способ усиления колонны и сочлененных элементов перекрытия здания
Классы МПК: | E04G23/02 ремонт, например заполнение трещин; восстановление; реконструкция; пристройка |
Автор(ы): | Ильин Николай Алексеевич (RU), Шепелев Александр Петрович (RU), Ибатуллин Рустам Рафаилович (RU), Славкин Павел Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет" (СГАСУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-03-14 публикация патента:
10.11.2013 |
Изобретение относится к области строительства, в частности к способу усиления колонны и сочлененных элементов перекрытия здания. Технический результат заключается в повышении надежности и безопасности колонны и элементов перекрытия, снижении расхода стали и материальных затрат. Способ усиления включает проведение технического осмотра, проверочных расчетов, проектирование, изготовление и установку элементов устройства усиления. Напряжение стоек стальной обоймы осуществляют с регулируемым усилием с последующим обжатием и бетонированием. Распорный узел устройства усиления устанавливают в верхней части усиливаемой колонны. Узел выполняют из опорного столика и стальных гребенок. Гребенки состоят из упорных пластин и грузовых винтов, образующих между собой тавровое сварное соединение. Элементы устройства усиления включают в работу одновременно с двух противоположных граней усиливаемой колонны, сочлененной с элементами перекрытия здания. 20 з.п. ф-лы, 10 ил.
Формула изобретения
1. Способ усиления колонны и сочлененных элементов перекрытия здания, включающий проведение технического осмотра сочленения элементов, проведение проверочных расчетов элементов устройства усиления по прочности, проектирование и изготовление элементов устройства усиления, установку их на сочленяющиеся элементы перекрытия здания, напряжение стоек стальной обоймы с регулируемым усилием с последующим обжатием и бетонированием, отличающийся тем, что распорный узел устройства усиления, устанавливаемый в верхней части усиливаемой колонны, выполняют из опорного столика и стальных гребенок, состоящих из упорных пластин и грузовых винтов и образующих между собой тавровое сварное соединение, которые включают в работу одновременно с двух противоположных граней усиливаемой колонны, сочлененной с элементами перекрытия здания.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что стальную гребенку распорного узла выполняют в виде сварного таврового соединения грузовых винтов непосредственно с нижней поверхностью упорной пластины.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что стальную гребенку распорного узла выполняют в виде сварного таврового соединения грузовых винтов с упорной пластиной и выпуском анкеров через раззенкованные отверстия.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что стальную гребенку распорного узла выполняют в виде крепежного болтового соединения грузовых винтов, оборудованных буртиком, с упорной пластиной и выпуском анкеров через отверстия в упорной пластине.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что грузовой винт выполняют в виде короткого отрезка стального стержня, оборудуя один конец ходовой резьбой, натяжными гайками, шайбами и контргайкой.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что грузовой винт выполняют в виде отрезка стального стержня, оборудуя один конец ходовой резьбой, натяжными гайками, шайбами и контргайкой; другой конец оборудуют буртиком, крепежной резьбой, гайкой и шайбой.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что грузовой винт выполняют в виде отрезка стального стержня, включающего в себя длину анкера, оборудуя один конец ходовой резьбой, натяжными гайками, шайбами и контргайкой; другой конец оборудуют анкером.
8. Способ по п.1, отличающийся тем, что при изготовлении сварного таврового соединения грузового винта с упорной пластиной распорного узла используют дуговую сварку под флюсом.
9. Способ по п.1, отличающийся тем, что при изготовлении сварного таврового соединения грузового винта с упорной пластиной распорного узла используют контактную сварку сопротивлением и непрерывным оплавлением.
10. Способ по п.1, отличающийся тем, что при изготовлении сварного таврового соединения грузового винта с упорной пластиной распорного узла используют дуговую сварку в раззенкованное отверстие.
11. Способ по п.1, отличающийся тем, что упорную пластину распорного узла изготовляют из отрезка рифленой полосовой стали.
12. Способ по п.1, отличающийся тем, что упорную пластину распорного узла прикрепляют непосредственно к бетону нижней грани элемента перекрытия, утопляя в сок пластичного цементно-песчаного раствора с выжиманием.
