устройство стопорения открывающейся секции автотранспортного средства
Классы МПК: | B60J7/04 в виде жесткого пластинчатого элемента или элементов E05B65/12 для дверей транспортных средств B62D25/12 их детали |
Автор(ы): | ЛЕРОЙЕ Брюно (FR) |
Патентообладатель(и): | РЕНО С.А.С. (FR) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-09-17 публикация патента:
20.12.2013 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Замок открывающейся секции автотранспортного средства содержит язычок, установленный с возможностью поворота вокруг оси (D) на основании так, чтобы закрывать гнездо, находящееся на основании. Язычок содержит первый выпуклый край, выполненный с возможностью взаимодействия со второй скобой, и второй край, продолжающий первый край. Вторая скоба действует первым усилием (F1) на первый край и обеспечивает поворот язычка вокруг его оси (D), чтобы высвободить гнездо. Второй край выполнен выпуклым с возможностью взаимодействия с первой скобой. Первая скоба действует вторым усилием (F2) на второй край и обеспечивает поворот язычка вокруг его оси (D), чтобы высвободить гнездо. Устройство стопорения открывающейся секции автотранспортного средства содержит упомянутый замок. Основание замка закреплено на открывающейся секции. Язычок взаимодействует с первой скобой, приходя в закрытое положение открывающейся секции, и со второй скобой, приходя в открытое положение открывающейся секции. Открывающаяся секция оборудована механизмом открывания и выполнена с возможностью перемещения между закрытым и открытым положениями. В закрытом положении секция перекрывает проем крыши транспортного средства. В открытом положении секция открывает проем крыши. Механизм открывания содержит одну тягу. Первый конец тяги шарнирно соединен с транспортным средством вокруг первой неподвижной поперечной оси (С). Второй конец тяги шарнирно соединен с открывающейся секцией вокруг второй поперечной оси (В). Открывающаяся секция выполнена с возможностью поворота вокруг третьей поперечной оси (А), подвижной в продольном направлении относительно крыши. Достигается упрощение конструкции устройства стопорения. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Замок открывающейся секции автотранспортного средства, содержащий язычок (40), установленный с возможностью поворота вокруг оси (D) на основании (28) так, чтобы закрывать гнездо (30), находящееся на основании, отличающийся тем, что язычок содержит первый выпуклый край (44), выполненный с возможностью взаимодействия со второй скобой (38), действующей первым усилием (F1) на первый край (44), обеспечивая поворот язычка вокруг его оси (D), чтобы высвободить гнездо, и второй край (46), продолжающий первый край (44), при этом второй край выполнен выпуклым с возможностью взаимодействия с первой скобой (32), действующей вторым усилием (F2) на второй край, обеспечивая поворот язычка вокруг его оси (D), чтобы высвободить гнездо.
2. Устройство стопорения открывающейся секции (16) автотранспортного средства, при этом открывающаяся секция оборудована механизмом открывания и выполнена с возможностью перемещения между закрытым положением, в котором открывающаяся секция перекрывает проем (18) крыши (12) транспортного средства, и открытым положением, в котором открывающаяся секция по меньшей мере частично открывает проем, при этом механизм открывания открывающейся секции содержит по меньшей мере одну тягу (22), первый конец которой шарнирно соединен с транспортным средством вокруг первой неподвижной поперечной оси (С) и второй конец которой шарнирно соединен с подвижной открывающейся секцией вокруг второй поперечной оси (В), при этом открывающаяся секция выполнена с возможностью поворота вокруг третьей поперечной оси (А), подвижной в продольном направлении относительно крыши, отличающееся тем, что содержит замок (26) по п.1, при этом основание (28) замка закреплено на открывающейся секции, а язычок (40) взаимодействует с первой скобой (32), приходя в закрытое положение открывающейся секции, и со второй скобой (38), приходя в открытое положение открывающейся секции.
3. Устройство стопорения по п.2, отличающееся тем, что первый выпуклый край (44) язычка (40) замка образует соответствующий угол с первой траекторией (Т1) второй скобы (38) относительно язычка, чтобы усилие (F1) второй скобы, действующее на первый край, обеспечивало поворот язычка и высвобождение гнезда замка.
4. Устройство стопорения по п.2, отличающееся тем, что второй выпуклый край (46) язычка (40) замка образует соответствующий угол со второй траекторией (Т2) первой скобы (32) относительно язычка, чтобы усилие (F2) первой скобы, действующее на второй край, обеспечивало поворот язычка и высвобождение гнезда замка.
