пневмоклапан

Классы МПК:F16K31/06 при помощи магнита 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-06-13
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах газоснабжения, включая оборудование ракетно-космических комплексов. Пневмоклапан содержит корпус, седло с клапаном. Уплотняющая поверхность седла расположена со стороны, противоположной входному штуцеру. Клапан установлен с опорой на двуплечий рычаг. Одно плечо указанного двуплечего рычага шарнирно соединено с подпружиненным штоком, а другое в закрытом положении клапана зафиксировано шепталом. Последнее шарнирно закреплено на корпусе пневмоклапана и застопорено чекой. При этом шептало установлено с возможностью контакта со штоком пиропривода, закрепленного на корпусе пневмоклапана. Указанный пиропривод состоит из цилиндра с заглушкой, двух последовательно установленных поршней, которые образуют две разобщенные рабочие полости. Каждая из указанных полостей сообщается с отдельной каморой, оснащенной пиропатроном. При срабатывании пиропатронов любой или обеих камор поршень пиропривода взаимодействует с шепталом. Реализация изобретения позволяет обеспечить многократное его использование, быстродействие, исчисляемое несколькими тысячными секунды, и достаточное проходное сечение. 2 ил. пневмоклапан, патент № 2503869

пневмоклапан, патент № 2503869 пневмоклапан, патент № 2503869

Формула изобретения

Пневмоклапан, содержащий корпус, седло с клапаном, отличающийся тем, что уплотняющая поверхность седла расположена со стороны, противоположной входному штуцеру, клапан установлен с опорой на двуплечий рычаг, одно плечо которого шарнирно соединено с подпружиненным штоком, а другое в закрытом положении клапана зафиксировано шепталом, шарнирно закрепленным на корпусе пневмоклапана и застопоренным чекой, при этом шептало установлено с возможностью контакта со штоком пиропривода, закрепленного на корпусе пневмоклапана и состоящего из цилиндра с заглушкой, двух последовательно установленных поршней, которые образуют две разобщенные рабочие полости, каждая из которых сообщается с отдельной каморой, оснащенной пиропатроном, причем при срабатывании пиропатронов любой или обеих камор поршень пиропривода взаимодействует с шепталом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах газоснабжения, включая оборудование ракетно-космических комплексов.

Из общедоступных информационных источников известно большое количество пневмоклапанов, обеспечивающих дистанционное открытие пневматических магистралей для выдачи сжатых газов потребителю.

Основными характеристиками таких пневмоклапанов являются рабочее давление, проходное сечение и время срабатывания от момента выдачи команды на открытие пневмоклапана до момента полного его открытия. При использовании пневмоклапанов в системах и агрегатах ракетно-космических комплексов зачастую приоритетной характеристикой становится время срабатывания пневмоклапана в связи с наличием быстротекущих процессов при старте ракеты.

Известны клапаны, выполненные на основе разрывных устройств, которые описаны, например, в книге «Системы газоснабжения и устройства пневмоавтоматики ракетно-космических комплексов» (Ю.Л. Арзуманов, Р.А. Петров, Е.М. Халатов, г.Москва «Машиностроение» 1997 г., УДК 624.074, стр.133). Такие клапаны, как правило, состоят из корпуса, мембраны, разделяющей входную и выходную полости клапана, штока, соединенного с мембраной, поршня, навинченного на шток, дно поршня обращено в сторону каморы, в которую установлен пиропатрон. Поршень имеет конусную поверхность, которая, при срабатывании клапана, контактирует с корпусной поверхностью в корпусе клапана, тем самым предотвращается попадание пороховых газов в газовую полость клапана.

Описанные клапаны обеспечивают полное открытие за время около 0,008c при достаточно большом проходном сечении (Ду 10 мм и более).

Однако этот клапан обладает следующими недостатками:

1. Клапан обеспечивает одно срабатывание, после чего утилизируется, или с использованием деталей отработавшего клапана изготавливается новый клапан.

2. Надежность клапана недостаточна вследствие установки одного пиропатрона. Для повышения надежности на практике устанавливается второй клапан параллельно основному. Возможен вариант установки в камору двух пиропатронов, однако этот вариант в клапанах не используется, т.к. в этом случае необходима установка специального буфера, обеспечивающего срабатывание клапана от одного пиропатрона и гашение избыточной энергии при срабатывании двух пиропатронов.

Свободным от указанных недостатков является электропневмоклапан АЭ-044 (прототип) («Арматура электропневмоавтоматики. Каталог», Центр научно-технической информации «Поиск» г.Москва, 1971, стр.150).

Электропневмоклапан состоит из корпуса, подпружиненного клапана, установленного со стороны входного штуцера, седла контактирующего с клапаном и электромагнита, якорь которого взаимодействует с клапаном, смещая его от седла, тем самым освобождается прохождение сжатого газа, поданного во входной штуцер.

Электропневмоклапан обеспечивает многократное открытие клапана и довольно малое время срабатывания, около 0,03 с.

Недостатками указанного электропневмоклапана, является малое проходное сечение (Д у 0,5 мм). Для увеличения проходного сечения необходимо увеличивать мощность электромагнита, т.к. при открытии клапана необходимо преодолеть усилие пружины, поджимающей клапан к седлу, и усилие от поданного на вход сжатого газа, равное давлению, умноженному на площадь седла.