13. Способ по п.1, отличающийся тем, что упорную пластину распорного узла прикрепляют к элементу перекрытия путем установки анкеров грузовых винтов в пазы глубиной 60 мм, высверливаемые в бетоне нижней грани элемента перекрытия.
14. Способ по п.1, отличающийся тем, что упорную пластину распорного узла закрепляют к обнаженной нижней арматуре железобетонного элемента перекрытия путем контактной рельефно-точечной сварки.
15. Способ по п.1, отличающийся тем, что при условии включения в работу напрягаемых стоек стальной обоймы, коэффициент условий работы железобетона усиливаемой колонны принимают без его понижения, - mb=1,0.
16. Способ по п.1, отличающийся тем, что при бетонировании толщину слоя облицовки озс, мм, при гарантированном пределе огнезащиты изоляционного покрытия для стального элемента усиления определяют по логарифмической формуле (1):
где озс - толщина огнезащитного слоя облицовки, мм;
кип - гарантируемый предел огнезащиты изоляционного покрытия, мин;
Dar - показатель термодиффузии материала облицовки, мм2/мин.
17. Способ по п.1, отличающийся тем, что размеры поперечного сечения опорного столика, усиленного ребрами жесткости, принимают по результатам проверки прочности стоек и поясных листов изгибаемых стальных элементов.
18. Способ по п.1, отличающийся тем, что диаметр грузовых винтов и их число определяют расчетом на прочность и устойчивость в зависимости от величины усилия разгружения железобетонной колонны.
19. Способ по п.1, отличающийся тем, что сочленяющиеся с опорой ригеля поверхности упорной пластины подвергают огневой обработке горелками и утопляют в сок пластичного раствора с выжиманием.
20. Способ по п.1, отличающийся тем, что высоту сварного флангового шва, соединяющего элементы устройства усиления, принимают по расчету на срез и изгиб, но не менее 6 мм.
21. Способ по п.1, отличающийся тем, что после введения напрягаемой распорки в работу нижнюю грань упорной пластины и верх опорного столика соединяют металлической пластинкой или отрезком уголка с помощью контактной рельефно-точечной сварки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при восстановлении несущих конструкций эксплуатируемого здания, - более конкретно при восстановлении тяжело поврежденной железобетонной колонны и сочлененных элементов перекрытия здания в условиях пожара, взрыва, аварии.
К тяжелым термическим повреждениям колонны и сочлененных элементов перекрытия после пожара относятся отслоение деструктивного бетона на глубину 40-80 мм и более, выпучивание стержней арматуры, появление остаточных термических напряжений растяжения (до 10000 Н/см2) в рабочей арматуре колонн. Повреждение сочлененных элементов перекрытия (ригеля, балки, плиты) характеризуется большей степенью разрушения бетона в сечении ригеля, чем в сечении колонны, вследствие более глубокого прогрева ригеля до предельной температуры (500±50)°С; возможно существенное снижение площади опирания в местах соединения ригеля с колонной из-за выкрашивания деструктивного бетона, вследствие этого возможны трещины среза в бетоне ригеля от совместного действия силовой нагрузки и огневого воздействия. При тяжелых повреждениях сочленения элементов перекрытия появляется опасность хрупкого разрушения колонны и последующего обрушения ригелей здания. В ряде случаев целесообразно исправление поврежденного сочленения элементов без демонтажа ригелей и колонн, полной или частичной их разгрузки.
Известен способ усиления колонны дополнительными предварительно напряженными металлическими распорками / см. Рекомендации по оценке состояния и усилению строительных конструкций промышленных зданий и сооружений. - М.: Стройиздат, 1989. - С.50-56, рис.23 / [1].
