пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее
Классы МПК: | C10M159/20 реакционные смеси, имеющие избыток нейтрализующего основания, например так называемые сверхщелочные или высокощелочные продукты C10M133/16 амиды; имиды C10M137/10 тиопроизводные |
Автор(ы): | Лейметер Тибор Дьордь (RU), Радченко Людмила Анатольевна (RU), Жумлякова Маргарита Алексеевна (RU), Тыщенко Владимир Александрович (RU), Власова Елена Михайловна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-01-11 публикация патента:
20.02.2014 |
Настоящее изобретение относится к пакету присадок для дизельных масел, содержащему алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, при этом он дополнительно содержит беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г, и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г, и при следующем соотношении компонентов, мас.%:
сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий | |
щелочное число более 300 мг КОН/г | до 100 |
малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий | |
щелочное число 50-70 мг КОН/г | 5-10 |
цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты | 13-25 |
беззольный сукцинимидный дисперсант | 5-15. |
Также настоящее изобретение относится к дизельному маслу на основе нефтяного масла, содержащему пакет присадок. Техническим результатом настоящего изобретения является разработка пакета присадок и дизельного масла, содержащего этот пакет, обладающего более высокой гидролитической стабильностью и моющими свойствами. 2 н.п. ф-лы, 3 табл.
Формула изобретения
1. Пакет присадок к дизельным маслам, содержащий алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, отличающийся тем, что он дополнительно содержит беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г и при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий | До 100 |
щелочное число более 300 мг КОН/г | |
Малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий | 5-10 |
щелочное число 50-70 мг КОН/г | |
Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты | 13-25 |
Беззольный сукцинимидный дисперсант | 5-15 |
2. Дизельное масло на основе нефтяного масла, содержащее пакет присадок по п.1 в количестве 3-12 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Конкретно к составу пакета присадок к дизельным маслам и дизельному маслу (судовому и тепловозному), содержащему этот пакет присадок.
С развитием моторостроения повышаются требования к моторным маслам по уровню моющих свойств, т.е. способности предотвращать отложения на деталях двигателя, и термоокислительной и гидролитической стабильности. Особенно это относится к маслам для судовых дизельных двигателей, специфика работы которых связана с накоплением в них, с одной стороны, сажи, продуктов окисления и взаимодействия присадок, а также продуктов неполного сгорания топлива и шламов, образуемых при работе двигателей на холостом ходу, пониженных тепловых режимах, связанных с ухудшением процесса сгорания и конденсацией паров воды. Улучшение гидролитической стабильности и моющих свойств масла позволит существенно увеличить длительность его работы.
Известны долгоработающие моторные масла, содержащие в своем составе пакеты присадок, включающие детергентную смесь сульфоната и/или алкилфенолята щелочноземельных металлов с алкилсалицилатом щелочноземельного металла, причем каждый детергент имеет практически одинаковое щелочное число (патенты США № 6140281 и № 6140282, 2000 г.).
Известно долгоработающее масло на основе минерального базового масла для высокофорсированных судовых дизельных двигателей, содержащее пакет присадок, включающий щелочной алкилсалицилат кальция, нейтральный сульфонат кальция, дитиофосфат цинка, полиметилсилоксан и детергент, представляющий собой либо алкенилсукцинимид диэтилентриамина, модифицированный фталевым ангидридом, либо продукт конденсации алкил-фенола, полиэтиленполиамина и формальдегида, модифицированный борной кислотой и монокарбоновой кислотой (Патент РФ № 875842, С10М 1/20, 1992 г.).
Недостатками этих моторных масел является их высокая зольность (больше 2%).
Известно моторное масло на основе минерального базового масла, содержащее пакет присадок, включающий щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, алкенилсукцинимид полиэтиленполиамина, высокомолекулярное основание Манниха, модифицированное борной и монокарбоновой кислотами, и полиметилсилоксан (Патент РФ № 2034908, C10M 159/16,1995 г.).
Указанное масло не обладает достаточно хорошими антиокислительными и моющими свойствами.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является дизельное масло на основе минерального масла, содержащее 5-12 мас.% комплексной присадки, включающей, в мас.%:
Сульфонат кальция | 19-44 |
Цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты | 13-25 |
Алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 140-300 мг КОН/г | 3,5-15 |
Осерненный алкил (С9-С12) фенолят кальция | До 100 |
(Патент РФ № 2173698, С10М 159/20, 2001 г.)
