дорожный асфальтобетон на основе модифицированного битумного вяжущего

Классы МПК:C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
C09D195/00 Составы для нанесения покрытий на основе битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек
C09D1/10 извести 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем нефти и газа Сибирского отделения Российской академии наук (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-07-11
публикация патента:

Изобретение относится к промышленности дорожно-строительных материалов, а именно к составам смесей для изготовления асфальтобетона, который может быть использован при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог, аэродромов, мостов. Асфальтобетонная смесь включает в качестве минерального материала известняковый щебень фракции 0-5 мм, в качестве связующего - нефтяной вязкий битум марки БНД 90/130, а в качестве модификатора - механоактивированный бурый уголь. Соотношение компонентов следующее, мас.%: известняковый щебень фракции 0-5 мм - 93; битум - 6,3; механоактивированный бурый уголь - 0,7. Использование указанного модификатора позволяет увеличить адгезионную способность системы «щебень - связующее», что позволяет получать асфальтобетон с высокими значениями механических характеристик, а также упростить технологический процесс приготовления смеси и сократить его продолжительность. 3 табл., 4 пр.

Формула изобретения

Асфальтобетонная смесь, включающая в качестве минерального материала известняковый щебень фракции 0-5 мм, в качестве модификатора - бурый уголь, отличающаяся тем, что она содержит в качестве связующего нефтяной вязкий битум марки БНД 90/130, а в качестве модификатора - механоактивированный бурый уголь при следующем соотношении компонентов, мас.%:

известняковый щебень фракции 0-5 мм - 93;

нефтяной вязкий битум - 6,3;

механоактивированный бурый уголь - 0,7.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к промышленности дорожно-строительных материалов, а именно к составам смесей для изготовления асфальтобетона, который может быть использован при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог, аэродромов, мостов. Изобретение позволяет улучшить механические характеристики асфальтобетона, упростить технологический процесс приготовления смеси и сократить его продолжительность.

Известна асфальтобетонная смесь, содержащая битум, модификатор, включающий эластомерную крошку, нефтепродукты и минеральный заполнитель (1. Патент РФ № 2095325 «Асфальтобетонная смесь». Авт.К.В. Раков, А.П. Сафронов). Модификатором служит отработанный набухший эластомерный сорбент установок по очистке промышленных сточных вод от нефтепродуктов, в котором соотношение эластомерная крошка: нефтепродукты составляет от 1:1 до 1:3, при следующем соотношении компонентов смеси, мас.%: битум 5,0-8,0; указанный отработанный сорбент 0,2-2,0; минеральный заполнитель остальное. Эластомерный сорбент представляет собой эластомерную крошку из отходов производства резинотехнических изделий из сшитых карбоцепных каучуков с удельной поверхностью 10-30 м2/г при следующем фракционном составе, мас. фракция менее 1,0 мм - 20-30%; фракция 1,0-2,5 мм - 60-75%; фракция 2,5-3,0 мм - 5-10%.

Предлагаемый фракционный состав усложняет процесс приготовления асфальтобетонной смеси, при этом не всегда удается достичь однородного распределения эластомерного модификатора, что отрицательно сказывается на свойствах асфальтобетона. Кроме того, процесс смешивания компонентов асфальтобетонной смеси, набухание эластомерного модификатора в битуме занимает продолжительное время (в течение 3 ч), что увеличивает длительность технологического цикла производства асфальтобетонной смеси.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является асфальтобетонная смесь с применением активированного угольного порошка в качестве структурирующей добавки для модифицирования связующего - гудрона при производстве асфальтобетонной смеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: щебень - 83; гудрон - 7; бурый уголь - 10 (2. Буренина О.Н., Николаева Л.А., Копылов В. Е. Влияние органо-минеральных добавок на свойства связующего и асфальтобетона // Сб. тр. межд. науч.-практ. конф. «Высокие технологии, фундаментальные исследования, экономика». - СПб.: Изд-во Политехн., ун-та, 2011. Т.2. - С.361-365).

Асфальтобетонные смеси на основе гудрона получены путем смешения компонентов в лопастном смесителе при скорости вращения ротора 50 об/с. В предварительно нагретый при 110°С и измельченный известняковый щебень вводится связующая композиция. Технология получения связующей композиции заключается в высушивании при 110°С диспергированных бурых углей и последующем соединении с предварительно нагретым при 90°С гудроном.

К недостатку этой технологии следует отнести несоответствие требованиям ГОСТ 9128-2009 показателей механических характеристик.

Целью предлагаемого изобретения является повышение качества асфальтобетона.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве связующего предлагается использовать битум БНД 90/130, модифицированный добавкой механоактивированного бурого угля при следующем соотношении компонентов мас.%: битум - 6,3; механоактивированный уголь - 0,7; щебень - 93.

Битум нефтяной вязкий дорожный БНД 90/130 (ГОСТ 22245-90) (далее - битум) представляет собой смесь углеводородов и гетероорганических соединений и углеводородов, не выкипающую при температурах перегонки нефти (основные составляющие: асфальтены, смолы и масла парафиновой, нафтеновой и ароматической основы), имеет следующие свойства (табл.1).

Таблица 1
Технические характеристики битума БНД 90/130
Наименование показателяНорма по ГОСТ
Пенетрация, 0,1 мм при температуре: дорожный асфальтобетон на основе модифицированного битумного   вяжущего, патент № 2504565
25°С 90-130
0°С, не менее 28
Температура, °С: дорожный асфальтобетон на основе модифицированного битумного   вяжущего, патент № 2504565
размягчения, не ниже 43
хрупкости, не выше-17
вспышки, не ниже230
Дуктильность, см, не менее при температуре: дорожный асфальтобетон на основе модифицированного битумного   вяжущего, патент № 2504565
25°С 65
0°С 4,0
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более5
Индекс пенетрации От -1,0 до +1,0

Однако выбранный битум имеет недостаточную трещиностойкость, нетеплостоек, неэластичен и не обладает требуемой адгезией к поверхности минеральных материалов кислых пород (3. Гохман Л.М. Битумы, полимерно-битумные вяжущие, асфальтобетон, полимерасфальтобетон. - М.: ЗАО «ЭКОН-ИНФОРМ», 2008. - 117 с.).