К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа усиления, относится то, что в известном способе преднапряженные распорки повышают несущую способность только колонны, следовательно, невозможно обеспечить надлежащее усиление поврежденного сочленения элементов перекрытия; при неточном изготовлении напрягаемых распорок по их длине, в известном способе невозможно надежное их включение в совместную работу с усиливаемой колонной, следовательно, снижается точность контроля степени разгружения места сочленения ригеля и колонны; в известном способе сечение ветвей распорки принимают конструктивно, с большим перерасходом металла на усиление, следовательно, при использовании известного способа возрастают металлоемкость и трудоемкость; в известном способе, при применении металла без конструктивной огнезащиты, снижается длительность сопротивления огневому воздействию в условиях повторного пожара элементов усиления, в частности, и фактическая огнестойкость колонны в целом.
Известен способ усиления колонны, включающий установку металлической обоймы, в верхней части которой закрепляют натяжной узел, обойму из 4 прокатных уголков, связанных попарно соединительными планками в две ветви, в продольном направлении которые обжимают распорным устройством / см. А.с. SU № 607 932, кл. 2 E04G 23/02. Способ усиления колонн./ В.В. Гусельников. Опубл. 25.05.78. Бюл. № 19/ [2].
К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа усиления колонны и ее оголовка относится то, что в известном способе применяют громоздкую, металлоемкую обойму из прокатных уголков; эффективность использования известного способа усиления снижается вследствие того, что грузовой винт распорного узла имеет шарнирное закрепление с обеих концов, следовательно, коэффициент его приведенной длины весьма значителен; опорная площадка под ригель удалена от ветви распорки, следовательно, дополнительно возникает изгибающий момент, действующий на эту ветвь распорки и опорный столик, увеличены общие габариты сечения оголовка усиливаемой колонны; в известном способе используют металл без конструктивной огнезащиты, следовательно, снижена фактическая огнестойкость элементов усиления в частности и сочлениения в целом.
Известен способ усиления железобетонной колонны, включающий установку опорных столиков, усиливающих элементов колонны и ее оголовка, распорного устройства, напряжение усиливающей распорки с регулируемым усилием с последующим обжатием и бетонированием / см. А.с. SU № 1162729, кл. 4 E04G 23/02. Способ восстановления капителей и колонн железобетонных конструкций / Н.А. Ильин. Опубл. 23.06.85. Бюл. № 23 / [3].
К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата, при использовании известного способа восстановления железобетонной колонны является то, что в известном способе расходуется значительная масса металла, не эффективно используемая для усиления колонн, опорные узлы известного устройства внизу и вверху колонны не имеют жесткого закрепления, составные части ветвей обоймы соединены натяжным винтом, характеризующим их шарнирное примыкание, в известном способе расположение натяжных винтов не по центру тяжести поперечного сечения уголка обоймы приводит к возникновению изгибающего момента от распорного усилия, действующего на напрягаемые ветви составных частей обоймы; при использовании металла без конструктивной огнезащиты снижена фактическая огнестойкость элементов усиления и колонны.
Наиболее близким техническим решением к изобретению по совокупности признаков является способ усиления колонны, включающий упорный элемент, напрягаемую распорку и натяжной узел; при этом упорный элемент выполняют в виде опорного столика и упорного башмака напрягаемой распорки, остов которой выполняют из двух ветвей, распорный узел выполняют с применением грузовых винтов и упорных гаек. При усилении нагруженной колонны, поврежденной с одной стороны опорный столик и напрягаемую распорку устанавливают с той же стороны (грани) колонны. После введения напрягаемой распорки в работу, опорный уголок и упорную пластину соединяют наглухо металлической пластиной / Патент RU № 2308585 С2, МПК - E04G 23/02 (2006. 01). Способ восстановления железобетонной колонны и ее оголовка / Ильин Н.А., Комов Е.М., Яценко П.П.; заявка СГАСУ от 03.10.2005; опубл. 20.04.2007. Бюлл. № 29/ [4] - принято за прототип.
