защитное устройство грузового самолета
Классы МПК: | B64D9/00 Оборудование для погрузки и транспортировки грузов; оборудование для облегчения посадки пассажиров и тп B64C1/20 для размещения груза B60R21/13 защищающие экипаж и пассажиров при опрокидывании транспортного средства |
Автор(ы): | Дорохин Александр Сергеевич (RU), Салтыков Вячеслав Иванович (RU), Соловьев Дмитрий Николаевич (RU), Горев Олег Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-01-20 публикация патента:
27.11.2013 |
Изобретение относится к грузовым самолетам и касается средств предотвращения последствий ударного воздействия грузов в условиях аварии. Защитное устройство грузового самолета содержит барьерную стенку, расположенную между кабиной экипажа и грузовым отсеком, и средства крепления барьерной стенки к силовым элементам фюзеляжа и рельсам грузового пола. Средства крепления стенки к силовым элементам фюзеляжа и рельсам грузового пола, кроме одного из крайних относительно элементов фюзеляжа, выполнены с возможностью смещения относительно них в направлениях, параллельных поперечной и вертикальной осям самолета с исключением приложения крутящего момента к элементам пола при аварийной посадке самолета. Достигается повышение технологичности изготовления и снижение веса конструкции защитного устройства. 4 з.п. ф-лы, 14 ил.
Формула изобретения
1. Защитное устройство грузового самолета, содержащее барьерную стенку, расположенную между помещением для лиц, сопровождающих груз, со стороны кабины экипажа и грузовым отсеком, и средства крепления барьерной стенки к силовым элементам фюзеляжа и рельсам грузового пола, отличающееся тем, что средства крепления барьерной стенки к силовым элементам фюзеляжа и рельсам грузового пола, кроме одного из крайних относительно элементов фюзеляжа, выполнены с возможностью смещения относительно силовых элементов фюзеляжа и рельсов грузового пола в направлениях, параллельных поперечной Z и вертикальной Y осям самолета с исключением приложения крутящего момента к элементам пола при аварийной посадке самолета.
2. Защитное устройство по п.1, отличающееся тем, что средства крепления барьерной стенки к элементам фюзеляжа распределены по части периметра барьерной стенки, обращенной к элементам фюзеляжа.
3. Защитное устройство по п.2, отличающееся тем, что каждое средство крепления барьерной стенки к элементам фюзеляжа выполнено в виде регулируемой по длине тяги, снабженной на концах сферическими шарнирами.
4. Защитное устройство по п.1, отличающееся тем, что средство крепления барьерной стенки к каждому промежуточному, кроме крайних относительно элементов фюзеляжа, рельсу грузового пола включает в себя стоп-фитинг, установленный на барьерной стенке, и ответный элемент, скрепленный с рельсом грузового пола, при том, что стоп-фитинг и ответное устройство выполнены с плоскими торцевыми площадками, расположенными в плоскостях, параллельных плоскости, образованной поперечной Z и вертикальной Y осями самолета, и взаимодействующими с возможностью относительных взаимных смещений в направлении поперечной Z и/или вертикальной Y осей самолета.
5. Защитное устройство по п.1, отличающееся тем, что в средстве крепления барьерной стенки к одному из крайних относительно элементов фюзеляжа рельсу грузового пола стоп-фитинг, установленный на барьерной стенке, и ответный элемент, скрепленный с рельсом грузового пола, жестко по поступательным степеням свободы скреплены между собой при помощи соединения типа проушина, а средство крепления барьерной стенки к другому крайнему относительно элементов фюзеляжа рельсу грузового пола выполнено с зазором между плоскими поверхностями проушины и возможностью относительных взаимных смещений в направлении поперечной оси Z самолета.
Описание изобретения к патенту
Область техники
Изобретение относится к грузовым самолетам в части средств предотвращения последствий ударного воздействия грузов в условиях аварии, например, при аварийной посадке.
Предшествующий уровень техники
Аналогами заявленного устройства являются устройства по патентам: РФ - № 2117607 и США - № 3486723 и № 3897919.