5. Устройство стопорения по п.3, отличающееся тем, что первая стенка гнезда (30) является по существу касательной ко второй траектории (Т2), и тем, что вторая стенка гнезда (30) является по существу касательной к первой траектории (Т1).
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройству стопорения открывающейся секции автотранспортного средства.
В частности, изобретение относится к устройству стопорения открывающейся секции крыши автотранспортного средства.
Некоторые автотранспортные средства, в частности грузовые транспортные средства, содержат проем в задней зоне крыши, который можно закрывать открывающейся секцией. В данном случае эту открывающуюся секцию называют «жирафон» - люк в крыше для перевозки длинномерных грузов, и в открытом положении она позволяет размещать в транспортном средстве длинные грузы, например доски, выступающие сзади транспортного средства через проем откидной двери. Из соображений безопасности откидная дверь должна содержать устройство стопорения, которое позволяет удерживать указанную открывающуюся секцию в открытом положении, дополнительно к классическому устройству стопорения, позволяющему удерживать открывающуюся секцию в закрытом положении.
В документе FR 2876959 описана открывающаяся секция транспортного средства типа «жирафон», установленная подвижно с возможностью перемещения между закрытым положением и открытым положением. Эта открывающаяся секция содержит переднюю часть, установленную с возможностью поворота относительно оси, расположенной поперечно и выполненной подвижной с возможностью продольного поступательного перемещения на крыше, и заднюю часть, установленную с возможностью поворота относительно оси, установленной поперечно с возможностью вращения относительно неподвижной поперечной оси транспортного средства при помощи направляющей стойки.
Для обеспечения стопорения в открытом и закрытом положениях открывающаяся секция содержит устройство стопорения, содержащее, в частности, гнездо и язычок, оборудованный приводной ручкой, и неподвижно соединенное с открывающейся секцией. Это устройство стопорения выполнено с возможностью зацепления либо со скобой конструктивного элемента транспортного средства, либо со скобой элемента, соединяющего между собой упомянутые направляющие стойки.
Однако такой механизм стопорения вынуждает пользователя открывать язычок для введения одной из двух скоб в гнездо. Кроме того, из соображений габарита и внешнего вида механизм может не содержать соединительного элемента между двумя направляющими стойками, что не позволяет производить стопорение в открытом положении.
Задача изобретения состоит в устранении недостатков, присущих известным устройствам, за счет выполнения открывающейся секции крыши, оборудованной простым, легким в использовании и недорогим устройством стопорения.
Поставленная задача решена в устройстве стопорения открывающейся секции автотранспортного средства, выполненной подвижной между закрытым положением, в котором открывающаяся секция перекрывает проем крыши транспортного средства, и открытым положением, в котором открывающаяся секция, по меньшей мере, частично открывает проем, при этом устройство стопорения содержит замок, содержащий основание, закрепленное на открывающейся секции и содержащее гнездо, выполненное с возможностью захождения в него первой скобы в закрытом положении и второй скобы в открытом положении, при этом, по меньшей мере, одна из скоб выполнена подвижной относительно замка и относительно транспортного средства.
Это изобретение позволяет выполнять только одну неподвижную скобу относительно транспортного средства.
Согласно другим отличительным признакам изобретения подвижная скоба может быть установлена с возможностью поворота вокруг поперечной оси и/или может быть установлена неподвижно относительно тяги механизма открывания открывающейся секции.
Изобретением предлагается также замок, установленный в устройстве стопорения, содержащий язычок, установленный с возможностью поворота вокруг оси на основании, чтобы закрывать гнездо, при этом язычок содержит первый выпуклый край, выполненный с возможностью образования соответствующего угла с первой траекторией подвижной скобы таким образом, чтобы усилие, создаваемое подвижной скобой на первом крае, обеспечивало поворот язычка вокруг указанной оси.
Язычок содержит также второй край, продолжающий первый край, при этом второй край выполнен выпуклым с возможностью образования соответствующего угла со второй траекторией другой скобы таким образом, чтобы усилие, создаваемое другой скобой на втором крае, обеспечивало поворот язычка вокруг его оси.
Первая стенка гнезда может быть по существу касательной ко второй траектории, а вторая стенка гнезда может быть по существу касательной к первой траектории.
