устройство преобразования набегающего водного потока в электроэнергию
Классы МПК: | F03B9/00 Машины или двигатели с рабочим органом в виде бесконечной цепи F03B17/06 с использованием потока жидкости, например с подвижными створками |
Автор(ы): | Куканков Сергей Николаевич (RU), Колесников Сергей Владимирович (RU), Куканков Владислав Сергеевич (RU), Фомичев Максим Андреевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого МО РФ (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-05-15 публикация патента:
20.03.2014 |
Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано для преобразования энергии текущей среды в электрическую. Устройство преобразования набегающего водного потока в электроэнергию содержит судно, приводимое в движение гребным винтом, выполненное в виде катамарана, транспортер с валами 8 и бесконечной лентой с закрепленными на ней лопатками. Края ленты выполнены перфорированными. Валы 8 снабжены радиальными штырями, входящими в отверстия перфорации, и соединены с валом электрогенератора 3. Рабочий канал образован двумя транспортерами с бесконечными лентами на вертикальных валах 8 в вырезах корпуса 1 на каждом из полукорпусов катамарана ниже ватерлинии. Каждый из полукорпусов катамарана полностью огибается своей бесконечной лентой с закрепленными на ней лопатками, выполненными из материала с положительной плавучестью. В носовой подводной части корпуса 1 расположен водозаборник 6 с водоотводами в кормовую часть судна. В корпусе 1 расположены аккумуляторная батарея 2 с электродвигателем 5, имеющим привод на линии валов 8, и система управления 4. Изобретение направлено на повышение КПД, надежности работы и мощности силовой установки судна и попутное получение электроэнергии для различных потребителей. 2 ил.
Формула изобретения
Устройство преобразования набегающего водного потока в электроэнергию, содержащее судно, приводимое в движение гребным винтом, выполненное в виде катамарана, между полукорпусами которого образован рабочий канал, транспортер с валами и бесконечной лентой с закрепленными на ней лопатками, края ленты выполнены перфорированными, валы снабжены радиальными штырями, входящими в отверстия перфорации, и соединены с валом электрогенератора, отличающееся тем, что рабочий канал образован двумя транспортерами с бесконечными лентами на вертикальных валах в вырезах корпуса на каждом из полукорпусов катамарана ниже ватерлинии, каждый из полукорпусов катамарана полностью огибается своей бесконечной лентой с закрепленными на ней лопатками, выполненными из материала с положительной плавучестью, в носовой подводной части корпуса расположен водозаборник с водоотводами в кормовую часть судна, кроме того, в корпусе расположены аккумуляторная батарея с электродвигателем, имеющим привод на линии валов, и система управления.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано для преобразования энергии текущей среды в электрическую.
Наиболее близкой по технической сущности к заявленному изобретению является гидроэлектрическая установка по SU 1474317 A1, 23.04.1989, содержащая судно, выполненное в виде катамарана, между полукорпусами которого образован рабочий канал, размещенный в последнем транспортер с валами, установленными на корпусах, и бесконечной лентой с закрепленными на ней лопатками, и электрогенераторы, кинематически связанные с валом транспортера, лопатки размещены двумя рядами вдоль ленты в шахматном порядке, а длина каждой лопатки равна половине ширины ленты. Края ленты выполнены перфорированными, валы снабжены радиальными штырями, входящими в отверстия перфорации.
Недостатком этого устройства является ограниченность использования на быстром течении реки, на перекате, на участке реки или необходимость создания искусственных гидросооружений (насыпанных полузапруд, дамб и т.п.). Также невозможно использовать получаемую кинетическую и электрическую энергию для работы движителей.
Задачей изобретения является создание устройства преобразования набегающего водного потока в электроэнергию, позволяющего получать электроэнергию на стоянке (у пирса или на якоре) или при движении судна, создавая за счет набегающей в водозаборник воды толкающую силу и за счет изливания воды в кормовой части из водоотводов реактивную тягу, направленную по ходу движения судна, увеличивающую КПД винта за счет поступления большего потока воды на гребные винты, повышение надежности работы и мощности силовой установки судна и попутное получение электроэнергии для различных потребителей.
