способ прогнозирования формирования постхолецистэктомического синдрома
Классы МПК: | G01N33/49 крови |
Автор(ы): | Бойко Оксана Витальевна (RU), Кондрашова Юлия Владимировна (RU), Журихин Александр Викторович (RU), Бойко Виталий Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-08-10 публикация патента:
10.11.2013 |
Изобретение относится к области медицины и предназначено для прогнозирования развития постхолецистэктомического синдрома (ПХЭС) у пациентов, перенесших удаление желчного пузыря. В качестве маркера используют определение уровня неоптерина в сыворотке обследуемого. Определение неоптерина проводится методом иммуноферментного анализа (ИФА). При превышении уровня неоптерина 10,0 нмоль/л вероятность развития ПХЭС считают высокой. Способ позволяет повысить эффективность и достоверность прогноза развития ПХЭС у пациентов, перенесших удаление желчного пузыря. 1 табл., 3 пр.
Формула изобретения
Способ прогнозирования развития постхолецистэктомического синдрома, заключающийся в определении в сыворотке пациентов, перенесших удаление желчного пузыря уровня неоптерина, в случае превышения значения которого более 10,0 нмоль/л, вероятность развития постхолецистэктомического синдрома считают высокой.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области медицины, а именно, гастроэнтерологии и может быть использовано, в частности, для прогнозирования постхолецистэктомического синдрома (ПХЭС) у пациентов, перенесших удаление желчного пузыря.
Термин постхолецистэктомический синдром (ПХЭС) предложен в 1926 году Малли Ги (Франция). Представления о патогенезе расстройств после холецистэктомии и о причинах болевого синдрома после удаления желчного пузыря (ЖП) менялись на протяжении 100 лет. В МКБ-10 ПХЭС имеет рубрику К91.
Проблема ПХЭС становится все более актуальной из-за учащения желчнокаменной болезни (ЖКБ). Так, этим заболеванием страдает каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина, проживающие на земном шаре. В итоге ЖКБ имеет место у четверти населения старше 60 лет и у трети населения старше 70 лет в мире, у 10-15% населения Западной Европы. Академик В.Х. Василенко еще в 1969 г. говорил: «В последние десятилетия на нас надвигается целая туча холестериновых желчных камней. ЖКБ учащается во всем мире невиданными темпами».
До настоящего времени основной метод лечения ЖКБ - холецистэктомия. Ежегодно в мире выполняется 2,5 млн. таких операций, т.е. по частоте выполнения это оперативное вмешательство уступает лишь аппендэктомии.
В связи с удовлетворительными результатами холецистэктомии при выполнении ее в плановом порядке без «отягчающих обстоятельств» хирурги часто считают, что удаление желчного пузыря решило проблему ЖКБ и далее больной в лечении не нуждается. Однако, к сожалению, это далеко не так. По данным различных авторов, после холецистэктомии жалобы «гастроэнтерологического» характера имеют место от 5-40% до 74,3% больных. Некоторые авторы указывают, что билиарная боль сохраняется в 87% случаев и существенно не отличается от частоты боли у больных, которые не были прооперированы. После холецистэктомии часто снижается качество жизни, инвалидами ежегодно становятся 2-12% больных » (Губергриц Н.Б. Хроническая абдоминальная боль. Билиарная боль. Боль при заболеваниях печени. - М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2007. - С.298-299).
В настоящее время диагностика ПХЭС основана на клинических проявлениях, анамнезе, физикальных данных. Дополнительные исследования делят на скрининговые и уточняющие. К скрининговым методам относят определение в крови уровня АЛТ, ACT, ГГТ, ЩФ, билирубина, амилазы, липазы, липидного спектра крови; проведение морфинно-простигминового или морфинового теста; сонографию, в том числе динамическое УЗИ с использованием жирных завтраков и пробы с введением секретина (доза - 1 мг/кг массы тела); гепатобилисцинтиграфию, эзофагогастродуоденоскопию. Уточняющими диагностическими методами считают ЭРХПГ, манометрию сфинктера Одди.
Наиболее близким к предлагаемому нами способу является комплекс указанных скрининговых биохимических методов.
Данный способ имеет следующие недостатки.
Ни один из предлагаемых биохимических методов не может считаться строго специфичным для диагностики ПХЭС, в связи с чем, возможны как ложноположительные, так и ложноотрицательные результаты. Проведение комплекса исследований требует существенных материальных и временных затрат.