Другие отличительные признаки и преимущества изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания примера осуществления со ссылками на прилагаемые чертежи.
На фиг.1 и 2 схематично показана крыша транспортного средства для перевозки грузов, содержащая откидную дверь в соответствии с настоящим изобретением соответственно в закрытом и открытом положениях;
на фиг.3 и 4 показана откидная дверь, изображенная соответственно на фиг.1 и 2, содержащая устройство стопорения в соответствии с настоящим изобретением, вид в продольном разрезе;
на фиг.5 показано устройство стопорения в соответствии с настоящим изобретением в положении, предшествующем закрытому положению, вид снизу в перспективе;
на фиг.6 показан замок устройства стопорения в соответствии с настоящим изобретением, вид в продольном разрезе.
В дальнейшем тексте описания продольное, поперечное и вертикальное направления автотранспортного средства будут обозначены соответственно X, Y, Z. На фигурах направление Х ориентировано в сторону задней части транспортного средства. Термины «передний» и «задний» следует рассматривать соответственно относительно передней и задней части транспортного средства.
Как показано на фиг.1 и 2, транспортное средство 10 содержит крышу 12 и заднюю сторону, образованную в данном примере задней створчатой дверью 14.
В непосредственной близости от задней створчатой двери 14 крыша содержит открывающуюся секцию 16, которая перекрывает проем 18. В закрытом положении, показанном на фиг.1, открывающаяся секция 16 находится вровень с крышей 12 над проемом 18, который она перекрывает полностью.
Как показано на фиг.1-5, передний поперечный край 16а открывающейся секции 16 установлен с возможностью поворота вокруг оси А на двух каретках 19. Каретки перемещаются скольжением в основном поступательным движением, каждая в рельсе 20, неподвижно соединенном с верхней частью крыши 12. Каждый рельс 20 проходит в продольном направлении транспортного средства от переднего поперечного края проема 18, находящегося с передней стороны транспортного средства, на расстояние, по существу идентичное размеру открывающейся секции 16 в продольном направлении, как показано на фиг.4.
Каретки 19 и рельсы 20 образуют, таким образом, направляющие средства в основном для продольного хода открывающейся секции, выполненные с возможностью ее направления между закрытым и открытым положениями.
Открывающаяся секция 16 шарнирно соединена с концом тяги 22 вокруг поперечной оси В транспортного средства, находящейся вблизи ее заднего поперечного края 16b. Другой конец тяги 22 шарнирно соединен с конструкцией транспортного средства вокруг оси С, тоже поперечной относительно транспортного средства.
Каждая тяга 22 характеризуется межосевым расстоянием, по существу равным половине размера открывающейся секции 16 в продольном направлении транспортного средства, и шарнирно соединена с открывающейся секцией и с конструкцией транспортного средства так, чтобы в закрытом положении шарнирные оси В и С тяги 22 находились по существу в одной горизонтальной плоскости. Таким образом, в открытом положении (фиг.2 и 4) обеспечивается максимальный доступ к проему 18. Тяги 22 обеспечивают, таким образом, перемещение открывающейся секции между ее открытым и закрытым положениями с продольным ходом.
Тяги 22 могут быть соединены между собой центральным элементом 24' (фиг.5), образующим, например, ось В поворота открывающейся секции относительно тяг 22. Узел, образованный тягами 22 и центральным элементом 24', можно также выполнить в виде единой детали.
С тягами 22 и с транспортным средством 10 могут быть соединены один или два вспомогательных силовых цилиндра 24, предназначенных для открывания открывающейся секции аналогично силовым цилиндрам, классически используемым для открывания откидной задней погрузочной двери транспортного средства.
Устройство стопорения открывающейся секции обеспечивает блокировку в закрытом положении, чтобы избежать несанкционированного проникновения в транспортное средство. Это устройство стопорения обеспечивает также блокировку в открытом положении, чтобы избежать случайного закрывания открывающейся секции, когда транспортное средство движется на большой скорости.
Как показано на фиг.6, устройство стопорения содержит замок 26, содержащий основание 28, закрепленное на внутренней стороне открывающейся секции 16 между задним поперечным краем 16b открывающейся секции 16 и осью вращения В открывающейся секции относительно тяги 22. Основание 28 содержит вырез 30, образующий запорное гнездо, в которое может заходить ветвь скобы по существу поперечного направления. Расстояние между осью гнезда 30 и осью вращения В открывающейся секции относительно тяги 22 по существу равно расстоянию между осью вращения В и второй ветвью 38 скобы, закрепленной на тяге 22.