Требуемый технический результат достигается тем, что устройство преобразования набегающего водного потока в электроэнергию, содержащее судно, приводимое в движение гребным винтом, выполненное в виде катамарана, между полукорпусами которого образован рабочий канал, транспортер с валами и бесконечной лентой с закрепленными на ней лопатками, края ленты выполнены перфорированными, валы снабжены радиальными штырями, входящими в отверстия перфорации, и соединены с валом электрогенератора, согласно изобретению рабочий канал образован двумя транспортерами с бесконечными лентами на вертикальных валах в вырезах корпуса на каждом из полукорпусов катамарана ниже ватерлинии, каждый из полукорпусов катамарана полностью огибается своей бесконечной лентой с закрепленными на ней лопатками, выполненными из материала с положительной плавучестью, в носовой подводной части корпуса расположен водозаборник с водоотводами в кормовую часть судна, кроме того, в корпусе расположены аккумуляторная батарея с электродвигателем, имеющим привод на линии валов, и система управления. Увеличивается КПД винта за счет поступления большего потока воды и создается дополнительное реактивное движение вперед. Вырабатываемая энергия поступает через систему управления потребителям, которые представлены системами электроснабжения судна или электродвигателями, кинетически соединенным с гребным винтом. Невостребованная электроэнергия накапливается на аккумуляторе.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на Фиг.1 представлен возможный вариант устройства преобразования набегающего водного потока в электроэнергию, которое содержит:
1 - корпус судна;
2 - аккумуляторную батарею;
3 - электрогенератор;
4 - систему управления;
5 - электродвигатель;
6 - водозаборник с водоотводами в кормовую часть судна;
7 - вырезы в корпусе для прохождения бесконечной ленты;
8 - валы транспортера.
На Фиг.2 представлен вид устройства преобразования набегающего водного потока в электроэнергию снизу, которое содержит:
1 - корпус судна;
6 - водозаборник с водоотводами в кормовую часть судна;
8 - валы транспортера;
9 - бесконечную ленту с лопатками;
10 - лопатки.
Устройство преобразования набегающего водного потока в электроэнергию работает следующим образом. При движении судна, движимого гребным винтом, набегающий водный поток взаимодействует с лопатками 10, вызывая перемещение ленты 9, края которой выполнены перфорированными, вращение валов транспортеров 8, снабженных радиальными штырями, входящими в отверстия перфорации. Валы транспортера 8 соединены с валом электрогенератора 3. Вращение вала транспортера 8 передается на ротор электрогенератора 3, вырабатывающего электроэнергию, передающуюся через систему управления 4 потребителям, которые представлены системами электроснабжения судна или электродвигателями 5, кинетически соединенными с гребным винтом. Невостребованная электроэнергия накапливается на аккумуляторе 2.
Прохождение лопаток 10 через рабочий канал между двумя полукорпусами судна катамарана приводит в движение воду, поступающую в водозаборник 6 и вызывающую дополнительную силу по ходу движения судна. Под напором поступающей воды по водоотводам вода поступает в корму судна и, изливаясь, создает дополнительное реактивное движение, толкая судно вперед.
В зависимости от объема производимой и накопленной электроэнергии возможно частичная или полная остановка главного двигателя. Поддержание необходимых параметров движения судна будет осуществляться за счет работы устройства преобразования набегающего водного потока в электроэнергию и работу электродвигателей.
При стоянке на якоре судно превращается в плавучую электростанцию, продолжая вырабатывать электроэнергию и используя ее по мере необходимости.
При нахождении у пирса и невозможности в полной мере использовать все плюсы предложенного изобретения полукорпус, удаленный от берега, будет способен вырабатывать электроэнергию в полной мере.
Класс F03B9/00 Машины или двигатели с рабочим органом в виде бесконечной цепи
Класс F03B17/06 с использованием потока жидкости, например с подвижными створками