Однако вводимая в состав масла комплексная присадка не обеспечивает ему требуемый уровень моющих свойств и характеризуется недостаточной гидролитической стабильностью.
Задачей настоящего изобретения является разработка пакета присадок и дизельного масла, содержащего этот пакет, обладающего более высокой гидролитической стабильностью и моющими свойства.
Для решения поставленной задачи в пакет присадок к дизельным маслам, содержащий алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, дополнительно вводят беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г, и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г | До 100 |
Малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г | 5-10 |
Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты | 13-25 |
Беззольный сукцинимидный дисперсант | 5-15 |
Предлагается также дизельное масло на нефтяной основе, содержащее вышеуказанный пакет присадок в количестве 3-12 мас.%.
Отличием заявляемого технического решения является дополнительное содержание в пакете присадок малозольного алкилсалицилата кальция, имеющего щелочное число 50-70 мг КОН/г, сверхщелочного алкилсалицилата кальция, имеющего щелочное число более 300 мг КОН/г, и беззольного сукцинимидного дисперсанта.
При совместном использовании вышеуказанных компонентов в составе предлагаемого пакета присадок удалось получить новый результат - улучшить гидролитическую стабильность и моющую способность масла, содержащего пакет, что в свою очередь увеличивает срок смены масла и межремонтный пробег двигателя. При выбранном соотношении компонентов в пакете присадок эффект усиления гидролитической стабильности масла, содержащего этот пакет, максимален.
Результаты моторных испытаний на моторной установке ИМ-1 подтвердили эффективность заявляемого технического решения.
Ниже приведена характеристика компонентов пакета присадок и базового масла.
Сверхщелочной алкилсалицилат кальция получают алкилированием фенола альфаолефинами (C14-C18 ), нейтрализацией алкилфенола гидроокисью натрия, карбоксилированием полученного алкилфенолята натрия, разложением полученного в результате карбоксилирования алкилсалицилата натрия соляной кислотой с целью получения алкилсалициловых кислот, нейтрализацией алкилсалициловых кислот и карбонатацией нейтрального алкилсалицилата кальция диоксидом углерода в присутствии промотора и избыточного количества гидроокиси кальция, полученный продукт имеет щелочное число 300 мг КОН/г. Получение малозольного алкилсалицилата кальция заключается в нейтрализации алкилсалициловых кислот суспензией извести-пушонки в масле, полученный продукт имеет щелочное число 50-70 мг КОН/г.
Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты представляет собой продукт последовательного взаимодействия алкилфенола или смеси спиртов с пятисернистым фосфором и оксидом цинка или продукт последовательного взаимодействия смеси изопропилового и н.бутилового спиртов с пятисернистым фосфором и окисью цинка, с содержанием цинка не менее 10,5 мас.% и фосфора - не менее 10 мас.%. В качестве сукцинимидной присадки применяется соединение полиизобутилен-биссукцинимида.
В качестве нефтяного масла используется масло селективной очистки с индексом вязкости не менее 85.
Предлагаемый пакет присадок к дизельным маслам готовили смешением присадок в определенной последовательности с последующим нагреванием при постоянном перемешивании по всему объему при до получения однородной массы.
В соответствии с описанной технологией были приготовлены 5 образцов пакета присадок с различным содержанием компонентов, а также пакет-прототип. Состав образцов пакетов присадок и результаты оценки гидролитической стабильности приведены в таблице 1.
Метод оценки гидролитической стабильности пакетов присадок заключается в отстаивании предварительно перемешанного с дистиллированной водой масла, содержащего 5 мас.% исследуемой присадки (в нашем случае пакета). После 30 суток испытаний из верхнего слоя отбирается проба масла, в которой определяется щелочное число и зольность, по изменениям этих показателей судят о гидролитической стабильности масла.
Благодаря синергизму совместного действия малозольных присадок алкилсалицилата и беззольного сукцинимидного дисперсанта в сочетании со сверхщелочным алкилсалицилатом, обеспечивается преимущество пакета присадок заявляемого состава (составы 1-3) по гидролитической стабильности в сравнении с прототипом.