К причинам, препятствующим достижению указанного технического результата, при использовании известного способа восстановления железобетонной колонны является то, что в известном способе расходуется значительная масса металла, не эффективно используемая для усиления колонн, опорные узлы известного устройства внизу и вверху колонны не имеют жесткого закрепления, составные части ветвей обоймы соединены натяжным винтом, характеризующим их шарнирное примыкание. В известном способе соединительные планки прикрепляют к угловым стойкам стальной обоймы, которые находятся под напряжением, вследствие этого возрастает опасность строительно-монтажных работ; упорный швеллерообразный башмак и опорный столик представляют собою металлоемкие элементы усиления.
Сущность изобретения заключается в следующем. Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, состоит в повышении надежности и безопасности состояния усиливаемой колонны и сочлененных элементов перекрытия, получивших тяжелые местные повреждения, в снижении расхода стали и материальных затрат за счет рациональной установки элементов усиления предлагаемым способом.
Технический результат - рациональное проведение технического осмотра и оценки состояния поврежденной колонны и сочлененных элементов перекрытия, надежное включение в совместную работу напрягаемой распорки (с контролем предварительных напряжений), усиливаемой колонны; жесткое соединение грузового винта с несущей ветвью распорки, вдвое снижающее коэффициент приведенной длины винта при расчете прочности и устойчивости его как сжатого элемента, упрощение конструкции передачи «грузовой винт - упорная гайка» распорного узла при проектировании изготовлении его, улучшение контроля разгружения усиливаемой колонны и ее сочлененных элементов перекрытия напряженными распорками, снижение расхода металла на изготовление устройства усиления и получение возможности эффективного использования металла при усилении колонны и сочлененных элементов перекрытия, обеспечение огнезащиты металлических элементов усиления и гарантированного предела огнестойкости усиливаемой колонны.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном способе сочленения элементов перекрытия с колонной здания, включающем проведение технического осмотра сочленения элементов, проведение проверочных расчетов элементов устройства усиления по прочности, проектирование и изготовление элементов устройства усиления, установку их на сочленяющиеся элементы перекрытия здания, напряжение стоек стальной обоймы с регулируемым усилием с последующим обжатием и бетонированием, особенностью является то, что распорный узел устройства усиления, устанавливаемый в верхней части усиливаемой колонны, выполняют из опорного столика и стальных гребенок, состоящих из упорных пластин и грузовых винтов и образующих между собой тавровое сварное соединение, которые включают в работу одновременно с двух противоположных граней усиливаемой колонны, сочлененной с элементами перекрытия здания.
Кроме этого особенности способа усиления заключаются в том, что стальную гребенку распорного узла выполняют в виде сварного таврового соединения грузовых винтов непосредственно с нижней поверхностью упорной пластины.
Стальную гребенку распорного узла выполняют в виде сварного таврового соединения грузовых винтов с упорной пластиной и выпуском анкеров через раззенкованные отверстия. Стальную гребенку распорного узла выполняют в виде крепежного болтового соединения грузовых винтов, оборудованных буртиком, с упорной пластиной и выпуском анкеров через отверстия в упорной пластине.
Грузовой винт выполняют в виде короткого отрезка стального стержня, оборудуя один конец ходовой резьбой, натяжными гайками, шайбами и контргайкой. Грузовой винт выполняют в виде отрезка стального стержня, оборудуя один конец ходовой резьбой, натяжными гайками, шайбами и контргайкой; другой конец оборудуют буртиком, крепежной резьбой, гайкой и шайбой. Грузовой винт выполняют в виде отрезка стального стержня, включающего в себя длину анкера, оборудуя один конец ходовой резьбой, натяжными гайками, шайбами и контргайкой; другой конец оборудуют анкером.
При изготовлении сварного таврового соединения грузового винта с упорной пластиной распорного узла используют дуговую сварку под флюсом. При изготовлении сварного таврового соединения грузового винта с упорной пластиной распорного узла используют контактную сварку сопротивлением и непрерывным оплавлением. При изготовлении сварного таврового соединения грузового винта с упорной пластиной распорного узла используют дуговую сварку в раззенкованное отверстие.
