плавучий передаточный док
Классы МПК: | B63C1/02 плавучие доки |
Автор(ы): | Волков Владимир Андреевич (RU), Волков Иван Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Монолит" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-12-03 публикация патента:
10.02.2014 |
Изобретение относится к области судостроения, а именно к плавучим передаточным докам. Плавучий передаточный док содержит балластируемый понтон, разделенный переборками на отсеки, со стапель-палубой. В понтоне ниже стапель-палубы расположена непроницаемая горизонтальная платформа, которая разделяет отсеки понтона по вертикали, с возможностью принятия жидкого балласта выше действующей ватерлинии и быстрого сброса его самотеком при передвижке судна на док. Для обеспечения остойчивости балластируемый понтон дополнен башнями. Технический результат заключается в ускорении процесса передвижки судов или тяжеловесных объектов, увеличении несущей способности стапель-палубы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Плавучий передаточный док, содержащий балластируемый понтон, разделенный переборками на отсеки, со стапель-палубой, отличающийся тем, что в понтоне ниже стапель-палубы выполнена непроницаемая горизонтальная платформа, разделяющая отсеки понтона по вертикали, с возможностью принятия жидкого балласта выше действующей ватерлинии и его быстрого сброса самотеком при передвижке судна на док.
2. Плавучий передаточный док по п.1, отличающийся тем, что док выполнен с башнями.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим передаточным докам.
Плавучие передаточные доки служат для приема судов с берега и спуска их на воду, а также для подъема судов из воды и передачи их на берег.
Известны плавучие доки для спуска и подъема судов из воды с горизонтальным методом передвижки, опирающиеся на одну или несколько опор, содержащие корпус, разделенный переборками на отсеки, и балластную систему для осушения отсеков (Ловягин М.А., Корсаков В.П. и др. «Металлические плавучие доки», изд. «Судостроение», 1964 г., стр.291-301, Курдюмов А.А., Белявин Ю.П. и др. «Спуск судов», изд. «Судостроение», г.Ленинград, 1966 г., стр.101-107).
Известно также плавучее судно докового типа для перевозки тяжелых грузов, опирающееся на береговую опору, содержащее корпус с симметрично расположенными отсеками и балластную систему для осушения и заполнения специальных балластных отсеков при накатке грузов (А.С. 979202, кл. В63В 35/00, В63С 1/02, опубл.07.12.82).
Известны также и безопорные решения удержания дока на уровне причала в период накатывания судна и обеспечения плавного перехода судна с причальной стенки в док, с применением системы контроля балластировки дока (Журнал «Судостроение» № 2, 2009 г. М.А.Мореходов, «Современная сборка судов - новые технологии», стр.64-67).
Недостатками известных технических решений являются либо обязательное наличие подводных и береговых опор, строительство которых требует значительных капиталовложений, либо требуется мощная энергетическая установка и насосы большой производительности для быстрого удаления балласта при передвижении судна с берега на док.
Задача, решаемая предлагаемым изобретением, - создание передаточного дока, способного осуществить передачу с берега на воду крупнотоннажного судна или тяжеловесного объекта (например, плавучих буровых установок), без опирания на подводную или береговую опору (опоры), при сохранении первоначальной посадки дока и при снижении мощности энергетической установки.
Поставленная задача решается за счет того, что плавучий передаточный док состоит из балластируемого понтона, разделенного переборками на отсеки, со стапель-палубой. В понтоне ниже стапель-палубы выполнена непроницаемая горизонтальная платформа, разделяющая отсеки понтона по вертикали, с возможностью принятия жидкого балласта выше действующей ватерлинии и быстрого его сброса самотеком при передвижке судна на док. Кроме того, плавучий док выполнен с башнями.
Технический результат от использования данного изобретения заключается в сокращении затрат на энергетическую установку и балластную систему и эксплуатационных затрат, ускорении процесса передвижки судов и объектов. Дополнительный технический результат заключается в возможности восприятия доком больших палубных нагрузок.
