способ и устройство доставки дрифтеров в зону исследований
Классы МПК: | B63B22/20 балластные средства |
Автор(ы): | Гонтарев Сергей Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Учреждение Российской академии наук Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-04-20 публикация патента:
10.02.2014 |
Изобретение относится к области исследования океана, а именно к исследовательским дрейфующим буям. Заявлена группа изобретений - способ доставки дрифтеров в район исследований и устройство дрифтера. Способ заключается в сбрасывании дрифтера с летательного аппарата. При спуске дрифтера с летательного аппарата в качестве парашюта используется подводный парус дрифтера. Устройство дрифтера содержит поплавок с аппаратурой, связанный с балластным грузом, и парашют. Подводный парус выполнен в виде воздушного парашюта, в конструкцию которого встроены элементы с положительной и отрицательной плавучестью, обеспечивающие ориентацию паруса под водой. Упрощается процесс доставки дрифтеров, повышается надежность, уменьшается загрязнение среды. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Способ доставки дрифтеров в район исследований, заключающийся в сбрасывании дрифтера с летательного аппарата, отличающийся тем, что при спуске с летательного аппарата в качестве парашюта используется подводный парус дрифтера.
2. Устройство дрифтера, содержащего поплавок с аппаратурой, связанный с балластным грузом, и парашют, отличающееся тем, что подводный парус выполнен в виде воздушного парашюта, в конструкцию которого встроены элементы с положительной и отрицательной плавучестью, обеспечивающие ориентацию паруса под водой.
3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что конструкция паруса выполняется таким образом, чтобы при спуске обеспечивалась небольшая горизонтальная компонента скорости.
Описание изобретения к патенту
Настоящее предлагаемое изобретение относится к области исследования океана, к исследовательским дрейфующим буям.
Известен способ доставки дрифтеров, осуществляемый с помощью летательного аппарата [1]. Спуск дрифтера на воду производится путем его сброса с парашютом. Известный способ имеет следующие недостатки:
1. Парашют используется только во время спуска дрифтера. По окончании спуска парашют должен быть удален из конструкции прибора, что требует наличия в составе дрифтера некоторого дополнительного устройства, срабатывающего после опускания дрифтера в воду.
2. При спуске дрифтера на парашюте подводный парус должен быть свернут, чтобы не создавать дополнительного аэродинамического сопротивления.
3. После спуска на воду подводный парус должен быть развернут и сориентирован в правильное положение, что также требует дополнительного устройства.
4. Использованный парашют является загрязнителем водной среды.
Целью настоящего изобретения является упрощение процесса доставки дрифтеров, снижение ее затрат, повышение надежности дрифтеров и уменьшение загрязнения среды.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе, заключающемся в сбрасывании дрифтера с летательного аппарата, в качестве парашюта используется подводный парус дрифтера.
Поставленная цель в устройстве аэродинамического дрифтера, содержащего поплавок с аппаратурой, связанный с балластным грузом, и подводный и воздушный паруса, достигается тем, что подводный парус выполнен в виде воздушного парашюта, в конструкцию которого встроены элементы с положительной и отрицательной плавучестью, обеспечивающие ориентацию паруса под водой. Кроме того, конструкция паруса выполняется таким образом, чтобы при спуске обеспечивалась небольшая горизонтальная компонента скорости.
Возможность реализации.
На фиг.1 показана конструкция дрифтера. Он содержит: поплавок с измерительной аппаратурой - 1, соединительный трос - 2, балластный груз - 3 и парашют-парус - 4.
Доставка дрифтера происходит следующим образом. После сброса с летательного аппарата и раскрытия парашюта (подводного паруса) происходит ориентация всей системы в воздухе. Самое нижнее положение занимает поплавок, далее следует трос. Верхнюю позицию занимает груз. Таким образом, при спуске происходит ориентация всей системы.
При спуске конструкции в воду обладающий положительной плавучестью поплавок (1) остается на поверхности воды, а вся остальная часть системы ориентируется в воде так, что самое нижнее положение занимает груз (3). Парашют-парус ориентируется в воде благодаря встроенным элементам с положительной и отрицательной плавучестью. Для устранения запутывания системы в случае строго вертикального опускания в воду используется конструкция парашюта, обеспечивающая при спуске небольшую компоненту горизонтальной скорости.
На фиг.2 показано рабочее положение дрифтера (после развертывания в воде) с использованием подводного паруса-парашюта в качестве паруса
Таким образом, путем удаления из состава дрифтера отдельных парашюта и подводного паруса, упрощается его конструкция, повышается надежность и уменьшается загрязнение среды при его установке.
Источники информации
1. Г.В.Смирнов, В.Н.Еремеев, М.Д.Агеев, Г.К.Коротаев, B.C.Ястребов, С.В.Мотыжев. Океанология. Средства и методы океанологических исследований. - М., Наука, 2005 г. (с.81-121).