В качестве прототипа принято защитное устройство, описанное на сайте Интернета «025. Бытовое, багажно-грузовое и аварийно-спасательное оборудование»: «3.2. В зоне 11-го шпангоута установлена барьерная перегородка, отделяющая передний вестибюль от грузовой кабины. 3.6. Каркас пола грузовой кабины дорабатывается в связи с установкой пятого рельса по оси симметрии самолета и напольной грузовой системы. Шаг отверстий в рельсах пола дюймовый. Неметаллический настил пола дорабатывается путем наклейки металлического листа и устанавливается на одном уровне с верхней поверхностью рельсов. На балки пола в зоне шпангоутов устанавливаются опоры под боковые упоры для поддонов с грузом».
Защитное устройство - прототип так же как и устройство по настоящей заявке содержит барьерную стенку, расположенную между помещением для лиц, сопровождающих груз, со стороны кабины экипажа и грузовым отсеком, и средства крепления барьерной стенки к силовым элементам фюзеляжа и рельсам грузового пола.
Раскрытие изобретения
Изобретение решает задачу повышения технологичности изготовления и снижения веса конструкции защитного устройства грузового самолета.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в патентуемом защитном устройстве грузового самолета, содержащем барьерную стенку, расположенную между помещением для лиц, сопровождающих груз, со стороны кабины экипажа и грузовым отсеком, и средства крепления барьерной стенки к силовым элементам фюзеляжа и рельсам грузового пола, согласно изобретению средства крепления барьерной стенки к силовым элементам фюзеляжа и рельсам грузового пола (кроме крайних) выполнены с возможностью смещения относительно силовых элементов фюзеляжа и рельсов грузового пола в направлениях, параллельных поперечной Z и вертикальной Y осей самолета с исключением приложения крутящего момента к рельсам грузового пола при аварийной посадке самолета.
Средства крепления барьерной стенки к силовым элементам фюзеляжа могут быть распределены по части периметра барьерной стенки, обращенной к силовым элементам фюзеляжа
Каждое средство крепления барьерной стенки к силовым элементам фюзеляжа может быть выполнено в виде регулируемой по длине тяги, снабженной на концах шаровыми шарнирами
Средство крепления барьерной стенки - кроме крайних относительно элементов фюзеляжа - к рельсам грузового пола может включать в себя стоп-фитинг, установленный на барьерной стенке, и ответный элемент, скрепленный с рельсом грузового пола, притом, что стоп-фитинг и ответное устройство выполнены с плоскими торцевыми площадками, расположенными в плоскостях, параллельных плоскости, образованной поперечной Z и вертикальной Y осями самолета, и взаимодействующими с возможностью относительных взаимных смещений в направлении поперечной Z и/или вертикальной Y осей самолета.
В средстве крепления барьерной стенки к одному из крайних относительно силовых элементов фюзеляжа рельсу грузового пола стоп-фитинг, установленный на барьерной стенке, и ответный элемент, скрепленный с рельсом грузового пола, могут быть жестко скреплены между собой - по поступательным степеням свободы - что реализовано при помощи соединения типа проушина, а средство крепления барьерной стенки к другому крайнему относительно силовых элементов фюзеляжа рельсу грузового пола выполнено аналогичным образом, но с введением зазора между плоскими поверхностями проушины, что дает возможность относительных взаимных смещений в направлении поперечной оси Z самолета.
Введение указанных средств предотвращает приложение усилий на барьерную стенку вследствие деформаций пола и силовых элементов фюзеляжа в процессе нормальной эксплуатации самолета, а также приложение крутящего момента к средствам крепления барьерной стенки к рельсам грузового пола в случае аварийной посадки. Вследствие исключения передачи крутящих моментов достигается повышение технологичности изготовления и снижение веса конструкции защитного устройства.
Краткое описание чертежей
В дальнейшем изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображены:
Фигура 1 - Защитное устройство грузового самолета. Общий вид.