На фиг.1 показан плавучий передаточный док с судном на стапеле, продольный разрез; на фиг.2 - плавучий передаточный док с судном, поперечный разрез.
Плавучий передаточный док содержит балластируемый понтон 1 со стапель-палубой 2. В понтоне 1 ниже стапель-палубы 2 расположена непроницаемая горизонтальная платформа 3. Непроницаемая горизонтальная платформа 3 делит отсеки балластируемого понтона 1 на отсеки: 4 - между стапель-палубой 2 и непроницаемой горизонтальной платформой 3, и 5 - ниже непроницаемой горизонтальной платформы 3. Для освобождения отсеков 4 от жидкого балласта самотеком на бортах балластируемого понтона 1 расположены сливные задвижки 6. Для удаления или приема жидкого балласта в отсеки 4 и 5 на доке имеется энергетическая установка с балластными насосами. Для обеспечения остойчивости при погружении-всплытии дока, а также для размещения судовых помещений и отсеков на балластируемом понтоне 1 расположены башни 7. Спускаемое судно (объект) 8 находится на береговом стапеле 9. Для соединения берегового стапеля 9 с доком служат переходные балки 10.
Передвижка и спуск судов (объектов) на воду осуществляется следующим образом.
Док подводят к береговому стапелю 9. Балластные отсеки 4 балластируемого понтона 1 и башен 7, расположенные выше ватерлинии, а также балластные отсеки 6 заполняют балластными насосами жидким балластом, для достижения доком осадки, необходимой для совмещения стапель-палубы 2 дока и берегового стапеля 9. Производится раскрепление дока и установка его в проектное положение у берегового стапеля 9. Устанавливаются переходные балки 10. Спускаемое судно (объект) 8 передвигается по переходным балкам 10 на стапель-палубу 3 дока. Одновременно с этим открываются сливные задвижки 6 и балластные отсеки 4 опорожняются самотеком в соответствии с определенной последовательностью и скоростью, необходимой для обеспечения сохранения посадки дока и исходя из условия обеспечения общей продольной прочности. Процесс опорожнения отсеков 4 при необходимости может быть дополнен откачкой или притоком балласта в отсеки 5 ниже непроницаемой горизонтальной платформы 3, с помощью балластных насосов относительно малой производительности. По окончании передвижки судно (объект) 8 спускается на воду.
Предлагаемая конструкция дока позволяет принять жидкий балласт выше действующей ватерлинии и опорожнять часть балластных отсеков поэтапно самотеком, с большой производительностью, без применения мощных насосов, тем самым снизить суммарную производительность балластных насосов и мощность энергетической установки дока, при неизменной производительности балластной системы.
Использование предлагаемого изобретения позволит:
- осуществить спуск крупнотоннажных судов и тяжеловесных объектов без подводных опор; тем самым уменьшить строительные затраты;
- снизить мощность энергетической системы и производительность балластных насосов дока за счет того, что часть жидкого балласта сбрасывается самотеком;
- снизить стоимость и сократить время проведения операций передвижки, спуска крупнотоннажного судна или тяжеловесного объекта;
- увеличить несущую способность стапель-палубы дока за счет включения платформы в совместную работу в качестве нижнего пояска.
плавучая платформа - патент 2509025 (10.03.2014) | |
модульный узел плавучего порта для судна (варианты) - патент 2466054 (10.11.2012) | |
плавучее средство для выполнения подъемно-транспортных операций - патент 2459739 (27.08.2012) | |
судно-док, промысловое - патент 2435698 (10.12.2011) | |
способ подъема и транспортирования затонувших подводных лодок и других объектов - патент 2417921 (10.05.2011) | |
секция плавучего дока - патент 2404083 (20.11.2010) | |
плавучий передвижной судовой док - патент 2329179 (20.07.2008) | |
судно-док - патент 2326786 (20.06.2008) | |
плавучий передаточный док - патент 2310578 (20.11.2007) | |
установка подачи воздуха пловцам в бассейне - патент 2280585 (27.07.2006) |