С целью улучшения качества битума и адгезионной способности системы «уголь - связующее» предлагается введение в битум в качестве структурно-активной добавки активированного бурого угля.

Бурые угли это типично гумусовые, плотные осадочные породы (4. Угольная база России. Угольные бассейны и месторождения Дальнего Востока России. - М.: ЗАО «Геоинформмарк», 1999. T.V. Кн.2. - 638 с.). Предпосылкой использования дисперсного органо-минерального материала в качестве модифицирующей добавки для модификации битума в технологии получения асфальтобетонной смеси, помимо обширной сырьевой базы и дешевизны, явились его специфические свойства, обусловленные его повышенной удельной поверхностью, развитой поровой структурой, а также высокими адсорбционными характеристиками (5. Николаева Л.А. Брикетирование бурого угля с использованием модифицированного гудрона // Дисс. на соискание ученой степени канд. техн. наук: 25.00.13. - Иркутск, 2011. - 135 с).

Изучение текстурных характеристик бурых углей показывает, что активированный бурый уголь характеризуется меньшим размером частиц, повышенной удельной геометрической поверхностью, а также увеличенным количеством пор, о чем можно судить по увеличению удельного объема пор по сравнению с неактивированным угольным порошком (табл.2).

Таблица 2
Текстурные характеристики бурых углей
ПоказателиНеактивированный бурый уголь Активированный бурый уголь
Удельный объем пор, см30,013 0,140
Удельная геометрическая поверхность, м2 2,7045,440

Исследования дисперсности наполнителей показывают, что если размер отдельных частиц бурых углей до активации составляет >180 мкм, то после обработки в планетарной мельнице он снижается на два порядка. Таким образом, исследования показали, что механоактивация приводит к усилению адсорбционных свойств и увеличению дисперсности бурых углей.

Известняковый щебень (далее - щебень) - это осадочная горная порода, состоящая главным образом из карбоната кальция (кальцита), имеющего химическую формулу СаСО3 (6. Копылов В.Е., Николаева Л.А. Повышение качества асфальтобетона за счет использования модифицированного нефтяного вяжущего // Сб. тр. Всеросс. науч. - пр. конф. «Живые системы и конструкционные материалы в условиях криолитозоны». - Якутск: Изд-во СВФУ, 2011. - С.304-307).

Состав для асфальтобетонной смеси готовят следующим образом.

Асфальтобетонная смесь включает в качестве минерального материала известняковый щебень фракции 0-5 мм, в качестве связующего - битум марки БНД 90/130 и содержит в качестве структурирующей добавки механоактивированный активированный бурый уголь при следующем соотношении компонентов, мас.%:

известняковый щебень фракции 0-5 мм - 93

нефтяной вязкий битум - 6,3

активированный бурый уголь - 0,7.

Бурый уголь перед смешением с битумом (нефтяным связующим) высушивается при 110°С для удаления части остаточной воды и подвергается механической активации на планетарной мельнице АГО-2 с частотой вращения водила 630 об/мин и барабана 1290 об/мин в течение двух минут для диспергирования и повышения адсорбционной способности. В предварительно нагретый при 110°С и измельченный известняковый щебень (размер фракции 0-5 мм) вводится приготовленная связующая композиция и смесь перемешивается при заявляемых отношениях при температуре 140-150°С до образования однородной смеси.

Приготовление предлагаемой асфальтобетонной смеси не требует дополнительных устройств и приспособлений. Смесь легко получается смешением входящих в ее состав ингредиентов на стандартном оборудовании, имеющемся на асфальтобетонных заводах.

Исследуемые цилиндрические образцы диаметром 50,5 мм и высотой 50,5 мм испытывали на прочность при сжатии согласно ГОСТ 9128-2009. Результаты сравнительных испытаний сведены в табл.3. Как следует из сопоставительного анализа механических характеристик асфальтобетона, прочность при сжатии образцов предложенного состава выше примерно в 1,5-3 раза по сравнению с асфальтобетонными смесями известных составов и прототипа.

Таблица 3
Прочностные характеристики асфальтобетонов
Состав дорожный асфальтобетон на основе модифицированного битумного   вяжущего, патент № 2504565 сж, МПа
0°С 20°С50°С
1Щебень 93 мас.% + битум 7 мас.%13,5 1,82,0
2Щебень 83 мас.% + гудрон 7 мас.% + уголь 10 мас.% (прототип)7,8 1,60,8
3Щебень 93 мас.% + битум 6,3 мас.% + акт.уголь 0,7 мас.%14,6 6,12,8
4ГОСТ 9128-2009 9,02,51,0

Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

способ получения битумно-каучукового вяжущего -  патент 2529552 (27.09.2014)
битумно-уретановое вяжущее и способ его получения -  патент 2527470 (27.08.2014)
квантово-активированная битумная эмульсия -  патент 2525547 (20.08.2014)
способ и устройство для приготовления модифицированных резинобитумных мастик -  патент 2525487 (20.08.2014)
высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
гидроизоляционный материал -  патент 2522631 (20.07.2014)
способ получения полимерно-битумных композиций -  патент 2522618 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)

Класс C09D195/00 Составы для нанесения покрытий на основе битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

Класс C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек

Класс C09D1/10 извести 

Наверх