Существующие же инструментальные способы требуют наличия специфического дорогостоящего оборудования, либо инвазивного вмешательства.
Целью представленного изобретения является прогнозирование развития формирования ПХЭС у пациентов, перенесших холецистэктомию, а также сокращение времени необходимого для проведения диагностических манипуляций.
Поставленная цель в изобретении достигается тем, что в качестве маркера используют определение уровня неоптерина в сыворотке пациента, концентрация которого служит важным прогностическим критерием состояния пациента после некоторых видов оперативных вмешательств. С 1994 г. скрининг неоптерина в донорской крови стал обязательным в Австрии. Благодаря этому стало возможным выявление субклинических инфекций. Было показано, что серологическое подтверждение острой цитомегаловирусной инфекции у доноров с концентрацией неоптерина свыше 10 нмоль/л наблюдается в 19 раз чаще. Чем у индивидуумов с более низким его содержанием (Шевченко О.П., Олефиренко Г.А., Орлова О.В. (2000) Лаборатория, № 4, 6).
Таким образом, преимущество предлагаемого способа состоит в том, что определение уровня неоптерина в сыворотке крови пациентов с удаленным желчным пузырем повышает достоверность прогноза развития у них ПХЭС. Определение уровня неоптерина проводится методом иммуноферментного анализа (ИФА), который длится около 4 часов, что приводит к существенной экономии времени и средств. Кроме того, ИФА делает предлагаемую методику более чувствительной, чем достигается более высокая точность и воспроизводимость результатов.
Предложенный способ был успешно апробирован на 80 образцах в практической работе кафедры молекулярной биологии, генетики и биохимии Астраханского государственного университета в течение 2012 года.
Ниже приводятся результаты апробации.
Пример № 1
Определяли уровень неоптерина в сыворотке пациента Л-а с удаленным ЖП.
Проводили иммуноферментный анализ и оценку результатов стандартным способом в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к набору.
В этом варианте результаты по определению неоптерина составили 3,01 нмоль/л, ниже 10,0 нмоль/л, исходя из чего делается вывод об отсутствии предрасположенности у данного пациента к формированию ПХЭС (Таблица 1), что было подтверждено дальнейшими клиническими наблюдениями.
Пример № 2
Определяли уровень неоптерина в сыворотке пациента К-а с удаленным ЖП.
Проводили иммуноферментный анализ и оценку результатов стандартным способом в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к набору, как и в примере № 1.
В этом примере результаты по определению неоптерина составили 28,3 нмоль/л, что превышает значение 10,0 нмоль/л, исходя из чего делается вывод о наличии у данного пациента предрасположенности к ПХЭС (Таблица 1), что было подтверждено дальнейшими клиническими наблюдениями.
Пример № 3
Определяли уровень неоптерина в сыворотке пациента Т-о с удаленным ЖП.
Проводили иммуноферментный анализ и оценку результатов стандартным способом в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к набору, как и в примере № 1.
В этом примере результаты по определению уровня неоптерина составил 38,0 нмоль/л, что превышает значение 10,0 нмоль/л, исходя из чего делается вывод о наличии у данного пациента предрасположенности к формированию ПХЭС (Таблица 1), что было подтверждено дальнейшими клиническими наблюдениями.
Предлагаемым способом достигается положительный эффект:
Повышает эффективность и достоверность прогноза развития у пациентов, перенесших удаление желчного пузыря ПХЭС за счет использования в качестве маркера определение уровня неоптерина в сыворотке обследуемого. Определение неоптерина проводится методом иммуноферментного анализа (ИФА), который длится около 4 часов, что приводит к существенной экономии времени. Кроме того, ИФА делает предлагаемую методику более чувствительной, чем достигается более высокая точность и воспроизводимость результатов.
Предлагаемый способ может быть использован в фундаментальной и практической медицине для прогнозирования развития ПХЭС.
Таблица 1 | ||
Воспроизводимость результатов прогнозирования развития ПХЭС у пациентов, перенесших удаление желчного пузыря | ||
Пример | Уровень неоптерина (нмоль/л) | Предрасположенность к развитию ПХЭС |
1 | 3,01 | Предрасположенность отсутствует |
2 | 28,3 | Предрасположенность имеется |
3 | 38,0 | Предрасположенность имеется |