способ коррекции психических состояний и зависимостей
Классы МПК: | A61M21/00 Прочие способы и устройства, вызывающие изменения в состоянии сознания; устройства для усыпления или прерывания сна механическими, оптическими или акустическими средствами, например для гипноза |
Патентообладатель(и): | Данильчук Юлия Юрьевна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-02-28 публикация патента:
20.05.2014 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии и психопрофилактике психических состояний и зависимостей. Проводят психотерапию после предварительного сбора анамнеза и психодиагностического исследования в ситуации «специалист-посетитель» в течение семи сеансов. На первом аналитическом сеансе устанавливают степень и характер мотивации, проводят схематическое ознакомление посетителя с сеансами предлагаемой психотерапии. На втором сеансе предлагают вспомнить чувства страха и избавиться от них путем опрос-отработки страхов последовательно всех периодов жизни, при котором посетителю предлагают карточки, на каждой из которых он записывает ответы на задаваемые специалистом вопросы, а сверху ответов посетитель рисует солнце. После чего рвет карточки и сжигает их, а на одной чистой карточке специалист рисует солнце и дарит посетителю. На третьем сеансе предлагают вспомнить чувства обиды и избавиться от них путем опрос-отработки обид последовательно всех периодов жизни, при котором посетителю предлагают последовательно вспоминать каждую обиду и последовательно надувать воздушный шар, представляя его в качестве контейнера для каждой отдельной обиды. Затем посетителю предлагают написать на каждом воздушном шаре обращение к обидчикам с просьбой простить, затем воздушные шары кладут на пол и посетитель в веселой форме прощается с обидами посредством последовательного лопания каждого воздушного шара, садясь на него. На четвертом сеансе определяют умение посетителя акцентировать внимание на своем внутреннем недолюбленном ребенке, поставленных задачах, целях, проблемах, степени их достижения, необходимости и специфичности дальнейших усилий, при этом проводят отработку с применением зеркала. Затем специалист обучает посетителя расслаблению: с повязкой на глазах и в темноте посетитель двигается под музыку в пространстве, выполняя релаксирующие движения, с последующим выполнением такого упражнения в домашних условиях. На пятом сеансе выявляют заниженную самооценку посетителя своей личности, с использованием красок и бумаги рисует автопортрет внутреннего недолюбленного ребенка в том пространстве, в котором он чувствует себя уверенно. На шестом сеансе проводят аромопсихокоррекцию, с релаксирующим массажем. На седьмом сеансе проводят фотопсихокоррекцию. Проводят контроль эффективности коррекции психического состояния по телефону или лично. Способ позволяет повысить эффективность процесса коррекции психических состояний и зависимостей за короткий срок за счет повышения степени организованности личности и увеличения личностного потенциала, что выражается в росте способности к принятию личной ответственности, к осмысленной борьбе с привычками и стереотипами, сохранению психологической устойчивости в стрессовых ситуациях. 1 пр.
Формула изобретения
Способ коррекции психических состояний и зависимостей, включающий проведение психотерапии после предварительного сбора анамнеза и психодиагностического исследования, отличающийся тем, что способ проводят в ситуации «специалист-посетитель» в течение семи сеансов, на первом аналитическом сеансе устанавливают степень и характер мотивации, выявляют индивидуальный когнитивно-поведенческий стиль реагирования на негативные психотравмирующие факторы, проводят схематическое ознакомление посетителя с сеансами предлагаемого способа, посетителю назначают время проведения последующих сеансов, длительность первого сеанса составляет 20-30 минут; на втором сеансе посетителю предлагают вспомнить чувства страха и избавиться от них путем опрос-отработки страхов последовательно всех периодов жизни, начиная с раннего периода жизни до школьного, со школьного периода до студенческого, с периода взрослой жизни по сегодняшний день, при котором посетителю предлагают карточки, на каждой из которых он записывает ответы на задаваемые специалистом вопросы, а сверху ответов посетитель рисует солнце, после чего рвет карточки и сжигает их, а на одной чистой карточке специалист рисует солнце и дарит посетителю, длительность второго сеанса составляет 90-150 минут; на третьем сеансе посетителю предлагают вспомнить чувства обиды и избавиться от них путем опрос-отработки обид последовательно всех периодов жизни, начиная с раннего периода жизни до школьного, со школьного периода до студенческого, с периода взрослой жизни по сегодняшний день, при котором посетителю предлагают последовательно вспоминать каждую обиду и последовательно надувать воздушный шар, представляя его в качестве контейнера