способ ковшового модифицирования расплава чугуна легкими магнийсодержащими лигатурами
Классы МПК: | C21C1/10 получение чугуна со сфероидальной формой графита C22C33/08 производство легированных чугунов |
Автор(ы): | Болдырев Денис Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-02-03 публикация патента:
10.12.2013 |
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано в машиностроении, автомобиле- и тракторостроении при производстве отливок из высокопрочного чугуна с шаровидной и вермикулярной формой графита. В задней части днища ковша, напротив носка, с помощью наклонного желоба располагают в зависимости от массы обрабатываемого чугуна один или несколько расплавляемых сварных, герметично закрытых контейнеров из листовой стали толщиной 1,5 2,0 мм, с плотно упакованным сфероидизирующим модификатором в виде магнийсодержащей лигатуры и насыпным объемом до 10 кг, после чего ковш интенсивно за время не более 40 с заполняют расплавом чугуна с направлением струи в свободную часть днища ковша. Изобретение позволяет улучшить микроструктуру и механические свойства чугуна в отливках, а также обеспечить высокую производительность труда за счет снижения трудоемкости. 2 табл., 1 ил.
Формула изобретения
Способ ковшового модифицирования расплава чугуна легкими магнийсодержащими лигатурами, отличающийся тем, что в задней части днища ковша, напротив носка, с помощью наклонного желоба располагают в зависимости от массы обрабатываемого чугуна один или несколько расплавляемых сварных, герметично закрытых контейнеров из листовой стали толщиной 1,5 2,0 мм, с плотно упакованным сфероидизирующим модификатором в виде магнийсодержащей лигатуры и насыпным объемом до 10 кг, после чего ковш интенсивно за время не более 40 с заполняют расплавом чугуна с направлением струи в свободную часть днища ковша.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к металлургии, в частности к способу получения высокопрочного чугуна с шаровидным и вермикулярным графитом ковшовым модифицированием легкими магнийсодержащими лигатурами.
Широко известно, что для получения высокопрочных чугунов с шаровидным и вермикулярным графитом легкими лигатурами (удельный вес меньше удельного веса расплава чугуна) применяют такие способы ковшового сфероидизирующего модифицирования как «сэндвич-процесс», «ковш с крышкой» и др. (Knustad, О. Проблемы, возникающие при производстве высокопрочных чугунов. Обзор существующих способов получения ВЧ и используемых модификаторов [Текст] / О. Knustad // Литейщик России. - 2011. - № 4. - С.19-26; Косников, Г.А. Основы литейного производства [Текст] / Г.А.Косников. - СПб: СПбГПУ, 2002. - 204 с.; Александров, Н.Н. Высококачественные чугуны для отливок [Текст] / Н.Н.Александров. - М: Машиностроение, 1982. - 222 с.; патент РФ № 2074894). Существующие способы ковшового сфероидизирующего модифицирования предполагают использование специальных технологических схем для размещения модификатора, например, таких как реакционный карман для модификатора на днище ковша, и/или дополнительного оборудования для наполнения ковша расплавом чугуна из печи, таких как крышка-резервуар с отверстием для накопления расплава чугуна из печи и дозированной его подачи в ковш, вилочный погрузчик для снятия и одевания крышки на ковш.
Недостатками всех известных способов ковшового сфероидизирующего модифицирования чугуна являются: повышенная трудоемкость, необходимость применения дополнительного оборудования и техники, снижение производительности труда.
Задачей настоящего изобретения является снижение трудоемкости, отказ от применения дополнительного оборудования и техники, повышение производительности труда.
Технический результат при осуществлении изобретения заключается в создании упрощенного по сравнению с «сэндвич-процессом» способа ковшового модифицирования высокопрочного чугуна не требующего использования дополнительного оборудования и техники и позволяющего стабильно получать необходимое качество чугуна в отливках.
