обод колеса для пневматической шины
Классы МПК: | B60B25/18 разъемные кольца |
Автор(ы): | Павлов Игорь Георгиевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Челябинский опытный завод" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-07-24 публикация патента:
27.11.2013 |
Изобретение относится к области автомобилестроения. Обод колеса содержит внутренний и наружный полуободы (1, 2) с отбортованными вовнутрь фланцами (3, 4), соединенными между собой запорным кольцом (5) с трапецеидальной канавкой (6) на внутренней поверхности для размещения отбортованных вовнутрь фланцев (3, 4) полуободов (1, 2). Запорное кольцо (5) включает отбортованные наружу фланцы (7, 8) и выполнено с секторным вырезом (9). Отбортованные фланцы (3, 4) полуободов (1, 2) выполнены с просечками (10, 11) для установки стопора (12). На запорном кольце (5) в зоне секторного выреза (9) со стороны, обращенной к внутреннему полуободу (1), на отбортованном наружу фланце (4) выполнен паз (13) глубиной до основания (14) отбортованного наружу фланца (7). Стопор (12) выполнен трехлепестковым, жестко соединен с внутренним полуободом (1) так, что его средний лепесток (15) установлен в просечки (10, 11) на отбортованных вовнутрь фланцах (3, 4) полуободов (1, 2) и на одном из отбортованных наружу фланцев (7, 8) запорного кольца (5), а два крайних лепестка (16, 17) стопора (12) охватывают внутреннюю поверхность (18) запорного кольца (5) по обе стороны от его секторного выреза (9). Технический результат - повышение надежности крепления стопора. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Обод колеса для пневматической шины, содержащий внутренний и наружный полуободы с отбортованными вовнутрь фланцами, соединенными между собой запорным кольцом с трапецеидальной канавкой на внутренней поверхности, при этом запорное кольцо включает отбортованные наружу фланцы и выполнено с секторным вырезом, а отбортованные фланцы полуободов выполнены с просечками для установки стопора, отличающийся тем, что на запорном кольце в зоне секторного выреза со стороны, обращенной к внутреннему полуободу, на отбортованном наружу фланце выполнен паз глубиной до основания отбортованного наружу фланца, стопор выполнен трехлепестковым, жестко соединен с внутренним полуободом так, что его средний лепесток установлен в просечки на отбортованных вовнутрь фланцах полуободов и на одном из отбортованных наружу фланцев запорного кольца, а два крайних лепестка стопора охватывают внутреннюю поверхность запорного кольца по обе стороны от его секторного выреза.
2. Обод по п.1, отличающийся тем, что на наружной поверхности отбортованных вовнутрь фланцев полуободов выполнены радиусные поверхности для установки между ними с натягом уплотнительного кольца.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к конструкции колес для пневматических шин.
Известен обод колеса для пневматической шины, содержащий полуободы с отбортованными вовнутрь фланцами, соединенными между собой запорным кольцом с трапецеидальной канавкой на внутренней поверхности и установленным в ней стопором, при этом запорное кольцо состоит из отдельных сегментов.
(См. авторское свидетельство СССР № 962032 по кл. МПК: В60В 25/18, заявл. 24.09.1980 г., опубл.30.09.1982 г. «Обод колеса для пневматической шины».)
Причем в известном ободе для повышения надежности замыкания соединяемых между собой полуободов путем уменьшения зазора в стыках сегментов запорного кольца ширина наружного основания сечения запорного кольца меньше расстояния между стенками канавки в их наружной части.
Недостатком известного технического решения является то, что замыкание собираемых частей обода за счет зазора между сегментами запорного кольца требует высокой точности обработки последних и при этом не обеспечивает надежность соединения, особенно для колес с шинами с регулируемым давлением воздуха.
Наиболее близким по технической сущности, достигаемому эффекту и выбранным в качестве прототипа является обод колеса для пневматической шины, содержащий внутренний и наружный полуободы с отбортованными вовнутрь фланцами, соединенными между собой запорным кольцом с трапецеидальной канавкой на внутренней поверхности, при этом запорное кольцо включает отбортованные наружу фланцы и выполнено с секторным вырезом, а отбортованные фланцы полуободов выполнены с просечками для установки стопора, при этом, каждая просечка отбортованных фланцев полуободов выполнена в виде секторного паза, стопор выполнен с продольными выступами, при этом его средняя часть размещена в секторном вырезе запорного кольца, а ее ширина больше наибольшей ширины трапецеидальной канавки запорного кольца, при чем продольные выступы заведены в трапецеидальную канавку.
