сигнализатор затраливания мины контактным тралом
Классы МПК: | B63G7/04 параванного или подобного типа B63G7/00 Траление мин; корабли, предназначенные для этих целей |
Автор(ы): | Мельников Борис Александрович (RU), Нисневич Михаил Залманович (RU), Вощуков Лев Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-07-20 публикация патента:
10.03.2014 |
Изобретение относится к морской технике, в частности к морскому подводному оружию, и предназначено для противоминного оружия - контактных тралов, буксируемых кораблями противоминной обороны. Сигнализатор содержит подпружиненный рычаг, установленный с возможностью поворота при нажатии на него скользящим по тралящей части минрепом; устройство передачи информации о затраливании, включающее в себя замыкатель, срабатывающий при повороте рычага; автономный источник электропитания, соединенный с замыкателем; и аппаратуру формирования кодированных сигналов, питаемую от источника электропитания и снабженную гидроакустической антенной, излучающей серию акустических импульсов. Подпружиненный рычаг и устройство передачи информации о затраливании установлены на корпусе резака. Ось поворота рычага установлена таким образом, чтобы исключить возможность поворота рычага в обратную сторону при нахождении минрепа в зеве резака. Повышается достоверность информации о факте перерезания минрепа контактным тралом, а также указания места, где произошло застревание мины в трале. 4 ил.
Формула изобретения
Сигнализатор затраливания мины контактным тралом, содержащий подпружиненный рычаг, установленный с возможностью поворота при нажатии на него скользящим по тралящей части минрепом, устройство передачи информации о затраливании, включающее в себя замыкатель, срабатывающий при повороте рычага, автономный источник электропитания, соединенный с замыкателем, и аппаратуру формирования кодированных сигналов, питаемую от упомянутого источника электропитания и снабженную гидроакустической антенной, излучающей серию акустических импульсов, отличающийся тем, что подпружиненный рычаг и устройство передачи информации о затраливании установлены на корпусе резака, причем ось поворота рычага установлена таким образом, чтобы исключить возможность поворота рычага в обратную сторону при нахождении минрепа в зеве резака.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к морской технике, в частности к морскому подводному оружию, и предназначено для противоминного оружия контактных тралов, буксируемых кораблями противоминной обороны.
Известен сигнализатор затраливания мины контактным тралом (см. патент на изобретение № 2404085 по заявке № 2009105295 от 16.02.2009 г.). Сигнализатор содержит элемент, через который проявляется воздействие мины на трал, выполненный в виде подпружиненного рычага, установленного на тралящей части с возможностью поворота при нажатии на него скользящим по тралящей части минрепом, устройство передачи информации о затраливании, включающее в себя замыкатель, срабатывающий при повороте рычага, автономный источник электропитания, соединенный с замыкателем, и аппаратуру формирования кодированного сигнала, питаемую от упомянутого источника и снабженную гидроакустической антенной, излучающей серию акустических импульсов.
Описанный выше сигнализатор, принятый за прототип, позволяет получить информацию о факте затраливания мины контактным тралом и указать место, где это затраливание произошло.
Как известно (см. А.А. Кондратович и Г.Г. Пиянзов. Противоминное оружие. - М.: Военное издательство, 1989, с.12, 13), применяемые в конструкции тралов резаки имеют различное исполнение. Это могут быть резаки с глубоким вырезом-зевом, снабженными ножами, или резаки, выполненные из набора втулок со специально нанесенными на них зубцами, включенные в тралящую часть.
В случае использования втулок с зубцами или при отсутствии на тралящей части каких-либо режущих элементов, когда минреп перетирается за счет скольжения по тралящей части, сигнализатор, выбранный в качестве прототипа, позволяет с высокой достоверностью получить информацию о затраливании мины. Однако при установке на тралящей части резаков с глубоким вырезом-зевом становится возможным попадание минрепа в зев резака, причем перерезание его не произойдет. Причиной этому могут быть различные факторы, например высокая прочность минрепа, повреждение ножей резака, пониженная держащая сила якоря мины и т.п. В описанном выше случае мина вместе с якорем буксируется в трале за тральщиком, что представляет большую угрозу для личного состава и корабля при выборке трала на борт по окончании траления.
Известный сигнализатор, выбранный в качестве прототипа, при застревании мины в трале сработает по приведенному в описании изобретения по патенту № 2404085 алгоритму, а именно после прохода сигнализатора минреп попадает в зев резака. Через некоторое время, определяемое приближенно по формуле: t=l/v, где l - расстояние до следующего резака, установленного на тралящей части, v - скорость буксировки трала, минреп должен встретить следующий сигнализатор. Если сигнал от этого второго сигнализатора не поступит на корабль-буксировщик, то это означает, что минреп был перерезан первым резаком, но мог и застрять в нем. Полученная информация будет воспринята как подтверждение факта перерезания минрепа, но в случае застревания минрепа в резаке трала это не будет соответствовать действительности.