для каждой отдельной обиды, затем посетителю предлагают написать на каждом воздушном шаре обращение к обидчикам с просьбой простить и пожелать: «прости, прощаю, пожелание», затем воздушные шары кладут на пол и посетитель в веселой форме прощается с обидами посредством последовательного лопания каждого воздушного шара, садясь на него, длительность третьего сеанса составляет 60-120 минут; на четвертом сеансе определяют умение посетителя акцентировать внимание на своем внутреннем недолюбленном ребенке, поставленных задачах, целях, проблемах, степени их достижения, необходимости и специфичности дальнейших усилий, при этом проводят отработку с применением зеркала, в которое посетитель смотрит на свое отражение и при этом последовательно и эмоционально повторяет за специалистом обращение к родителям с пожеланиями оптимизма, любви и заботы, обращение к своему отражению - внутреннему недолюбленному ребенку, затем посетитель получает домашнее задание, по которому он ежедневно утром и вечером должен обращаться к своему внутреннему недолюбленному ребенку с пожеланиями оптимизма, любви и заботы и купить своему внутреннему недолюбленному ребенку в подарок игрушку, затем специалист обучает посетителя расслаблению: с повязкой на глазах и в темноте посетитель двигается под музыку в пространстве, выполняя релаксирующие движения, затем посетитель получает еще одно домашнее задание, по которому он должен периодически повязывать повязку на глаза и в темноте двигаться под музыку в пространстве, выполняя релаксирующие движения, длительность четвертого сеанса составляет 60-90 минут; на пятом сеансе выявляют заниженную самооценку посетителя своей личности, при этом посетитель с использованием красок и бумаги рисует автопортрет внутреннего недолюбленного ребенка в том пространстве, в котором он чувствует себя уверенно, затем посетитель рисует абстрактную картинку, после чего посетитель получает домашнее задание: ведение дневника и чтение литературы, направленной на повышение самооценки, длительность пятого сеанса составляет 60-90 минут; на шестом сеансе проводят аромопсихокоррекцию, при этом посетитель самостоятельно делает выбор аромата для проведения общего релаксирующего массажа специалистом; на седьмом сеансе проводят фотопсихокоррекцию, при этом посетитель самостоятельно делает выбор разноплановой одежды для проведения фотосессии с музыкальным сопровождением, общая длительность семи сеансов составляет 7 дней с интервалом в 2-3 дня, затем через 1-3 месяца проводят контроль эффективности коррекции психического состояния по телефону или лично.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и психопрофилактике.
Известен способ Н.П. Захарова психотерапии депрессивных состояний, включающий анализ анамнеза, с выявлением эмоционального состояния пациента и последующей его коррекцией, отличающийся тем, что при анализе анамнеза и личностно-психологических особенностей выявляют индивидуальный когнитивно-поведенческий стиль реагирования на негативные психотравмирующие факторы, вызывающий депрессию, и при его наличии выстраивают иерархическую шкалу удовольствий, при этом каждую позицию определяют в баллах, где в 5 баллов оценивают способность фактора приносить максимальное удовольствие, проводят рациональную психотерапию, затем лечебно-корригирующее суггестивное воздействие, формируя мотивацию к антидепрессивному когнитивно-поведенческому стилю, после чего с помощью суггестии и тренингов поэтапно проводят обучение пациента приемам психологического самовоздействия, при этом на первом этапе осваивают комплекс приемов, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния в ситуации "здесь и сейчас", включающих вчувствование по всем каналам сенсорного восприятия в состояние факторов внешней среды и собственного состояния, регистрацию возникших при этом ощущений и эмоций, при этом эмоциональное состояние оценивают по пятибалльной шкале, в которой в 5 баллов оценивают очень хорошее состояние, в 1 балл - очень плохое, объективную оценку негативных факторов и отводят им реальное место в иерархической шкале возможных психотравм, позитивную интерпретацию зарегистрированных неприятных ощущений, пролонгирование и вербализацию позитивных ощущений и эмоций, подкрепляют их адекватной мимикой и пантомимикой, а на втором этапе осваивают приемы, включающие ретроспективную аккумуляцию радости, усиление степени приятных ощущений путем отсрочки исполнения желаний, получение удовольствия по контрасту, как переживание положительной эмоции вслед за отрицательной, индукцию радости, адекватные гедонистические поступки и акции с использованием иерархической шкалы удовольствий, при этом балльное значение этой акции должно зеркально отражать эмоциональное состояние пациента, курс лечения включает в себя 3-10 сеансов с параллельным назначением контролируемых домашних заданий, обеспечивающих хорошее настроение (патент RU № 2289435, 2004).
