда СРТ посредством нитевидного элемента из волокнистого материала или металла, один конец которого закреплен во вкладыше, а другой конец закреплен со стороны переднего торца корпуса. Такое техническое решение не является технологичным, так как предполагает наличие дополнительных элементов (вкладыша и передней крышки), изготовление и установка которых требует дополнительных операций. Кроме того, необходимо выполнить еще одну дополнительную операцию - скрепление вкладыша с корпусом, которая требует использования клеящих или герметизирующих материалов для надежной фиксации вкладыша в корпусе двигателя.
Изготовление вкладыша и передней технологической крышки согласно изобретению из пенополиуретана уменьшает массу твердого топлива, что не позволяет получить максимальную дальность стрельбы. В случае, если вкладыш будет изготовлен из твердого ракетного топлива, то для надежного крепления нитевидных элементов такое топливо должно иметь физико-механические характеристики, значительно превышающие физико-механические характеристики топлива основного заряда. Наличие двух видов топлива в заряде резко снижает его технологичность.
Известен заряд твердого ракетного топлива для разгонно-маршевого ракетного двигателя противотанковой управляемой ракеты [RU 2282741 от 27.08.2006], который принят за прототип. Заряд обеспечивает двухрежимную работу двигателя.
Общие признаки с прототипом:
- заряд представляет собой шашку-моноблок, бронированную по заднему торцу и боковой поверхности;
- со стороны переднего небронированного торца на наружной поверхности заряда выполнено удаление бронепокрытия в виде конической проточки.
Недостатки прототипа:
- заряд имеет глухой центральный канал, что снижает коэффициент заполнения топливом камеры двигателя;
- максимальное давление в первоначальный момент работы заряда неблагоприятно при ведении стрельбы с плеча, давление в камере двигателя должно возрастать с минимально возможного значения;
- разгон заряда, принятого за прототип, неэффективен, так как давление в камере падает после старта ракеты. Это недопустимо при применении ракеты по быстролетящим целям;
- в конструкции заряда отсутствует возможность интенсификации горения топлива за счет повышения скорости его горения, что необходимо для достижения требуемых скоростных характеристик ракеты.
Технической задачей изобретения является разработка заряда-моноблока твердого ракетного топлива, обеспечивающего два режима тяги ракетного двигателя, разгонный и маршевый, с обеспечением максимальной дальности, максимальной скорости при минимальных массогабаритных характеристиках и минимальном воздействии на стрелка и высокой технологичности.
Технический результат, достигаемый изобретением, предусматривает получение значения полного импульса силы тяги на первом режиме работы двигателя в пределах 5344,6-5785,9 Н·с, а также наклонной дальности поражения цели не менее 4900 м.
Технический результат изобретения обеспечивается формулой изобретения, согласно которой заряд выполнен в виде шашки моноблока, бронированной по заднему торцу и боковой поверхности бронечехлом, у которой со стороны переднего небронированного торца на наружной поверхности выполнено удаление бронепокрытия в виде конической проточки, а также удаление бронепокрытия на боковой поверхности в виде двух диаметрально противоположных пазов. Заряд выполнен бесканальным, армирован металлическими теплопроводящими элементами. Причем геометрические размеры заряда определены соотношениями
где l - длина паза,
L - полная длина заряда,
d - диаметр заряда,
d1 - диаметр заряда, образованный после удаления бронепокрытия по
пазам,
b - ширина паза.
В особенно предпочтительном варианте выполнения заряда теплопроводящие элементы выполнены из серебряной или нержавеющей проволоки.
Изобретение иллюстрируется чертежами и примерами конкретного исполнения. На фиг.1 показан заряд согласно изобретению, на фиг.2 - кривая «давление-время» описываемого заряда.
Заряд (фиг.1) представляет собой бесканальную шашку-моноблок 1 из смесевого твердого ракетного топлива радиально-торцевого горения с диаметром d и полной длиной L, бронированную по заднему торцу и боковой поверхности бронечехлом 2, со стороны переднего небронированного торца которой на наружной поверхности заряда выполнено удаление бронепокрытия в виде конической проточки с диаметром меньшего основания d2. Заряд армирован серебряными теплопроводящими элементами 3, закрепленными в бронечехле 2, на боковой поверхности которого выполнены диаметрально противоположные пазы 4 длиной l и шириной b.
