самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования

Классы МПК:B64C39/02 специального назначения 
B64C1/36 конструктивные элементы, связанные с установкой антенн или обтекателей антенн
H01Q1/28 для установки на самолетах, ракетах, спутниках или аэростатах
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое Акционерное Общество "Таганрогский Авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-10
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом. В обтекателях размещены антенны кругового обзора. Достигается расширение зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружение низколетящих малозаметных целей, увеличение дальности полета и возможность спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника. 4 з.п. ф-лы, 3 ил. самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного   базирования, патент № 2499740

самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного   базирования, патент № 2499740 самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного   базирования, патент № 2499740 самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного   базирования, патент № 2499740

Формула изобретения

1. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования, содержащий фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси, отличающийся тем, что он снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом, в которых размещены антенны кругового обзора.

2. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что двигатели установлены на крыле с выносом вперед, и оси двигателей и оси винтов проходят над крылом.

3. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что основные стойки шасси установлены на развитых боковых обтекателях.

4. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что фюзеляж выполнен с носовым и хвостовым обтекателями, в которых размещены дополнительные антенны, обеспечивающие общую круговую диаграмму обзора.

5. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что в свободных отсеках развитых боковых обтекателей расположены дополнительные топливные баки.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов радиолокационного дозора и наведения как палубного, так наземного базирования.

Известно семейство палубных самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Е-2 «Хоукай» [1], которые используются и при наземном базировании, также известен советский проект палубного самолета Як-44Э [2]. Эти самолеты, содержат фюзеляж, складываемые на стоянке палубы консоли крыла, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, вращающийся обтекатель антенны радиотехнического комплекса (РТК) с пилоном, шасси и посадочный гак.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является палубный самолет РЛДН США «Хоукай» E-2D [1], содержащий фюзеляж, складываемые на стоянке палубы назад консоли крыла, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, вращающийся обтекатель антенны радиотехнического комплекса (РТК) с пилоном, шасси и посадочный гак.

Так как в настоящее время наиболее важной задачей самолетов РЛДН является обнаружение низколетящих малозаметных целей на фоне подстилающей поверхности, то недостатком такой схемы самолета, в первую очередь, является сокращение секторов обзора вниз крылом и винтами. Наличие обтекателя антенны РТК над фюзеляжем затрудняет задачу катапультирования всего экипажа, а на небольших самолетах, таких как «Хоукай» Е-2, делает ее невыполнимой. При складывании консолей крыла на наклонных шарнирах назад, из-за небольшого размера центральной части крыла объем баков, находящихся в ней, может оказаться недостаточным для выполнения требований технического задания. Также затруднено обслуживание антенн и оборудования РТК в высокорасположенном на пилоне над фюзеляжем обтекателе в стесненном по высоте ангаре авианесущего корабля.

Технический результат заявляемого решения заключается в расширении зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружения низколетящих малозаметных целей, увеличение дальности полета и возможности спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника.

Технический результат достигается тем, что самолет, выполненный по схеме «высокоплан» с разнесенным вертикальным оперением, снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом, в которых размещены антенны кругового обзора.

Двигатели установлены на крыле с выносом вперед и оси двигателей и оси винтов проходят над крылом.

Стойки основных ног шасси установлены на развитых боковых обтекателях антенн.

Фюзеляж выполнен с носовым и хвостовым обтекателями, в которых размещены дополнительные антенны РТК, улучшающие круговой обзор.

В свободных объемах боковых обтекателей антенн размещаются дополнительные топливные баки.

Таким образом, заявляемый самолет РЛДН палубного и наземного базирования соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где:

на фиг.1 изображен общий вид самолета РЛДН палубного и наземного базирования, вид сбоку;

на фиг.2 изображен вид сверху самолета РЛДН палубного и наземного базирования, вид сбоку;

на фиг.3 изображен вид спереди самолета РЛДН палубного и наземного базирования.