Язычок 40 установлен с возможностью поворота на основании 28 вокруг оси D таким образом, чтобы закрывать вход гнезда 30. Язычок 40 содержит захватную зону 41, чтобы его можно было поворачивать вручную для высвобождения гнезда 30. Между основанием 28 и язычком 40 расположено упругое возвратное средство 42, такое как возвратная пружина, чтобы принудительно возвращать язычок 40 в положение перекрывания входа гнезда 30.
В закрытом положении замок 26 может реверсивно зацепляться за первую ветвь 32 скобы, неподвижно соединенную с конструктивным элементом (34а или 34b) задней верхней части кузова (фиг.3), например с задней поперечиной 34а крыши, которая классически служит верхней точкой крепления для задней створчатой двери 14 автотранспортного средства 10, или с задней частью 34b продольных брусьев 36 (фиг.2) крыши 12 транспортного средства 10 в случае, когда указанное транспортное средство не имеет задней поперечины крыши.
В открытом положении устройство 26 стопорения может реверсивно зацепляться со второй ветвью 38 скобы, неподвижно соединенной с тягой 22. В этом примере вторая ветвь 38 скобы закреплена сваркой в поперечном направлении на тяге 22 между шарнирными осями В и С указанной тяги. Таким образом, движение второй ветви 38 скобы связано с движением открывания открывающейся секции и описывает круговую траекторию вокруг оси В относительно открывающейся секции 16.
Можно предусмотреть и другие конфигурации второй ветви скобы, например, она может быть соединена со вспомогательным силовым цилиндром 24 или с любым другим механизмом, подвижным относительно проема откидной двери 16.
Открывание открывающейся секции 16 осуществляют следующим образом. Пользователь поворачивает язычок 40, используя в качестве рычага захватную зону 41 указанного язычка 40, чтобы разблокировать первую ветвь 32 скобы гнезда 30. При этом открывающаяся секция отсоединяется от задней части транспортного средства 10. При помощи вспомогательных силовых цилиндров 24 пользователь перемещает откидную дверь 16 согласно кинематике, определяемой тягами 22 и каретками 19. Так, задний поперечный край 16b открывающейся секции поворачивается вокруг оси С, описывая дугу окружности в переднем направлении транспортного средства и перемещая передний поперечный край 16а открывающейся секции в переднем направлении транспортного средства за счет скольжения кареток в рельсах 20.
Дойдя в полностью открытое положение, вторая ветвь 38 скобы тяги 22 открывающейся секции 16 входит в контакт с первым краем 44 язычка 40 замка по круговой траектории вокруг оси В поворота открывающейся секции 16 относительно тяги 22. Первый край 44 язычка 40 является выпуклым и может образовать соответствующий угол с траекторией Т1 второй ветви скобы, чтобы усилие (показанное стрелкой F1) второй ветви скобы, действующее на первый край 44, обеспечивало поворот язычка вокруг оси D, при этом вторая ветвь скобы скользит вдоль первого края 44. Таким образом, язычок автоматически высвобождает гнездо 30 замка, поэтому пользователь может не использовать в качестве рычага захватную зону язычка 40. После захождения второй ветви скобы в гнездо 30 язычок 40 возвращается в положение блокировки под действием возвратной пружины 42.
Закрывание открывающейся секции 16 производят в обратном порядке по сравнению с открыванием следующим образом. Пользователь поворачивает язычок 40, используя в качестве рычага захватную зону указанного язычка 40, чтобы разблокировать вторую ветвь 38 скобы гнезда 30. При этом открывающаяся секция отсоединяется. При помощи вспомогательных силовых цилиндров 24 пользователь перемещает откидную дверь согласно кинематике, определяемой механизмом тяг и кареток. Таким образом, задний поперечный край 16b открывающейся секции поворачивается вокруг оси С, описывая дугу окружности в заднем направлении транспортного средства и перемещая передний поперечный край 16а открывающейся секции в заднем направлении транспортного средства за счет скольжения кареток в рельсах 20.