(См. авторское свидетельство СССР № 1093568 по кл. МПК В60В 25/18, заявл. 11.01.83 г., опубл. 23.05.84 г. «Обод колеса для пневматической шины»).
Недостатком известного обода колеса является наличие значительного зазора в секторном вырезе запорного кольца, при этом создается вероятность выдавливания запорного кольца из контакта с отбортованными фланцами полуободов при накачивании шины в процессе сборки колеса при отсутствии стопора и вероятность выдавливания стопора в процессе работы колеса в сборе с шиной при регулировке давления в последней, что снижает эксплуатационные качества обода.
Задачей настоящего изобретения является повышение эксплуатационных качеств обода за счет повышения его надежности.
Техническим результатом, позволяющим решить поставленную задачу, является уменьшение зазора в секторном вырезе запорного кольца и повышение надежности крепления стопора за счет жесткого соединения стопора с внутренним полу ободом.
Поставленная задача достигается тем, что в ободе колеса для пневматической шины, содержащем внутренний и наружный полуободы с отбортованными вовнутрь фланцами, соединенными между собой запорным кольцом с трапецеидальной канавкой на внутренней поверхности, при этом запорное кольцо включает отбортованные наружу фланцы и выполнено с секторным вырезом, а отбортованные фланцы полуободов выполнены с просечками для установки стопора, согласно изобретению на запорном кольце в зоне секторного выреза со стороны, обращенной к внутреннему полуободу, на отбортованном наружу фланце выполнен паз глубиной до основания отбортованного наружу фланца, стопор выполнен трехлепестковым, жестко соединен с внутренним полуободом так, что его средний лепесток установлен в просечки на отбортованных вовнутрь фланцах полуободов и на одном из отбортованных наружу фланцев запорного кольца, а два крайних лепестка стопора охватывают внутреннюю поверхность запорного кольца по обе стороны от его секторного выреза.
На наружной поверхности отбортованных вовнутрь фланцев полуободов могут быть выполнены радиусные поверхности для установки между ними с натягом уплотнительного кольца для обеспечения герметичности обода при использовании бескамерной шины.
Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют о том, что предлагаемый обод колеса для пневматической шины не известен и не следует явным образом из изученного уровня техники, а, следовательно, соответствует критерию «новизна» и «изобретательский уровень».
Предлагаемый обод колеса для пневматической шины может быть изготовлен на любом предприятии, специализирующемся в данной отрасли, так как для этого требуются известные материалы и стандартное оборудование, широко выпускаемое отечественной и зарубежной промышленностью.
Таким образом, заявляемый разъемный обод колеса для бескамерной пневматической шины соответствует критерию «промышленная применимость».
Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемому ободу колеса для пневматической шины новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу, а именно повышение эксплуатационных качеств обода за счет повышения его надежности.
Выполнение на запорном кольце в зоне секторного выреза со стороны, обращенной к внутреннему полуободу, на отбортованном наружу фланце паза глубиной до основания отбортованного наружу фланца позволяет уменьшить зазор в секторном вырезе запорного кольца, что повышает надежность обода и его эксплуатационные качества.
Выполнение стопора трехлепестковым, жестко соединенным с внутренним полуободом, таким образом, что его средний лепесток установлен в просечки на отбортованных вовнутрь фланцах полуободов и на одном из отбортованных наружу фланцев запорного кольца, а два крайних лепестка стопора охватывают внутреннюю поверхность запорного кольца по обе стороны от его секторного выреза, позволяет повысить надежность крепления стопора, исключить вероятность выдавливания стопора в процессе работы колеса в сборе с шиной, что, в свою очередь, исключает выдавливание запорного кольца и в результате повышает надежность обода в целом и соответственно повышает эксплуатационные качества обода.