Из таблицы 2 следует, что по моющим свойствам и гидролитической стабильности пакет присадок предлагаемого состава превосходит прототип. Показано, что снижение концентрации пакета присадок предлагаемого состава с 5 до 3 мас.% (по сравнению с прототипом) не вызывает ухудшения свойств масла, что свидетельствует о возможности удешевления состава дизельного масла при сохранении полученных свойств. Оптимальное содержание пакета присадок предлагаемого состава в масле - 3-12 мас.%.
При содержании в масле пакета присадок меньше нижнего предела (2 мас.%) и выше верхнего предела (13 мас.%) ухудшаются моющие свойства (повышается загрязненность, определяемая на приборе ТКБ) и гидролитическая стабильность (увеличивается изменение показателей после обводнения). См. таблицу 2.
Приготовлен образец дизельного масла, содержащий 5 мас.% пакета присадок заявленного состава (состав 2), и проведены его моторные испытания. В качестве базовой основы было использовано масло селективной очистки М-14. Результаты испытаний приведены в таблице 3.
Из приведенных данных следует, что предлагаемый пакет присадок обеспечивает дизельному маслу улучшенные эксплуатационные свойства. В частности, по моющим свойствам опытный образец масла, приготовленный с 5,0 мас.% пакета присадок заявленного состава превосходит требования, предъявляемые к маслам группы Д по ГОСТ 17479.
Таблица 1 | ||||||
Состав образцов предлагаемого пакета присадок к дизельным маслам | ||||||
Наименование | Примеры составов | Прототип | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты | 13 | 18 | 25 | 18 | 18 | 25,0 |
Беззольный сукцинимидный дисперсант | 15 | 10 | 5 | - | 10 | - |
Малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 60 мг КОН/г | 5 | 7 | 10 | 7 | - | - |
Сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 318 мг КОН/г | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 | - |
Осерненный алкил (С9-С 12) фенолят кальция | - | - | - | - | - | 30,4 |
Алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 300 мг КОН/г | - | - | - | - | - | 6,6 |
Сульфонат кальция | - | - | - | - | - | До 100 |
Гидролитическая стабильность пакета присадок: | ||||||
Изменение щелочности после обводнения, % | 28,4 | 25,7 | 27,0 | 45,2 | 42,5 | 41,9 |
Изменение зольности после обводнения, % | 25,5 | 23,6 | 26,4 | 44,5 | 39,4 | 46,7 |
Таблица 2 | |||
Результаты испытания образцов предлагаемого дизельного масла лабораторными методами | |||
Массовая доля пакета присадок (образец № 2) в масле, мас.% | Оценка загрязненности на приборе ТКБ, балл | Гидролитическая стабильность | |
Изменение щелочности после обводнения, % | Изменение зольности после обводнения, % | ||
2 | 381 | 51,1 | 65,6 |
3 | 172 | 33,1 | 29,6 |
7 | 118 | 25,7 | 23,6 |
12 | 120 | 25,1 | 22,9 |
13 | 190 | 34,8 | 39,7 |
5* | более 600 | 41,9 | 46,7 |
Примечание: Массовая доля прототипа в масле |
Таблица 3 | ||
Результаты испытаний масла с пакетом присадок, предлагаемого состава, на установке ИМ-1 | ||
Показатели оценки | Норма для масел группы «Д», не более | Результаты испытаний |
Подвижность поршневых колец, балл | 0,0 | 0,0 |
Загрязненность всех поршневых канавок, балл | 9,0 | 6,7 |
- в т.ч. первой | 5,0 | 4,4 |
Загрязненность юбки поршня, балл | 1,5 | 0,12 |
Загрязненность наружной поверхности поршня (канавки и юбка), балл | 7,0 | 0,59 |
Загрязненность внутренней поверхности поршня (днище и бобышки), балл | 7,0 | 0,59 |
- в т.ч. днища | 4,5 | 0,1 |
Общая загрязненность внутренней и наружной поверхности поршня, балл | 17,5 | 7,4 |
Износ комплекта поршневых колец, мг | 1200 | 679 |
Износ комплекта вкладышей, мг | 150 | 56 |
Видимая коррозия (визуальная оценка) | Отс. | Отс. |
Класс C10M159/20 реакционные смеси, имеющие избыток нейтрализующего основания, например так называемые сверхщелочные или высокощелочные продукты
Класс C10M137/10 тиопроизводные