жаропрочный порошковый сплав на основе никеля, стойкий к сульфидной коррозии и изделие, изготовленное из него
Классы МПК: | C22C1/04 порошковой металлургией C22C19/05 с хромом |
Автор(ы): | Синявский Владимир Сергеевич (RU), Александрова Татьяна Васильевна (RU), Востриков Алексей Владимирович (RU), Гриц Нина Михайловна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Всероссийский институт легких сплавов" (ОАО "ВИЛС") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-05-24 публикация патента:
20.05.2014 |
Изобретение относится к области металлургии, в частности к жаропрочным порошковым сплавам на основе никеля, обладающим повышенным сопротивлением к сульфидной коррозии, и может быть использовано для изготовления деталей газотурбинных двигателей. Сплав содержит, мас.%: углерод 0,02-0,10, хром 9,0-11,0, кобальт 14,0-16,0, вольфрам 4,2-5,8, молибден 4,5-5,0, титан 3,0-3,9, алюминий 3,2-4,5, ниобий 2,5-3,5, гафний 0,05-0,5, бор 0,005-0,05, цирконий 0,001-0,05, магний 0,001-0,05, скандий 0,001-0,05, марганец 0,001-0,5, кремний 0,001-0,5, железо 0,001-1,0, никель остальное, при этом суммарное содержание титана, молибдена, ниобия не ниже содержания хрома. Сплав характеризуется высокими характеристиками жаропрочности, стойкости к сульфидной коррозии и сопротивления МЦУ в условиях воздействия агрессивной среды. 2 н.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.
Формула изобретения
1. Жаропрочный порошковый сплав на основе никеля, стойкий к сульфидной коррозии и имеющий повышенное сопротивление малоцикловой усталости (МЦУ) в условиях воздействия агрессивной среды, содержащий хром, кобальт, вольфрам, молибден, титан, алюминий, ниобий, гафний, бор, цирконий, магний, марганец, кремний, железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит углерод и скандий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод | 0,02-0,10 |
Хром | 9,0-11,0 |
Кобальт | 14,0-16,0 |
Вольфрам | 4,2-5,8 |
Молибден | 4,5-5,0 |
Титан | 3,0-3,9 |
Алюминий | 3,2-4,5 |
Ниобий | 2,5-3,5 |
Гафний | 0,05-0,5 |
Бор | 0,005-0,05 |
Цирконий | 0,001-0,05 |
Магний | 0,001-0,05 |
Скандий | 0,001-0,05 |
Марганец | 0,001-0,5 |
Кремний | 0,001-0,5 |
Железо | 0,001-1,0 |
Никель | Остальное |
при этом суммарное содержание титана, молибдена, ниобия не ниже содержания хрома.
2. Изделие, изготовленное из жаропрочного порошкового сплава на основе никеля, стойкого к сульфидной коррозии и имеющего повышенное сопротивление малоцикловой усталости (МЦУ) в условиях воздействия агрессивной среды, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по п.1.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к жаропрочным никелевым сплавам. Может использоваться в газотурбинных двигателях (ГТД) для изготовления тяжело нагруженных деталей, работающих при повышенных температурах.
Известен сплав на основе никеля, в котором для повышения коррозионной стойкости в кислых средах использован способ легирования медью (Патент РФ № 2097439, C22C 19/05, 1995 г. «Коррозионностойкий сплав, способ повышения коррозионной стойкости и обработанный давлением продукт»). Состав сплава в мас.%:
Хром | 22,0-24,5 |
Молибден | 14,0-18,0 |
Медь | 1,0-3,5 |
а также в вариантах сплава - Fe от 0,3 до 5,0; Mn от 0,1 до 2,0; Al от 0,15 до 0,5; C от 0,006 до 0,015; W от 0,27 до 0,5; Co от 0,1 до 2,0; Si от 0,02 до 0,1; Mg до 0,1; Ca до 0,05; N от 0,06 до 0,15.
Для этого сплава характерны низкие значения механических свойств, хорошая коррозионная стойкость в кислых средах и низкое сопротивление сульфидной коррозии (СК) в условиях работы тяжело нагруженных деталей при повышенных температурах.
Известен также жаропрочный никелевый сплав, предназначенный для тяжелонагруженных деталей, работающих при повышенных температурах.
Его состав (в мас.%):
Углерод | 0,02-0,10 |
Хром | 9,0-11,0 |
Кобальт | 14,0-16,0 |
Вольфрам | 5,2-6,8 |
Молибден | 3,0-3,9 |
Титан | 3,0-3,9 |
Алюминий | 3,2-4,5 |
Ниобий | 1,2-2,4 |
Гафний | 0,05-0,5 |
Бор | 0,005-0,05 |
Цирконий | 0,001-0,05 |
Магний | 0,001-0,05 |
Марганец | 0,001-0,5 |
Кремний | 0,001-0,5 |
Железо | 0,001-1,0 |
Никель | Остальное |
(Патент РФ 2294393 С22С 19/05, 2006 г. «Жаропрочный порошковый сплав на основе никеля.» - прототип).