Выполнение на наружной поверхности отбортованных вовнутрь фланцев полуободов радиусных поверхностей для установки между ними с натягом уплотнительного кольца позволяет снизить вероятность повреждения уплотнительного кольца и обеспечить герметичность обода и соответственно повысить его эксплуатационные качества
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами:
На фиг.1 - обод колеса в сборе с шиной в разрезе.
На фиг.2- место А фиг.1.
На фиг.3-вид Б фиг.2.
На фиг.4 - вид спереди и вид сверху стопора.
На фиг.5 - фрагмент запорного кольца в месте секторного выреза.
На фиг.6 - разрез В-В фиг.5.
Обод колеса для пневматической шины содержит внутренний и наружный полуободы 1, 2 с отбортованными вовнутрь фланцами 3, 4, соединенными между собой запорным кольцом 5 с трапецеидальной канавкой 6 на внутренней поверхности для размещения отбортованных вовнутрь фланцев 3, 4 полуободов 1, 2, при этом запорное кольцо 5 включает отбортованные наружу фланцы 7, 8 и выполнено с секторным вырезом 9, а отбортованные фланцы 3, 4 полуободов 1, 2 выполнены с просечками 10, 11 для установки стопора 12, на запорном кольце 5 в зоне секторного выреза 9 со стороны, обращенной к внутреннему полуободу 1, на отбортованном наружу фланце 7 выполнен паз 13 глубиной до основания 14 отбортованного наружу фланца 7, стопор 12 выполнен трехлепестковым, жестко соединен с внутренним полуободом 1 так, что его средний лепесток 15 установлен в просечки 10, 11 на отбортованных вовнутрь фланцах 3, 4 полуободов 1, 2 и на одном из отбортованных наружу фланцев 7, 8 запорного кольца 5, а два крайних лепестка 16, 17 стопора 12 охватывают внутреннюю поверхность 18 запорного кольца 5 по обе стороны от его секторного выреза 9.
На наружной поверхности отбортованных вовнутрь фланцев 3, 4 полуободов 1, 2 могут быть выполнены радиусные поверхности 19, 20 для установки между ними с натягом уплотнительного кольца 21.
Сборку колеса выполняют следующим образом:
После установки шины на внутренний полуобод 1 устанавливают наружный полуобод 2 таким образом, чтобы средний лепесток 15 стопора 12 расположился в просечке 10 отбортованного вовнутрь фланца 3, затем устанавливают запорное кольцо 5, причем для удобства установки запорного кольца 5 предварительно его концы в месте секторного выреза 9 смещают относительно друг друга в осевом направлении на величину, исключающую контакт торцев 22, 23, далее подготовленное таким образом запорное кольцо 5 устанавливают концом с торцем 22 на отбортованные фланцы 3, 4 полуободов 1, 2, при этом торец 22 запорного кольца 5 упирают в средний лепесток 15 стопора 12, а его внутреннюю поверхность 18 ограничивают лепестком 16 стопора 12 от перемещения к центру запорного кольца 5, затем в трапецеидальную канавку 6 запорного кольца 5 заводят отбортованные вовнутрь фланцы 3, 4 полуободов 1, 2 при одновременном постепенном перемещении запорного кольца 5 к его центру, при этом конец запорного кольца 5 с торцем 23 за счет паза 13 позволяет исключить контакт при сборке с отбортованными вовнутрь фланцами 3, 4 полуободов 1, 2 и средним лепестком 15 стопора 12 и обеспечить взаимное плотное прилегание торцев 22, 23 запорного кольца.
После установки запорного кольца 5 между радиусными поверхностями 19, 20 с натягом устанавливают уплотнительное кольцо 21 для герметизации обода.
Заявляемое выполнение деталей обода позволяет исключить неправильную сборку обода и значительно повысить надежность соединения собираемых частей обода за счет уменьшения зазора между торцами запорного кольца в рабочем положении, что в свою очередь повышает эксплуатационные качества обода.
Кроме того, заявляемый обод позволяет использовать его как с камерными, так и бескамерными шинами, а также с шинами, предусматривающими регулировку внутреннего давления внутри колеса для обеспечения повышенной проходимости автомобиля при условии повышенной надежности колес.