Наиболее близким к заявляемому способу является способ коррекции психических состояний и лечения невротических расстройств и патологических зависимостей, включающий проведение психотерапии, способ состоит из трех циклов, во время первого аналитического цикла осуществляют сбор анамнеза, проводят психодиагностическое исследование, определяют психосоматический статус и устанавливают этиологию патологического психического или психосоматического расстройства, затем осуществляют исследование психической наследственности путем установления наследственно-родовых факторов возникновения расстройства и механизмов его формирования в межличностных семейных отношениях, при этом проводят анализ значимых событий и сравнительный анализ с осознанием пациентом причинно-следственных связей в возникновении и формировании патологических состояний с дестабилизацией стереотипов его восприятия и реагирования; после этого во время второго личностно-коррекционного цикла с учетом результатов аналитического цикла осуществляют формирование новых свойств личности, изменяют тип мышления и стереотипы реагирования на воздействие социальной среды, при этом на завершающих этапах второго цикла осуществляют анализ происходящих изменений с оценкой жизненных позиций пациента; затем на третьем коммуникативно-коррекционном цикле, опираясь на результаты личностно-коррекционного цикла, осуществляют коррекцию системы взаимоотношений пациента с его социальным окружением, при этом проводят анализ его взаимоотношений в аспекте ценностных ориентации, а коррекцию осуществляют с осознанием механизмов формирования внутригруппового статуса пациента и связанного с ним его "Я-образа"(патент RU № 2276999, 2004).
Задачей предлагаемого способа является увеличение эффективности процесса коррекции психических состояний и зависимостей и уменьшение срока его проведения.
Технический результат, достигаемый при использовании заявленного изобретения, заключается в повышении эффективности процесса коррекции психических состояний и зависимостей за короткий срок.
Заявляемое изобретение решает задачу устранения зависимостей и социальных, межличностных и интраличностных проблем человека, возникших в результате психических состояний.
Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, заключается в повышении эффективности процесса коррекции психических состояний и зависимостей за счет повышения степени организованности личности и увеличения личностного потенциала, что выражается в росте способности к принятию личной ответственности, к осмысленной борьбе с привычками и стереотипами, сохранению психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.
Заявляемый способ коррекции психических состояний и зависимостей включает проведение психотерапии после предварительного сбора анамнеза и психодиагностического исследования.