Упорную пластину распорного узла изготовляют из отрезка рифленой полосовой стали. Упорную пластину распорного узла прикрепляют непосредственно к бетону нижней грани элемента перекрытия, утопляя в сок пластичного цементно-песчаного раствора с выжиманием. Упорную пластину распорного узла прикрепляют к элементу перекрытия путем установки анкеров грузовых винтов в пазы глубиной 60 мм, высверливаемые в бетоне нижней грани элемента перекрытия. Упорную пластину распорного узла закрепляют к обнаженной нижней арматуре железобетонного элемента перекрытия путем контактной рельефно-точечной сварки.
При условии включения в работу напрягаемых стоек стальной обоймы, коэффициент условий работы железобетона усиливаемой колонны принимают без его понижения, - mb=1,0.
При бетонировании толщину слоя облицовки озс, мм, при гарантированном пределе огнезащиты изоляционного покрытия для стального элемента усиления определяют по логарифмической формуле (1):
где озс - толщина огнезащитного слоя облицовки, мм;
кип - гарантируемый предел огнезащиты изоляционного покрытия, мин;
Dar - показатель термодиффузии материала облицовки, мм2/мин.
Размеры поперечного сечения опорного столика, усиленного ребрами жесткости, принимают по результатам проверки прочности стоек и поясных листов изгибаемых стальных элементов.
Диаметр грузовых винтов и их число определяют расчетом на прочность и устойчивость в зависимости от величины усилия разгружения железобетонной колонны.
Сочленяющиеся с опорой ригеля поверхности упорной пластины, подвергают огневой обработке горелками и утопляют в сок пластичного раствора с выжиманием.
Высоту сварного флангового шва, соединяющего элементы устройства усиления, принимают по расчету на срез и изгиб, но не менее 6 мм.
После введения напрягаемой распорки в работу нижнюю грань упорной пластины и верх опорного столика соединяют металлической пластинкой или отрезком уголка с помощью контактной рельефно-точечной сварки.
На чертежах представлено:
на фиг.1 изображено сопряжение ригеля перекрытия с усиливаемой колонной; распорный узел, включающий опорные столики, упорные пластины, грузовые винты с анкерами и крепежными деталями резьбового соединения (сечение А-А);
на фиг.2 - вид сбоку (сечение Б-Б);
на фиг.3 - вид сверху (сечение В-В), где приняты следующие обозначения: 1 - усиливаемая колонна; 2 - ригель перекрытия; 3 - угловая стойка стальной обоймы; 4 - грузовой винт; 5 - упорная пластина; 6 - натяжная гайка (с шайбой); 7 - контргайка (с шайбой); 8 - анкер стальной гребенки; 10 - опорный столик; 11 - отверстия сквозные для грузовых винтов; 13 - ребро жесткости; 15 - фланговый сварной шов; 17 - планка стальной обоймы; 18 - слой огнезащитного покрытия (пунктир);
на фиг.4 изображена стальная гребенка, включающая упорную пластину с раззенкованными отверстиями, грузовые винты с анкерами и крепежными деталями резьбового соединения с опорным столиком распорного узла (сечение Г-Г);
на фиг.5 - вид сбоку (сечение Д-Д); (поз. 1-8; 10-12; 15, 17 и 18 приведены под фиг.1-3): 9 - буртик грузового винта; 12 - сварка в раззенкованные отверстия; 14 - соединительная планка или уголок (пунктир); 16 - строительный раствор (с выжиманием); 20 - пазы в бетоне для анкеров (глубиной 60 мм); 22 - контактная рельефно-точечная (две точки) сварка (тип Н-2 ГОСТ 19292);
на фиг.6 изображен эскиз стальной гребенки с анкерами при тавровом соединении упорной пластины с грузовыми винтами путем дуговой сварки в раззенкованные отверстия;
на фиг.7 изображено раззенкованное отверстие в упорной пластине;
на фиг.8 изображен эскиз стальной гребенки при тавровом соединении упорной пластины с грузовыми винтами путем дуговой сварки под флюсом (соединение типа Т1 по ГОСТ 19292): 4 - грузовой винт; 5 - упорная пластина; 8 - анкер стальной гребенки; 11 - отверстия сквозные для грузовых винтов; 12 - сварка в раззенкованные отверстия; 19 - сварное тавровое соединение (типа Т1 по ГОСТ 19292);