Дойдя до полностью закрытого положения, второй край 46 язычка 40, продолжающий первый край 44 язычка 40 замка, входит в контакт с первой ветвью 32 скобы, неподвижной относительно транспортного средства, по существу по круговой траектории вокруг оси С поворота тяги 22 относительно транспортного средства 10. Действительно, поскольку каретки находятся почти в конце хода в рельсах 20, передний поперечный край 16а является почти неподвижным и, следовательно, мало влияет на траекторию заднего поперечного края 16b во время стопорения. Второй край 46 язычка 40 тоже является выпуклым и может образовать соответствующий угол с траекторией Т2 первой ветви скобы относительно язычка, чтобы усилие (показанное стрелкой F2) первой ветви скобы на второй край 46 обеспечивало поворот язычка вокруг оси D. При этом первая ветвь скобы скользит вдоль второго края 46, затем вдоль первого края 44, тоже выполненного таким образом, чтобы усилие F2 обеспечивало поворот язычка вокруг оси D. Таким образом, язычок автоматически высвобождает гнездо 30 замка, при этом пользователь может не использовать захватную зону язычка 40 в качестве рычага. После захождения первой ветви 32 скобы в гнездо 30 язычок 40 возвращается в положение блокировки под действием усилия возвратной пружины 42.
Согласно отличительному признаку изобретения стенки выреза, образующего гнездо 30, образуют угол . Действительно, положение первой и второй ветвей скобы 32 или 38 в гнезде является одинаковым, когда открывающаяся секция заблокирована в закрытом или открытом положении, однако, чтобы соответствовать различным траекториям прихода каждой из ветвей скобы в гнездо 30, первая стенка этого гнезда должна быть по существу касательной к траектории Т2 второй ветви 38 скобы для стопорения открывающейся секции в открытом положении, то есть к круговой траектории вокруг оси В, и вторая стенка гнезда 30 должна быть по существу касательной к траектории Т1 первой ветви 32 скобы для стопорения открывающейся секции в закрытом положении, то есть к по существу круговой траектории вокруг оси С.
Разумеется, открывающуюся секцию можно установить согласно другой конфигурации, в частности, таким образом, чтобы она открывалась не в переднем направлении транспортного средства, а в заднем направлении транспортного средства. В этом случае проем удален от задней поперечной стенки транспортного средства. Можно также предусмотреть только одну тягу и только с одной стороны открывающейся секции, если это позволяет ее конструкция.
Это изобретение предпочтительно позволяет выполнять только одну ветвь скобы, неподвижную относительно транспортного средства. Это позволяет уменьшить количество деталей механизма и обеспечивает более простую адаптацию независимо от конструкции транспортного средства, например, когда конструкция не позволяет установить вторую ветвь скобы неподвижно относительно транспортного средства.
Кроме того, изобретение делает более удобным и легким использование за счет ограничения ручных действий для открывания или закрывания замка.
Класс B60J7/04 в виде жесткого пластинчатого элемента или элементов
тяга управления для регулируемого закрывающего элемента крыши транспортного средства - патент 2520867 (27.06.2014) |
Класс E05B65/12 для дверей транспортных средств
узел боковой двери транспортного средства - патент 2499116 (20.11.2013) | |
замок капота автомобиля - патент 2466254 (10.11.2012) | |
наружная ручка боковой двери автомобиля - патент 2466253 (10.11.2012) | |
улучшенный дверной замок с крючкообразным засовом - патент 2434111 (20.11.2011) | |
силовой привод - патент 2403360 (10.11.2010) | |
задвижка боковой двери автомобиля - патент 2401372 (10.10.2010) | |
электромеханический замок для транспортного средства - патент 2399737 (20.09.2010) | |
защелка - патент 2398948 (10.09.2010) | |
кулачковый привод с холостым ходом - патент 2387777 (27.04.2010) | |
изотермический кузов - патент 2268828 (27.01.2006) |
шарнирное устройство для подвижного соединения крышки транспортного средства с частью кузова транспортного средства - патент 2509674 (20.03.2014) | |
кожух двигателя - патент 2479456 (20.04.2013) | |
регулируемая опора задней двери - патент 2452633 (10.06.2012) | |
устройство для фиксации - патент 2417917 (10.05.2011) | |
силовой привод для активного капота двигателя автомобиля - патент 2414364 (20.03.2011) | |
запирающий узел - патент 2407871 (27.12.2010) | |
держатель для крепления стержня - патент 2404376 (20.11.2010) | |
способ крепления бокового буфера автомобиля - патент 2218283 (10.12.2003) | |
капот автомобиля - патент 2108254 (10.04.1998) | |
пневматический упругий элемент - патент 2098690 (10.12.1997) |