Заявляемый способ отличается тем, что способ проводят в ситуации «специалист-посетитель» в течение семи сеансов, на первом аналитическом сеансе устанавливают степень и характер мотивации, выявляют индивидуальный когнитивно-поведенческий стиль реагирования на негативные психотравмирующие факторы, проводят схематическое ознакомление посетителя с сеансами предлагаемого способа, посетителю назначают время проведения последующих сеансов, длительность первого сеанса составляет 20-30 минут; на втором сеансе посетителю предлагают вспомнить чувства страха и избавиться от них путем опрос-отработки страхов последовательно всех периодов жизни, начиная с раннего периода жизни до школьного, со школьного периода до студенческого, с периода взрослой жизни по сегодняшний день, при котором посетителю предлагают карточки, на каждой из которых он записывает ответы на задаваемые специалистом вопросы, а сверху ответов посетитель рисует солнце, после чего рвет карточки и сжигает их, а на одной чистой карточке специалист рисует солнце и дарит посетителю, длительность второго сеанса составляет 90-150 минут; на третьем сеансе посетителю предлагают вспомнить чувства обиды и избавиться от них путем опрос-отработки обид последовательно всех периодов жизни, начиная с раннего периода жизни до школьного, со школьного периода до студенческого, с периода взрослой жизни по сегодняшний день, при котором посетителю предлагают последовательно вспоминать каждую обиду и последовательно надувать воздушный шар, представляя его в качестве контейнера для каждой отдельной обиды, затем посетителю предлагают написать на каждом воздушном шаре обращение к обидчикам с просьбой простить и пожелать: «прости, прощаю, пожелание», затем воздушные шары кладут на пол и посетитель в веселой форме прощается с обидами посредством последовательного лопания каждого воздушного шара, садясь на него, длительность третьего сеанса составляет 60-120 минут; на четвертом сеансе определяют умение посетителя акцентировать внимание на своем внутреннем недолюбленном ребенке, поставленных задачах, целях, проблемах, степени их достижения, необходимости и специфичности дальнейших усилий, при этом проводят отработку с применением зеркала, в которое посетитель смотрит на свое отражение и при этом последовательно и эмоционально повторяет за специалистом обращение к родителям с пожеланиями оптимизма, любви и заботы, обращение к своему отражению - внутреннему недолюбленному ребенку, затем посетитель получает домашнее задание, по которому он ежедневно утром и вечером должен обращаться к своему внутреннему недолюбленному ребенку с пожеланиями оптимизма, любви и заботы и купить своему внутреннему недолюбленному ребенку в подарок игрушку, затем специалист обучает посетителя расслаблению: с повязкой на глазах и в темноте посетитель двигается под музыку в пространстве, выполняя релаксирующие движения, затем посетитель получает еще одно домашнее задание, по которому он должен периодически повязывать повязку на глаза и в темноте двигаться под музыку в пространстве, выполняя релаксирующие движения, длительность четвертого сеанса составляет 60-90 минут; на пятом сеансе выявляют заниженную самооценку посетителя своей личности, затем посетитель с использованием красок и бумаги рисует автопортрет внутреннего недолюбленного ребенка в том пространстве, в котором он чувствует себя уверенно, затем посетитель рисует абстрактную картинку, после чего посетитель получает домашнее задание: ведение дневника и чтение литературы, направленной на повышение самооценки, длительность пятого сеанса составляет 60-90 минут; на шестом сеансе проводят аромопсихокоррекцию, при этом посетитель самостоятельно делает выбор аромата для проведения общего релаксирующего массажа специалистом; на седьмом сеансе проводят фотопсихокоррекцию, при этом посетитель самостоятельно делает выбор разноплановой одежды для проведения фотосессии с музыкальным сопровождением, общая длительность семи сеансов составляет 7 дней с интервалом в 2-3 дня, затем через 1-3 месяца проводят контроль эффективности коррекции психического состояния по телефону или лично.
Сущность способа поясняется конкретным примером его выполнения. В качестве примера привожу следующий случай.
Пример.
Посетительница Д., 32 года, педагог, обратилась за психотерапевтической помощью по поводу нестабильного психического состояния.
На первом аналитическом сеансе установлена высокая степень желания изменить свою жизнь и характер мотивации, состоящий в отвлечении от грустных мыслей. Выявлен индивидуальный когнитивно-поведенческий стиль реагирования на негативные психотравмирующие факторы: страх, обида, ощущение недолюбленности в детстве родителями. Знакомят посетительницу с сеансами предлагаемого способа. Четко и внятно специалист объясняет посетительнице, что эффективность способа связана с активным сотрудничеством посетительницы и специалиста. Ответственность за достигнутый результат делится между специалистом и посетительницей. Назначают время проведения последующих сеансов. Длительность первого сеанса составила 25 минут.