на фиг.9 изображено соединение упорной пластины и обнаженной от бетона продольной арматуры ригеля перекрытия путем контактной рельефно-точечной (две точки) сварки (тип Н-2 ГОСТ 19292), где показаны: 1 - усиливаемая колонна; 2 - ригель перекрытия; 3 - угловая стойка стальной обоймы; 4 - грузовой винт; 5 - упорная пластина; 6 - натяжная гайка (с шайбой); 7 - контргайка (с шайбой); 10 - опорный столик; 13 - ребро жесткости; 14 - соединительная планка или уголок (пунктир); 15 - фланговый сварной шов; 19 - сварное тавровое соединение (типа Т1 по ГОСТ 19292); 21 - продольная арматура ригеля перекрытия; 22 - контактная рельефно-точечная (две точки) сварка (тип Н-2 ГОСТ 19292);
на фиг.10 изображен опорный уголок распорного узла в трех проекциях, где показаны: 10 - опорный столик; 11 - отверстия сквозные для грузовых винтов; 13 - ребро жесткости; В - ширина большой полки; b - ширина малой полки; - толщина полки; 1,5·dmax К 300 мм; dmax - диаметр отверстия максимальный; z=D+3· ; здесь D - диаметр натяжной гайки грузового винта; е - расстояние от обушка до ближайшей риски; l0 - длина опорного столика.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением указанного выше технического результата.
Пример конкретного выполнения. Техническим осмотром и поверочными расчетами установлено ограниченно-работоспособное состояние железобетонной колонны и сочлененных элементов перекрытия после продолжительного пожара (длительность 100±15 мин, температура на поверхности конструкций здания, примыкающих к очагу горения, находилась в пределах 1000±100°C); для усиления поврежденной колонны запроектировано, изготовлено и установлено устройство усиления средней усиливаемой колонны - 1 жилого дома (торговый зал) высотой этажа Н=3,8 м (тяжелые термоповреждения на участке длиной 2,5 м от сочлененных элементов перекрытия на четырех гранях колонны сечением В×С=400×400 мм), содержащее упорную пластину - 5, распорный узел с грузовыми винтами - 4, опорный столик - 10 и угловой стойки стальной обоймы - 3.
Упорная пластина - 5 под железобетонный ригель перекрытия выполнена из листовой стали С 285 (Ст. 3) толщиной 8 мм, длиной 240 мм; соединена с обнаженной от термоповрежденного бетона нижней продольной арматурой ригеля перекрытия - 21, контактной рельефно-точечной сваркой - 22.
Остов стальной обоймы включает в себя четыре угловые стойки стальной обоймы - 3 из стальных горячекатаных равнополочных уголков 125×125×10 мм, длиной 3830 мм, соединительных планок - 14 из стальных пластин 400×100×10 мм, шаг планок 400 мм.
Опорный столик - 10 включает в себя: отрезок стального горячекатаного уголка 125×80×10 мм (длина 360 мм), стальные ребра жесткости 13 толщиной 10 мм, распорный узел из упорной пластины - 5 (листовая сталь толщиной 10 мм), три грузовых винта - 4 с высокими натяжными гайками - 6 (длина винта 240 мм, диаметр винта 20 мм, длина нарезки резьбы 200 мм, вид резьбы - ходовая, упорная).
Введение в работу деталей устройства усиления колонны и сочлененных элементов перекрытия производят следующим образом.
Элементы угловой стойки стальной обоймы - 3, планки стальной обоймы - 17, упорную пластину - 5, грузовые винты - 4 и опорный столик - 10 изготовляют в механической мастерской.
Опорный столик к поверхности стоек стальной обоймы усиливаемой колонны - 1 укрепляют фланговыми сварными швами - 15, на опорный столик - 10 устанавливают грузовые винты - 4, оборудованные упорной пластиной - 5, подпирающей опорную часть ригеля перекрытия; заворачиванием натяжных гаек - 6 грузовых винтов - 4 с заданным (контролируемым) усилием, - нагружают верхнюю часть стоек стальной обоймы усиливаемой колонны - 1.
