учебно-тренировочный комплект для обучения операторов переносных зенитных ракетных комплексов
Классы МПК: | F41G3/26 приборы для обучения или тренировки в прицеливании или наводке орудий |
Автор(ы): | Громов Владимир Вячеславович (RU), Липсман Давид Лазорович (RU), Михайлов Александр Алексеевич (RU), Петров Игорь Яковлевич (RU), Пикалин Сергей Александрович (RU), Семёнов Алексей Викторович (RU), Тонкачев Владимир Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-05-04 публикация патента:
10.01.2014 |
Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Учебно-тренировочный комплект содержит изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, имитатор двигателя стартового, блок контроля, зарядное устройство и комплект кабелей. Имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце. На передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали. Источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса. 2 ил.
Формула изобретения
Учебно-тренировочный комплект, содержащий изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей, отличающийся тем, что имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали; источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания.
Описание изобретения к патенту
Предложение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК).
Известен учебно-тренировочный комплект 9Ф663 (Техническое описание и инструкция по эксплуатации 9Ф663 ТО, издание г.Ковров, ОАО «ЗиД», 1991 г.), принятый за прототип. В один из вариантов поставки комплекта входят: изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты, механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей.
Кроме того, в состав могут входить изделие учебно-тренировочное в трубе и имитатор объекта.
Механизм тренировочно-практический обеспечивает подачу напряжения на электровоспламенитель стартового двигателя, блокировку схода при условии возвышения изделия тренировочно-практического менее 18° и более 73° и воспроизведение звуковой информации.
Механизм учебный обеспечивает работу комплекта в режиме «тренировочно-практический», а также подготовку учебного и штатного изделий к работе, осуществление работы, выдачу информации о работе оператора на прибор контроля, выдачу звуковой и световой информации.
Этот тренажерный комплект позволяет проводить обучение операторов правилам работы с ПЗРК, обеспечивает их психофизическую подготовку.
Прототип имеет следующие недостатки.
Конструкция стыковки стартового двигателя с имитатором ракеты неудобна для эксплуатации.
Подготовка к работе изделия проходит следующим образом:
- на хвостовике имитатора ракеты разжимается стопорное кольцо, вынимается стопорный штифт;
- двигатель стыкуется с имитатором ракеты, шток двигателя проходит в осевое отверстие заднего торца имитатора;
- двигатель затем штифтуются через отверстие, выполненное перпендикулярно продольной оси на хвостовике имитатора, штифт фиксируется стопорным кольцом;
- сборка имитатора с двигателем вставляется в трубу и фиксируется путем выдвижения из трубы стопора;
- контактная связь двигателя стыкуется с контактами трубы.
Следует отметить, что работы со стартовым двигателем, снаряженным взрывчатым веществом, относятся к взрывоопасным.
Так как труба и имитатор ракеты используется многократно (до 30 пусков) то после очередного пуска перед следующим снаряжением изделия необходимо проводить операцию отстыковки отработанного двигателя в порядке обратном сборке с предварительной очисткой мест стыковки от набившейся при падении имитатора грязи.
Также при падении имитатора в сцепке с двигателем может происходить деформация штифта, и разбивание отверстия под установку штифта, что приводит к выходу из строя имитатора ракеты.
Источник питания, составленный из двух щелочных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей 11ФГ-400, имеет емкость 1,5Ач, что обеспечивает проведение только одного типового учебного занятия. После чего требуется проведение цикла «разряд - заряд», что неудобно в условиях многодневных полевых учений.
Зарядное устройство позволяет проводить цикл «разряд - заряд» только одной аккумуляторной батареи, в то время как в состав источника питания входят две батареи, что приводит к значительным временным затратам. Кроме того для проведения заряда батарей необходимо извлекать их из источника питания, что при имеющейся конструкции является трудоемким процессом.
Задачей изобретения является разработка конструкции учебно-тренировочного комплекта, имеющего продолжительную энергетическую автономность и высокие эксплуатационные параметры.
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса.
Указанный технический результат достигается тем, что в учебно-тренировочном комплекте, содержащем изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей новым является то, что имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали; источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания.
В состав комплекта также могут входить изделие учебно-тренировочное в трубе и имитатор объекта.
Совокупность конструктивных элементов, их взаимное расположение, форма выполнения элементов и связь между ними позволяют обеспечить оптимальные эксплуатационные качества изделия, продолжительную энергетическую автономность, повысить безопасность и эффективность учебного процесса.
Выполнение ступенчатого осевого отверстия на заднем торце имитатора ракеты, осесимметричное закрепление на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя разрезных четырехсекторных держателей гарпунного типа, выполненных из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали позволяет быстро и без затруднений производить снаряжение тренировочно-практического изделия в полевых условиях и предупреждает поломку имитатора ракеты при падениях после пусков, так как в момент удара происходит расстыковка двигателя и имитатора ракеты. Кроме того повышается безопасность работ при подготовке изделия к использованию.
Использование в источнике питания никель-металлогидридных аккумуляторные батарей позволяет увеличить его энергоемкость до 8,5Ач, что повышает автономность комплекта более чем в пять раз по сравнению с прототипом.
Установка в зарядном устройстве разъема для подключения источника питания (с соответственным конструктивным изменением электрических схем источника и зарядного устройства) позволяет проводить цикл «разряд-заряд» одновременно двух аккумуляторных батарей без предварительной разборки источника питания, что приводит к значительной экономии времени и трудоемкости на обслуживание и подготовку аккумуляторных батарей.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:
- на фиг.1 - имитатор ракеты в сборе со стартовым двигателем;
- на фиг.2 - зарядное устройство.
Имитатор ракеты 1 имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на переднем торце двигателя стартового 2 осесимметрично закреплен разрезной четырехсекторный держатель гарпунного типа 3, выполненный из полиамида, с пружинной вставкой 4 из углеродистой закаленной стали.
На зарядном устройстве 5 установлен разъем 6 для подключения кабеля источника питания.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом учебных занятий источник питания заряжается с помощью зарядного устройства 5 через разъем 6.
Учебный комплект доставляется на позицию, составные части извлекаются из упаковок и соединяются с помощью комплекта кабелей в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Органы управления и переключатели устанавливаются в соответствующие положения. К прибору контроля подключается механизм учебный.
В режиме учебы «тренировочно-практический» проводится снаряжение стартовым двигателем изделия тренировочно-практического. В пусковой трубе с помощью стопора зафиксирован имитатор ракеты. Проводится механическое крепление стартового двигателя посредством вхождения его разрезного четырехсекторного держателя гарпунного типа 3, выполненного из полиамида, с пружинной вставкой 4 из углеродистой закаленной стали в осевое ступенчатое отверстие на заднем торце имитатора ракеты 1. Затем контактная связь двигателя стыкуется с контактами трубы (на чертежах не показано). К трубе подстыковывается механизм тренировочно-практический. Изделие готово к работе.
По команде инструктора обучаемый стрелок-зенитчик проводит следующие действия:
- кладет изделие на плечо;
- проводит прицеливание на указанную цель, например на имитатор объекта, с помощью механического прицела;
- переводит рычаг накола пусковой трубы в положение «накол»;
- переводит пусковой крючок на пусковом механизме в среднее положение, а затем до упора.
После этого происходит «сход» - электрический сигнал поступает на контактную связь и далее на электровоспламенитель стартового двигателя 2. В результате чего происходит срабатывание порохового заряда стартового двигателя и выброс имитатора ракеты из трубы.
Инструктор с помощью прибора контроля оценивает действия обучаемого и выставляет оценку.
Класс F41G3/26 приборы для обучения или тренировки в прицеливании или наводке орудий