способ снижения требований автомобильных бензиновых двигателей к величине октанового числа
Классы МПК: | C10L10/10 для улучшения октанового числа C10L1/188 карбоновые кислоты; их соли |
Автор(ы): | Магарил Елена Роменовна (RU), Магарил Ромен Зеликович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-03-30 публикация патента:
27.01.2014 |
Изобретение относится к способу снижения требований бензиновых автомобильных двигателей к октановому числу бензина, заключающийся во введении в бензин присадки [CnH 2n+1COO]2Ni (где n=10-16) в количестве 9-10 мг/кг бензина. Использование бензина с указанной присадкой обеспечивает безнагарную и бездетонационную работу двигателя при минимальных октановых числах бензинов. 1 табл., 15 пр.
Формула изобретения
Способ снижения требований бензиновых автомобильных двигателей к октановому числу бензина, заключающийся во введении в бензин присадки [CnH2n+1COO]2Ni, (где n=10-16) в количестве 9-10 мг/кг бензина.
Описание изобретения к патенту
Известно, что повышение октанового числа бензинов может быть достигнуто введением в них различных присадок [1]. Однако, в настоящее время большинство октаноповышающих присадок не применяется ввиду их токсичности или отрицательного воздействия на двигатель [2, 3]. С другой стороны, известно, что при накоплении в двигателе нагара его требования для обеспечения бездетонационной работы к октановому числу бензина повышаются приблизительно на 10 пунктов[4]. Следовательно, при обеспечении удаления нагара в двигателе октановое число применяемого бензина может быть понижено на величину порядка 10 пунктов.
Задачей изобретения является снижение требований автомобилей с бензиновыми двигателями к октановому числу используемого бензина.
Поставленная задача реализуется за счет достижения технического результата, который заключается в обеспечении безнагарной работы двигателей.
Указанный технический результат достигается введением в бензины присадки, представляющей собой смесь никелевых солей синтетических жирных кислот [CnH2n+1COO] 2Ni (где n=10-16), в количестве 9-10 мг/кг бензина.
Проведены измерения содержания никеля в отработавших газах при использовании автомобилями бензинов с присадкой [C nH2n+1COO]2Ni (где n=10-16), в количестве 9-10 мг/кг бензина атомно-абсорбционным спектрофотометром «Spektr АА» с отбором проб из обреза выхлопной трубы пробоотборным устройством ПУ-ЭР-200. Установлено, что никель из двигателя не выносится. Так как никель, в отличие от применявшихся ранее антидетонационных присадок, вводится в бензин в микроколичествах и обладает высокой пластичностью и коррозионной устойчивостью, его отложения на рабочих поверхностях в двигателе будут оказывать защитное действие, снижая износ двигателя и потребность в текущих ремонтах.
Проведены исследования влияния присадки на требования к октановому числу и нагарообразование в бензиновых двигателях на автомобилях различных марок при их пробеге 1000-2000 км. Периодически (через 200 км) снижали октановое число применяемого бензина, в который добавляли присадку, на 1-2 пункта, вплоть до достижения минимального октанового числа, при котором не проявляется детонация. Минимальные октановые числа бензинов с присадкой, обеспечивающие бездетонационную работу двигателя, определенные исследовательским методом, представлены в таблице. После пробега двигатели вскрывали и оценивали количество нагара в двигателе. Обнаружили, что нагар на рабочих поверхностях после работы на бензине с присадкой практически отсутствует.
Результаты испытаний приведены в примерах 1-15.
Таблица | ||||
Пример | Марка автомобиля | Концентрация присадки, мг/кг бензина | Октановое число, требуемое паспортом автомобиля | Минимальное октановое число (исследовательский метод), при котором не проявляется детонация |
1 | Uz-Daewoo с двигателем Nexia SOHC | 0 | 92 | 89 |
2 | Uz-Daewoo с двигателем Nexia SOHC | 5 | 92 | 85 |
3 | Uz-Daewoo с двигателем Nexia SOHC | 9 | 92 | 82 |
4 | Uz-Daewoo с двигателем Nexia SOHC | 10 | 92 | 82 |
5 | Uz-Daewoo с двигателем Nexia SOHC | 15 | 92 | 84 |
6 | BA3-2106 | 0 | 91 | 89 |
7 | BA3-2106 | 5 | 91 | 85 |
8 | BA3-2106 | 9 | 91 | 81 |
9 | BA3-2106 | 10 | 91 | 81 |
10 | BA3-2106 | 15 | 91 | 83 |
11 | BA3-2121 | 0 | 91 | 88 |
12 | BA3-2121 | 5 | 91 | 84 |
13 | BA3-2121 | 9 | 91 | 83 |
14 | BA3-2121 | 10 | 91 | 83 |
15 | BA3-2121 | 15 | 91 | 84 |
Из примеров 1-15 следует, что максимальное снижение требований автомобильных двигателей к октановому числу, при котором не наступает детонация, достигается при концентрации присадки 9-10 мг/кг.
Литература
1. Магарил Е.Р., Магарил Р.З. Моторные топлива: учебное пособие / Е.Р. Магарил, Р.З. Магарил. - М.: КДУ, 2008. - 160 с.
2. World-wide fuel charter - April 2000.
3. Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». - Российская газета, 2008. № 47
4. Грузе В.А. Технология переработки нефти / В.А.Грузе, Д.Р. Стивенс. Л.: Химия, 1964. 607 с.
Класс C10L10/10 для улучшения октанового числа
Класс C10L1/188 карбоновые кислоты; их соли