автоматическое лифтовое страховочное устройство
Классы МПК: | B66B5/02 срабатывающих при ненормальных условиях эксплуатации B66B7/08 для соединения с кабинами или клетями, например сцепные устройства B66B11/00 Основные конструктивные элементы подъемников в жилых зданиях и сооружениях |
Автор(ы): | |
Патентообладатель(и): | Равенков Борис Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-12-20 публикация патента:
27.12.2013 |
Изобретение может быть использовано при перевозках пассажиров или грузов в многоэтажных зданиях, а также в других сооружениях. Автоматическое лифтовое страховочное устройство состоит из траверсы, прикрепленных к крыше кабины тяг, подвижного узла крепления тягового каната лифта и лебедки с приводом от двигателя постоянного тока, соединенных между собой тросом. Одна ветвь тягового каната проходит от лебедки через блок, смонтированный в подвижном узле этого каната, а другая ветвь жестко соединена с крышей кабины. Между траверсой и по крайней мере одной из тяг установлен вертикальный стержень, по которому скользит фиксатор подвижного узла крепления тягового каната, предотвращающий его поворот вокруг оси тягового каната. Изобретение обеспечивает повышение безопасности эксплуатации лифта и обеспечивает самостоятельный выход пассажиров без посторонней помощи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Автоматическое лифтовое страховочное устройство, предназначенное для лифта, имеющего тяговый канат и кабину, состоящее из траверсы, прикрепленных к крыше кабины тяг, подвижного узла крепления тягового каната лифта и лебедки с приводом от двигателя постоянного тока, соединенных между собой тросом, одна ветвь которого проходит от лебедки через блок, смонтированный в подвижном узле крепления тягового каната, а другая ветвь жестко соединена с крышей кабины, причем между траверсой и, по крайней мере, одной из тяг установлен вертикальный стержень, по которому скользит фиксатор подвижного узла крепления тягового каната, предотвращающий его поворот вокруг оси тягового каната.
2. Автоматическое лифтовое страховочное устройство по п.1, характеризующееся тем, что расстояние от нижней поверхности подвижного узла крепления тягового каната до верхней части лебедки или двигателя постоянного тока должно быть не меньше расстояния между перекрытиями этажей.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области лифтостроения и может быть использовано преимущественно на лифтах, например, для перевозки пассажиров или грузов в многоэтажных зданиях.
Известна подвеска кабины лифта (см., например, авторское свидетельство В66В 7/08 № 586073), содержащая балансирное устройство, шарнирно соединенное с верхней балкой каркаса кабины лифта, или подвеска кабины лифта по авторскому свидетельству В66В 7/08 № 591383 примерно той же конструкции.
Кроме этого в лифтовых устройствах и правилах безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16 мая 2003 г. № 31, которому присвоен шифр ПБ-10-558-03 и зарегистрированное в Минюсте РФ 27 мая 2003 г., регистрационный номер № 4597, предусмотрены способы крепления тяговых канатов непосредственно к крыше лифтовой кабины (см., например, инструкцию ВСН 210-80 для пассажирских лифтов, п.14.1 и рис.87).
Для безопасной эксплуатации лифтов предусмотрены действия согласно инструкции лифтера по обслуживанию лифтов № РД 10-360-00 от 22 мая 2000 г., утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2000 г. № 26, в которой в соответствии с п.5 эвакуация пассажиров из кабины лифта производится двумя лифтерами вручную.
Таким образом, указанные выше подвески, инструкция и правила не обеспечивают самостоятельную эвакуацию из кабины лифта при нештатной ситуации (зависание кабины между этажами) без посторонней помощи.
Целью предлагаемого изобретения является устранение названного выше существенного недостатка всех известных лифтовых устройств.
Поставленная цель достигается тем, что предлагаемое автоматическое лифтовое страховочное устройство, предназначенное для лифта, имеющего тяговый канат и кабину, состоящее из траверсы, прикрепленных к крышке кабины тяг, подвижного узла крепления тягового каната лифта и лебедки с приводом от двигателя постоянного тока, соединенных между собой тросом, одна ветвь которого проходит от лебедки через блок, смонтированный в подвижном узле крепления тягового каната, а другая ветвь жестко соединена с крышей кабины, причем между траверсой и по крайней мере одной из тяг установлен вертикальный стержень, по которому скользит фиксатор подвижного узла крепления тягового каната, предотвращающий его поворот вокруг оси тягового каната. При этом расстояние от нижней поверхности подвижного узла крепления тягового каната до верхней части лебедки или двигателя постоянного тока должно быть не менее расстояния между перекрытиями этажей.
Предлагаемое автоматическое лифтовое страховочное устройство представлено на чертеже, где на фиг.1 оно изображено в штатном положении (в движении кабины лифта), а на фиг.2 стрелками показано направление выхода кабины лифта из аварийной (нештатной) ситуации.