После введения напрягаемой распорки - угловых стоек стальной обоймы - 3 в работу нижнюю грань упорной пластины - 5 и верх опорного столика - 10 соединяют соединительной планкой (отрезком уголка) - 14 с помощью контактной рельефно-точечной (две точки) сварки - 22 (тип Н - 2 ГОСТ 19292).
Для предупреждения ослабевания натяжных гаек - 6 под нагрузкой производят стопорение их относительно грузовых винтов - 4 пластическим деформированием, сваркой или упругими шайбами.
На металлические элементы усиления наносят огнезащитное покрытие - 18 - слой огнезащитного покрытия из легкого бетона толщиной 50 мм.
Класс дополнительно уложенного бетона по прочности на сжатие принимают равным классу бетона усиливаемой конструкции, но не менее В 15.
Использованием предложенного способа усиления колонны и сочлененных элементов перекрытия здания устраняют тяжелые повреждения без демонтажа или предварительной разгрузки несущей конструкции, наиболее полно используя прочность стальной обоймы и остаточную прочность материалов железобетона при дальнейшей эксплуатации конструкций.
Предложенный способ позволяет рационально и эффективно произвести усиление тяжело поврежденной усиливаемой колонны - 1 и сочлененных элементов перекрытия за счет надежного включения в совместную работу напрягаемых распорок - угловых стоек стальной обоймы - 3 с контролем предварительных напряжений.
Жесткое соединение грузовых винтов - 4 с несущими ветвями стальной обоймы вдвое снижает коэффициент приведенной длины винта при расчете прочности и устойчивости его как сжатого элемента.
Предложенный способ упрощает конструкцию передачи «грузовой винт - упорная гайка» предлагаемого распорного узла при проектировании и изготовлении его, повышая надежность в работе, выигрыш в силе и обеспечивая бесшумное и плавное перемещение напрягаемой распорки с большой точностью.
Использование предложенного способа улучшает контроль разгружения усиливаемой колонны и сочлененных элементов перекрытия напряженными распорками стальной обоймы, снижает на 50% расход металла на изготовление элементов усиления и обеспечивает требуемую их огнезащиту.
Предложенный способ применен в строительной промышленности при усилении железобетонных колонн и сочлененных элементов перекрытия жилого дома повышенной этажности. Колонны с тяжелыми термическими повреждениями находились на границе между ограниченно работоспособным и аварийным состоянием: высота колонн 3,8 м, поперечное сечение 400×400 мм, бетон колонны тяжелый на гранитном заполнителе класса В 25. Материал элементов устройства усиления - сталь С 285 (Ст. 3 кл. 2-1). Расчетная нагрузка на колонну 2200 кН (240 те). Работы по усилению колонны и сочлененных элементов перекрытия были проведены в жилом доме со встроенным торговым залом, (г. Самара, 2011 г.).
Источники информации
1. Рекомендации по оценке состояния и усилению строительных конструкций промышленных зданий и сооружений / ЦНИИСК. М.: Стройиздат, 1989. - С.50-56, рис.23.
2. А.с. SU № 607932, кл. 2 E04G 23/02. Способ усиления колонн / В.В. Гусельников. Опубл. 25.05.78. Бюл. № 19.
3. А.с. SU № 1 162729, кл. 4 E04G 23/02. Способ восстановления капителей и колонн железобетонных конструкций / Н.А. Ильин. Опубл. 23.06.85. Бюл. № 23.
4. Патент RU № 2308585 С2, МПК - E04G 23/02 (2006. 01). Способ восстановления железобетонной колонны и ее оголовка / Н.А. Ильин, Е.М. Комов, П.П. Яценко; заявка СГАСУ от 03.10.2005; опубл. 20.04.2007. Бюлл. № 29.
Класс E04G23/02 ремонт, например заполнение трещин; восстановление; реконструкция; пристройка