Отсутствие информации о перерезании или застревании минрепа в трале является недостатком сигнализатора, выбранного в качестве прототипа.
Целью настоящего изобретения является повышение достоверности информации о факте перерезания минрепа контактным тралом.
Поставленная цель достигается тем, что в известном сигнализаторе затраливания мины контактным тралом, содержащем подпружиненный рычаг, установленный с возможностью поворота при нажатии на него скользящим по тралящей части минрепом, устройство передачи информации о затраливании, включающее в себя замыкатель, срабатывающий при повороте рычага, автономный источник электропитания, соединенный с замыкателем, и аппаратуру формирования кодированных сигналов, питаемую от упомянутого источника электропитания и снабженную гидроакустической антенной, излучающей серию акустических импульсов, подпружиненный рычаг и устройство передачи информации о затраливании установлены на корпусе резака, причем ось поворота рычага установлена таким образом, чтобы исключить возможность поворота рычага в обратную сторону при нахождении минрепа в зеве резака.
При таком выполнении сигнализатора затраливания мины контактным тралом обеспечивается повышение достоверности информации о факте перерезания минрепа.
Пример конструктивного выполнения предлагаемого сигнализатора показан на фиг.1 - вид сверху, на фиг.2 приведена схема устройства передачи информации о затраливании в аппаратуру корабля-буксировщика, на фиг.3 - примерная схема этой аппаратуры и на фиг.4 показано положение сигнализатора при нахождении минрепа в зеве резака.
Сигнализатор затраливания содержит подпружиненный рычаг 1, установленный на корпусе резака 2 с возможностью поворота вокруг оси 3 при нажатии на него скользящим по тралящей части 4 минрепом 5. Рычаг 1 соединен с корпусом 6, внутри которого размещено устройство передачи информации о перерезании минрепа или его застревании в зеве резака в аппаратуру корабля-буксировщика. Указанное устройство содержит замыкатель 7 (см. фиг.2), соединенный с ним автономный источник питания 8 (например, батарея постоянного тока), таймер 9, с которым соединен контроллер 10, аппаратура кодов 11 и усилитель мощности 12. С усилителем мощности соединена антенна 13.
Аппаратура корабля буксировщика содержит последовательно соединенные между собой приемную гидроакустическую антенну 14, усилитель сигнала 15, анализатор 16, дешифратор кода 17, устройство регистрации 18, устройство сигнализации 19 и индикаторы состояния 20.
Работа предлагаемого сигнализатора происходит следующим образом. Минреп 5 затраленной мины входит в соприкосновение с тралящей частью 4 контактного трала и скользит по тралящей части, нажимает на рычаг 1 и вызывает его поворот вокруг оси 3. При повороте рычага 1 срабатывает замыкатель 7, питание от батареи 8 через таймер 9 поступает на аппаратуру сигнализатора - контроллер 10, который формирует кодированный сигнал через аппаратуру кода посылки 11 и усилитель мощности 12 на излучающую акустическую антенну 13. Антенна 13 излучает сигнал в виде серии акустических импульсов в сторону корабля буксировщика. В код сигнала введена информация о месте расположения сигнализатора (резака) на тралящей части, что позволяет определить место затраливания мины.
Приемная гидроакустическая антенна 14, буксируемая отдельно от трала кораблем-буксировщиком на кабель-тросе на заданном углублении, принимает излученный сигнал и передает его по кабель-тросу на корабль. В бортовой аппаратуре сигнал проходит через усилитель сигнала 15, усиливается, анализируется (в анализаторе 16), поступает в дешифратор кода 17, а затем и в устройство регистрации 18. После регистрации сигнал поступает в устройство сигнализации 19 и на индикаторы состояния 20.
Как отмечалось выше, применяемые в конструкциях тралов резаки имеют различное исполнение. При использовании резака с вырезом-зевом, в том случае когда резак перерезает минреп, установленный на резаке 2 предлагаемый сигнализатор работает так же, как известный сигнализатор, принятый в качестве прототипа. То есть при повороте рычага 1 формируется и излучается сигнал код 1 - «затраливание». После возврата рычага 1 в исходное положение формируется сигнал код 2 - «подсечение». В том же случае, когда минреп 5 не удается перерезать, рычаг 1 после поворота не возвращается в исходное положение (см. фиг.4), и через некоторое время, например 5 с (заданный временной интервал), формируется и излучается сигнал код 3 «опасно, мина в трале!». Если в процессе дальнейшей буксировки трала произойдет перерезание минрепа, то рычаг 1 возвратится в исходное положение и от сигнализатора поступит сигнал «подсечение».
Таким образом, предложенная конструкция сигнализатора затраливания контактного трала позволяет повысить достоверность информации о факте перерезания минрепа контактным тралом, а если произойдет застревание мины в трале, то указывается место, где это застревание произошло.
Класс B63G7/04 параванного или подобного типа
Класс B63G7/00 Траление мин; корабли, предназначенные для этих целей