Предлагаемое автоматическое лифтовое страховочное устройство состоит из траверсы 1, тяг 2, подвижного узла крепления 3 тягового каната 4 и лебедки 5 с двигателем 6 постоянного тока. Лебедка 5 соединена с подвижным узлом крепления тягового каната 3 тросом 7, одна ветвь которого проходит от лебедки 5 через блок 8, смонтированный в подвижном узле крепления 3 тягового каната 4, а другая ветвь при помощи коуша 9 (известной конструкции) жестко соединена с крышей кабины лифта. Между траверсой 1 и, по крайней мере, одной из тяг 2 установлен вертикальный стержень 10, по которому скользит фиксатор 11, закрепленный на подвижном узле крепления 3, предотвращающий поворот подвижного узла крепления 3 вокруг оси тягового каната 4. В траверсе 1 установлены сменные выполненные, по крайней мере, из двух половин, втулки 12, изготовленные из более мягкого материала, чем проволока тягового каната, предотвращающие преждевременный износ тела траверсы от возможного трения с тяговым канатом. Кабина 13 перемещается по рельсам известной конструкции.
Трос 7 предлагаемого устройства желательно применять для большей гибкости меньшего сечения, чем у каната 4, но с не меньшей прочностью на разрыв. Разумеется, и все другие элементы конструкции предлагаемого устройства должны быть рассчитаны известными методами на прочность, не меньшей прочности тягового каната, и проверены на их фактическую прочность при заводских и ведомственных испытаниях по действующим инструкциям.
Работа автоматического лифтового страховочного устройства в случае нештатной ситуации (зависание кабины лифта) при обеспечении самостоятельной эвакуации пассажиров из кабины 13 лифта производится следующим образом. При штатной работе лифта привод барабана лебедки 5, снабженный электродвигателем 6 постоянного тока, отключен от электропитания, а вся электроаппаратура, управляющая движением дверей кабины и шахты лифта (на чертеже не показана), в штатном режиме должна питаться напряжением постоянного тока от отдельного выпрямителя переменного тока известной конструкции (на чертеже не показан). При возникновении нештатной ситуации (зависание кабины лифта) электродвигатель 6 барабана лебедки 5 автоматически подключается через контакты электромагнитного пускателя, имеющегося в электрической схеме лифта, а электроаппаратура, управляющая движением дверей, и местное освещение также автоматически переключаются на автономное питание от отдельного источника постоянного тока, например, батарей аккумуляторов (на чертеже не показаны) известной конструкции, соответствующей мощности и напряжения в зависимости от конкретной грузоподъемности кабины 13. Батарея аккумуляторов может быть размещена, например, в помещении основного тягового привода лифта (на чертеже не показано).
При штатной ситуации (движении кабины вверх или вниз, а так же при ее остановке) узел крепления 3 тягового каната 4 верхней плоскостью прижат к траверсе 1 и через тяги 2 при помощи тягового каната 4 перемещает кабину 13 лифта вверх или вниз. При возникновении нештатной ситуации (зависание кабины лифта) после включения электродвигателя (см. выше) 6 лебедка 5 наматывает на свой барабан трос 7, который через блок 8, установленный в узле крепления 3 при помощи коуша 9, перемещает кабину 13 вверх.
В результате этого траверса 1 отходит от верхней плоскости узла крепления каната 3, расстояние H (см. фиг.1) сокращается, а траверса 1 скользит вверх по неподвижному тяговому канату 4. На фиг.2 стрелками показаны описанные выше перемещения в случае выхода кабины лифта из аварийной (нештатной) ситуации.
При достижении определенного положения, где находятся концевые выключатели (на чертеже не показаны), включенные в схему управления лифтом, кабина посредством рычагов (на чертеже не показаны), установленных на крыше кабины, воздействует на концевые выключатели и электродвигатель постоянного тока 6 обесточивается, кабина останавливается, приводятся в действие известные имеющиеся в лифте механизмы открывания дверей шахты и кабины (на чертеже не показаны), в результате чего становится возможной самостоятельная без посторонней помощи эвакуация пассажиров. По истечении определенного заданного времени двери шахты и кабины лифта при помощи известного механизма закрывания дверей (на чертеже не показан), имеющегося в лифте, автоматически закрываются, электродвигатель 6 при помощи реверсивного магнитного пускателя (на чертеже не показан) переключается на обратное вращение и кабина опускается в исходное положение согласно фиг.1, а питание от отдельного источника тока (батарей аккумуляторов) отключается.
Таким образом рекомендуемое устройство обеспечивает автоматическое страхование нештатных ситуаций (зависание кабины лифта), тем самым выполняется поставленная предлагаемым изобретением цель.
Класс B66B5/02 срабатывающих при ненормальных условиях эксплуатации
Класс B66B7/08 для соединения с кабинами или клетями, например сцепные устройства
Класс B66B11/00 Основные конструктивные элементы подъемников в жилых зданиях и сооружениях