Учитывая особенности электромагнитов, применение их в быстродействующих клапанах с большим проходным сечением ограничено, т.к. дальнейшее увеличение проходного сечения приводит к необходимости применения мощных электромагнитов с неприемлемыми габаритами и величинами потребляемого тока, которые растут пропорционально площади проходного сечения клапана.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение многократного применения пневмоклапана с обеспечением быстродействия при большом проходном сечении (не менее Д у 10 мм).

В соответствии с изобретением поставленная задача достигается тем, что в заявленном пневмоклапане уплотняющая поверхность седла расположена со стороны, противоположной входному штуцеру, клапан является опорой двуплечего рычага, одно плечо которого шарнирно соединено с подпружиненным штоком, а другое, в закрытом положении клапана, зафиксировано шепталом, шарнирно закрепленным на корпусе пневмоклапана и застопоренного чекой, при этом шептало установлено с возможностью контакта со штоком пиропривода, закрепленного на корпусе пневмоклапана и состоящего из цилиндра с заглушкой, двух последовательно установленных поршней, которые образуют две разобщенные рабочие полости, каждая из которых сообщается с отдельной каморой, оснащенной пиропатроном, причем при срабатывании пиропатронов любой или обеих камор, поршень пиропривода взаимодействует с шепталом.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид пневмоклапана, а на фиг.2 - его разрез.

Заявляемый пневмоклапан состоит из корпуса 1 с входным и выходным штуцерами, внутри корпуса соосно с входным штуцером крепится направляющая 2, в которой перемещается клапан 3, взаимодействующий с седлом.

К корпусу 1 крепится пружинный блок, состоящий из цилиндра 4, пружины 5, шайбы 6 и гайки 7, удерживающей пружину в поджатом состоянии. В отверстии цилиндра 4 размещается шток 8, на который навинчена гайка 9, а второй конец штока выполнен в виде проушины, соединенной осью 10 с двуплечим рычагом 11, короткий конец рычага 11 фиксируется шепталом 12, вращающимся на оси 13.

Рычаг 11 через регулируемый упор 14 взаимодействует с клапаном 3 и пружина 5, поджатая гайкой 9, прижимает клапан к седлу с усилием, обеспечивающим герметичность пары седло-клапан.

Открытие пневмоклапана осуществляется пироприводом 15, который выполнен быстросъемным и крепится к корпусу пневмоклапана двумя невыпадающими болтами.

Пиропривод состоит из цилиндра 16 с заглушкой 17, удерживаемой гайкой 18, заднего поршня 19, переднего поршня 20. Передний поршень 20 имеет цилиндрический стержень, взаимодействующий с шепталом 12. Гайкой 21 в цилиндре крепится упор 22 с буфером 23, выполненным, например, из алюминия, в виде полутора.

Между поршнем 19 и заглушкой 17 и поршнями 19 и 20 образованы две изолированные друг от друга рабочие полости, соединенные каналами с каморами, в которые ввинчены пиропатроны 24.

Для закрытия пневмоклапана необходимо свинтить гайку 9, исключив ее контакт с шайбой 6, тем самым пружина 5 отключается. Затем поджать рычагом 11 клапан 3 к седлу и зафиксировать рычаг шепталом 12.

Для герметизации пары седло-клапан необходимо поджать пружину 5, навинчивая на шток 8 гайку 9, затем установить пиропривод 15 на корпус пневмоклапана. Клапан закрыт и готов к работе.

Открытие клапана производится путем подачи электрического тока на спирали пиропатронов 24, происходит сгорание зарядов и пороховые газы из каморы попадают в рабочие полости или в одну из полостей, в случае срабатывания только одного пиропатрона. Далее поршень 20 в любом случае толкает шептало 12, освобождая рычаг 11, и под действием поданного на вход пневмоклапана сжатого газа пневмоклапан открывается. Для приведения пневмоклапана в рабочее закрытое состояние необходимо его закрыть, как описано выше, разобрать пиропривод, удалить продукты сгорания пороховых зарядов, собрать и установить его на место.

Заложенные в конструкцию заявляемого пневмоклапана технические решения обеспечивают многократное его использование, быстродействие, исчисляемое несколькими тысячными секунды, и достаточное проходное сечение.

В соответствии с заявленным изобретением в настоящее время разработаны и изготовлены два пневмоклапана, которые испытаны при температурах ±40°C, в результате при проходном сечении Ду 12 мм время полного открытия клапана от момента подачи электрического тока на пиропатроны не превысило 0,008 c.

Таким образом, проведенные испытания на заводе-изготовителе подтвердили эффективность и возможность получения, при осуществлении изобретения, вышеупомянутого технического результата.

Класс F16K31/06 при помощи магнита 

соленоид для электромагнитного клапана -  патент 2522988 (20.07.2014)
электромагнитный запорный клапан -  патент 2507429 (20.02.2014)
клапанный узел -  патент 2484349 (10.06.2013)
клапанное устройство регулировки давления -  патент 2484347 (10.06.2013)
клапанный механизм гидравлической мощности, по меньшей мере, с одним электромагнитным клапаном -  патент 2478859 (10.04.2013)
электромагнитный клапан -  патент 2450192 (10.05.2012)
клапанный модуль для подачи текучих, прежде всего газообразных, сред -  патент 2447344 (10.04.2012)
раздаточное устройство для аппарата раздачи воды и аппарат раздачи воды с раздаточным устройством -  патент 2443928 (27.02.2012)
электромагнитный клапан (варианты) -  патент 2442925 (20.02.2012)

электромагнитный клапан -  патент 2357143 (27.05.2009)
Наверх