Самолет РЛДН палубного и наземного базирования (фиг.1) выполнен по схеме «высокоплан» с трапециевидным крылом 1 в плане. На крыле 1 установлены двигатели 2 с выносом вперед и оси двигателей, и оси винтов проходят над крылом. В верхней хвостовой части фюзеляжа 3 расположено горизонтальное оперение 4, на котором закреплено распределенное вертикальное оперение 5. В нижней части фюзеляжа 3 по бокам установлены развитые обтекатели 6 антенн кругового обзора РТК 7, в свободных объемах которых расположены дополнительные топливные баки 8. Основные стойки шасси 9 установлены на развитых боковых обтекателях 6 антенн кругового обзора РТК и убираются в обтекатели 6 (при установке ближе к плоскости симметрии самолета - в фюзеляж 3). В носовом обтекателе 10 фюзеляжа 3 и в обтекателе 11 развитой хвостовой части фюзеляжа 3 размещены дополнительные антенны РТК 12 и 13.

Установленные по бокам фюзеляжа антенны кругового обзора 6 РТК совместно с дополнительной антенной 12 РТК в носовой части фюзеляжа 3 и дополнительной антенной 13 РТК в хвостовой части фюзеляжа 3 образуют общую круговую диаграмму обзора РТК самолета РЛДН палубного и наземного базирования. На верхней поверхности фюзеляжа выполнены люки 14 для катапультирования всего экипажа.

Установка антенн кругового обзора РТК в развитых боковых обтекателях в нижней части фюзеляжа под крылом и дополнительных антенн РТК в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, а также установка двигателей на крыле с выносом вперед позволили получить беспрепятственную круговую диаграмму обзора в сторону вниз, ограниченную только техническими возможностями антенн, применяемых на самолете, и круговую диаграмму обзора в сторону вверх с частичным перекрытием на краях консолями крыла, оперением и винтами.

Технико-экономическая эффективность выражается в расширении зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружения низколетящих малозаметных целей, увеличения дальности полета и возможности спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника.

Таким образом, совокупность существенных признаков самолета РЛДН для палубного и наземного базирования обеспечивает беспрепятственный круговой обзор в сторону вниз, достаточный круговой обзор в сторону вверх, возможность беспрепятственного катапультирования всего экипажа, снабжение дополнительными топливными баками в свободных объемах развитых боковых обтекателей антенн и легкий доступ в обтекатели антенн РТК.

Предлагаемое изобретение можно реализовать по существующим технологиям из применяемых в самолетостроении материалов, так и существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства аппаратуры.

Источники информации

1. FLIGHT. № 5 - 11 февраль 2008 г. стр.28-29.

2. http://www.airwar.ru/enc/spy/yak44.html.

Класс B64C39/02 специального назначения 

электрическая силовая установка беспилотного летательного аппарата -  патент 2495797 (20.10.2013)
малогабаритная беспилотная авиационная система -  патент 2473455 (27.01.2013)
воздушное судно с модульной конструкцией -  патент 2446993 (10.04.2012)
способ управления беспилотным привязным летательным аппаратом и беспилотный авиационный комплекс -  патент 2441809 (10.02.2012)
беспилотный летательный аппарат -  патент 2432301 (27.10.2011)
система воздушного наблюдения -  патент 2428355 (10.09.2011)
махолет -  патент 2412084 (20.02.2011)
возвращаемый беспилотный летательный аппарат с трехопорным шасси -  патент 2408500 (10.01.2011)
палубный самолет -  патент 2402459 (27.10.2010)
беспилотный летательный аппарат с ядерной боеголовкой -  патент 2397114 (20.08.2010)

Класс B64C1/36 конструктивные элементы, связанные с установкой антенн или обтекателей антенн

Класс H01Q1/28 для установки на самолетах, ракетах, спутниках или аэростатах

вращающийся обтекатель антенн на самолете -  патент 2522650 (20.07.2014)
антенное устройство и способ выбора антенны -  патент 2522022 (10.07.2014)
антенна с совместимым использованием источников и способ формирования антенны с совместным использованием источников для формирования множества лучей -  патент 2520373 (27.06.2014)
самолетная антенно-фидерная система -  патент 2517363 (27.05.2014)
устройство передачи электромагнитной энергии -  патент 2510925 (10.04.2014)
коммутационно-разделительное устройство -  патент 2501130 (10.12.2013)
самолет дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования -  патент 2499730 (27.11.2013)
обтекатель антенны самолёта -  патент 2498928 (20.11.2013)
система для упрощения обработки реконфигурируемой диаграммообразующей схемы в фазированной антенной решетке для телекоммуникационного спутника -  патент 2491685 (27.08.2013)
развертывающийся каркас рефлектора -  патент 2480386 (27.04.2013)
Наверх