способ реконструкции железнодорожного пути (варианты)
Классы МПК: | E02D17/18 возведение насыпей |
Автор(ы): | Караваева Оксана Владимировна (RU), Кравченко Юрий Михайлович (RU), Скутина Ольга Леонидовна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (УрГУПС) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-05-28 публикация патента:
20.12.2013 |
Изобретение относится к строительству железных дорог, а именно к возведению насыпей. Способ реконструкции железнодорожного пути включает нарезку уступов на откосе земляного полотна, укладку на них габионов. Нижний уступ выполняют шириной, равной ширине ряда габионов, ширина последующих уступов равна 1/3 ширине нижнего уступа, высота всех уступов, включая нижний уступ, равна высоте ряда габионов. Полученная габионная стенка содержит N+1 рядов габионов, причем N рядов габионов размещаются до уровня основной площадки земляного полотна, а верхний N-первый ряд габионов одновременно опирается на предыдущий ряд габионов и основную площадку земляного полотна и подпирает балластную призму. Технический результат состоит в усилении земляного полотна железнодорожного пути, снижении материалоемкости и трудоемкости. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Способ реконструкции железнодорожного пути, включающий нарезку уступов на откосе земляного полотна, укладку на них габионов, отличающийся тем, что нижний уступ выполняют шириной, равной ширине ряда габионов, ширина последующих уступов равна 1/3 ширине нижнего уступа, высота всех уступов, включая нижний уступ, равна высоте ряда габионов, при этом полученная габионная стенка содержит N+1 рядов габионов, причем N рядов габионов размещаются до уровня основной площадки земляного полотна, а верхний N-первый ряд габионов одновременно опирается на предыдущий ряд габионов и основную площадку земляного полотна и подпирает балластную призму.
2. Способ реконструкции железнодорожного пути, включающий нарезку уступов на откосе земляного полотна, укладку на них габионов, отличающийся тем, что нарезают одинаковые уступы по всей высоте откоса земляного полотна, а в основании земляного полотна выполняют канаву для укладки матраса Рено, на матрас Рено опирают ряды габионов таким образом, что линия, проходящая через выступы уложенных габионов, соответствует линии откоса земляного полотна, а верхняя поверхность последнего ряда габионов располагается на уровне основной площадки земляного полотна и образует обочину земляного полотна.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству железных дорог, а именно к возведению насыпей.
Известен способ усиления основной площадки земляного полотна боковыми присыпками (Прокудин И.В., Грачев И.А., Колос А.Ф. Организация переустройства железных дорог под скоростное движение поездов: Учебное пособие для вузов ж.-д. трансп./ Под ред. И.В. Прокудина. - М.: Маршрут, 2005. - С.287-295). Недостатками данной конструкции являются большой объем дренирующего грунта досыпки, дополнительный отвод земель, большой объем земляных работ.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является (ЦПИ № 22/43. Технические указания по применению габионов для усиления земляного полотна: утверждено Департаментом пути и сооружений 30.12.1997 г. - М.: 1998 г.) усиление земляного полотна габионной стеной. Недостатком данной конструкции является необходимость досыпки большого объема дренирующего грунта
Цель изобретения - повышение устойчивости железнодорожного пути.
Указанная цель достигается усилением земляного полотна железнодорожного пути.
Сущность изобретения по п.1 заключается в том, что нижний уступ выполняют шириной, равной ширине ряда габионов, ширина последующих уступов равна 1/3 ширине нижнего уступа, высота всех уступов, включая нижний уступ, равна высоте ряда габионов, при этом полученная габионная стенка содержит N+1 рядов габионов, причем N рядов габионов размещаются до уровня основной площадки земляного полотна, а верхний N-первый ряд габионов одновременно опирается на предыдущий ряд габионов и основную площадку земляного полотна и подпирает балластную призму, а сущность изобретения по п.2 заключается в том, что нарезают одинаковые уступы по всей высоте откоса земляного полотна, а в основании земляного полотна выполняют канаву для укладки матраса Рено, на матрас Рено опирают ряды габионов таким образом, что линия, проходящая через выступы уложенных габионов, соответствует линии откоса земляного полотна, а верхняя поверхность последнего ряда габионов располагается на уровне основной площадки земляного полотна и образует обочину земляного полотна.