Данная конструкция заряда обеспечивает двухрежимную диаграмму тяги в однокамерном двигателе - стартовый и маршевый режим с перепадом тяги Rcт/Rм=3,6, который определяется давлением в камере двигателя на указанных режимах и временем его работы (фиг.2).
Габариты заряда: длина 825-2 мм, диаметр 63,0-0,6 мм, диаметр заряда, образованный после конической проточки 35,2 ±1 мм, масса заряда 4,5 кг.
Примеры конкретного исполнения изобретения соответствуют данным, приведенным в пп.1-3 таблицы. Импульс и дальность в указанных примерах соответствуют предъявляемым требованиям.
Заряд работает следующим образом. После срабатывания воспламенителя продукты его горения воспламеняют небронированные поверхности топливной шашки-моноблока. Геометрические характеристики небронированных поверхностей заряда, размеры пазов на боковой поверхности заряда, а также расположение в заряде металлических теплопроводящих элементов выбраны такими, что на стартовом режиме в результате радиально-торцевого горения сгорает все топливо на длине l1, равной 545 мм, без дегрессивного остатка, и формируется фронт осевого горения с кратерной поверхностью в местах расположения металлических теплопроводящих элементов, который обеспечивает маршевый участок полета.
Высокая стартовая тяга осуществляется за счет радиально-осевого горения оголенной части заряда, маршевая тяга - в результате осевого горения армированного смесевого твердого ракетного топлива (СТРТ). За счет армированного СТРТ заряд обеспечивает высокую плотность заполнения двигателя СТРТ, так как отсутствует центральный канал, а также его высокие энергетические и эксплуатационные характеристики.
Армированное топливо защищается бронепокрытием так, что в определенное время оно горит в радиально-осевом направлении с собственной скоростью горения и затем горит с торца с местной (повышенной) скоростью горения. Это дает возможность в одном заряде иметь скорости горения, отличающиеся в 5-6 раз, то есть реализуется двухрежимная работа заряда.
Таблица - Экспериментальные данные по определению геометрических характеристик заряда | |||||||||||
№ , п/п | Полная длина заряда, L, мм | Длина паза, l, мм | Диаметр заряда, d, мм | Диаметр заряда, образованный после удаления бронепокрытия, d 1, мм | Ширина паза, b, мм | Полный импульс силы тяги на первом режиме работы двигателя, Н·с | Наклон ная дальность пораже ния цели, м | Максималь ное давление в камере, Рmах, МПа | |||
1 | 0,318 | 825 | 262 | 0,960 | 63,0 | 60,5 | 13,1 | 20,0 | 5650,6 | 5100 | 14,8 |
2 | 0,315 | 823 | 259 | 0,959 | 62,4 | 59,9 | 13,1 | 19,8 | 5748,7 | 4950 | 15,1 |
3 | 0,322 | 824 | 265 | 0,957 | 62,8 | 60,1 | 13,3 | 19,9 | 5493,6 | 5000 | 14,1 |
4 | 0,316 | 825 | 261 | 0,960 | 62,7 | 60,2 | 12,9 | 20,1 | 5199,3 | 5100 | 13,4 |
5 | 0,313 | 825 | 258 | 0,958 | 62,7 | 60,1 | 14,2 | 20,1 | 4973,7 | 5050 | 12,6 |
6 | 0,324 | 824 | 267 | 0,958 | 62,8 | 60,2 | 13,4 | 20,0 | 5312,6 | 4700 | 14,3 |
7 | 0,315 | 823 | 259 | 0,962 | 63,0 | 60,6 | 13,0 | 19,9 | 5217,9 | 4950 | 14,0 |
8* | 0,318 | 825 | 262 | 0,955 | 62,6 | 59,8 | 12,8 | 20,2 | 5866,4 | 4900 | 16,7 |
Примечание: * - наблюдалась повышенная отдача и повышенное шумовое воздействие при стрельбе с плеча. |
Класс F02K9/10 форма и конструкция твердотопливных зарядов