На втором сеансе выяснилось, что чувство страха появилось в семье, т.к. отец был директором школы, целиком поглощенный работой. Мать отличалась тревожными чертами характера, часто волновалась по пустякам. Была единственным ребенком в семье. В школе и университете училась хорошо. В 24 года вышла замуж. Личная жизнь складывается неудачно. Муж с первых дней совместной жизни ревнует ее, следит за ней, устраивает скандалы. Детей не имеет. Работает много и с увлечением, никогда не считается со временем, часто задерживается на работе. Посетительнице предлагают вспомнить чувства страха и избавиться от них путем опрос-отработки страхов. Специалист дает посетительнице карточки и предлагает записывать на каждой карточке ответ на задаваемые специалистом вопросы, в которых перечисляются страхи: темноты, боли, мамы, папы, спать или быть дома одному и т.д., страхи детства и постепенно переходим к страхам в школе, в юности, во взрослой жизни. Посетительница пишет ответ на каждый вопрос на отдельной карточке. Если какой-то страх откликается у посетительницы, она его выписывает. Данный сеанс позволяет избавиться от страхов и увидеть их количество, что очень удивляет многих посетителей. У посетительницы получилось 37 страхов. Страхи были следующие: детские (темноты, сна в одиночестве, резких звуков, собак, мышей, папы, скандалов, вины, наказания, ненужности, боли, стоматологов, быть брошенной); страхи, связанные со школьными годами (страх плохих оценок, ответа у доски, экзаменов, математики, быть не принятой в коллективе, страх комплексов подростков, страх мальчиков, а именно: знакомиться, дружить); страхи взрослой жизни (обмана, предательства, измены, непонимания, страх отказа, страх обидеть, ответственности, нереализованности, болезни, родов, за ребенка, быть брошенной, сказать правду в глаза, аварии, будущего, страх быть самой собой). Сверху ответа посетительница на каждой карточке рисует солнце. Рвет карточки с ответами на поставленные вопросы и солнцем, затем сжигает их. На одной чистой карточке специалист рисует только солнце и дарит посетительнице. Длительность второго сеанса составила 120 минут.
На третьем сеансе выяснилось, что чувство обид появилось в детстве, затем усилилось во время неудачного брака. Посетительнице предлагают вспомнить чувства обид и избавиться от них путем опрос-отработки обид. Посетительница последовательно вспоминает каждую обиду с самого детства и по настоящее время и последовательно надувает воздушный шар, представляя его в качестве контейнера для каждой отдельной обиды. Затем посетительница пишет на каждом отдельном надутом обидой воздушном шаре обращение к каждому обидчику, просьбу простить и пожелать ему: прости, прощаю, пожелание. Посетительница надула 28 шаров с обидами, из них 5 - на отца, 4 - на мужа, 1 - на маму, 1 - на школьные годы, 1 - на студенческие годы, 1 - на первую любовь, 3 - на всех мужчин, 2 - на подруг, 3 - на коллег по работе, 5 - на себя. На каждом шаре писала: прости, прощаю, всех благ. Так на шаре с обидой на отца написала: папа, я тебя люблю, прости, прощаю, принимаю тебя таким, какой ты есть, я твоя дочь, желаю счастья, мира в душе. На шаре, который выдувала на себя, написала: Д., прости меня за все. Я тебя люблю, все будет так, как ты захочешь, у тебя все получится! Также пишет на шаре то, что она хотела сказать обидчику лично. Затем воздушные шары кладут на пол, и посетительница весело прощается со своими обидами, садясь на каждый шар и лопая его. Длительность третьего сеанса составила 90 минут.
На четвертом сеансе выяснилось, что посетительница с детства чувствует себя недолюбленным ребенком, это чувство недолюбленности усилилось неудачным браком. Освобождение посетительницы от эмоционального груза внутреннего недолюбленного ребенка проводят с помощью зеркала, в которое посетительница смотрит на свое отражение и последовательно и эмоционально повторяет за специалистом обращение к родителям с пожеланиями оптимизма, любви и заботы. Этот сеанс дает посетительнице состояние целостности, она понимает, что не одинока, она сама себе с этого момента и папа, и мама. Специалист дает посетительнице домашнее задание повторять эти упражнения ежедневно утром и вечером, а также купить себе - своему внутреннему недолюбленному ребенку подарок - игрушку. Посетительница купила большого зайца. Игрушка дает состояние радости и душевного равновесия. Когда ребенку плохо, он прижимает к себе игрушку и успокаивается. Затем специалист обучает посетительницу расслаблению: с повязкой на глазах и при отсутствии освещения двигаться под музыку в пространстве, выполняя релаксирующие танцевальные движения, а именно спонтанный танец. Задача специалиста научить посетительницу расслабляться, слышать свое тело изнутри. Во время танца посетительница сначала чувствовала себя скованно, неуверенно, но затем постепенно она стала расслабляться, движения становились более уверенными и плавными, женщина смогла полностью расслабиться. Танец напоминал полет птицы, уверенной в себе. Длительность четвертого сеанса составила 75 минут.