На фиг.1 и 2 представлены схемы осуществления предлагаемых способов реконструкции железнодорожного пути, содержащие рельсошпальную решетку 1, ось пути 2, балластную призму 3, земляное полотно 4, плечо балластной призмы 5, обочину земляного полотна 6, откос 7 земляного полотна 4, ряды габионов 8, установленные на уступах 9, уступы 9, нарезанные на откосе 7 земляного полотна 4, основную площадку земляного полотна 10, верхний ряд габионов 11, канаву 12, матрас Рено 13, линию 14, проходящую через выступы рядов габионов.
Предлагаемый способ реконструкции железнодорожного пути осуществляется следующим образом.
В процессе эксплуатации геометрические параметры земляного полотна меняются и уже не соответствуют требованиям нормативных документов. Так, например, может практически отсутствовать обочина земляного полотна, увеличиться крутизна откосов. Кроме того, введение скоростного движения, повышение грузооборота приводит к необходимости переустройства основных элементов железнодорожного пути, в том числе усиление земляного полотна. Существующие способы усиления земляного полотна достаточно эффективны, но требуют значительных капиталовложений, трудоемки, требуют дополнительной укладки дренирующего грунта и дополнительного отвода земель.
Предлагаемые варианты реконструкции земляного полотна железнодорожного пути позволяют, используя известные приемы и материалы, решать проблемы, связанные с изменениями геометрических размеров земляного полотна в процессе эксплуатации.
Осуществление способа по варианту 1 (фиг.1) позволяет стабилизировать балластную призму. Для этого в верхней части земляного полотна 4 на его откосе 7 нарезают уступы 9, причем ширина нижнего уступа равна ширине ряда габионов, а ширина последующих уступов 9 равна 1/3 ширины нижнего уступа. Габионы изготавливают нескольких типоразмеров, поэтому уступы 9 нарезают высотой, соответствующей высоте выбранных габионов. На уступы 9 укладывают ряды габионов 8. Количество рядов габионов определяют расчетом. Ряды габионов 8 укладывают со смещением относительно друг друга на 1/3 ширины ряда. Полученная габионная стенка содержит N+1 рядов габионов, причем N рядов габионов размещаются до уровня основной площадки 10 земляного полотна 4, а верхний N-первый ряд габионов 11 одновременно опирается 2/3 ширины ряда на предыдущий ряд габионов 8 и 1/3 ширины ряда на основную площадку 10 земляного полотна 4 и подпирает балластную призму 3.
Осуществление способа по варианту 2 (фиг.2) позволяет обеспечить нормативную ширину обочины земляного полотна. Для этого в основании земляного полотна 4 нарезают канаву 12 для укладки матраса Рено 13, устанавливают на матрас Рено 13 ряды габионов 8 одинакового размера, высота уступов 9 соответствует высоте рядов габионов 8, линия 14, проходящая через выступы уложенных рядов габионов 8, соответствует линии откоса земляного полотна 4, верхний ряд габионов 8 устанавливают таким образом, что верхняя поверхность последнего ряда габионов 8 располагается на уровне основной площадки 10 земляного полотна 4 и образует обочину 6 земляного полотна 4.
Таким образом, предлагаемый способ реконструкции земляного полотна железнодорожного пути стабилизирует балластную призму и обеспечивает обочину земляного полотна, что повышает устойчивость железнодорожного пути. Следует отметить, что оба варианта реконструкции не включают в технологию дополнительного отвода земель и дополнительной досыпки дренирующего грунта.
Класс E02D17/18 возведение насыпей