Недостатком этого сплава является пониженное сопротивление сульфидной коррозии и существенное снижение его сопротивления малоцикловой усталости (МЦУ), являющейся основным показателем степени коррозионного поражения материала.
Предлагаемое изобретение направлено на разработку системы легирования никелевого сплава, повышающей сопротивление СК, и создание сплава с высоким сопротивлением СК и МЦУ при одновременном воздействии СК.
Существо его заключается в том, что в состав сплава вводится скандий, а также регламентируется суммарное содержание элементов (титан, молибден, ниобий), которое должно быть не ниже содержание хрома в сплаве. Введение скандия одновременно с регламентацией указанных элементов способствует повышению коррозионной стойкости оксидной пленки, образующейся в процессе испытаний или эксплуатации и тормозящей развитие малоцикловой усталости.
Состав сплава имеет следующее соотношение компонентов (в мас.%):
Углерод | 0,02-0,10 |
Хром | 9,0-11,0 |
Кобальт | 14,0-16,0 |
Вольфрам | 4,2-5,8 |
Молибден | 4,5-5,0 |
Титан | 3,0-3,9 |
Алюминий | 3,2-4,5 |
Ниобий | 2,5-3,5 |
Гафний | 0,05-0,5 |
Бор | 0,005-0,05 |
Цирконий | 0,001-0,05 |
Магний | 0,001-0,05 |
Скандий | 0,001-0,05 |
Марганец | 0,001-0,5 |
Кремний | 0,001-0,5 |
Железо | 0,001-1,0 |
Никель | Остальное |
Предлагаемый на этой основе сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит скандий и имеет повышенное содержание молибдена и ниобия, что связано с необходимостью во всех случаях выдерживать в составе сплава соотношение: Mo+Nb+Ti>Cr. Для сохранения весовых характеристик сплава и снижения потерь в его технологичности при изготовлении продукта также несколько уменьшено содержание вольфрама по сравнению с прототипом.
Технический результат - повышение стойкости к сульфидной коррозии и сопротивления малоцикловой усталости при одновременном воздействии сульфидной среды. При этом сопротивление малоцикловой усталости в сульфидной среде вследствие одновременного формирования оксидной пленки типа шпинелей с высокими антикоррозионными свойствами больше, чем на воздухе.
Пример
Методом порошковой металлургии была изготовлена заготовка диска ГТД из сплава предлагаемого состава (в мас.%):
Углерод | 0,06 |
Хром | 10,0 |
Кобальт | 14,6 |
Вольфрам | 4,5 |
Молибден | 4,7 |
Титан | 3,8 |
Алюминий | 3,8 |
Ниобий | 3,3 |
Гафний | 0,1 |
Бор | 0,015 |
Цирконий | 0,01 |
Магний | 0,02 |
Скандий | 0,01 |
Марганец | 0,1 |
Кремний | 0,1 |
Железо | 0,05 |
Никель | Остальное |
Также было получено по такой же технологии аналогичное изделие из сплава состава прототипа, в котором было следующее содержание основных легирующих элементов: Cr - 9,7%; Мо - 3,4%; Ti - 3,2%; Nb - 1,8%; Со - 14,6%; W - 5,5%; Al -3,9%.
Полученные методом центробежного распыления порошки были засыпаны в стальные капсулы и скомпактированы в изделие методом ГИП (горячее изостатическое прессование) в газостате.
Коррозионные и механические свойства изделия из исследуемых сплавов представлены в таблице 1.
Таблица 1 | ||||||||||
Коррозионные и механические свойства изделия из сплавов | ||||||||||
Состав сплава | Сульфидная коррозия при 650°C | Механические свойства при 20°C | Малоцикловая усталость при 650°C, частота 1 Гц, напряжение 1120 МПа | |||||||
Скорость | Стойкость | Предел прочности, в | Предел текучести, 02 | Относительное удлинение, | Число циклов, n ср | Коэффициент влияния среды n ср среды/nср воздух | ||||
г/м2ч | мм/год | Баллы | Состояние | МПА | МПА | % | Испытания на воздухе | Испытания в агрессивной среде | ||
Предлагаемый | 0,010 | <0,01 | 3 | Весьма стойкое | 1515 | 1086 | 19,5 | 21285 | 40135 | 1,885 |
Прототип | 0,030 | <0,05 | 4 | Стойкое | 1500 | 1079 | 17,0 | 15845 | 7055 | 0,445 |
Из таблицы 1 видно, что сплав предлагаемого состава при рабочей температуре 650°C превосходит прототип по сопротивлению сульфидной коррозии в 3 раза, по сопротивлению малоцикловой усталости на воздухе в 1,35 раза, по сопротивлению малоцикловой усталости в сульфидной среде в 5,6 раза без снижения уровня механических свойств.
Таким образом, применение предлагаемого сплава для изготовления валов, дисков и других деталей газотурбинных двигателей позволит повысить их ресурс не менее чем в 1,5-2 раза.
Класс C22C1/04 порошковой металлургией