На пятом сеансе выясняется заниженная самооценка посетительницы своей личности. Освобождение посетительницы от эмоционального груза заниженной самооценки проводят с использованием красок и бумаги, на бумаге посетительница красками выбранного ею цвета рисует автопортрет внутреннего недолюбленного ребенка в том пространстве, в котором она чувствует себя уверенно. Задание дается нарисовать рисунок с позиции ребенка, а не взрослого человека. Посетительница нарисовала себя в возрасте 5 лет в красивом платье. Она стоит на зеленой полянке, где много цветов, дом, собака. Светит яркое солнце, летают птички. Затем посетительница рисует абстрактную картинку. Посетительнице было дано задание выбрать краски по цвету, которые она хочет использовать для рисунка. Она выбрала 4 цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Красный цвет повышает внутреннюю энергию, либидо (половое влечение). Желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Зеленый цвет располагает к цельности и любви. Это цвет эмоциональных взаимоотношений. Синий цвет вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение. Этот цвет исцеляет от болезненных воспоминаний, помогает справиться с эмоциональными потрясениями, способствует вдохновению, замечательный очиститель. Затем было дано задание выбрать центральный цвет. Рисунок начинается с одного центрального цвета и плавно переходит из одного центрального цвета в другой цвет и т.д. При этом посетительница сама интуитивно выбирает переход цвета. В результате получилась картинка, которая в цветовом варианте гармонизирует состояние посетительницы. Посетительнице дано задание расположить данную картинку дома в том месте, где она чаще всего находится. Со временем можно поменять цветовую гамму и нарисовать другой рисунок. Специалист дает посетительнице домашнее задание: вести дневник и читать рекомендованную литературу, направленную на повышение самооценки. С учетом того, что посетительница недолюбленная, с заниженной самооценкой, специалистом было предложено прочитать книги автора Н. Правдиной «Я люблю себя», «Я люблю секс», Экхарт Толе "Сила момента сейчас" (перевод с английского Николая Лаврентьева). Длительность пятого сеанса составила 75 минут.
На шестом сеансе специалист проводит аромопсихокоррекцию, посетительница самостоятельно выбрала в качестве аромата для проведения массажа масло апельсина, иланг-иланг, кедра. Специалист проводит посетительнице общий релаксирующий массаж с использованием выбранных аромомасел. Массаж помогает расслабиться на физическом уровне, а при помощи аромомасла - на эмоциональном уровне. Масло апельсина снимает депрессию, усталость, тонизирует. Повышает оптимизм, веру в свои силы, обаяние. Иланг-иланг снимает эмоциональное напряжение, избавляет от страха, беспокойства, гнева, вызывает чувство любви, уверенности, стимулирует творческий потенциал, интуицию, эротический стимулятор. Кедр - мощный адаптоген, повышает умственную и физическую активность, восстанавливает энергетический баланс, устраняет нервозность, чувство растерянности. На седьмом сеансе специалист проводит фотопсихокоррекцию, в которую входит проведение фотосессии с музыкальным сопровождением. Посетительница самостоятельно выбрала и принесла одежду для фотосессии. Одежда была легкая: купальник, сарафан, туника, шляпа. К концу сеанса посетительница выразила желание фотографироваться в полуобнаженном виде.
Общая длительность семи сеансов составила 7 дней с интервалом в 2 дня. Через 2 месяца посетительница позвонила и сообщила о своем хорошем настроении и о положительных переменах в жизни. У нее появилось чувство уверенности, а также наладились отношения с родителями. С мужем переживают волну новых отношений, ждут ребенка. На работе произошло повышение по должности и увеличение заработной платы. Самое главное, она научилась радоваться всему, что происходит в ее жизни.
Практическое использование предлагаемого способа позволяет повышать степень адаптации посетителей за счет устранения социальных, межличностных и интраличностных проблем. Заявляемый способ прост в применении.
Класс A61M21/00 Прочие способы и устройства, вызывающие изменения в состоянии сознания; устройства для усыпления или прерывания сна механическими, оптическими или акустическими средствами, например для гипноза