Поставленная задача решается тем, что разработан способ ковшового сфероидизирующего модифицирования (фиг.1), в соответствии с которым в задней части днища ковша (напротив носка) с помощью наклонного желоба располагают один или несколько в зависимости от массы обрабатываемого чугуна расплавляемых сварных контейнеров из листовой стали толщиной 1,5 2,0 мм насыпным объемом до 10 кг с плотно упакованным сфероидизирующим модификатором («легкая» лигатура типа ФСМг) и герметично закрытых, после чего ковш интенсивно за время не более 40 с заполняется расплавом чугуна с направлением струи в свободную (носковую) часть днища ковша.
Выполнение условия быстрого наполнения ковша расплавом чугуна обусловлено тем, что «плавящийся» контейнер, изготовленный из листовой стали толщиной 1,5 2,0 мм, расплавляется достаточно быстро, а скорость реакции расплава чугуна с модификатором высока. Однако самая активная фаза реакции расплава чугуна с модификатором при данном способе модифицирования протекает менее интенсивно, чем при «сэндвич-процессе», и не сопровождается сильным вскипанием и барботажем, что подтверждено визуальной оценкой протекания процесса. Иначе разработанный способ ковшового модифицирования расплава чугуна легкими магнийсодержащими лигатурами может быть назван как «сэндвич-процесс с плавящимся реакционным карманом».
Исследования, проведенные по источникам патентной и научно-технической информации, показали, что заявляемый способ получения высокопрочных чугунов с шаровидной и вермикулярной формой графита ковшовым модифицированием легкими лигатурами неизвестен и явным образом не следует из изученного уровня техники, то есть соответствует критериям «новизна» и «изобретательский уровень».
Заявляемый способ модифицирования может быть использован в условиях чугунолитейного производства и соответствует критерию «промышленная применимость».
Результаты анализа состава, структуры и свойств отливок деталей из высокопрочного чугуна марок ВЧ50 (2101-2402018 «Картер редуктора заднего моста» и 2101-3103015 «Ступица переднего колеса») и Gh56-40-05 (2108-2303018 «Коробка дифференциала») (таблицы 1, 2), полученных посредством контейнерного модифицирования модификатором ФСМг6, показали их полное соответствие нормативно-техническим требованиям к материалу отливок.
Таблица 1 | ||||||||||
Ковшовой химический состав чугуна в отливках, %мас. | ||||||||||
Содержание химических элементов, %мас. | ||||||||||
Отливка | Mgocт | |||||||||
С | Si | Mn | P | S | Cr | Сu | Ni | Sn | ||
2108-2303018 «Коробка дифференциала» | 0,016 | 0,006 | 0,050 | 0,017 | 0,045 | |||||
3,52 | 2,65 | 0,52 | 0,35 | 0,33 | ||||||
0,017 | 0,007 | 0,050 | 0,017 | 0,042 | ||||||
3,40 | 2,58 | 0,52 | 0,35 | 0,33 | ||||||
2101-3103015 «Ступица переднего колеса» | ||||||||||
3,67 | 2,58 | 0,51 | 0,020 | 0,006 | 0,058 | 0,45 | 0,28 | 0,015 | 0,051 | |
2101-2402018 «Картер редуктора заднего моста» | ||||||||||
3,70 | 2,66 | 0,53 | 0,021 | 0,008 | 0,064 | 0,23 | 0,31 | 0,020 | 0,037 | |
Таблица 2 | ||||
Микроструктура и механические свойства чугуна в отливках | ||||
Микроструктура (по ГОСТ 3443-87) | ||||
Отливка | в, кг/мм2 | , % | НВ5/750/10 | |
2108-2303018 «Коробка дифференциала» | ||||
65 | 12 | 222 234 | ШГф5, ШГф4, ШГ90, ШГд45; Пт1, П45 | |
2101-3103015 «Ступица переднего колеса» | ||||
- | - | 249* | ШГф5, ШГф4, ШГ90, ШГд45; Пт1, ГГ70 | |
2101-2402018 «Картер редуктора заднего моста» | ||||
- | - | 187 | ШГф5, ШГф4, ШГ90, ШГд45; Пт1, Ф80 | |
*) Твердость по Бринеллю отливок без отжига. |
Класс C21C1/10 получение чугуна со сфероидальной формой графита
Класс C22C33/08 производство легированных чугунов