Фигура 2 - Узел «А» фигуры 1
Фигура 3 - Узел «А» фигуры 1 (грузовой рельс не показан)
Фигура 4 - Вид по стрелке «Д» фигуры 2
Фигура 5 - Сечение Е-Е фигуры 4
Фигура 6 - Узел «Ж» фигуры 5
Фигура 7 - Узел «Б» фигуры 1
Фигура 8 - Вид по стрелке «И» фигуры 7
Фигура 9 - Сечение «К-К» фигуры 8
Фигура 10 - Узел «Л» фигуры 9 (показано устройство узла «Б» фигуры 1)
Фигура 11 - Узел «Л» фигуры 9 (показано устройство узла «В» фигуры 1)
Фигура 12 - Узел «Г» фигуры 1
Фигура 13 - Вид по стрелке «М» фигуры 12
Фигура 14 - Сечение Н-Н фигуры 13
Осуществление изобретения
Защитное устройство грузового самолета содержит барьерную стенку 1, расположенную между помещением для лиц, сопровождающих груз, со стороны кабины экипажа (справа от барьерной стенки на фигуре 1) и грузовым отсеком, и средства крепления барьерной стенки к рельсам 2 грузового пола и к силовым элементам 3 фюзеляжа.
Средства крепления барьерной стенки 1 к силовым элементам 3 фюзеляжа выполнены с возможностью смещения относительно силовых элементов 3 фюзеляжа в направлениях, параллельных поперечной Z и вертикальной Y осей самолета, и распределены по части периметра барьерной стенки, обращенной к силовым элементам фюзеляжа. Каждое из них выполнено в виде регулируемой по длине тяги 4, снабженной на концах шаровыми шарнирами 5.
Средства крепления барьерной стенки 1 к рельсам 2 грузового пола (узел «А») выполнены с возможностью смещения относительно силовых элементов 3 фюзеляжа и рельс грузового пола в направлениях, параллельных поперечной Z и вертикальной Y осей самолета с исключением приложения крутящего момента к элементам пола при аварийной посадке самолета.
При этом:
- Средства крепления барьерной стенки к рельсам 2 грузового пола - кроме крайних относительно силовых элементов фюзеляжа - включают в себя стоп-фитинг 6, установленный на барьерной стенке 1, и ответный элемент 7, скрепленный с рельсом 2 грузового пола. Стоп-фитинг 6 и ответный элемент выполнены с плоскими торцевыми площадками 8, расположенными в плоскостях, параллельных плоскости, образованной поперечной Z и вертикальной Y осями самолета, и взаимодействующими с возможностью (кроме крайних относительно силовых элементов фюзеляжа) относительных взаимных смещений в направлении поперечной Z и вертикальной Y осей самолета.
- В средстве крепления барьерной стенки 1 к одному из крайних относительно силовых элементов фюзеляжа рельсу 2 грузового пола (узел «В») стоп-фитинг 9, установленный на барьерной стенке 1, и ответный элемент 10, скрепленный с рельсом 2 грузового пола, жестко - по поступательным степеням свободы - скреплены между собой, что реализовано при помощи соединения типа проушина. Между стоп-фитингом 9 и ответным элементом 10 установлены шайбы 11 для предотвращения взаимных перемещений в направлении поперечной Z оси самолета.
- Средство крепления барьерной стенки к другому крайнему относительно элементов фюзеляжа рельсу 2 грузового пола (узел «Б») выполнено аналогичным образом, но с введением зазора между плоскими поверхностями проушины, что дает возможность относительных взаимных смещений в направлении поперечной Z оси самолета.
В случае деформации рельс грузового пола в направлениях, параллельных поперечной Z и/или вертикальной Y осям самолета, произойдет относительное взаимное смещение плоских торцевых площадок соответствующих стоп-фитинга и ответного элемента, благодаря чему на фитинг будет оказано только силовое воздействие, направленное параллельно продольной оси Х самолета.
Две боковые точки крепления (в совокупности с узлами типа «А» и «D») обеспечивают минимально необходимое закрепление стенки внутри фюзеляжа.
Таким образом, изобретение обеспечивает отсутствие передачи усилия в точках крепления при деформации пола и фюзеляжа в условиях нормальной эксплуатации и полное отсутствие изгибающего момента, и передачу на рельсы 2 только растягивающего усилия, в случае аварийной посадки.
Приведенное выше решение позволяет решить задачу снижения трудоемкости изготовления конструкции и ее веса.
Класс B64D9/00 Оборудование для погрузки и транспортировки грузов; оборудование для облегчения посадки пассажиров и тп
Класс B64C1/20 для размещения груза
Класс B60R21/13 защищающие экипаж и пассажиров при опрокидывании транспортного средства